Исполнение бюджетов по расходам

1536
 Бычков С.С.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России
Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” (далее – Закон № 63-ФЗ) в Бюджетный кодекс были внесены существенные поправки в части исполнения бюджетов по расходам.

Формирование смет доходов и расходов до 1 января 2008 г.

Основным недостатком порядка формирования смет доходов и расходов бюджетных учреждений до 1 января 2008 г. являлась бессистемность соответствующих норм и положений бюджетного законодательства. Основными "камнями преткновения" при этом были:

  • отсутствие единых требований к форме смет;
  • привязка смет доходов и расходов к объемам бюджетных ассигнований;
  • ведение бюджетными учреждениями внебюджетной деятельности.

Рассмотрим подробнее, как данные факторы сказывались на исполнении бюджетов по расходам бюджетными учреждениями.

Форма сметы доходов и расходов

Прежде всего, отметим, что в редакции Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), действовавшей до 1 января 2008 г., отсутствовало определение термина "смета доходов и расходов". А впервые о смете доходов и расходов бюджетного учреждения упоминалось лишь в ст. 221, в соответствии с которой бюджетное учреждение обязано было составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Затем в течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждал ее и представлял в орган, исполняющий бюджет.

При этом из норм указанной статьи было непонятно, кем устанавливалась форма сметы доходов и расходов и в каком порядке такая смета составлялась.

Кроме того, наличие в БК РФ требований по срокам представления сметы доходов и расходов представлялось нецелесообразным, поскольку составление и утверждение учреждениями смет и без того проходило в максимально сжатые, но при этом разные (с учетом специфики деятельности конкретных бюджетных учреждений) сроки. Это было необходимо для санкционирования расходов казначейскими органами, ведь без утвержденной сметы доходов и расходов расходование бюджетных средств являлось недопустимым.

Смета и ассигнования

Весьма сомнительной являлась и привязка показателей сметы доходов и расходов к бюджетным ассигнованиям. Такая норма была предусмотрена той же ст. 221 прежней редакции БК РФ. Очевидно, что объем бюджетных ассигнований не устанавливает объем прав бюджетного учреждения на принятие в денежном выражении бюджетных обязательств. Следовательно, были допустимы варианты составления учреждениями сметы доходов и расходов, когда по итогам финансового года отдельные сметные показатели превышали соответствующие лимиты бюджетных обязательств.

Смета и внебюджетные средства

В определенной степени оказались противоречивыми и положения прежней редакции БК РФ, касающиеся отражения в смете доходов и расходов бюджетных учреждений внебюджетных средств.

С одной стороны, доходы, полученные бюджетным учреждением от внебюджетной деятельности, в полном объеме должны быть учтены в смете доходов и расходов. С другой стороны, смета учреждения формируется на основании доведенных бюджетных ассигнований.

В результате на практике некоторые главные распорядители бюджетных средств утверждали для бюджетных учреждений, ведущих внебюджетную деятельность, две сметы: одну на доходы и расходы по использованию бюджетных средств, а другую на доходы и расходы по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Одним из следствий проводимых реформ по реорганизации бюджетной сферы является выделение из нее автономных учреждений и полный запрет на осуществление предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях. Поэтому в новой редакции БК РФ предусмотрено, что бюджетная смета учреждения содержит показатели исключительно по расходам соответствующего бюджета.

Основные требования к бюджетной смете

С 1 января 2008 г. Законом № 63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введено понятие "бюджетная смета" В соответствии со ст. 6 БК РФ, это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. В свою очередь, бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В ст. 221 БК РФ изложены следующие основные требования к бюджетной смете бюджетного учреждения:

  • составление, утверждение и ведение в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ;
  • соответствовие утвержденных сметных показателей доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

Рассмотрим подробнее основные изменения.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет

С 1 января 2008 г. в БК РФ в целом устранены пробелы и противоречия, ранее имевшие место в части регулирования составления, утверждения и ведения смет бюджетных учреждений. Кроме того, приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее - Приказ № 112н) утверждены общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений.

Согласно Приказу № 112н показатели бюджетной сметы, устанавливающие объем и распределение направлений расходования, формируются:

  • на период одного финансового года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения;
  • в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.

В бюджетной смете предусматриваются расходы, необходимые для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения. При этом в ст. 70 БК РФ изложен следующий перечень расходов по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения:

  • на оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
  • на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных(муниципальных) нужд;
  • на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • на возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осу­ществлении его деятельности.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в бюджетную смету не включаются такие расходы, как:

  • расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам;
  • расходы по обслуживанию государственного (муниципального) долга;
  • расходы по погашению бюджетных кредитов, покупке ценных бумаг;
  • другие расходы, не связанные с обеспечением выполнения функций бюджетного учреждения.

В случае реорганизации бюджетная смета реорганизованного учреждения составляется в порядке, который установлен "принимающим" главным распорядителем бюджетных средств. При этом бюджетная смета формируется на период текущего финансового года и в соответствии с доведенными до бюджетного учреждения в установленном порядке лимитами бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств и обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения

Очевидно, что сметные показатели бюджетного учреждения в своей совокупности представляют собой "срез" финансового обеспечения, необходимого для выполнения им своих функций.

При этом при формировании показателей бюджетной сметы с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления недопустимо составление бюджетной сметы, когда такая детализация заканчивается на каком-либо группировочном коде классификации. Другими словами, бюджетная смета должна формироваться на основе аналитических показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Вместе с тем, в целях ведения аналитического учета главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств вправе требовать наличия в бюджетных сметах дополнительной детализации соответствующих показателей. Так, например, расходы бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду классификации операций сектора государственного управления 223 "Коммунальные услуги", при формировании бюджетной сметы можно разделить на:

  • расходы на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
  • расходы на оплату услуг по холодному водоснабжению;
  • расходы на оплату услуг по газоснабжению;
  • расходы на оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
  • прочие расходы на оплату коммунальных услуг.

При этом указанным типам расходов присваиваются соответствующие аналитические коды, например, 223 01 "Расходы на оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению", 223 02 "Расходы на оплату услуг по холодному водоснабжению" и т. п.

Бюджетная смета и внебюджетные средства

Действующая редакция Бюджетного кодекса РФ не содержит положений об отражении в бюджетных сметах внебюджетных средств.
Вместе с тем, ст. 5 Закона № 63-ФЗ установлено, что на переходный период до вступления в силу соответствующего федерального закона, регламентирующего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иных внебюджетных средств, доходы и расходы, полученные бюджетными учреждениями от такой деятельности, производятся на основании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Таким образом, в течение переходного периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа:

  • бюджетную смету;
  • смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Очевидно, что последняя составляется только в том случае, когда данному бюджетному учреждению разрешено вести предпринимательскую деятельность в соответствии с его уставом, нормативными правовыми актами.

В настоящее время законодательством не предусмотрен какой-либо порядок формирования, утверждения и ведения смет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Тем не менее, очевидно, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут устанавливать правила ведения смет доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

Обязательные реквизиты бюджетной сметы

Приказом № 112н не установлено конкретной формы бюджетной сметы. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут самостоятельно разрабатывать формы бюджетных смет, но при этом они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответст­вующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свода смет учреждений), и дату утверждения;
  • наименование формы документа;
  • финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
  • наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО)/наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
  • код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
  • наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
  • содержательную и оформляющую части.

Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные, - руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).

Утверждение бюджетных смет

Как уже отмечалось выше, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств самостоятельно, но с учетом требований Приказа № 112н, разрабатывает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Весьма важно, чтобы в таком документе был четко расписан механизм утверждения бюджетных смет.

При этом возможны следующие варианты:

  • главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств наделяет руководителя каждого бюджетного учреждения правом утверждения бюджетной сметы;
  • правом утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений (нижестоящих распорядителей, получателей средств бюджета) наделяется руководитель распорядителя бюджетных средств;
  • утверждение бюджетных смет осуществляется исключительно руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Независимо от установленного варианта утверждения бюджетной сметы, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств обязан предоставить право утверждения бюджетной сметы руководителю бюджетного учреждения. Однако воспользоваться этим правом руководитель может только в том случае, если бюджетному учреждению доведено государственное (муниципальное) задание.

Ведение бюджетной сметы

Ведение бюджетной сметы заключается в установлении правил внесения изменений в нее. Напомним, что все изменения в бюджетную смету вносятся исключительно в пределах объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных бюджетному учреждению в установленном порядке.

Обратите внимание, что прежде чем внести какие-либо изменения в смету, необходимо пройти процедуру утверждения изменений сметных показателей. Увеличение и (или) уменьшение объемов сметных назначений допустимо в следующих случаях:

  • изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
  • распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов классификации операций сектора государственного управления), требующих изменения

показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

  • распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
  • распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
  • распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей (в случае их установления главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета), не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Если изменения в бюджетной смете затрагивают показатели бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств, то такие изменения возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.

Утверждение изменений в бюджетной смете осуществляется в том же порядке, как и утверждение самой сметы.

Ни БК РФ, ни Приказ № 112н не содержат требований к представлению бюджетных смет бюджетными учреждениями в органы Федерального казначейства (финансовые органы).

Бухгалтеру на заметку

Минфин в своем письме от 17.03.2008 № 03-03-06/1/183 сообщил о порядке налогообложения налогом на прибыль при безвозмездном получении имущественных прав.

Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, подлежит применению и при оценке дохода в виде безвозмездно полученного имущественного права.

Предусмотренное подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождение от налогообложения доходов в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, не распространяется на безвозмездное получение имущественных прав, а также работ и услуг.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль