Региональные целевые программы

1821
 Ерофеева Т.П.
Юрист, эксперт Международного проекта "Реформа госзакупок II", член гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, г. Ярославль
Реализация всевозможных федеральных и региональных целевых программ становится неотъемлемой частью государственной политики. При этом наряду с достижениями и успехами неизбежны просчеты и ошибки. Поэтому любой опыт претворения в жизнь поставленных перед органами власти задач становится особенно ценным и полезным.

В данной статье мы расскажем об опыте реализации региональных целевых программ в Ярославской области.

Вместо вступления...

Нельзя возводить стены и крыть крышу, не построивнадежный фундамент. Столь же трудно понять истинное положение дел в регионе, незная его истории и местоположения на карте страны. Поэтому прежде чеманализировать ход выполнения целевых программ в регионе предлагаем вниманиючитателей небольшую справку об истории и экономике Ярославской области.

Историко-географическая справка

Ярославль - центр области был основан в 1010 г. княземЯрославом Мудрым как город-крепость на правом берегу Волги. Согласно преданию,князь покорил местных жителей, убив их священного зверя - медведя. Легенда обэтом поединке нашла свое отражение в гербе города. С 1218 г. Ярославль сталстольным градом Ярославского княжества, которое в 1463 г. вошло в составВеликого Московского. В конце XVII - начале XVIII в. Ярославль - второй послеМосквы город на Руси с населением около 15 тыс. человек. С 1796 г. Ярославльстановится центром губернии и ценнейшим памятником градостроения.

Ярославская область имеет площадь 36,4 тыс. кв. км, накоторой проживает 1338,4 тыс. человек. Регион граничит с Владимирской,Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями.

Ярославская область имеет выгодное географическоеположение. Ярославль удален от Москвы на 282 км. Это дает региону доступ кзначительным рынкам сбыта и возможность установления связей не только состолицей и другими российскими регионами, но и со всем миром. Ярославльрасположен на обоих берегах великой русской реки Волги, которая соединяетрегионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей.

Экономика региона

Мощные промышленные предприятия, опытные кадры исильный ме­неджмент, развитая сеть всех видов путей сообщения, богатейшиекультурно-исторические ресурсы позволяют выстраивать бизнес практически любогопрофиля.

Ярославская область по своему экономическому и научномупотенциалу входит в первую тройку регионов центра России. Здесь сосредоточеныдесятки тысяч предприятий, более трехсот из них - крупные, имеющиеобщероссийское значение.

Область расположена в нечерноземной зоне и стабильновходит в число лидеров среди регионов Центральной России по своемуэкономическому и научному потенциалу. В структуре валового региональногопродукта промышленность составляет 50%.

Всего в области насчитывается более 4 тыс. предприятий,в т. ч. крупных и средних - более 300, что составляет 7% от общего количества.Наиболее развитыми отраслями хозяйства являются машиностроение (в т. ч.:судостроение, приборостроение, электротехника и др.), химическая,нефтехимическая и пищевая промышленность.

Транспорт и связь

Транспортная система Ярославской области имеетвсероссийское и международное значение и включает в себя железнодорожные,автомобильные, водные, воздушные и трубопроводные транспортные потоки,обеспечивая возможность проведения смешанных перевозок.

Железные дороги

Железным дорогам принадлежит ведущая роль вобслуживании перевозок грузов и населения внутри Ярославской области и длясообщения с другими регионами страны. По территории области проходит севернаяветка Транссибирской магистрали, двухпутная железнодорожная колея в направленияхАрхангельска, Воркуты, Северного Урала, Сибири. Эксплуатационная длина железныхдорог составляет 650 км. Грузооборот железнодорожного транспорта областисоставляет более 19 млн тонн в год.

Автодороги

По территории Ярославской области проходят федеральныедороги: Москва-Ярославль - Архангельск, Ярославль - Кострома, являющиесяосновой автодорожной сети области. Они обеспечивают связь центральных исеверных районов России. Область имеет автодорожное сообщение со всеми своимисоседями (Иваново, Тверь, Вологда и др.). Завершено строительство автомобильнойтрассы, позволяющей объехать всю область по периметру.

Водный транспорт

Основой судоходной системы Ярославской области являетсярека Волга - важнейшая артерия единой глубоководной воднотранспортной системыевропейских районов России. Местное судоходство осуществляется также понизовьям малых рек, впадающих в Волгу и Рыбинское водохранилище.Система внутренних водных путей имеет протяженность 823 км.

Воздушный транспорт

На территории Ярославской области открытывнутрироссийские пассажирские и международные грузовые авиалинии. Имеетсявозможность интеграции в Европейские транспортные коридоры, в частности втранспортный коридор Хельсинки - С.-Петербург - Москва с выходом на Север,Сибирь, Дальний Восток.

Социально-демографическая обстановка

Демографическая ситуация в Ярославской области сложная.Основная причина снижения численности населения - естественная убыль,характеризующаяся низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. Запоследние 20 лет численность населения уменьшилась приблизительно на 10%.

Среди всех регионов России Ярославская область попоказателю денежных доходов населения занимает 33-е место. По соотношениюдоходов населения и прожиточного минимума Ярославская область несколько отстаетот среднероссийского уровня.

В Ярославской области весьма велика численностьнаселения с доходами ниже прожиточного минимума. При этом налицо достаточновнушительный уровень дифференциации доходов населения (соотношение доходовнаиболее обеспеченного и наименее обеспеченного населения).

Обеспеченность жильем населения Ярославской области посравнению со средней по Российской Федерации имеет более высокие показатели.Вместе с тем доля ветхого и аварийного фонда в области несколько выше, чем всреднем по России. Нельзя не отметить, что ежегодный ввод жилья, составляющийпримерно 0,17 кв. м на человека, в два раза ниже необходимого для замены выбывающего.

Медицинская помощь населению Ярославской области всреднем по стране выше чем в других регионах. При этом имеются хорошиепоказатели как по обеспеченности койкоместами, так и врачебными кадрами, атакже по укомплектованности средним медперсоналом.

Общественное мнение

Опросы общественного мнения позволяют выявить "краеугольныекамни", которые волнуют граждан:

  • вопросы жилищные и коммунального хозяйства - 32%;
  • социальной защиты и социального обеспечения,здравоохранения - 35%;
  • законности, правопорядка и паспортизации - 5%;
  • строительства, дорог, транспорта и связи - 7%;
  • образования, науки, культуры и спорта - 7%;
  • прочие вопросы - 14%.

При этом по итогам исследования потребительскихнастроений населения 33 городов РФ, проведенного Росгосстрахом, в целомнаселение Ярославской области положительнооценивает краткосрочные и долгосрочные перспективы развития как экономикирегиона в целом, так и личного финансового положения.

Региональные проблемы и целевые программы

Сформированные исполнительной властью Ярославскойобласти целевые программы направлены на решение существующих в регионепроблем. В течение 2007 г. здесь действуют 43 областные целевые программы.Среди них следует отметить такие, как:

  • "Модернизация объектов коммунальнойинфраструктуры Ярославской области";
  • "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования вагропромышленном комплексе Ярославской области";
  • "Поддержка въездного и внутреннего туризма вЯрославской области";
  • "Отходы";
  • "Развитие льняного комплекса Ярославской области на 2005-2008годы", и многиедругие столь же социально значимые.

Основная доля региональных целевых программ появилась врезультате само­стоятельного нормотворчества законодательных и исполнительныхорганов власти этого субъекта РФ. Основа такой деятельности - законодательныеакты, устанавливающие как область полномочий (закон Ярославской области от19.04.06 № 19-з "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославскойобласти"), так и функциональные задачи, стоящие перед соответствующими государственнымивластными структурами (закон Ярославской области от 23.05.95 № 5-з "УставЯрославской области").

Областная целевая программа "Развитие льняного комплекса Ярославской области на 2005-2008 годы", утверждена законом Ярославской области от 03.11.05 № 65-з.

Паспорт программы не содержит намека на какую-либо "федеральность", поскольку основанием для ее разработки послужило постановление коллегии департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 20.12.02 № 3.

Необходимо отметить детальность проработки проблемы при установлении параметров такого рода региональных программ. Причем одновременно делается поправка на имеющиеся в регионе ресурсы, а также на объем недостающих ресурсов. В частности, в рамках программы "Развитие льняного комплекса Ярославской области на 2005-2008 годы" хозяйства, нуждающиеся в сельскохозяйственной технике и оборудовании, фиксируются "поименно", указывается и конкретное количество поставляемой техники (табл. 1).

Таблица 1

Структура потребности в технике и оборудовании для возделывания льна*

Четкость параметров и адресность программы позволяет добиться максимальногоэффекта от вложения финансовых средств региона.

Нельзя забывать также, что полномочия региональной власти зачастую фиксируютсяв законодательных актах (в т. ч. и федерального значения) в качестве возлагаемойобязанности, а не возможности воспользоваться правом.

Так, Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Закон №122-ФЗ) устанавливает в качестве основного источника финансирования системысоциального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетысубъектов РФ. И этот же закон регламентирует издание законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ в указанной области.

Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" говорит отом, что государственная политика в отношении ветеранов реализуется в томчисле и органами власти субъектов РФ, что предусматривает выделение из бюджетовсубъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержкиданной категории граждан. При этом отмечается, что отдельные меры социальнойподдержки ветеранов, устанавливаемые законами и иными нормативными правовымиактами субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ,например: сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинскихучреждениях, а также внеочередное оказание медицинской помощи в поликлиниках идругих медицинских учреждениях.

Для исполнения указанных выше и аналогичных обязанностей региональныеорганы власти выбирают такую форму реализации государственной политики, какпринятие и исполнение региональной целевой программы.

В другом случае федеральная законодательная власть напрямую определяетсоответствующий порядок осуществления бюджетных полномочий. Так, Федеральныйзакон от 17.07.99 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"предписывает органам государственной власти субъектов РФ разрабатывать иреализовывать государственные региональные программы оказания социальной помощигражданам, проживающим на территории регионов.

В свою очередь, ярким примеромрегионального нормотворчества стала целевая программа "Развитиеинформатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославскойобласти на 2005-2006 годы", которая была утверждена постановлениемАдминистрации Ярославской области от 29.10.04 № 188. Целью этой программы было:

  • развитие информационного и телекоммуникационноговзаимодействия между органами и учреждениями социальной защиты населения, органамиздравоохранения и образования Ярославской области;
  • создание единого социального регистра населения областии ведения на его основе социальных паспортов жителей области;
  • планирование и учет всех видов адресной социальнойпомощи.

Способы решения новых проблем, которые предстоитразрешить в ближайшей перспективе, находят отражение в"новоиспеченных" целевых программах. В качестве примера можнопривести областную целевую программу "Об энергосбережении в Ярославскойобласти на 2008-2012 годы", которая призвана решить проблему роста цен наосновные виды топливноэнергетических ресурсов, который ожидает экономикуобласти. Целью мероприятий по энергосбережению является повышение эффективностииспользования ресурсов при их потреблении, а не при их производстве. Крометого, эта программа включает мероприятия по применению энергосберегающихтехнологий уже на стадии проектирования, строительства, реконструкции, а такжепри капитальном ремонте объектов.

Федеральные целевые программы в Ярославской области

К другой группе региональных программ, действующих натерритории Ярославской области, можно отнести программы, принятые в рамкахреализации какой-либо федеральной целевой программы.

К такой группе можно отнести, например, областнуюцелевую программу "Повы­шение безопасности дорожного движения вЯрославской области на 2007­2012 годы", утвержденную законом Ярославскойобласти от 12.12.06 № 102-з. В паспорте программы указано, что основаниями ееразработки, помимо Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ "Обезопасности дорожного движения", является федеральная целевая программа"Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах",утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.02.06 № 100.

В этом случае цели и задачи претворения в жизнь мероприятий,направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, диктуются,естественно, федеральной программой. Но в областной программе онитрансформируются с учетом специфики конкретного субъекта РФ. Это отражается,например, в таких мероприятих, как:

  • деятельность по сокращению детскогодорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование системы лицензирования в сфереподготовки водителей;
  • строительство и обустройство пешеходных переходов;
  • совершенствование механизма оперативного доведенияинформации о ДТП до дежурных служб;
  • техническое перевооружение ГИБДД и пр.

Другим примером может служить областная целеваяпрограмма "Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославскойобласти градостроительной документацией и правилами землепользования изастройки на 2007­2009 годы", утвержденная законом Ярославской области от 04.12.06 №89-з. Основой ее разработки стала федеральная целевая программа"Жилище" на 2002-2010 гг., целью которой является создание условийдля устойчивого развития территорий муниципальных образований, инженерной,транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан иих объединений на всей территории Российской Федерации. В свою очередь, цельпрограммы на региональном уровне - это администрирование, контрольдеятельности, непосредственно направленной, например, на обеспечениемуниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией.

Как уже отмечалось, основные направления задаются нафедеральном уровне, а "конкретика" детализируется в региональныхпрограммах. Правда, при такой детализации дублирование общих положений (но неконкретных мероприятий) - явление нередкое.

Для подтверждения такоготезиса предлагаем сравнительный анализ закона Ярославской области от 06.05.05 №23-з, утвердившего областную целевую программу "Социальное развитие селадо 2010 года", и постановления Правительства РФ от 03.12.02 № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"» (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ целевых программ федерального и регионального уровней “Социальное развитие села до 2010 года”




Отметим, что проводимые в настоящее время мероприятия в рамках различных целевых программ всех уровней исполнительной власти приносят очевидные результаты. В то же время методологическая основа создания целевых программ требует доработки и совершенствования, что особенно актуально на региональном уровне.

Вместо заключения

Для достижения программных целей, поставленныхПрезидентом РФ, требуются усилия не только и не столько структур федеральных,сколько региональных, потому что необходима конкретизация работы, которая можетбыть осуществлена именно на этом уровне. Например, определение назначения территорийтого или иного региона вряд ли будет задачей, выполнимой на федеральном уровне.Ведь учесть при построении программных мероприятий совокупность социальных,экономических, экологических и иных факторов того или иного региона возможнолишь при наличии всеобъемлющей и оперативной информации, которую можнополучить только "на местах"

Это интересно

Медведев предложит "состыковку"

В аппарате первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева готовятся предложения о согласовании нацпроектов и программ Минобороны.

На совещании у Президента РФ с членами Правительства Дмитрий Медведев рассказал об итогах своей поездки в Калининград и Мурманск, одной из целей которой являлось обсуждение "состыковки нацпроектов и соответствующих программ Минобороны". В особенности это касается образования: "Мы говорили о поддержке ведущих военных вузов, как с точки зрения выделения грантов на развитие инновационных проектов, так и с точки зрения поддержки лучших курсантов", - отметил Медведев.

Кроме того, первый вице-премьер считает перспективной возможность состы¬ковки нацпроекта "Здоровье" с военной медициной: например, "дополнительную диспансеризацию и иммунизацию лиц, прикрепленных к военным медицинским заведениям" и "участие военной медицины в госзаказе по предоставлению высокотехнологичной помощи".

Источник: ИА "Клерк.Ру"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль