Формирование учетной политики

2672
Ранее среди части экономистов существовало мнение о том, что бюджетные учреждения не должны формировать учетную политику. Но с принятием Минфином России Инструкции по бюджетному учету № 70н от 26.08.04 (изм. приказом Минфина России № 25н от 10.02.06 – далее Инструкция № 25н), вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным, поскольку Инструкция № 25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

О формировании учетной политики на 2016 год смотрите статью: "Учетная политика учреждения 2016 и приложения к ней"

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, в т. ч. и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

До 2005 г. допустимые способы и принципы организацииучетного процесса были четко прописаны в инструкции по бухгалтерскому учетубюджетных учреждений. Впрочем, привычные стандарты бюджетного учета начали"разваливаться" еще в 2004 г., когда в рамках реформированиябюджетного процесса была запланирована интеграция плана счетов бюджетногоучета с бюджетной классификацией.

В 2005 г. стали действовать и другие изменения:появилось понятие расходных обязательств, возникли новые объекты учета. Вполнелогично, что одним из пунктов плана мероприятий по реализации Концепцииреформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.,утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249, сталаразработка проекта стандартов учета и финансовой отчетности единиц секторагосударственного управления.

К сожалению, пока этот пункт плана мероприятийвоплотился всего лишь в проект приказа Минфина России "Об утвержденииКонцепции бюджетного учета и отчетности в Российской Федерации" Проект досих пор не реализован и, судя по его дороговизне, реализован будет не скоро.

В перспективе - негосударственное регулирование госсектора

По утверждению специалистов Минфина России, исходя иззарубежного опыта в скором времени будут образованы органы негосударственногорегулирования бухгалтерского учета:

  • саморегулируемые организацииаудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • другие саморегулируемые организации, заинтересованные втом, чтобы принимать участие в регулировании бухгалтерского учета;
  • иные некоммерческие организации, преследующие целиразвития бухгалтерского учета.

Организации, которые с принятием Федерального закона от01.12.07 № 315-ФЗ будут претендовать на звание саморегулируемых, уже сейчасимеют большой вес в бухгалтерском сообществе. В таких организациях многиесчетные работники бюджетной сферы считают необходимым для себя регулярнопроходить курсы повышения квалификации и подтверждать свои знания профессиональнойаттестацией, даже если это не предусмотрено в трудовом договоре.

В резолюциях различных бухгалтерских конгрессовтрадиционно говорится примерно следующее: "просить Минфин России ширепривлекать профессиональные сообщества бухгалтеров:

  • к разработке стандартов бюджетного учета, нормативныхактов, методических указаний (рекомендаций), регулирующих бюджетный учет;
  • к обобщению теории и практики бюджетного учета иотчетности;
  • к формированию библиотеки лучших практик ведениябюджетного учета и составления отчетности бюджетных учреждений (в т. ч.публично-правовых образований, главных распорядителей, распорядителей ибюджетополучателей)".

Однако, к сожалению, увлечение аттестацией на времяотодвинуло работу над основной задачей саморегулирования - разработкойстандартов бухгалтерского учета.

Пожалуй, ситуация уравновешивается только аудиторами идругими специалистами, желающими привлечь внимание бухгалтеров бюджетной сферык услугам своих компаний. Для того чтобы потенциальные клиенты смогли оценитьстепень их компетентности, на сайтах вывешиваются образцы учетной политики идаже стандарты бюджетного учета. Правда, с пометкой о том, что, хотя данные,полученные с сайта, могут быть использованы на практике, пользователь долженотдавать себе отчет в том, что представленные разработки не согласованы сМинфином России.

В большинстве развитых стран (США, Канада и др.)стандарты финансовой отчетности для сектора государственного управленияустанавливаются саморегулируемыми организациями. Так, например, в США - этоКомитет по бухгалтерскому учету и аудиту государственного сектора (Public Sector Accounting and Auditing Board - PSAAB).

Вполне возможно создание подобных организаций и вРоссии. В рамках Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности вРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом МинфинаРоссии от 01.07.04 № 180, подготовлен проект федерального закона "Обофициальном бухгалтерском учете". Этот проект отводит большую роль вформировании стандартов бухгалтерского учета органам негосударственногорегулирования.

Создание системы организационно-распорядительных документов

Практика показывает, что большинству учреждений сложнореализовать стандарты государственной учетной политики без системыорганизационно-распорядительных документов (далее - ОРД) по организацииработы бухгалтерской службы (далее - бухгалтерская учетная политика). Как иучетную политику для целей налогообложения, бухгалтерскую учетную политикуцелесообразно согласовать с вышестоящим органом до наступления новогофинансового года.

В ожидании изменений вИнструкции № 25н (скорее всего, принятия новой инструкции по бюджетному учету)не имеет смысла рассматривать практические примеры составления бухгалтерскойучетной политики. Поэтому мы представляем вашему вниманию лишь схемуразработки стандартов бюджетного учета, в т. ч. и в рамках одного учреждения.Этой же схемой можно будет воспользоваться при возникновении необходимостиприведения учетной политики в соответствие с изменившейся инструкцией побюджетному учету.

Где искать стандарты по бюджетному учету

Равнение на Минобрнауки России

В соответствии с приказом Минобрнауки России от22.05.06 № 122 и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на2006 г. Федеральное агентство по образованию утвердило проект по разработкеотраслевых стандартов по бюджетному учету на примере образовательных учреждений(далее - Проект Федерального агентства по образованию). В настоящее времяработа успешно завершена. Стандарты бюджетного учета - аналог положений побюджетному учету (ПБУ) в коммерческой сфере и основа для разработки учетной политики.

Об учетной политике образовательных учреждений читайте статью "Учетная политика учреждений образования в 2016 году"

После замены Общероссийского классификатора отраслейнародного хозяйства (ОКОНХ) Общероссийским классификатором видов экономическойдеятель­ности (ОКВЭД) слово "отрасль" должно было стать архаизмом.Однако в современном языке трудно найти удобный и всем понятный синонимопределению "отраслевой", поэтому вслед за Федеральным агентством пообразованию в настоящей статье применяется термин "отраслевые стандартыбюджетного учета и отчетности" (далее - отраслевые стандарты).

Актуальность формирования отраслевых стандартов сучетом осуществления учреждениями приносящей доход деятельности обусловленаотсутствием регламентирующих методик (положений), по объектам учета, а такжепорядка организации бюджетного учета. Так, в рамках Проекта Федеральногоагентства по образованию были разработаны, в частности, методики бюджетногоучета (бюджетного учета и отчетности):

  • нефинансовых активов (основных средств, нематериальныхактивов и непроизведенных активов);
  • платных образовательных услуг;
  • научно-исследовательских работ;
  • материальных запасов (готовой продукции);
  • доходов и расходов и финансовых результатовдеятельности образовательного учреждения.

Начинание Минобрнауки нашло своеобразный отклик вдругих сферах бюджетной деятельности. На сайтах по госконтрактам можно найтилоты с такими названиями, как "Формирование стандартов бюджетного учета иотчетности в бюджетных учреждениях на примере образовательных учреждений"Несмотря на то, что услуги потенциальных разработчиков оцениваются весьмаскромно - не более 3,5 тыс. руб., среди вузов находятся желающие помочь коллегамиз других сфер бюджетной деятельности.

Бюджетный и налоговый учет: точки соприкосновения

Для максимального облегчения бухгалтерского труданеобходимо применить требования налогового учета к структуризации информациичерез регистры бюджетного учета, т. е. в рамках разработки бухгалтерскойучетной политики. Тогда аналитический учет будет обеспечивать получение нетолько отчетной и управленческой информации, но и данных для расчета налогов.При этом учреждение сможет реализовать требование ведения раздельного учета побюджетной и внебюджетной деятельности с минимальным ведением дополнительныхналоговых регистров.

Если у вас есть приносящая доход деятельность,необходимо проверить все точки соприкосновения положений бюджетного иналогового учета и по воз­можности максимально скоординировать их. Сверку точексоприкосновения можно ускорить с помощью бесплатных программ, позволяющихавтоматизировать составление учетной политики для целей налогообложения.Некоторые из таких программ можно бесплатно скачать из Интернета. Программноеобеспе­чение должно быть разработано на основе:

  • Налогового кодекса РФ;
  • Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "Обухгалтерском учете";
  • ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"

Отметим, что в отличие от программ использовать готовыепримеры учетной политики для целей налогообложения, найденные в Интернете, нестоит, т. к. они обычно не учитывают последних изменений в налоговомзаконодательстве.

Как правило, автоматизированные формы разработкиучетной политики позволяют сформировать:

  • приказ об утверждении учетной политики;
  • Положение об учетной политике для целей бухгалтерскогоучета;
  • Положение об учетной политике для целей налоговогоучета с приложениями.

Несмотря на то, что на практике вы не сможете полностьювоспользоваться Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета,сформировать его все же необходимо (в части совпадения с бюджетным учетом. Этодействие необходимо для автоматизации поиска возможных точек соприкосновениябюджетного и налогового учета).

Алгоритм использования программы по формированиюучетной политики очень прост. Чаще всего нужно выбрать и отметить необходимоенаименование из выпадающего списка в разделе "Бухгалтерскийучет" (или закладке "Положение об учетной политике для целейбухгалтерского учета"). В разделе "Налоговый учет" (закладке"Положение об учетной политике для целей налогового учета") можноиспользовать галочку "из бухгалтерского учета", при нажатии накоторую вопросы налогового учета, совпадающие с вопросами бухгалтерского учета,заполняются одинаково (по данным бухгалтерского учета). Некоторые программыпредлагают просто заполнить предложенную форму. В любом случае каждый пунктучетной политики при этом снабжен подробным комментарием, содержание которогосоставляют:

  • расшифровка сути выбранного пункта;
  • ссылки на нормативные акты.

Отправлять на печать вы, конечно, будете только учетнуюполитику для целей налогообложения.

Характеристика содержания организационно-распорядительных документов, регулирующих работу бухгалтерской службы учреждения

Все организационно-распорядительные документы (далее -ОРД), регулирующие работу бухгалтерской службы учреждения, принимаются воисполнение Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерскомучете" и приказа Минфина России от 10.02.06 № 25н "Об утвержденииИнструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция № 25н).

ОРД "О реализации единойгосударственной учетной политики в___________ году"

Утверждает Положение о реализации единойгосударственной учетной политики и устанавливает учетную политику для целейналогообложения. В "учетной политике" по бюджетному учету, кромеобязательных общих положений, должны быть следующие разделы:

  • документальное оформление хозяйственных операций;
  • формы первичных документов;
  • форма бухгалтерского учета;
  • организация документооборота;
  • рабочий План счетов;
  • инвентаризация;
  • бухгалтерская отчетность;
  • порядок изменения учетной политики.

ОРД "О постояннодействующей инвентаризационной комиссии и положении по инвентаризации"

В документе перечисляются сотрудники, вошедшие впостоянно действующую инвентаризационную комиссию, и перечисляются возложенныена них полномочия:

  • организация и проведение Инвентаризации имущества;
  • оценка состояния основных средств, нематериальных инепроизведенных активов как на стадии принятия на учет, так и находящиеся впользовании у учреждения;
  • оценка состояния материальных запасов, находящихся вэксплуатации (или в запасе);
  • определение срока пользования по нефинансовым активам,если он не определен нормативными документами по бюджетному учету;
  • участие в мониторинге цен и принятие к учету имуществапо текущей рыночной стоимости;
  • подписание первичных учетных документов по движениюимущества в случае, если предусмотрено наличие подписей комиссии, как обязательногореквизита, а также если это предусмотрено соответствую­щей процедурой принятияна учет и (или) списания (выбытия) с учета имущества.

ОРД "Об утвержденииперечня основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера"

В утвержденный перечень могутвходить, в частности:

  • объекты основных средств стоимостью до 1000 руб.включительно;
  • библиотечный фонд независимо от стоимости;
  • объекты, условия эксплуатации которых не позволяютнаносить на них инвентарный номер.

ОРД "Об утвержденииПоложения о присвоении инвентарных номеров объектам учета"

Регламентирует структуру инвентарного номера и порядокнумерации, а также частные случаи, например:

  • инвентарный объект имеет несколько частей, имеющихразный срок полезного использования;
  • инвентарный объект арендован учреждением.

ОРД "О порядке учета забалансом объектов основных средств, находящихся в пользовании учреждения"

Разрабатывать этот документ необходимо в случае, еслиобъекты основных средств находятся в пользовании учреждения на основании:

  • договора аренды (за исключением финансовой аренды справом выкупа, если иное не предусмотрено договором);
  • договора безвозмездного пользования.

В этих случаях необходиморегламентировать:

  • разрезы аналитического учета арендованного имущества;
  • применение регистров аналитического учета;
  • учет законченных капитальных вложений учреждения варендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты основныхсредств, числящихся на забалансовом счете учреждения.

ОРД "О порядке учетаматериальных запасов"

Документ регламентирует:

  • признаки материальных запасов;
  • порядок определения стоимости принятия материальныхзапасов к бухгалтерскому учету;
  • формирование фактической стоимости материальныхзапасов;
  • аналитический учет вложений в материальные запасы;
  • документальное оформление движения материальныхзапасов;
  • порядок группировки материальных запасов дополнительнок выделенным группам согласно Инструкции № 25н.

ОРД "О порядке учета готовой продукции"

В документе должны быть отражены:

  • порядок учета операций на дату выбытия (внутреннегоперемещения) готовой продукции;
  • порядок учета операций на дату принятия готовойпродукции к учету (на склад);
  • порядок формирования стоимости изготавливаемой продукции.

ОРД "О формах и порядке формирования регистровбюджетного учета, первичных документов и порядка их архивации"

Этот документ наиболее важен для начинающихбухгалтеров, т. к. подробно регламентирует:

  • документальное оформление хозяйственных операций;
  • формы первичных документов;
  • оформление регистров бюджетного учета.

Для удобства можно включить в документ Пример структурысистематизации информации о хозяйственных операциях в журналах операций иГрафик документооборота.

ОРД "Об особенностях формирования учета финансовыхактивов и обязательств"

Документ регламентирует, как отражать в учетедоведенные и распределенные лимиты бюджетных обязательств и объемыфинансирования расходов, принятые бюджетные обязательства, кассовые расходы.

ОРД "О порядке реализациитребований по ведению кассовых операций"

Кроме основных нормативно-правовых актов приформировании этого документа, применяется письмо Центрального банка России от04.10.93 № 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций вРоссийской Федерации". Документ регламентирует:

  • раздельный учет денежных средств, поступивших по разнымисточникам финансирования;
  • формы первичных кассовых документов;
  • способ ведения кассовой книги;
  • порядок оформления оплаты труда, выплату пособий по социальномустрахованию и стипендий, выдачу денег другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику),а также возврат наличных денег и кассовых доку­ментов по произведеннымоперациям;
  • применение Книги учета принятых и выданных кассиромденежных средств;
  • оформление выдачи наличных денежных средств под отчет;
  • порядок проведения инвентаризации расчетов.

ОРД "О порядкеформирования раздельного учета доходов и расходов"

Этот документ необходим при наличии приносящей доходдеятельности. Он устанавливает ведение раздельного учета в отношении следующихобъектов:

  • целевые поступления и их использование;
  • имущество, полученное от организаций или физическихлиц, из вкладов которых не менее чем на 50% состоит уставный капиталучреждения;
  • расходы на освоение природных ресурсов по каждомуучастку недр; расходы на НИОКР.

ОРД "Об утверждении положения о согласованиифинансовых и юридических документов и организации санкционирования расходовбюджетов"

Документ регламентирует срок составления ипредставления на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств сметыдоходов и расходов по установленной форме, а также:

  • подтверждение принятых бюджетных обязательств;
  • соответствие денежных обязательств лимитам бюджетныхобязательств и утвержденной смете доходов и расходов.

ОРД "О порядке организации забалансовых счетовналогового и управленческого учета"

Документ разрабатывается исходя из того, что переченьзабалансовых счетов может быть использован как для обеспечения налогового, таки управленческого учета.

Бухгалтеру на заметку

Учет премий при расчете пособия по беременности и родам

Премии, начисленные и выплаченные в расчетный период, в т. ч. в период, когда работница находилась в отпуске по беременности и родам, при условии, если они предусмотрены системой оплаты труда, должны быть учтены в среднем заработке для расчета пособия по уходу за ребенком (письмо Минздравсоцразвития России от 25.12.07 № 3163-19).

Источник: ИА "Клерк.Ру"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль