Новые системы оплаты труда

1520
Начиная с этого номера, мы будем знакомить наших читателей с теми нормативными документами, которые играют важную роль в деятельности бюджетных учреждений.

В последние годы для большинства бюджетников на первом месте среди других проблем остро стоял вопрос об уровне заработной платы. Поэтому главной темой первого номера этого года стало введение новых систем оплаты труда, которые должны быть разработаны и приняты в бюджетных учреждениях в течение 2008 г.

Введение новых систем оплаты труда основывается на постановлении Правительства РФ от 22.09.07 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”.

О постановлении Правительства РФ от 22.09.07 № 605

Согласно п. 4.1 Федерального закона от 04.02.99 № 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Закон № 22-ФЗ) Правительство РФ может принять решение о применении для работников федеральных государственных учреждений систем оплаты труда, отличных от Единой тарифной сетки (далее ЕТС).
В соответствии с Законом № 22-ФЗ Правительство РФ постановило ввести в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе ЕТС.

Данным постановлением предусмотрено, что конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда в отношении подведомственных учреждений устанавливаются соответствующими федеральными министерствами, службами и агентствами, иными государственными органами и организациями. Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета самостоятельно устанавливают сроки и порядок введения новых систем оплаты труда.

Определено, что дополнительные ассигнования, выделяемые главным распорядителям средств федерального бюджета, направляются на выплату заработной платы работникам и персоналу уже в соответствии с принятой новой системой оплаты труда. При этом если в федеральных бюджетных учреждениях еще не введены новые системы оплаты труда, то такие ассигнования используются учреждениями на увеличение доли стимулирующих выплат.

Однако в случае уменьшения объема государственных услуг, предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями, объем выделяемых средств на оплату труда также может быть уменьшен.

В постановлении отмечено, что заработная плата (без учета премий и стимулирующих выплат) работников и персонала при условии сохранения объема должностных обязанностей и квалификации не должна уменьшиться с введением новых систем оплаты труда.

Министерству здравоохранения и социального развития даны указания о подготовке до 1 июля 2008 г. нормативных документов и предложений, которые обеспечат внедрение новых систем оплаты труда.

Постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.

====================================================

КОММЕНТАРИИ

Е.М. Томилина,
руководитель ООО ИЦ “Бухгалтер”, г. Ишим Тюменской области

Ни для кого не секрет, что в разных отраслях бюджетной сферы тарифы (оклады) в заработной плате работников колеблются от 20 до 60 процентов от общей суммы заработка. То есть "надтарифные" выплаты (надбавки и доплаты) составляют львиную долю в заработной плате бюджетников. Такая практика, сформировавшаяся благодаря ЕТС, противоречит действующему законодательству. Так, в рамках действующей системы оплаты труда на основе ETC и регулирующих ее нормативно-правовых актов по отраслям бюджетной сферы, трудно осуществить систематизацию надтарифных выплат с учетом требований Трудового ко­декса РФ.

Поэтому новые системы оплаты труда, возможно, позволят увеличить долю гарантированной части заработной платы и систематизировать, в частности, выплаты за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных. А это будет способствовать устранению определенных трудностей, возникающих при заключении трудового договора.

Думаю, что постановление Правительства РФ от 22.09.07 № 605, хотя и предназначено для бюджетных учреждений федерального подчинения, может сыграть свою положительную роль в изменении оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов РФ. В соответствии с действующим законодательством субъекты РФ и органы местного самоуправления стали самостоятельными и финансирование учреждений бюджетной сферы осуществляют за счет средств местного бюджета.

Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают разницу уровней стоимости жизни в разных регионах России. В подавляющем большинстве случаев в субъектах РФ оставили Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы с ее 18 разрядами и соотношением 1 : 4,5 между ставкой первого и восемнадцатого разрядов. Это значит, что повышение заработной платы происходит здесь по старинке: местная администрация, исходя из своих финансовых возможностей, прибавляет всем на один и тот же коэффициент и не пытается изменить что-либо в сложившейся системе оплаты труда.

Надеемся, что установление новой системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей даст толчок для создания аналогичных нормативных документов в субъектах и муниципальных образованиях.

***

Н.Г. Комарова,
старший научный сотрудник, канд. экон. наук, председатель профкома НИИ РАН, г. Москва

Этот документ мы давно ждали. Ознакомившись с Положением, стало очевидным, что нам предстоит непростая работа, поскольку ряд локальных актов нашего института потребуется привести в соответствие с его требованиями.

Согласно п. 4 Положения перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера, учитываемых в системе оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, должен быть утвержден Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Очевидно, что из такого перечня учреждения будут выбирать выплаты, которые для них наиболее приемлемы. При этом согласно п. 5 Положения выплаты устанавливаются в процентах к окладам работников. А в коллективном договоре в соответствии с п. 6 Положения необходимо будет предусмотреть размер и условия осуществления таких выплат. Поэтому профсоюзам совместно с администрациями предстоит большая работа по согласованию размеров и условий выплат компенсационного и стимулирующего характера.

К сожалению, пока не ясно, какова будет доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда и как такие выплаты будут планироваться в смете учреждения. В п. 11 Положения указано, что фонд оплаты труда учреждения должен формироваться на календарный год с учетом ассигнований федерального бюджета и поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом с 1 января 2010 г. не менее 30 процентов средств федерального бюджета должны направляться на выплаты стимулирующего характера. В свою очередь, поступления от предпринимательской деятельности направляются только на выплаты стимулирующего характера. Таким образом, совершенно непонятно, какова будет доля заработной платы в фонде оплаты труда (без учета, выплат компенсационного и стимулирующего характера), которая гарантирована работникам.

Постановление подтвердило незыблемость единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), которые давно утверждены, но зачастую отсутствуют в бюджетных учреждениях. Поэтому настоятельно рекомендую всем, особенно председателям профсоюзных комитетов, обзавестись этими справочниками. Это необходимо, чтобы сверить указанные в них наименования профессий и должностей с должностями согласно штатному расписанию.

Много вопросов у нас к порядку определения должностных окладов руководителей, за­местителей и главного бухгалтера, который предусмотрен в Положении. Во-первых, если в учреждении есть доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельно­сти (так называемая внебюджетка), то заработная плата, полученная за счет "внебюджетки" должна учитываться при определении средней заработной платы основного персонала. Но ведь в большинстве бюджетных учреждений предпринимательская деятельность не является постоянной и часто ведется от случая к случаю, при наличии заказчиков. Поэтому, если в 2007 г. учреждение получало доходы (и, следовательно, начислялась заработная плата работникам из этого источника) от внебюджетной деятельности, а в 2008 г. таковой не планируется, оклады руководителям и главному бухгалтеру на 2008 г. будут рассчитываться на основе показателей средней заработной платы за 2007 г.! За счет каких средств учреждение будет выплачивать должностные оклады администрации? И как их зарплаты планировать и закладывать в смету?

На мой взгляд, несправедливо и троекратное превышение должностных окладов руководителей относительно средней заработной платы основных работников. Но ведь в учреждении трудятся рабочие и специалисты (лаборанты, уборщицы, электрики, бухгалтеры, водители, инженеры и др.), не относящиеся к основным работникам. От чего будет зависеть уровень их заработной платы? Боюсь, что это может привести к нездоровой производственной обстановке в коллективе в целом. Но ведь руководитель учреждения в этом не заинтересован. В свое время в Советском Союзе зарплата руководителя зависела от численности предприятия и сложности выполняемых на нем работ. На мой взгляд, предлагаемая в постановлении зависимость зарплаты руководителя не должна быть единственным кри­терием для установления уровня заработной платы первого лица.

Согласно п. 3 Положения размеры окладов и ставок должны устанавливаться руководите­лем на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации. Одна­ко понятие "уровень квалификации" отсутствует в Трудовом кодексе РФ. Для чего вводится "уровень квалификации"? Кто способен определить такой уровень у конкретного работника? Уровень квалификации должен учитываться только для определения размера оклада, и что тогда будет критерием для установления выплат стимулирующего характера?

С нетерпением и интересом будем ждать появление утвержденных Министерством соци­ального развития и здравоохранения РФ профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения к таким группам профессий и должностей служащих. Согласно п. 6 постановления Минздравсоцразвития России должен согласовать с профсоюзами и утвердить квалификационные группы и критерии до 31 марта 2008 г.

Две отрасли уже определились с квалификационными группами. Это медицина (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.07 № 525) и культура (приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 570). У медиков пять групп и внутри групп еще выделены квали­фикационные уровни. Культура поступила проще: всех разделила на 4 группы, без дифференциации по уровням.

***

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению персоналом Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Считаю, что постановление Правительства РФ от 22.09.07. № 605 носит рамочный характер, т. к. не содержит конкретных инструментов и механизмов новой системы оплаты труда. И самое главное - в нем не дано определение термину "новая система оплаты труда". Что­бы постановление заработало, нужны дополнительные нормативные документы, в кото­рых будут разъяснены инструменты реализации введения новой системы оплаты труда. А сейчас можно обратить внимание на следующие моменты.

В пункте 3 Положения сказано, что право установления размеров окладов (должност­ных окладов) и ставок заработной платы осуществляется на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации. И это закреплено за руководителем учреждения. Но здесь появляется риск субъективного мнения конкретного лица. Кроме того, известно, что в большинстве случаев руководителями бюджетных учреждений становятся врачи, учителя, ученые, т. е. люди творческих профессий, у которых зачастую отсутствует образование в сфере управления. Не обладая специальными знаниями и не имея соответствующего опыта работы, такие руководители вряд ли смогут объективно оценить профессиональный уровень бухгалтера, водителя, рабочего и т. п., т. е. работников, не входящих в число основного персонала. Поэтому лучше всего, если решение о размере окладов будет приниматься на основании соответствующей информации "профильных" специалистов организации (руководитель подразделения, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, специалист по расчету заработной платы и т. п.) в ходе обсуждения.

Можно предположить, что, скорее всего, от введения новых систем оплаты труда больше выиграет основной персонал учреждений. И это правильно! Ведь именно работники из числа основного персонала являются своего рода "рабочей лошадкой", которая тянет груз деятельности всего учреждения. Не секрет, что зачастую разрыв в оплате труда руководителя и основного персонала очень велик. Например, оплата труда ми­нистра одного из ведомств примерно в 2000-3000 раз больше, чем заработная плата среднестатистического сотрудника этого ведомства. С другой стороны, данным постановлением делается попытка ограничить величину этого разрыва. Возможно, у руководителя появится стимул решать стратегические задачи по эффективному управлению деятельности учреждения с целью увеличения объема работ, а следовательно, и увеличения оплаты труда сотрудников, тогда и его зарплата тоже будет пропорционально увеличиваться.

Очевидно, что планирование фонда оплаты труда при новой системе оплаты просто жизненно важно! Ведь согласно п. 11 Положения объем средств на оплату труда формируется как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет поступлений от предпринимательской деятельности. В планируемом периоде такие поступления могут быть, а могут и не поя­виться.

***

Ю.А. Лыков,
полковник, начальник отдела труда и заработной платы Министерства обороны РФ, г. Москва

Введение новых систем оплаты труда и отказ от Единой тарифной сетки (ЕТС) - это не сию­минутное решение Правительства РФ. Такая идея витала в воздухе не один год. В свое вре­мя много шагов в этом направлении предпринял Минтруд России. Еще в августе 2004 г. статьей 4.1 Федерального закона "Об оплате труда федеральных государственных учреж­дений Правительству РФ было предоставлено право установить иную систему оплаты труда работникам федеральных государственных учреждений, отличную от ЕТС. Однако реформа федеральных органов исполнительной власти в какой-то степени затормозила процесс введения новых систем оплаты труда бюджетников. А постановление правитель­ства № 605 вновь реанимировало этот процесс.

К сожалению, пока трудно представить, как практически будут реализовываться положе­ния этого документа. Поскольку нет ясных ответов на следующие вопросы:

  • приведет ли новая система к фактическому увеличению заработной платы работ­ников?
  • появятся ли у руководителей учреждений реальные рычаги материального стиму­лирования работников?
  • упростит или усложнит положение дел вводимая система оплаты труда?

Дать ответ на эти и многие другие вопросы можно только после того, как Министерство здравоохранения и социального развития разработает и утвердит пакет необходимых нормативных актов.

Пунктом 2 постановления № 605 предусмотрен переход на новые системы оплаты труда с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. Но как это будет выглядеть на практике? Ведь то, насколько четко и эффективно пройдет начальный этап внедрения новых систем оплаты труда, зависит и от органов, устанавливающих конкретные сроки и порядок их введения (федеральные министерства, службы, агентства, иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета).

Проще всего ввести новые системы оплаты труда будет тем главным распорядителям, которые имеют небольшое количество подведомственных учреждений, незначительную численность гражданского персонала, а также стабильный источник средств, поступающих от предпринимательской и приносящей доход деятельности.

Более крупным министерствам придется нелегко в условиях ограниченных бюджетных ассигнований на оплату труда. Такие министерства, возможно, будут вынуждены действовать так, чтобы обеспечить минимальный рост или хотя бы сохранить прежний уровень заработной платы.

Еще до издания данного постановления Минздравсоцразвития России совместно с рядом ведомств подготовил документы по переходу на новые системы оплаты труда в соответствующих отраслях, например:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 570 "Об утверждении профес­сиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусст­ва и кинематографии";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.07 № 526 "Об утверждении профес­сиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтиче­ских работников";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.07 № 525 "О профессиональных ква­лификационных группах и утверждении критериев отнесения профессии рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам"

Кроме того, вышли Методические рекомендации по введению новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.07 № 663.

И все же, несмотря на вопросы и возникающие проблемы, это постановление РФ уже приносит ощутимые положительные результаты для работников бюджетной сферы.

Так, некоторые главные распорядители бюджетных средств, опираясь на п. 3 постановления № 605 и на распоряжение Правительства РФ от 28.09.07 № 1311-Р, произвели с 1 сентября 2007 г. индексацию заработной платы на 15 процентов в форме введения стимулирующей выплаты.

Заслуживает внимание и централизация главными распорядителями бюджетных средств до 5 процентов ассигнований на оплату труда для последующих выплат стимулирующего характера руководителям (п. 9 Положения). Несомненно, правильное применение данного пункта позволит стимулировать руководителей тех учреждений, которые добились наилучших результатов. Но для того, чтобы этот механизм заработал эффективно, главным распорядителям необходимо установить четкие правила, критерии и показатели выплат стимулирующего характера.

А пока руководителям и бухгалтерам бюджетных учреждений приходится ждать новых нормативных документов по введению новых систем оплаты труда.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль