Формирование задания для автономных учреждений культуры

1961
 Простякова И.В.
Экономист отдела экономического консалтинга ЗАО «МЦФЭР-консалтинг»
Всем известно, что главным финансовым документом бюджетного учреждения является бюджетная смета, на основе которой и осуществляется его финансовое обеспечение. В свою очередь, главный финансовый документ автономного учреждения – это задание учредителя автономного учреждения по оказанию соответствующих государственных или муниципальных услуг.

В период становления автономного учреждения очень важно то, каким образом учредитель сформирует ему задание по оказанию соответствующих услуг.

От сметы к заданию

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета -это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходовбюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. Общие требованияпо порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы государственны­ми(муниципальными) бюджетными учреждениями утверждены приказом Минфина России от20.11.07 № 112н. В случае преобразования бюджетного учреждения в автономноедействие данного приказа на него уже не распространяется.

В свою очередь, в соответствие со ст. 4 Федеральногозакона от 03.11.06 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее -Закон № 174-ФЗ) деятельность автономного учреждения (далее - АУ) организуетсяв соответствии с заданием учредителя. Напомним, что функции и полномочияучредителя осуществляются соответствующим органом исполнительной власти,который указывается в решении о создании АУ и его уставе (далее - Учредитель).Поскольку АУ создаются с целью реализации предусмотренных законодательствомполномочий соответствующих органов исполнительной власти и местногосамоуправления, которые и выступают Учредителями, то следует полагать, чтозадания Учредителя являются "производной" от полномочий данныхорганов исполнительной власти и местного самоуправления. В свою очередь, наименованиявсех услуг содержатся в Общероссийском классификаторе видов экономическойдеятельности (ОКВЭД).

Таким образом, Учредитель не может выдать задание АУсверх полномочий, которыми он наделен соответствующим нормативным актом, либопридумать вид услуги, которой не существует в классификаторе видовэкономической деятельности.

Если лимиты бюджетных обязательств выделяютсябюджетному учреждению в соответствии с классификацией расходов, то финансовоеобеспечение выполнения задания автономным учреждением осуществляетсяУчредителем в виде субсидий или субвенций, т. е. по "одной строке"расходов соответствующего бюджета.

Трехлетнее планирование

Начиная с 2008 г. бюджеты всех уровней формируются врасчете на три года. Соответственно на три года планируются и расходы органовисполнительной власти, направленные на реализацию ими своих полномочий.Очевидно, что на аналогичный срок должны выдаваться задания и автономным учреждениям.

Формирование бюджета - процедура ответственная. Поэтомувсе показатели должны быть обоснованы, выверены, просчитаны и проверены.Учредителю при выработке задания автономному учреждению необходимо учитыватьследующее:

  • прогноз динамики количествапотребителей соответствующей государственной (муниципальной) услуги;
  • сведения об уровнеудовлетворенности существующим объемом и качеством предоставляемых услуг;
  • возможности автономногоучреждения по оказанию услуг;
  • сдает ли АУ в арендунедвижимое имущество и объекты особо ценного движимого имущества;
  • показатели хозяйственнойдеятельности учреждения за отчетный финансовый год.

Безусловно, существенное влияние на размер финансовогообеспечения задания, выдаваемого Учредителем автономному учреждению окажутобъемы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенныхУчредителю в установленном порядке на очередной финансовый год и плановыйпериод. Обратите внимание на то, что объемы утвержденных бюджетных ассигнованийбудут известны Учредителю только после принятия закона о соответствующембюджете на очередной финансовый год и плановый период. А принятие такогозакона происходит в конце отчетного финансового года, и последние неделикалендарного года всегда будут полны тревожных ожиданий для руководителяавтономного учреждения.

Поэтому руководителю АУ надо быть готовым к тому, чтоУчредитель оставит за собой право на внесение в установленном порядке измененийв задание, выданное автономному учреждению. Очевидно, что вносимые Учредителемизменения не должны привести к увеличению объема бюджетных ассигнований наоказание государственных или муниципальных услуг, предусмотренных в соответствующембюджете.

Структура задания Учредителя

В соответствии со ст. 4 Закона № 174-ФЗ условия,порядок формирования зада­ния Учредителя, а также порядок финансовогообеспечения выполнения этого задания определяются:

  • Правительством РФ в отношенииавтономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральнойсобственности;
  • высшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданныхна базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • местной администрацией вотношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося вмуниципальной собственности.

Как отмечалось выше, задание Учредителя является дляавтономного учреждения главным финансовым документом. Поэтому в нем должныбыть изложены все обоснования, расчеты цен и тарифов, требования к качествууслуги и другая необходимая информация.

Прежде всего, в задании должна быть ссылка насоответствующее расходное обязательство Учредителя, в рамках которого автономноеучреждение будет реализовывать его полномочия. Документальным подтверждениемналичия у Учредителя необходимых полномочий является выписка из реестрарасходных обязательств.

Для того чтобы можно было произвести необходимыерасчеты финансового обеспечения, в задании должны присутствоватьсоответствующие показатели, например:

  • количественные показатели,которые характеризуют качество и состав оказываемых АУ государственных(муниципальных) услуг, на каждый год расчетного периода, на которыйустанавливается государственное задание;
  • максимальные цены (тарифы) наоплату государственных (муниципальных) услуг физическими и юридическими лицамив случаях, когда законодательством предусмотрено выполнение соответствующихуслуг на платной основе, либо порядок их установления.

Поскольку большинство полномочий органов исполнительнойвласти носят социальный, ориентированный на определенные группы населения характер,то в задании следует привести перечень категорий потребителей услуг,оказываемых АУ в рамках государственного (муниципального) задания. Обособленноследует выделить те категории, которые имеют право на бесплатное и (или)частично платное получение услуг. Если же характер задания допускаетвозможность планирования количества потребителей услуг, то целесообразноотразить в задании соответствующие плановые и расчетные показатели.

Кроме того, Учредителю необходимо довести до АУ порядокпредоставления услуг с приведением методики расчета значений показателей,реквизитов соответствующих правовых актов, которыми утверждены требования ккачеству оказания услуг и другие документы. Это необходимо нетолько для определенных гарантий со стороны Учредителя потребителям услуг, нои для последующего контроля качества этих услуг и эффективности деятельностисамого учреждения.

При наличии утвержденного регламента или иногодокумента, устанавливающего порядок оказания государственных (муниципальных)услуг, необходимо указать соответствующий нормативный правовой или локальныйакт. При отсутствии такого регламента рекомендуем изложить в заданииследующее:

  • описание основных процедур оказания услуги автономнымучреждением;
  • описание порядка информирования потенциальныхпотребителей об оказании услуг;
  • перечислить основания для приостановления или отказа воказании услуг потребителям.

Особое внимание в задании следует уделить порядкуконтроля хода оказываемых услуг и представления отчетности. Поэтому в данномразделе задания рекомендуем отразить:

  • требования к периодичности осуществления контроля;
  • перечень органов исполнительной власти, осуществляющихконтроль исполнения задания;
  • основные формы и процедуры осуществления контроля;
  • условия и порядок досрочного прекращения выполнения АУзадания Учредителя.

В свою очередь, требования к отчетности автономногоучреждения о выполнении задания должны включать:

  • форму отчета о выполнении задания;
  • требования к периодичности предоставления автономнымучреждением отчета о выполнении задания.

Важнейшими показателями выполнения АУ заданияУчредителя являются срок действия задания и порядок внесения изменений взадание. Процедуры внесения изменений должны быть тщательно продуманы иподробно описаны, чтобы в будущем избежать конфликтных ситуаций (примертипового задания Учредителя на оказание услуг см. в приложении 1).

Заметим, что не представляется возможным формированиеУчредителем отдельного задания для каждого автономного учреждения с учетомособенностей его географического расположения, исторических традиций и условийхозяйствования. Поэтому, чем больше различных показателей будет заложеноУчредителем в задание, тем больший круг интересов автономного учреждения емуудастся удовлетворить. Очевидно также, что многие показатели с учетомотраслевых особенностей Учредителям придется разрабатывать самостоятельно.

Разработка задания для учреждений культуры

Автономных учреждений, которые были созданы путемизменения типа существующего бюджетного учреждения, в России пока очень мало,хотя еще в 2007 г.

в ряде регионов началась активная кампания по "автономизации" бюджетныхучреждений. Чаще всего в автономные учреждения преобразовывались учреждениякультуры и спорта. Подобные АУ уже существуют в Республике Татарстан, в городахБратск, Калуга, Новосибирск.

Поэтому, используя накопленный опыт, рассмотрим порядоксоставления задания Учредителя на примере муниципальных театров города N-ска.

Органом исполнительной власти города N-ска,на который возложены функции и полномочия Учредителя, является городскойДепартамент культуры (далее -Департамент).
Поскольку театры (драматические, театры кукол, театрыюного зрителя и др.) выполняют важную социальную функцию, то Департамент,руководствуясь принципом "не навреди!", прежде чем формироватьзадание, провел исследования по выявлению специфики хозяйственной деятельноститеатров, расположенных на территории города. В результате исследований былиполучены следующие результаты:

  • в городе существуют 1 театроперы и балета, 2 театра музыкальной комедии, 4 драматических театра, 3 театраюного зрителя, 5 театров кукол и 20 концертных организаций;
  • большинство театровпредоставляют платные, частично платные или бесплатные услуги населению. Приэтом соотношение платных и бесплатных услуг для театров разных типовварьируется в достаточно широких пределах;
  • деятельность театровориентирована на сохранение и умножение культурного наследия, в частности,создается и сохраняется интеллектуальный потенциал, который находит отражениев репертуаре и составе исполнителей;
  • все театры предъявляют особыетребования к имущественному комплексу, необходимому для реализации их миссии.Указанное обстоятельство определяет дополнительные особенности финансовогообеспечения используемого имущественного комплекса данных учреждений культуры.

Далее Департамент приступил к разработке показателейобъема (состава) и (или) качества услуг, которые должны будут оказывать театрыв качестве автономных учреждений.

Количественные и качественные показатели

С учетом специфики театральной и концертнойдеятельности в качестве количественных показателей Департамент принял решениеиспользовать следующие:

  • количество спектаклей,показанных в течение театрального сезона, в т. ч. для детей и социальнонезащищенных слоев населения;
  • количество проданных билетов;
  • количество новых постановок вгод.

Для оценки качества оказываемых театральных иконцертных услуг Департаментом были утверждены такие качественные показатели:

  • наполняемость зрительногозала;
  • наличие положительных отзывовзрителей и прессы;
  • результаты мониторинга,осуществляемого автономным учреждением (театром);
  • наличие в определенном периодежалоб на качество услуг.

Однако при обсуждении с представителями автономныхучреждений подготовленных Департаментом показателей было установлено, что вряде случаев они не являются объективными. Как отмечалось выше, показатели,используемые для определения государственного (муниципального) задания, должнысоответствовать таким критериям, как:

  • экономическая обоснованность(показатели должны наиболее полно характеризовать суть государственногозадания);
  • измеримость (показатели должныиметь четкое количественное определение);
  • возможность их оперативногополучения;
  • контролируемость (возможностьсплошной или выборочной проверки достоверности отчетности без существенныхдополнительных затрат).

Кроме того, достаточно сложным оказалось при помощинескольких статистических показателей дать адекватную оценку качеству иколичеству театральных и концертных услуг. Использование такого набора"индикаторов" для выдачи задания не удовлетворило ни Департамент, нируководителей учреждений культуры. Поэтому было принято решение о выработкеинтегрированного показателя, который бы учитывал как объем, так и качествоуслуг.

В качестве интегрированного показателя для формированиязаданий автоном­ным учреждениям Департаментом был предложен показательпосещаемости учреждения культуры за календарный год (далее - Показательпосещаемости). Таким образом, удалось решить две задачи:

  • учитывается количествопроведенных мероприятий на сцене АУ (т. е. объем услуг);
  • количество посещенийсвидетельствует о качестве работы самого АУ.

Однако в результате предварительных расчетов,проведенных Департаментом, стало очевидно, что Показатель посещаемостиотражает объективную картину деятельности учреждения культуры только одногонаправления, например драматических театров. В свою очередь, театр оперы ибалета или театры кукол в силу специфики своей аудитории могут значительноуступать по числу посещений драматическим театрам или концертным организациям.Поэтому Департаментом было принято решение о делении учреждений культуры всоответствии со спецификой предоставляемых ими услуг на следующие категории:

  • театр оперы и балета;
  • театр музыкальной комедии;
  • драматический театр;
  • театр юного зрителя;
  • театр кукол;
  • концертная организация.

Для каждой из категорий Департаментом рассчитан отдельный Показатель посещаемости,используемый для формирования задания Учредителя.

На следующем этапе Департаментом рассчитываютсянормативы затрат для определения объема финансового обеспечения выполнениязадания.

Нормативы затрат

При расчете нормативов финансирования оказания услугцелесообразно учесть как сложившийся за прежние годы объем бюджетногофинансирования расходов учреждений, так и необходимость более эффективногоиспользования средств, выделяемых Учредителю на реализацию своих полномочий.

Очевидно, что для каждой категории учреждения культурыдолжен быть разработан свой норматив затрат. Подобная необходимостьобъясняется тем, что, например, на создание одной балетной постановки(декорации, балетные костюмы, оркестр и т. п.) требуется больше средств, чемна создание драматического спектакля, не говоря уже о расходах на постановкуспектаклей в кукольных театрах.

Для определения норматива затрат также следуетиспользовать несколько показателей, например такие:

  • стоимость одного посещения (далее - СП).

СП - это установленная норма финансового обеспечениявыполнения задания театром на соответствующий период (месяц, квартал, год) врасчете на одно человеко-место, т. е. одно посещение одного спектакля,концерта (измеряется в рублях).

При этом при установлении СП могут учитываться такиерасходы, как:

  • оплата труда работников, отчисления по ЕСН, страховымвзносам на ОМС и другие обязательные отчисления;
  • коммунальные расходы;
  • расходы на связь, Интернет;
  • материалы;
  • реклама;
  • другие постоянные расходы, непосредственно связанные ссозданием постановок;
  • норма заполняемости зрительного зала (далее - НЗЗЗ).

НЗЗЗ - норма, установленная для учреждений культурысоответствующей категории, которая учитывается при формировании задания.Исчисляется в процентах или долях;

  • количество кресел (мест) в залах учреждений.

Прежде чем выдать задание и начать финансированиеучреждения, Учредителю необходимо зафиксировать число посадочных мест в зале(залах) учреждения. Это важно, поскольку в результате модернизации и проведенияремонта число мест может как увеличиваться, так и уменьшаться. Показательизмеряется в штуках или единицах.

Количество мест в зале (залах) учреждения рекомендуетсяфиксировать не чаще 1 раза в три года:

  • период оказаниягосударственной услуги (далее - ПУ).

ПУ - это срок, на который выдается Учредителем задание,исчисляется в месяцах;

  • план постановок (далее - ПП).

ПП - показатель количества постановок (мероприятий),которые учреждение обязуется сделать в течение ПУ, исчисляется в штуках илиединицах.

Рассмотрим применение данных показателей на примере.

С 1 января 2008 г.муниципальное учреждение «Драматический театр "Луна"» преобразовано вавтономное учреждение. Театр имеет зрительный зал на 300 мест. ЗаданиемУчредителя предусмотрено, что в течение 2008 г. учреждением будет оказанотеатральных услуг в объеме 250 постановок. При этом учитывается, что в 2008 г.театр будет находиться на гастролях в течение 2 месяцев.

Кроме того, заданием установлены следующие нормативы:

норматив стоимости одногопосещения (СП) равен 3,74 руб.; норматив заполняемостизрительного зала для драматического зала (НЗЗЗ) - 0,85 или 85%; период оказания услуги жителямгорода должен составить не менее 10 календарных месяцев.

Для определения на 2008 г.объема финансового обеспечения выполнения задания Учредителя автономнымучреждением «Драматический театр "Луна"» произведен расчет:
300 мест х 250 пост. х 3,74 руб. х 0,85 х 10 мес. = 2 384 250 руб.

Безусловно, рассмотренную выше методику определениязаданий для учреждений культуры нельзя рассматривать как немедленноеруководство к действию. До тех пор пока на федеральном уровне не принятынормативные акты, регламентирующие процесс формирования и финансовогообеспечения задания Учредителя для АУ, и пока Учредители и сами автономныеучреждения не наберутся опыта, расчет финансового обеспечения выполнениязадания Учредителя для них будет весьма рискованной затеей.

Приложение 1

Муниципальное заданиеДепартамента культуры города N-ска автономному учреждениюкультуры «Драматический театр "Луна"»

  1. Заказчик

Департамент культуры г. N-ска.

Исполнитель

Автономное учреждение культуры«Драматический театр "Луна"».

Срок действия государственногозадания

С 01.01.2008 по 31.12.2010.

Цель выполнения задания

Содействие развитиюсферы досуга, обеспечению разнообразия культурно-досуговой деятельности населенияг. N-ска.

Выписка из реестра расходных обязательств Характеристика получателей услуг

6.1. Получатели платных услуг -жители и гости г. N-ска.
6.2. Получатели услуг по льготнымценам на билеты - социально незащищенные группы населения (например, детидошкольного возраста, ветераны ВОВ, инвалиды, учащиеся, военнослужащие, дети иродители из многодетных семей и др.).

Параметры задания

7.1. Показатели предоставляемых услуг населению на каждый год:

7.2. Условия выполнения задания:

Норма заполняемости зрительного зала – 85%.

Порядок предоставления услуг

8.1. Платные услуги населению предоставляются на основании приобретенного зрителем билета Исполнителя.
Изготовление, учет, хранение и реализация билетов осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
8.2. Платные услуги по льготным ценам на билеты предоставляются социально незащищенным группам населения, указанным в п. 6.2 настоящего задания, на основании билета, приобретенного по льготной цене.
8.3. Бесплатные услуги предоставляются Исполнителем по согласованию с Заказчиком в порядке, установленном Заказчиком.
8.4. Информирование потенциальных потребителей услуг, государственных услуг проводится Исполнителем.

Предельные цены на предоставляемые услуги

9.1. Исполнитель устанавливаетпредельные цены на билеты самостоятельно.
9.2. Заказчик устанавливаетльготные билеты для социально незащищенных групп населения, указанных в п. 6.2,в размере 30% от предельной стоимости билетов на определенное мероприятие(спектакль, концерт). При этом общее количество билетов по льготным ценам неможет быть менее 20% всех билетов, направляемых на продажу.

Показатели, характеризующиекачество предоставляемых услуг:
  • количество спектаклей, показанных в течениетеатрального сезона, в т. ч. для детей и социально незащищенных слоевнаселения;
  • количество проданных билетов;
  • количество новых постановок в год.
Размер субсидии на выполнениезадания

11.1. Нормативы определения объемафинансирования задания из бюджета г. N-ска, устанавливаемыеЗаказчиком по категориям автономных учреждений.

Нормативсодержания одного зрительского места для драматических театров - 3,74 руб.

11.2. Размер субсидии из городскогобюджета на 2008 г. для выполнения задания Заказчика - 2 384 250 руб.

Объемы и порядок финансирования

График финансированиявыполнения государственного задания на театрально-концертное обслуживаниенаселения на 2008 г.:

Порядок контроля за исполнением государственного задания и порядокего досрочного прекращения
  • 13.1. Контроль за выполнениемгосударственного задания Исполнителем осуществляют следующие органыгосударственной власти:

    - Департамент культуры (Заказчик).

    13.2. Контроль со стороны Заказчиказа выполнением государственного задания Исполнителем осуществляется наосновании предоставления ежемесячного отчета об исполнении государственногозадания за месяц.

    13.3. Основания для досрочногопрекращения государственного задания возникают в случае:

  • решения Заказчика в результате неудовлетворительноговыполнения Исполнителем государственного задания;
  • ликвидации/смены организационно-правовой формыИсполнителя по решению Заказчика;
  • прекращения деятельности/исполнения государственныхполномочий Заказчиком.
Отчетность о выполнении государственного задания

14.1. Исполнитель ежемесячно до 5-гочисла месяца, следующего за отчетным, представляет Заказчику отчет о выполнениизадания за месяц.

Исполнитель ежеквартально до 10-го числа месяца,следующего за кварталом, представляет заказчику отчет о выполнении задания заквартал.

Исполнительпредставляет Заказчику отчет за 2008 г. в срок до 25 января 2009 г.

14.2. Формы отчетности автономногоучреждения:

Порядок внесения изменений в государственное задание
Заказчик имеет право вносить изменения в государственное задание, выданное Исполнителю, в течение всего срока действия задания.

====================================================

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАТ.К. Ершова,
заместитель начальника отдела развития отраслей социальной сферы Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития России

Формирование учредителем задания для автономногоучреждения (далее - АУ) - очень важный и ответственный этап.

На мой взгляд, предлагаемый автором принцип формированияединой системы универсальных показателей, которые можно "приложить"к любому АУ в рамках одной отрасли (даже с учетом поправочных коэффициентов),нецелесообразен. Задание должно формироваться учредителем отдельно для каждогоавтономного учреждения с учетом всех его особенностей. При этом такихпоказателей не должно быть много. Они должны определяться не по принципу"чем больше, тем лучше", а, наоборот, по принципу "оптимальногоминимума". При этом очевидно, что все показатели, на основании которыхбудет определяться финансовое обеспечение выполнения задания, учредителямпридется разрабатывать самостоятельно. Это справедливо отмечает и авторстатьи.

Считаю важным обратить внимание читателей на то, что всоответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ получение и реализациягосударственного (муниципального) задания - это "привилегия" нетолько автономных, но и бюджетных учреждений. В свою очередь, главныераспорядители бюджетных средств также получают государственные (муниципальные)задания от соответствующих органов исполнительной власти.

Некоторые рассуждения, предлагаемые автором в статье,являются спорными. Однако поднятая автором тема весьма актуальна и, надеюсь,заставит лиц, ответственных за формирование государственных (муниципальных)заданий, отнестись к этому не формально, а с учетом интересов каждогоавтономного и бюджетного учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль