Прозрачность – серьезная помеха на пути коррупции

1321
Государственные закупки – это сектор национальной экономики, в котором проблема коррупции и неэффективного использования средств стоит особенно остро. В рамках проводимого в настоящее время реформирования системы госзакупок необходимо обеспечить прозрачное и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на цели размещения государственных и муниципальных заказов. О том, как решается этот вопрос и какие инструменты при этом используются, рассказывает руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Г.В. Дегтев.

- Геннадий Валентинович, по итогам исследования, проведенного Организационным комитетом проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок" в 2007г. Москва получила наравне с Санкт-Петербургом, Владимирской и Томской областями высший бал "ПР + + гарантированная прозрачность". Каким образом вы определяете прозрачность и эффективность заказа?

- Практически сразу с момента образования Департамента был сформирован единый подход в области функционирования системы торгов в Москве. Основные преимущества такого подхода заключались в обеспечении полного контроля над процессом проведения торгов, в возможности приведения к общему стандарту всех процедур подготовки и проведения конкурсов, в устранении дублирования однотипных конкурсов, в более эффективном использовании кадров и, что особенно важно, в применении новейших инновационных технологий.

Напомню, что система закупок Москвы включает около пяти тысяч заказчиков. Для столицы как для крупнейшего закупщика в стране прозрачность означает, что городские заказчики проводят процедуры размещения по единой технологии с соблюдением единых обязательных процедурных стандартов. Именно стандартизация процедур, документации, методов определения начальных цен и составления спецификации закупки мы считаем необходимой предпосылкой прозрачности закупок.

Есть ряд базовых требований, без соблюдения которых невозможно говорить о прозрачности в принципе. Одним из них является наличие официального сайта, функциональные характеристики которого облегчают поставщикам быстрое нахождение интересующей их информации. Мы считаем, что сайт Тендерного комитета (www. tender.mos.ru) в полной мере соответствует этому требованию. На нем размещены исчерпывающие сведения о торгах, прочих конкурсах, их результаты, поадресный список тех объектов, что будут выставлены на торги, технология проведения, нормативно-правовые документы и пр.

Кроме этого, вся информация, связанная с торгами, публикуется на бумажном носителе - «Бюллетене оперативной информации "Московские торги"». Торги всегда открыты, в качестве наблюдателей на них нередко присутствуют представители различных СМИ. Кстати, в дополнение к возможностям официального сайта в сети Интернет, определенным федеральным законом, был создан "Портал государственных закупок", который позволяет осуществлять регистрацию участников размещения госзаказа, подачу заявок для участия в электронном аукционе, ознакомление с протоколом допуска к нему, наблюдение за ходом проведения, ознакомление с его итогами. То есть соблюдается полная прозрачность процедур. Функции Портала уникальны: любой предприниматель Российской Федерации, производственная или торговая организация страны имеют реальную возможность вступить в борьбу за право участия в размещении госзаказа в Москве.

Второе необходимое требование - подотчетность действий заказчиков. АИС ЕРКТ позволяет проводить комплексный мониторинг процессов размещения заказа, планирования, заключения контрактов, контроль за их исполнением и пр. Кроме этого, обеспечивается доступ к результатам для финансово-экономических и контрольных органов. Результаты мониторинга составляют основу постоянного информационного взаимодействия по профилактике и выявлению нарушений, которое опирается не только на реестр недобросовестных поставщиков, но и на четкие критерии эффективности работы самих заказчиков.

Комплексный мониторинг позволяет локализовать допускаемые нарушения и установить ограничения на действия заказчиков по работе в системе до устранения нарушений. В 2007 г., например, средствами АИС ЕРКТ приостановлено или заблокировано размещение заказов в 115 случаях.

- Между тем, как показывают последние исследования, народ, похоже, махнул рукой на коррупцию, посчитав это зло непоборимым. По ряду социологических исследований, сегодня только 4% опрошенных по сравнению с 17% прошлого года хотели бы, чтобы в стране была проведена масштабная кампания по борьбе с коррупцией. Так стоит ли игра свеч?

- И четыре процента не так мало, хотя, я думаю, что людей, которых не устраивает подобное положение дел, в стране значительно больше. Но при этом я считаю, что борьба с коррупцией в том виде, в каком ее привыкли понимать, все-таки дело правоохранительных и правоприменительных органов, а наша задача профилактическая. У нас есть апробированная технология, применение которой, с одной стороны, позволяет говорить о несомненном сужении базы коррупционных проявлений в сфере госзаказа, а с другой - о значительной экономии средств городского бюджета.

- Это ваше инновационное ноу-хау?

- Совершенно верно. Причем исключительно отечественного производства. Как известно, в качестве индикаторов эффективной конкурентной политики города выступают социально-экономические показатели, уровень использования в управлении информационных технологий, разработка и реализация инновационных инфраструктурных проектов. Именно таковым инновационным проектом стала Единая торговая площадка Москвы (далее - ЕТП). По аналогии с Единой городской торговой площадкой, находящейся в Тендерном комитете, образованы 10 окружных торговых площадок, 12 отраслевых для размещения заказов второго уровня и 3 электронные торговые площади, а АИС ЕРКТ обеспечивает учет проведения процедур закупок и регистрацию всех контрактов, ведение аналитики.

- Какова эффективность такого IT-парка, как ЕТП?

- Внедрение ЕТП, как и любого IT-парка, позволяет повысить эффективность расходования бюджетных средств, снизить издержки и риски устроителей торгов; способствует развитию конкуренции; создает условия для полноценного использования предприятиями своих конкурентных преимуществ; и, что особенно важно, обеспечивает высокий уровень прозрачности всех процедур, связанных с размещением государственного заказа. Значительно снижается риск злоупотреблений при проведении торгов по размещению госзаказа и иных торгов, заказчиками которых выступают органы власти и получатели бюджетных средств. Кроме этого, существенно снижается возможность явного и неявного сговора при проведении конкурентных процедур. Если же говорить о цифрах, то вот они. В столице в 2007 г. на средства бюджета было объявлено более 70 тыс. процедур по размещению госзаказа на закупку различных товаров, проведение работ и оказание услуг - на сумму более 385 млрд руб. Снижение стартовых цен составило 7,7%, в торгах приняли участие свыше 220 тыс. поставщиков. А вот, скажем, по сравнению с 2005 г. объем размещаемого заказа вырос в Москве более чем в 2 раза, а число процедур - в 5 раз.

- По мнению ряда западных специалистов, проведение электронных аукционов не только легитимная и привлекательная форма проведения торгов, но в значительной степени антикоррупционная. Предполагаете ли вы развивать эту форму торгов?

Безусловно. Электронные аукционы, которые проводятся с 2006 г., стали важным инновационным решением для Москвы. Три названные выше независимые электронные площадки, отобранные на открытом конкурсе, были интегрированы с АИС ЕРКТ, что сделало их, по сути, элементами Единой технологии размещения заказов. С января по октябрь 2007 г. проведено более 400 таких торгов. Общая сумма государственного заказа составила около 275 млн руб. Примечательно, что за последние 3 месяца электронных аукционов объявлено больше чем за весь 2006 г. и первую половину 2007 г. вместе взятые. Это связано как с признанием заказчиками удобства и эффективности электронных аукционов (оперативность проведения и существенный уровень снижения начальных цен примерно 20%), так и с увеличением предельной цены госконтракта - до 1 млн руб. При этом уровень конкуренции устойчиво растет. Скажем, если на начальном этапе их проведения в торгах принимали участие в среднем 3-4 поставщика, то сейчас 5-6 и порой 10-12 участников. Отмечу, что особо активны в этом представители малого бизнеса. Хочу сказать еще вот о чем. Одним из ключевых стандартов проведения электронных торгов в Москве является обязательное обеспечение юридической значимости операций за счет применения электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). ЭЦП придает статус полноцен­ных документов всем операциям по подготовке и проведению торгов, как со стороны заказчика, так и со стороны участников электронных аукционов. В этой связи особо актуальным становится вопрос об обеспечении доступности средств ЭЦП для потенциальных участников электронных аукционов по всей территории нашей страны. Департамент по конкурентной политике ведет активную работу, формируя так называемое "пространство доверия" ЭЦП. Сегодня участник торгов может воспользоваться услугами трех удостоверяющих цен­тров - "Мосжилрегистрация", "Электронная Москва", ФГУП НИИ "Восход". В ближайшее время в число таких УЦ планируется включить еще 7 организаций. По нашим расчетам, число пунктов выдачи ЭЦП достигнет примерно 500 и будет покрывать всю территорию России.

- Каковы планы развития системы закупок города Москвы?

Новая редакция Бюджетного кодекса ставит перед нами задачу перехода к среднесрочному планированию бюджета и расходов на обеспечение потребностей города в товарах и услугах. Такой переход позволит заказчикам получить гарантии по объему финансирования на трехлетнюю перспективу и даст им возможность отбирать поставщиков на более длительный срок.

В этой связи мы считаем особенно важным внедрение в повседневную практи­ку утвержденного правительством Москвы сетевого регламента основных ме­роприятий по размещению городского заказа как инструмента среднесрочного планирования. Сетевой регламент позволяет реализовать в рамках системы закупок города единый непрерывный цикл процесса закупок, ориентированных на долгосрочные потребности города. Этот цикл включает формирование потребностей на основе трехлетнего бюджета и реестра закупаемой продукции, планирование мероприятий, подготовку и проведение торгов, а также регистрацию и контроль над исполнением контрактов средствами АИС ЕРКТ.

Что касается развития системы организации и проведения торгов на период до 2010 г., то здесь предусмотрен рост объема размещения государственного зака­за города Москвы с использованием Единой торговой площадки, в т. ч. значительное увеличение сумм заказа и количества конкурсных процедур. Увеличится число участников торгов по размещению городского заказа, расширится перечень конкурентных процедур, проводимых по процедурам, аналогичным процедурам по размещению государственного заказа, будут обеспечены благоприятные условия для участия в торгах организаций малого и среднего бизнеса.

Беседу вел Александр Арсеньев

ФАКТ!!!!

_________________________________________________

Узнать подробнее о торгах в реальном времени и правилах оформления электронной цифровой подписи (ЭЦП) для торгов можно на портале pro-goszakaz.ru.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль