Установление систем оплаты труда учреждений: рекомендации на 2014 год

170
Колодин Игорь Александрович
эксперт по бюджетному учету, к. э. н.
Положение об установлении систем оплаты труда федеральных учреждений обновлено*. Кроме того, в текущем году при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

И.А. Колодин, эксперт по бюджетному учету

Положение об установлении систем оплаты труда федеральных учреждений обновлено*. Кроме того, в текущем году при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

* Положение об установлении систем оплаты труда... утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Поправки в него внесены постановлением Правительства РФ от 14 января 2014 г. № 20.

Единые рекомендации 2014 года

Структурно (по составу разделов и их названиям) Единые рекомендации 2014 года по сравнению с рекомендациями 2013 года не изменились (утверждены решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года и от 21 декабря 2012 года соответственно). В тоже время между их положениями имеется ряд весьма существенных отличий, обусловленных следующими факторами:
1) необходимость реализации так называемых майских указов Президента РФ и требований законодательных и нормативных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях в развитие названных указов;
2) вступление в силу практически в полном объеме нового Закона об образовании (с 1 сентября 2013 года);
3) дальнейшая проработка законодательной и нормативной базы в развитие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья...»;
4) изменение общих подходов в регулировании зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений – повышение значимости профстандартов, переориентация направления повышений оплаты труда (с увеличения сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера в пользу повышения должностных окладов и тарифных ставок и т. п.);
5) постепенный переход на трудовые отношения, основанные на положениях эффективного контракта.

Положение об установлении систем оплаты труда

Поправки, внесенные в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное приказом № 583 (далее – Положение № 583), вступают в силу 31 января.
Одним из основных изменений является распространение действия Положения № 583 на автономные учреждения.
Также Положение № 583 дополнено новым пунктом 2(1). Согласно ему, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности. Они утверждаются федеральными госорганами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом России.
Системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности. Их утверждают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя, также по согласованию с Минтрудом России.

Примерные положения для федеральных бюджетных и автономных учреждений носят рекомендательный характер, а для казенных учреждений – обязательный.

Рассмотрим те из изменений, связанных с принятием Единых рекомендаций 2014 года, а также с внесением поправок в Положение № 583, которые, на наш взгляд, являются наиболее значимыми для образовательных организаций.

Общие отличия новых рекомендаций от прошлогодних

В разделе IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» скорректированы нормы, регулирующие правила установления и изменения систем оплаты труда. Поправки касаются следующих моментов.
1. Документы, с учетом реализации положений которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда.
Этот список дополнен. Во-первых, Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, предполагается доведение к 2018 году средней зарплаты педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.
Во-вторых, в список добавлены отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожные карты») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, соцобслуживания населения, культуры, образования и науки ( подп. «а» п. 7 Единых рекомендаций 2014 года).

Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» утверждены приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21.

2. Показатели, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Одним из таких показателей является достигнутый уровень оплаты труда. В новых Единых рекомендациях уточнено ( подп. «в» п. 7), что этот показатель берется в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Росстата).
3. Процедуры, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Устанавливать и изменять системы оплаты труда рекомендовано с учетом совершенствования порядка установления окладов, ставок зарплаты путем перераспределения средств в ее структуре на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка. Цель такого перераспределения – повышение мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям. Его проводят с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, управляющих в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения профсоюзов.

Размер оклада

Установление окладов. Как прошлогодние, так и новые Единые рекомендации предусматривают установление размеров окладов (должностных окладов), ставок зарплаты с учетом обеспечения их дифференциации. Однако в 2013 году речь шла о различиях в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих. В новых Единых рекомендациях ( п. 11) дифференциация предусмотрена:

  • в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации;
  • в зависимости от сложности выполняемых работ;
  • на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп).

Аналогичные нормы предусмотрены в отношении окладов работникам региональных и муниципальных учреждений ( п. 33 Единых рекомендаций 2014 года).
Указание окладов в Положении об оплате труда. Такое Положение, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В нем нельзя использовать:

  • термины «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов;
  • ставки зарплаты, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными госорганами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что минимальные размеры окладов, указанные в примерных положениях, утвержденных отраслевыми и ведомственными органами управления, не являются обязательными к применению всеми учреждениями отрасли. Получается, что установление окладов или ставок в меньшем размере нарушением считаться не будет. Разумеется, при соблюдении иных ограничений по минимальному размеру зарплаты работника, установленных законодательными или нормативными актами общего действия.

Рекомендации в отношении положений об оплате труда в региональных и муниципальных учреждениях закреплены в пункте 35 Единых рекомендаций 2014 года.

Стимулирующие выплаты

Положения Единых рекомендаций, регулирующие общие правила установления размеров и осуществления выплат стимулирующего характера, дополнены ссылками на нормативные акты Минздрава России, Минтруда России и Минобрнауки России, принятые в 2013 году и устанавливающие принципы и подходы к разработке показателей и критериев эффективности работы. Таким образом, на уровне учреждений ранее разработанные локальные нормативные акты в части расчетов по выплатам стимулирующего характера (например, Положения о премировании) должны быть как минимум пересмотрены и уточнены с целью обеспечения соответствия требованиям нормативных актов (методических рекомендаций), упомянутых в пункте 16 Единых рекомендаций 2014 года.
А пунктом 5 Положения № 583 в новой редакции оговорено, что размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с пунктом 2(1) данного Положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Оплата труда руководящих работников

В раздел VI «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров» Единых рекомендаций внесены два изменения.
Во-первых, раздел дополнен пунктом 25, норма которого обязывает учреждения оформлять условия оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329.
Во-вторых, уточнен порядок определения предельного уровня зарплаты руководителя учреждения. Общее правило, в соответствии с которым предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, сохранено. При этом уточнено, что при определении соотношения учитывается зарплата руководителя и работников учреждения, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Предельный уровень соотношения зарплат (в кратности от 1 до 8) для руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения может быть увеличен по решению федерального органа (ГРБС), в ведении которого находится учреждение. Но только если оно включено в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ ( п. 9 Положения № 583).

А согласно новой редакции пункта 6 Положения № 583, размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.

Отраслевая специфика

Особенностям формирования систем оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений посвящен раздел IX Единых рекомендаций 2014 года. Внесенные в него изменения оказались не столь существенными, какими ожидались в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании. Вероятно, это связано с тем, что нормативная база в развитие отдельных положений Закона об образовании находится в стадии разработки. Отличия рекомендаций данного раздела от аналогичных норм Единых рекомендаций 2013 года можно свести к следующему.
Оговорено, что ставки заработной платы, установленные за 18, 24 часа преподавательской работы в неделю или за 720 часов преподавательской работы в год, являющейся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.
Несколько изменений перекликаются с нормами нового Закона об образовании. Так, в Единых рекомендациях 2014 года оговорено, что должностные оклады по должностям научно-педагогических работников вузов должны определяться с включением в них размеров надбавок за ученые степени не ниже размеров, действовавших по состоянию на 1 сентября 2013 года. Также определено, что размеры должностных окладов (ставок заработной платы) педработников устанавливаются с включением в них размера ежемесячной компенсации на книги и периодику не ниже размера, установленного по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Оговорено, что месячная зарплата учителей и других педработников, для которых установлены нормы часов преподавательской или педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, определяется с учетом фактического объема учебной нагрузки (названной работы).

Показатель рассчитывается путем умножения размеров установленных ставок зарплаты за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (преподавательской, педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку зарплаты.

Преподавателям профучреждений, структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профобразования, а также программы профобучения, для которых норма часов преподавательской работы установлена 720 часов в год, на начало учебного года устанавливается среднемесячная заработная плата. Ее рассчитывают путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Важно запомнить
Как и прежде, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8. Для руководителей некоторых учреждений предельный уровень может быть увеличен.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль