Проведение аукционов: как избежать ошибок

1512
Согласно терминологии, регламентированной гражданским законодательством, аукцион как способ заключения договора представляет собой действия граждан и юридических лиц, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Такие действия граждан и юридических лиц признаются сделкой.

Действующие в настоящее время законодательные акты в сфере размещения государственного и муниципального заказа предусматривают ряд специальных положений о недействительности аукциона, как одного из видов торгов.

Нормы о последствиях нарушения правил проведения торгов

Прежде всего, к аукциону, проводимому в порядке размещения заказа, применяются нормы о последствиях нарушения правил проведения торгов, установленные ст. 449 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Пункт 1 данной статьи предусматривает, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание аукциона недействительным осуществляется только по решению суда!

Как следствие признания торгов недействительными считаются недействительными и соглашения, заключенные с лицом, признанным победителем этих торгов (п. 2 ст. 449 ГК РФ).

Данная норма проводит четкий водораздел между аукционом, как механизмом заключения соглашения, и процедурой заключения контракта по итогам аукциона. Разумеется, при нарушении порядка проведения самого аукциона и, следовательно, ошибочном определении лица, с которым должен быть заключен контракт, последний не может быть признан имеющим юридическую силу.

Основанием для оспаривания аукциона в судебном порядке являются именно выявленные нарушения правил, установленных законодательством. С отменой аукциона и связана недействительность заключенного по его результатам контракта.

Обратите внимание, что в случае выявления каких-либо нарушений во время торгов, в т. ч. при проведении аукциона, торги могут быть приостановлены. Решение о приостановке торгов может принять контролирующий орган, в т. ч. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) при рассмотрении жалобы в административном порядке. Например, ФАС России может принять решение о приостановке торгов для того, чтобы выявить наличие или отсутствие состава административного или уголовного правонарушения.

Также законом предусмотрена процедура аннулирования торгов. Аннулировать торги могут контролирующий орган субъекта и ФАС России, если выявленные в ходе проверки нарушения существенным образом затрагивают права и интересы действующих лиц.

Но приостановить или аннулировать торги можно только до так называемой красной полосы, т. е. до момента заключения контракта. Если же выявлены какие либо нарушения уже после заключения контракта, то для признания торгов недействительными необходимо обращение в суд. Поэтому здесь и далее мы будем говорить только о признании аукциона недействительным по решению судебного органа и последствиях такого решения для заказчика.

Причины признания аукциона недействительным

Признание аукциона недействительным по решению судебного органа - событие неординарное и неприятное для заказчика. Поэтому вполне естественно желание руководителя учреждения-заказчика понять причины случившегося, чтобы не допустить его повторения в будущем.

Пожалуй, одна из основных причин признания недействительными многих аукционов - это некомпетентность лиц, которым было поручено проведение торгов. Как показывает опыт, до сих пор организацией и проведением закупок в большинстве бюджетных учреждений занимаются лица, которые не являются освобожденными сотрудниками и осуществляют эту работу в качестве "нагрузки" параллельно с основными должностными обязанностями. Как правило, эту "нагрузку" возлагают либо на бухгалтерию, либо на хозяйственные службы, а в качестве "подмоги" для организации закупок привлекается еще и заинтересованное структурное подразделение (при приобретении компьютеров - про­граммисты, при закупке лекарства - заместители по лечебной части и пр.). Вот и получается, что организация торгов в этом случае словно "дитя у семи нянек", без должного внимания и ответственности.

С другой стороны, даже высокий профессионализм организаторов торгов не может стать безусловной гарантией от неприятностей. По нашему опыту, самая распространенная причина признания торгов недействительными заключается во взаимодействии структурных подразделений заказчика, когда нет четко распределенных сфер ответственности и заинтересованности в конечном результате. При этом каждое должностное лицо, задействованное в организации торгов, надеется на другого и т. п. И это, пожалуй, самая большая головная боль руководителя учреждения-заказчика при организации закупок.

Найти решение этих проблем непросто. Крупные учреждения-заказчики с многомиллионными оборотами чаще всего могут позволить себе содержание штатной единицы специалиста по организации закупок. В свою очередь, для учреждений с небольшими объемами закупок, когда организация торгов проводится всего несколько раз в течение года, не имеет смысла открывать штатную должность "закупочного" специалиста. Поэтому руководители таких учреждений чаще всего распределяют обязанности по проведению торгов между бухгалтерами, экономистами, руководителями подразделений и т. д. В основном такая практика распространена в провинциальных бюджетных уч­реждениях.

В любом случае отсутствие штатного специалиста, обладающего специальными знаниями по организации и проведению торгов, увеличивает риски учреждения-заказчика, а также размывает границы ответственности за допущенные на­рушения. И тогда вопрос руководителя, кто виноват в том, что торги признаны недействительными, скорее всего останется без ответа.

При худшем варианте развития событий, когда по итогам признания судом торгов недействительными на кого-либо заводятся административные или уголовные дела, надо помнить следующее.

Основным субъектом административного или уголовного правонарушения является должностное лицо государственного или муниципального заказчика или уполномоченного органа.

Согласно действующему законодательству должностное лицо - это лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях. Как показывает практика, в большинстве случаев самыми "крайними" в нарушениях при проведении торгов становится руководитель учреждения или его заместитель, а также главный бухгалтер. Поэтому именно руководителю и главному бухгалтеру следует быть наиболее внимательными при проведении процедур размещения заказов.

Но даже если в штате вашего учреждения нет специалиста по закупкам, вы можете значительно снизить риски в том случае, если каждый работник учреждения, задействованный в организации и проведении торгов, проявит внимание и ответственность за порученное дело.

Многих ошибок можно избежать еще на стадии проведения процедур размещения заказов.

Все основания признания аукциона недействительным по решению судебных органов можно подразделить на два вида:

  • нарушение процедурных правил, которые произошли в процессе поиска, выявления контрагента в контрактных отношениях;
  • нарушение общих условий действительности соглашения, установленных ГК РФ как вида двухсторонней (или многосторонней) сделки.

Рассмотрим природу этих нарушений более подробно.

Нарушение процедурных правил

Под правилами проведения аукциона подразумеваются процедурные требования, которые следует соблюсти для того, чтобы обеспечить возможность всем заинтересованным лицам принять участие в представлении своих предложений на аукционе, надлежащем проведении самой процедуры торгов, а также в определении победителя.

При проведении процедур размещения заказа заказчиками осуществлялись действия, идущие в противоречие с требованиями как ГК РФ, так и Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Проанализируем причины, по которым были нарушены указанные нормативные документы.

Нарушение требований Гражданского кодекса РФ

Напомним, что требования к порядку проведения аукциона установлены в ст. 447-448 ГК РФ.

Именно процедуры, непосредственно направленные на проведение торгов (извещение о публичной продаже, соответствующее установленным требованиям, обеспечение присутствия и участия в торгах потенциальных покупателей и т. д.), Гражданский кодекс РФ определяет как порядок проведения торгов, о чем свидетельствует название приведенных выше норм.

Так, по одному из дел суд признал, что отсутствие в извещении о торгах полной информации, которая обеспечивает привлечение к участию в них потенциальных покупателей, является нарушением порядка проведения торгов. Отсутствие информации в должном объеме в этом случае стало основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение как минимум должно содержать следующие сведения:

  • о времени, месте и форме торгов;
  • о предмете торгов (закупка соответствующих товаров, работ или услуг);
  • о порядке проведения торгов, в т. ч. об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Извещения о форме, порядке и месте проведения торгов очень существенны. Например, в рамках одного из судебных разбирательств было установлено, что содержание опубликованного извещения не соответствовало требованиям п. 2 ст. 448 ГК РФ, т. к. не содержало сведений о форме (конкурс или аукцион), месте проведения торгов и о порядке оформления участия в торгах (порядок подачи заявок на участие в аукционе). Нарушение указанных требований, предъявляемых к процедуре аукциона, является обстоятельством, достаточным для признания такового недействительным по иску лица, заинтересованного в надлежащем его проведении.

В другом случае судом был сделан аргументированный вывод о ненадлежащей форме извещения о проведении аукциона, которое выходило в эфир по радио. Вся необходимая информация о предмете закупаемой продукции, кратких характеристиках предмета контракта, данные о начальной цене и месте, времени и правилах проведения аукциона значительны по объему, сложны для восприятия на слух, в связи с чем требовали более определенной фиксации, чем объявление по радио. Содержание указанного извещения требовало опубликования в периодической печати.

Обратите внимание: очевидно, что решения о содержании извещения, форме извещения и другие принимались руководителем учреждения. В свою очередь, главный бухгалтер, проводя оплату услуг по публикации извещения, услуг радио, также не проявил должного внимания. В результате потери бдительности как руководителем, так и бухгалтером были допущены соответствующие нарушения.

В качестве нарушений установленного законом порядка проведения аукциона суды признавали, в частности:

  • нарушение (в сторону уменьшения) сроков опубликования информации об открытом аукционе;
  • изменение места и времени проведения аукциона без предварительного извещения об этих изменениях;
  • создание препятствий для участия в аукционе для заинтересованных лиц (недопущение к месту проведения аукциона, необоснованный отказ от принятия заявки и пр.);
  • признание победителем участника, не представившего лучшее предложение о цене.

Нарушения положений Закона № 94-ФЗ

Отметим, что нормы Закона № 94-ФЗ распространяются только на процесс проведения аукциона в рамках размещения государственного (муниципального) заказа. Некоторые положения названного закона дублируют нормы, установленные ГК РФ. По сути, правила проведения аукциона согласно Закону № 94-ФЗ - это нормы, определяющие процедуру проведения аукциона и оформления его результатов.

Исходя из специальных норм Закона № 94-ФЗ можно установить и дополнительные основания для признания аукциона недействительным. К ним относятся:

  • неправильный выбор торгов в форме аукциона, как способа размещения заказа;
  • предъявление к участнику размещения заказа строго определенных требований;
  • ведение переговоров организатора закупочной процедуры (заказчика, органа, уполномоченного на размещение заказа, специализированной организации) с участником размещения заказа;
  • нарушение правил предоставления документации об аукционе.

При выборе формы проведения торгов следует помнить о трех условиях, каждое из которых необходимо, а в совокупности их достаточно для принятия правильного решения о размещении заказа путем проведения аукциона:

  • товары (работы, услуги) производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика;
  • для товаров (работ, услуг) есть функционирующий рынок;
  • сравнивать товары (работы, услуги) можно только по их ценам.

При отсутствии одного из указанных условий проведение торгов в форме аукциона является неправомерным.

Также к нарушениям правил принятия решения о выборе способа закупки можно отнести проведение закрытого аукциона вследствие:

  • наличия оснований, не предусмотренных законом (в случае, если сведения о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг не составляют государственную тайну);
  • отсутствия предварительного согласования принимаемого решения с ФАС России.

При предъявлении требований к участнику размещения заказа, претендующему на заключение контракта по итогам аукциона, следует иметь в виду следующее. Допущенными к непосредственной подаче предложений о цене соглашения могут быть только те участники, которые:

  • соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (например, наличие у участника размещения заказа действующей лицензии, отвечающей требованиям Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства РФ от 21.03.02 № 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства", если предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания культурно-бытового назначения);
  • не проводят ликвидацию или процедуру банкротства;
  • на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не приостановили свою деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;
  • не имеют задолженности по платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, превышающей 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа.

Законом № 94-ФЗ установлены соответствующие требования к заявке, подаваемой таким участником на участие в аукционе. В ней необходимо указать сведения:

  • о наличии в составе заявки документов, содержащих достоверные сведения о самом участнике размещения заказа и о предлагаемой им продукции;
  • о предоставлении обеспечения заявки на участие в аукционе, если такое требование обеспечения установлено заказчиком;
  • о соответствии поданной заявки требованиям документации об аукционе (как по формальным, так и по существенным условиям содержания заявленного предложения).

Вниманию руководителей! Основанием для признания аукциона недействительным зачастую являются нарушения, выявленные в момент признания участника размещения заказа участником аукциона. Это происходит в том случае, когда аукционная комиссия на этапе рассмотрения заявок установила нарушения участником вышеуказанных требований, но "посмотрела на них сквозь пальцы" и позволила ему прийти на процедуру проведения самого аукциона и представить предложения о цене контракта. Руководителям учреждений следует постоянно обращать внимание членов аукционной комиссии на бдительность и ответственность за принимаемые решения.

Ведение переговоров организатора закупочной процедуры с участником размещения заказа также является одним из наиболее распространенных нарушений при проведении торгов. Запрет на ведение каких-либо переговоров сторонами размещения заказа установлен Законом № 94-ФЗ и по своей сути является нормой о защите конкуренции на рынке товаров (работ, услуг). Ведь именно переговоры зачастую направлены на координацию действий конкретного участника заказчиком, и, как следствие, нарушается принцип реальной добросовестной конкуренции при размещении заказов.

Еще одна причина, по которой не будет достигнута цель заказчика, которую он преследует при организации закупочной процедуры, - это нарушение правил предоставления документации об аукционе.

Чаще всего судебные органы признавали аукционы недействительными по следующим основаниям:

  • отсутствие документации об аукционе на официальном сайте заказчика на дату размещения извещения о проведении аукциона;
  • предоставление документации заказчику до даты размещения на сайте;
  • предоставление заинтересованному лицу копии документации по истечении двухдневного срока с момента получения запроса от участника размещения заказа;
  • несоответствие текста документации, размещенной на официальном сайте, тексту документации, предоставляемой заинтересованным лицам (на бумажном носителе и в форме электронного документа);
  • взимание платы за предоставление документации в форме электронного документа.

Вниманию всех работников бухгалтерий! Введение какой-либо платы за предоставление документации в форме электронного документа, а также платы запредоставление документации на бумажном носителе в размере, превышающем расходы на изготовление копий документации и ее доставку с помощью услуг почтовой связи, Законом № 94-ФЗ запрещено! Поэтому в случае зачисление каких-либо денежных средств на лицевой счет учреждений от участников торгов следует внимательно отнестись к такому платежу и при необходимости принять меры по скорейшему возврату денежных средств отправителю.

Нарушение условий действительности сделки

Основные критерии признания сделок действительными или недействительными регламентированы параграфом 2 гл. 9 ГК РФ и представлены в таблице:

Напомним, что аукцион признается сделкой. Поэтому в случае выявления вышеуказанных обстоятельств заинтересованные лица могут обратиться в суд с целью признания аукциона недействительным, основываясь на общих правилах ГК РФ.

Аукцион недействителен: действия заказчика

Прежде всего следует внимательно изучить решение суда о признании аукциона недействительным. И если заказчик не намерен оспаривать судебное решение, необходимо четко выполнить все предписанные мероприятия.

Следует иметь в виду, что признание аукциона недействительным означает и недействительность контракта, заключенного по итогам проведенных торгов. Такой контракт с победителем торгов лишается юридической силы автоматически при признании аукциона недействительным. Таким образом, нет необходимости заказчику обращаться в суд с иском о признании недействительным этого контракта. Если же аукцион признан недействительным до момента заключения государственного (муниципального) контракта, то у заказчика не возникает оснований для его заключения.

Напомним, что в случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуральном выражении (в т. ч. когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) необходимо возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В законодательстве такие случаи называются реституцией, т. е. возврат сторон в первоначальное положение. Реституция предполагает, что продавцу возвращается товар, а покупателю деньги.

Однако не исключены ситуации, когда покупатель не может вернуть продавцу товар совсем или же возврат возможен только частично. В этом случае суд принимает решение о частичной реституции, т. е. контракт останавливается в неисполненной его части на момент признания сделки недействительной. Например, по итогам аукциона учреждением заключен с подрядчиком государственный контракт на выполнение подрядных работ, включающих в себя кровельные работы, сантехнические работы и электромонтажные работы. В результате обращения в суд заинтересованного лица аукцион был признан недействительным. Однако на момент вынесения судебного решения контракт в части кровельных работ подрядчиком был исполнен. Поэтому судом было принято решение о возврате денег только в части электромонтажных и сантехнических работ. При этом кровельные работы должны быть приняты и оплачены заказчиком, поскольку возврат выполненных работ невозможен.

В заключение

Руководителям учреждений не следует забывать, что в результате признания аукционов недействительными должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. Привлечение к административной ответственности и наложение штрафов не всегда является прямым следствием признания аукциона несостоявшимся по решению суда. Тем не менее в случае выявления административного правонарушения на виновные должностные лица может быть наложен штраф в размере от 30 тыс. до 500 тыс. руб. Это предусмотрено ст. 7.29-7.32 КоАП РФ.

В случае, если в совершенном деянии при проведении торгов будут усмотрены признаки уголовного преступления, то виновные лица согласно ст. 285-286 Уголовного кодекса РФ могут быть наказаны лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Надеемся, что эта статья поможет руководителям и бухгалтерам учреждений и организаций, работающих с бюджетными средствами, разобраться в нюансах законодательства и сделать необходимые выводы из опыта чужих ошибок, чтобы не испытывать их последствия на себе. Будьте бдительны!

________________________________________

Узнать подробнее о штрафах за нарушение закона 94 ФЗ и порядке проведения закрытого аукциона можно на портале pro-goszakaz.ru.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль