Об изменениях в Бюджетном кодексе РФ

1641
Осенью прошлого года Бюджетный кодекс РФ претерпел очередные изменения, внесенные Федеральным законом от 02.11.07 № 247-ФЗ. Данный закон принят в целях реализации отдельных положений послания Президента РФ Федеральному Собранию “О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства”, а также для устранения внутренних противоречий и неточностей, выявленных в отдельных законодательных актах, регулирующих бюджетный процесс, уточнения формулировок отдельных статей Бюджетного кодекса РФ. И хотя Закон № 247-ФЗ вступил в силу еще 7 ноября 2007 г., в полной мере его положения заработали с 1 января 2008 г.

Часть изменений относится к бюджетному процессу федерального уровня. В этой статье рассматриваются изменения, касающиеся всех звеньев бюджетной системы. Предлагаем также вниманию читателей комментарии экспертов.

Итак, Федеральным законом от 02.11.07 № 247-ФЗ «Овнесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации отдельных законодательных актовРоссийской Федерации" » (далее - Закон № 247-ФЗ) внесены изменения вследующие законодательные акты:

  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 26.04.07№ 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации вчасти регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации отдельных законодательных актовРоссийской Фе­дерации" (далее - Закон № 63-ФЗ).

Поскольку читателям, безусловно, будет легчеориентироваться в нормах непо­средственно Бюджетного кодекса РФ (далее - БКРФ), то по возможности мы будем ссылаться именно на окончательно измененныенормы БК РФ, а не на изме­ненные нормы Закона № 63-ФЗ, поскольку Закон № 63-ФЗтакже вносил изменения в БК РФ, и часть из них утратила силу.

О Фонде национального благосостояния

Прежде всего отметим, что изменено название одного изфондов, формируемых с 1 января 2008 г. из доходов, полученных от реализации намировом рынке нефти и газа. Как известно, таких фондов будет два: Резервныйфонд и Фонд будущих поколений. Так вот, с 1 января 2008 г. Фонд будущихпоколений переименован в Фонд национального благосостояния.

Соответствующие поправки внесены в гл. 13.2"Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета" (ст.96.6-96.12).

Фонд национального благосостояния представляет собойчасть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету иуправлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионныхнакоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечениясбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. При этомфедеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период устанавливается объем средств федерального бюджета науказанные цели.

Соответственно, поправки внесены в ст. 96.10 БК РФ,которая называется теперь не "Фонд будущих поколений", а "Фонднационального благосостояния", в ст. 96.11 БК РФ, называющуюся теперь"Управление средствами Резервного фонда и Фон­да национальногоблагосостояния", в ст. 96.12 "Учет и отчетность по операциям снефтегазовыми доходами федерального бюджета".

Напомним, что средства нефтегазовых доходовфедерального бюджета, Резерв­ного фонда и Фонда национального благосостоянияучитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытыхФедеральному казначейству в Центральном банке РФ.
В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния всрок до 1 февраля текущего финансового года зачисляются остатки средствфедерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующиеобъему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года:

  • в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницымежду его нор­мативной величиной в отчетном финансовом году и его накопленнымобъемом на конец отчетного финансового года;
  • в Фонд национального благосостояния - в объеме указанныхостатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федеральногобюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостоянияосуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствамифедерального бюджета.

Министерство финансов РФ ежемесячно публикует сведенияо поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета,величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния наначало отчетного месяца, зачислении средств в указанные фонды, их размещении ииспользовании в отчетном месяце.

Также внесена поправка в части наименования фонда вабзац тридцать второй ст. 165 БК РФ, закрепляющей бюджетные полномочияМинистерства финансов РФ. Согласно данной норме, Минфин России осуществляетнормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фондаи Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке,определяемом Правительством РФ.

Изменения внесены и в абзац двадцать третий п. 4 ст.192 БК РФ, который предусматривает, что одновременно с проектом федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вГосдуму вносятся расчеты прогнозируемого:

  • использования нефтегазовых доходов федеральногобюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • объема средств данных фондов на начало и конецочередного финансового года и каждого года планового периода.

Внесены изменения в части наименования фонда и в ч. 5Закона № 63-ФЗ. Установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ (далее -Стабфонд) по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный фонд и Фонднационального благосостояния не позднее 1 февраля 2008 г.

Объем зачисления средств Стабфонда в Резервный фондисчисляется как 10% прогнозируемого на 2007 г. объема ВВП, указанного впрогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010гг. Оставшиеся средства Стабфонда зачисляются в Фонд национального благосостояния.

Установлено, что зачисление средств осуществляется сосчетов по учету средств Стабфонда, открытых в валюте Российской Федерации ииностранной валюте, на соответствующие счета по учету средств Резервного фондаи Фонда национального благосостояния в валюте РФ и в иностранной валюте.

Счета по учету средств нефтегазовых доходов, средствРезервного фонда и средств Фонда национального благосостояния открываютсяФедеральному казначейству в Центральном банке РФ в срок не позднее 20 января2008 г.

Средства федерального бюджета в размере поступивших в2008 г. в федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабфондазачисляются:

  • в Резервный фонд - в объеме, не превышающем разницымежду его нормативной величиной на 2008 г., установленной Федеральным закономот 24.07.07 № 198-ФЗ"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов", и его накопленным объемом на дату перечисления;
  • в Фонд национального благосостояния - в объемеуказанных средств, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.

Следует отметить, что законодатель, закрепляяпервоначально создание Фонда будущих поколений, так и не смог сформулировать ницель, для которой он создается, ни порядок направления средств, подлежащихобособленному учету и управлению и сформированных в данный фонд. Было лишьзакреплено, за счет чего этот фонд образуется.

Видимо, потому что, судя по названию, Фонд будущихпоколений - нечто отдаленное, эфемерное, а Фонд национального благосостояниягораздо ближе к действительности, предпочтение было отдано именно такомуназванию. Но главное - теперь прописана цель использования средств Фонданационального благосостояния.

О поправках, касающихся принятия федерального бюджета

Внесены поправки в п. 4 ст. 192 БК РФ (утратили силуабзацы девятнадцатый и двадцатый). Данная статья предусматривает порядоквнесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С 1 января 2008 г. Законом № 247-ФЗ исключена норма онеобходимости представления в Госдуму одновременно с проектом федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:

  • сведений о размере и структуре долга иностранныхгосударств перед Российской Федерацией по состоянию на конец отчетногофинансового года по видам долговых обязательств и заемщикам;
  • верхнего предела предоставления государственныхгарантий Российской Федерации третьим лицам на привлечение внешнихзаимствований с разбивкой по годам, за исключением целевых иностранныхкредитов (заимствований), на конец очередного финансового года и каждого годапланового периода.

Внесена поправка в ст. 213 БК РФ "Рассмотрение иутверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральномбюджете". Теперь Совет Федерации будет рассматривать принятыйГосударственной Думой законопроект о внесении изменений в федеральный закон офедеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в течениечетырнадцати дней, а не пяти, как было предусмотрено первоначально.

О размещении средств на банковских депозитах

Внесены поправки в ст. 236 БК РФ гл. 24 "Основыисполнения бюджетов". Напом­ним, что, согласно п. 1 данной статьи, приисполнении бюджетов запрещено:

  1. размещать бюджетные средства на банковских депозитах;
  2. получать дополнительные доходы в процессе исполнениябюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских счетах;
  3. передавать бюджетные средства в доверительноеуправление.

Однако, согласно п. 2 ст. 236 БК РФ, эта норма нераспространяется на Российскую Федерацию и субъекты РФ, не получающие дотациина выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ.

Порядок размещения бюджетных средств на банковскиедепозиты в данных случаях определяется соответственно Правительством РФ,высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ всоответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов РФ несут ответственность за обеспечениевозврата средств соответственно в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ(п. 3 ст. 236 БК РФ).

Пункты 2 и 3 ст. 236 БК РФ именно в такой редакции,согласно Закону № 63-ФЗ, должны были вступить в силу только с 1 января 2008 г.,но в соответствии с Законом № 247-ФЗ эти положения действуют уже с 7 ноября2007 г.

Таким образом, размещать бюджетные средства набанковских депозитах, получать дополнительные доходы в процессе исполнениябюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских счетах и передаватьбюджетные средства в доверительное управление теперь разрешено не толькосубъектам РФ, которые не получают дотации на выравнивание бюджетнойобеспеченности бюджетов субъектов РФ, но и Российской Федерации.

О порядке исполнения судебных актов

Законом № 247-ФЗ внесены изменения в гл. 24.1 БК РФ"Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетовбюджетной системы Российской Федерации"*. Поправки, внесенные в гл. 24.1БК РФ, вступят в силу с 1 января 2008 г.

* Более подробно об изменениях в порядке исполнениясудебных актов читайте на с. 24.

О субсидиях некоммерческим организациям

Внесены изменения в ст. 78.1 БК РФ "Предоставлениесубсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетнымиучреждениями".

Согласно данной статье, в бюджетах бюджетной системы РФмогут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии навозмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным(муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.

Кроме того, в федеральном законе о федеральном бюджетемогут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, неявляющимся автономными и бюджетными учреждениями. Закон № 247-ФЗ внесдополнение, со­гласно которому такие субсидии могут предоставляться в т. ч. ввиде имущественного взноса в государственные корпорации.

В связи с этим порядок определения объема ипредоставления указанных субсидий из федерального бюджета можетустанавливаться не только Правительством РФ, но и федеральными законами,предусматривающими создание государственных корпораций.

Об инвестициях в объекты государственной и муниципальной собственности

Претерпела изменения и ст. 79 БК РФ "Бюджетныеинвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности".

Согласно данной статье, бюджетные ассигнования наосуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительствагосударственной собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности вформе капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных)учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваютсяв соответствии с долгосрочными целевыми программами. Кро­ме того, они такжемогут предусматриваться в соответствии с нормативными правовыми актамисоответственно Правительства РФ, высшего исполнительно­го органагосударственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленномданными органами порядке решениями главных распорядите­лей бюджетных средствсоответствующих бюджетов.

Внесенное дополнение касается принятия ПравительствомРФ решения о подготовке и реализации указанных бюджетных инвестиций в теобъекты капитального строительства государственной собственности РФ, которыене включены в долгосрочные целевые программы.

Установлено, что к компетенции Правительства РФотносится принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций вобъекты капитального строительства государственной собственности РФ, если онипредусматриваются:
  • в форме капитальных вложений восновные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостьюболее 600 млн руб.;
  • в объекты капитальногостроительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо отих сметной стоимости.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестицийв объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметнойстоимостью менее 600 млн руб., не включенные в долгосрочныецелевые программы, принимают главные распорядители средств федерального бюджета(субъекты бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством РФ.

О бюджетных кредитах

Закон № 63-ФЗ дополнил Бюджетный кодекс РФ ст. 93.2"Бюджетные кредиты", вступившей в силу 1 января 2008 г. Она, согласноЗакону № 247-ФЗ, также претерпела изменения.

Например, внесено дополнение о том, что для получениябюджетного кредита заемщик должен предоставить обеспечение исполнения своегообязательства не только по возврату непосредственно самого кредита, но и по уплатепроцентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).Это правило не относится лишь к случаям, когда заемщиком является РоссийскаяФедерация или субъект РФ.

Напомним, что способами обеспечения исполненияобязательств юридического лица, муниципального образования по возвратубюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных закономи (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства,государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательствдолжно иметь высокую степень ликвидности.

При неспособности заемщика (юридического лица,муниципального образования) обеспечить указанными способами исполнениеобязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иныхплатежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), бюджетныйкредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательствомРФ, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию безпредоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возвратууказанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренныхсоответствующим договором (соглашением).

Согласно п. 10 ст. 93.2 БК РФ, реструктуризацияобязательств (задолженности) по бюджетному кредиту - это основанное насоглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а такжепрекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательствоммежду теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

Внесено дополнение, согласно которому условия и порядокпроведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредитуустанавливаются:

  • соответствующими законами (решениями) о бюджете;
  • принятыми в соответствии с ними актами ПравительстваРФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местнойадминистрации муниципального образования соответственно.

Внесены и некоторые поправки редакционного характера.

О приносящей доход деятельности

Согласно Закону № 63-ФЗ (ч. 10 ст. 5) предусматриваетсяпринятие федерального закона, определяющего особенности использованиябюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездныхпоступлений от физических и юридических лиц, международных организаций иправительств иностранных государств, в т. ч. добровольных пожертвований, исредств от иной приносящей доход деятельности.

Частью 11 ст. 5 Закона № 63-ФЗ определен порядокиспользования указанных средств до принятия такого закона. В свою очередь,Закон № 247-ФЗ дополнил ч. 11 ст. 5 пунктом восьмым.

Установлено, что для отражения операций с доходами,полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,применяются следующие группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов,являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы РФ:

- доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности:

  • доходы от собственности попредпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • рыночные продажи товаров иуслуг;
  • безвозмездные поступления отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • целевые отчисления отгосударственных и муниципальных лотерей.

Коды группы и подгрупп указанных доходов бюджетов, атакже перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждаютсяМинистерством финансов РФ.

====================================================

КОММЕНТАРИИ

А.В. Лобанов,
руководитель управления финансового и управленческого консалтинга ЗАО "МЦФЭР-консалтинг", г. Москва

Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) был принят 31 июля1998 г. и вступил в действие с 1 января 2000 г. За прошедшие 7 лет в БК РФ быловнесено более 40 изменений и допол­нений! То есть бюджетное законодательствоизменяется в среднем 1 раз в 2 месяца. По частоте вносимых поправок идополнений оно уступает, пожалуй, только налоговому законодательству. А ведь вгосударственном секторе экономики (а это больницы, школы, музеи, научныеинституты и т. п.) работает чуть ли не половина населения страны. Какследствие, из-за столь нестабильного бюджетного законодательства хозяйственнуюдеятельность многих учреждений начинает лихорадить. И, к сожалению, очевидно,что "стабилизировать" эту важнейшую отрасль права в нашей стране вближайшей перспективе не удастся.

В течение 2007 г. в БК РФ также неоднократно вносилисьизменения. Так, Федеральным за­коном от 26.04.07 № 63-ФЗ (далее - закон №63-ФЗ) в бюджетное законодательство России внесены существенные поправки.

Наиболеепринципиальные изменения в БК РФ, на мой взгляд, заключаются в следующем:

  • четкорегламентировано использование нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • уточнен порядок внесенияпроекта бюджета в Государственную Думу РФ;
  • уточнены полномочияМинистерства финансов РФ.

Все эти изменения позволяют государству более четкореализовывать свои бюджетные полномочия.

В то же время множество изменений (и это стало почтитрадицией) вызвано необходимостью устранить огрехи, допущенные при подготовкеи принятии предыдущей редакции БК РФ. Особенно примечательными являютсяпоправки, внесенные Федеральным законом от 02.11.07 № 247-ФЗ (далее - Закон №247-ФЗ) в гл. 24.1 БК РФ "Исполнение судебных актов по обращению взысканияна средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Преждевсего, отметим, что в главу внесено 49 поправок, и это при том, что в ее 5статьях как раз и насчитывается всего 49 пунктов.

Кроме того, в предыдущей редакции БК РФ в ст. 242.2 небыл урегулирован порядок действий главных распорядителей кредитов бюджетовсубъектов РФ и муниципальных образований. Особенно это касалось случаев, когдаисполнялись судебные акты по искам к субъекту РФ (муниципальному образованию)о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результатенезаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления либо должностных лиц этих органов. Прежде такой порядок былустановлен только для главных распорядителей кредитов федерального бюджета. Всвою очередь, главные распорядители кредитов бюджетов субъектов РФ имуниципальных образований вынуждены были действовать только по аналогии с федеральнымиглавными распорядителями кредитов бюджета. Причем каких-либо указаний на такуюаналогию в Кодексе сделано не было.

Еще одно важное изменение. Напомню, что в случаенеисполнения должником установленных требований по исполнению исполнительногодокумента орган Федерального казна­чейства приостанавливает осуществлениеопераций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до устранениянарушения. Такая процедура распространяется и на лицевые счета структурных(обособленных) подразделений должника. Однако до изменений, внесенных Законом№ 247-ФЗ, казначейство должно было уведомить о приоста­новлении операций толькосамого должника, а приостановление операций по счетам структурных подразделениймогло стать для последних полной неожиданностью. В на­стоящий моментдействующая редакция БК РФ предписывает органам Федерального казначействауведомлять не только самого должника, но и его структурные (обособленные)подразделения о приостановлении операций на счетах.

Все вышерассмотренные поправки в Бюджетный кодекс РФследовало внести еще пару лет назад. Ведь гл. 24.1 была введена в БК РФФедеральным законом от 27.11.05 № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальныйкодекс РФ и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"»,который вступил в силу еще 1 января 2006 г. Возникает вопрос: как два годамогли работать бюджетники по закону, практически каждый пункт которого требовалуточнения?

Интересно отметить, что, исправляя ошибки, допущенныеранее, авторы Закона № 63-ФЗ наделали новых ошибок. Эти ошибки пришлосьустранять при принятии Закона № 247-ФЗ, которым в уже отредактированную гл.24.1 внесено еще 28 уточнений.

Кроме того, обратите внимание,что 1 декабря 2007 г. был принят Федеральный закон № 305-ФЗ. Этим закономвносятся изменения в Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ, а также очередныепоправки в ст. 5 Бюджетного кодекса РФ. Поправки в БК РФ уточняют редакциюЗакона № 63-ФЗ и касаются вопросов передачи имущества из одного бюджета вдругой. Какая уж тут стабильность!..

***

Е.А. Князева,
юрист, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса, г. Нижний Новгород

Закон перехода количества в качество - один изважнейших законов развития природы и человеческого общества.

По закону перехода количества в качество должноразвиваться законодательство.

К сожалению, в последнее время отечественныезаконодатели слишком увлеклись преобразованием законодательной базы. Иколичественные изменения стали преобладать над качественными.

За примерами далеко ходить не стоит. Возьмем хотя быБюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г. Около 40 раз заэто время в него были внесены изменения, то есть примерно 5 раз в год! Какговорится, тут комментарии излишни!

Последниесамые значительные изменения были внесены Федеральным законом от 26.04.07 № 63-ФЗ (далее - Закон № 63-ФЗ).

При этом в основной части Закон № 63-ФЗ вступил в силус 1 января 2008 г. Но уже 2 нояб­ря 2007 г., т. е. до вступления Закона № 63-ФЗв силу, в него были внесены изменения Федеральным законом от 02.11.07 № 247-ФЗ(далее - закон № 247-ФЗ)! И изменения очень существенные.

Обновленная редакция БК РФ порождает больше вопросов,чем дает ответов.

Вот, например, такой момент. К получателям бюджетныхсредств, согласно БК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ (ст. 6), отнесены:

  • органы государственной власти(государственные органы);
  • органы управлениягосударственным внебюджетным фондом;
  • органы местногосамоуправления;
  • органы местной администрации;
  • бюджетные учреждения,находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетныхсредств.

В связи с этим возникает вопрос о том, кем же являютсяте, кто также получает бюджетные средства, но не по смете, как бюджетныеучреждения, а в виде субсидий и субвенций? Например, те же автономныеучреждения? Разве они не являются получателями бюджетных средств? По новойредакции БК РФ получается, что нет. Более того, они вообще не являютсяучастниками бюджетного процесса. Напомним, что в редакции ст. 152 БК РФ,действующей до 1 января 2008 г., все они к участникам бюджетного процессаотносились!

Можно предположить, что законодатель такиминововведениями заложил какой-то глубокий смысл, но он оказался настолькоглубоким, что для рядового обывателя оказался непостижимым.

Понять, почему к участникам бюджетного процесса неотнесены теперь автономные учреждения, государственные и муниципальныеунитарные предприятия, а также другие организации, получающие бюджетныесредства в виде субсидий или субвенций, пока не представляется возможным. Дажеесли принять во внимание изменение законодателем принципиального подхода копределению получателя бюджетных средств.

Если раньше определяющим признаком бюджетополучателябыло его право на получе­ние бюджетных средств в соответствии с бюджетнойросписью на соответствующий год, то по новой редакции БК РФ определяющимпризнаком бюджетополучателя является его право на принятие и (или) исполнениебюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Но разве те,кто получает субсидии и субвенции, не имеют права на принятие и исполнениебюджетных обязательств за счет средств бюджета? Ведь субсидии и субвенциипредоставляются также на определенные цели!

Уж совсем непростительными являются постоянныередакционные ошибки в законодательных актах. Вот и Закон № 63-ФЗ этим"грешит". Например, внося поправки в ст. 242.3­242.5 гл. 24.1"Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетовбюджетной системы Российской Федерации" БК РФ, законодатель, преследуяцель единообразного подхода к исполнению судебных актов, как под копирку внесв эти статьи изменения.

В результате получилось, что исполнительные документыпо денежным обязательствам бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальныхбюджетных учреждений попадают вначале в орган, осуществляющий открытие иведение лицевых счетов соответственно бюджетных учреждений субъектов РФ имуниципальных бюджетных учреждений. А затем вдруг, когда этиучреждения-должники не исполняют определенных требований, операции на ихсчетах приостанавливает орган Федерального казначейства.

Почему орган Федерального казначейства, а несоответствующий орган, в котором открыты лицевые счета бюджетным учреждениямсубъектов РФ или муниципальным бюджетным учреждениям? Да все очень просто. Ведьименно органы Федерального казначейства исполняют судебные акты по денежнымобязательствам федеральных (!) бюджетных учреждений (ст. 242.3). И поскольку впорядок исполнения судебных актов на всех уровнях бюджетной системы РФ Закон №63-ФЗ внес аналогичные смысловые поправки, они автоматически"перекочевали" и в ст. 242.4, и в ст. 242.5 БК РФ.

Законом № 247-ФЗ пришлось исправлять допущенные ошибки.Так, исполнительные доку­менты по обращению взыскания на средства бюджетасубъекта РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФисполняет не орган Федерального казначейства, как было указано в ст. 242.4 БКРФ в редакции Закона № 63-ФЗ, а орган, осуществляющий открытие и ведениелицевых счетов бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации. А такиморганом может быть или местное казначейство, или дру­гой финансовый орган.

Исполнительные документы по обращению взыскания насредства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетныхучреждений исполняет также не орган Федерального казначейства, как было указанов ст. 242.5 БК РФ в редакции Закона № 63-ФЗ, а орган, осуществляющий открытие иведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Странно, что ошибки исправляются лишь с 1 января 2008г. Ведь в период с 28 апреля 2007 г., когда Закон № 63-ФЗ в этой части вступилв силу, по декабрь 2007 г. такие "поправки" впол­не могли ввести взаблуждение!

Нет необходимости говорить о том, что работать вусловиях непрерывно меняющегося законодательства невероятно трудно. Приходитсяежедневно следить за новостями: вдруг произошли изменения, и какая-то нормазакона уже не работает! Очевидно, что уважение к закону в таких условиях явноне возрастает!



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль