Государственные корпорации

1772
Для решения задач государственного масштаба – реформирования отраслей, повышения конкурентоспособности отечественной экономики – широкое распространение сегодня получают некоммерческие организации в форме государственных корпораций.

Принципы создания и функционирования госкорпораций во многом совпадают с бюджетными учреждениями, но при этом имеют ряд весьма существенных отличий.

Нормативно-правовая основа деятельности госкорпораций

Создание любой государственной корпорации базируется нанормах гражданского законодательства.

Заметим, что в ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ) содержится открытый перечень форм некоммерческих организаций (далее -НКО). А конкретное содержание всех форм НКО раскрыто в гл. II Федеральногозакона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее -Закон № 7-ФЗ).

Напомним, что Законом № 7-ФЗпредусматриваются следующие формы НКО:

  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • фонды;
  • государственные корпорации;
  • некоммерческие партнерства;
  • частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Все указанные организации не могут в качестве основнойцели иметь получение прибыли, а также распределять полученную прибыль междуучастниками НКО.

Напомним, что согласно ст. 2 Закона № 7-ФЗ все НКОсоздаются исключительно для достижения социальных, благотворительных,культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраныздоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворениядуховных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законныхинтересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказанияюридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижениеобщественных благ.

В свою очередь, в соответствии со ст. 7.1 Закона № 7-ФЗгосударственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческаяорганизация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взносаи созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественнополезных функций. Государственная корпорация создается на основаниифедерального закона.

Субъекты РФ и муниципальные образования не имеют правана создание некоммерческих организаций вформе государственной корпорации.

Особенности правового положения государственнойкорпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. При этом, вотличие от организаций иных организационно-правовых форм, для созданиягосударственной корпорации не требуется учредительных документов, которыепредусмотрены ст. 52 ГК РФ.

Нормативно-правовая основа ицели деятельности созданных в последнее время государственных корпорацийпредставлены в табл. 1.

Таблица 1

Государственные корпорации Российской Федерации


Отличия госкорпораций от учреждений и других форм НКО

Как видно из вышесказанного, государственные корпорациизанимают особое положение относительно организаций иных организационно-правовыхформ.

На сегодняшний день среди юристов нет единой точкизрения относительно раскрытия смысла термина "государственнаякорпорация"

Некоторые специалисты считают корпорацией корпоративноеобъединение, за которым закрепляется публичный статус соответствующимрегистрирующим органом, и относят к таковым финансово-промышленные группы июридические лица коммерческого типа. При этом полагается, что термин"государственная корпорация" искусственен и создан законодателем дляустановления возможности работы и участия такого особого хозяйствующегосубъекта в экономических правоотношениях наряду с коммерческими юридическимилицами.

Камень преткновения в понимании "особого"правового статуса госкорпораций заключается в том, что они призваны заниматьсяпредпринимательской деятельностью, но при этом согласно закону являютсянекоммерческими организациями.

Очевидно, что границы термина "государственнаякорпорация" весьма размыты, а ГК РФ не дает четкой конструкции такойнекоммерческой организации. В результате большинство руководителей, работниковфинансовых служб и бухгалтерий с трудом представляют, о чем же идет речь.

Попробуем разобраться, в чем заключаются основныеотличия госкорпораций от учреждений и других форм НКО.

Учредитель

Статус учредителя бюджетного учреждения могутприобрести помимо Российской Федерации еще и субъекты РФ, и муниципальныеобразования; более того - даже государственная корпорация может выступать в ролисоздателя бюджетного учреждения; сами же корпорации учреждаются исключительноРоссийской Федерацией на основании специально принимаемого федерального закона.

Имущество

Немаловажное отличие - в правах на имущество,передаваемое юридическому лицу при его создании. И если у государственнойкорпорации мы можем зафиксировать право собственности на переданноеучредителем имущество, то права учреждения на имущество, закрепленное за нимсобственником, а также на имущество, приобретенное им самим, определяются какоперативное управление.

Действующим законодательством установлено, чтоимущество государственной корпорации является ее собственностью. Этот тезиснеоднократно подтверждается формулировками в соответствующих законах оразделении ответственности учредителя (Российской Федерации) и самойгоскорпорации. Формирование имущества госкорпорации осуществляется за счетимущественных взносов Российской Федерации, регламентированных федеральнымзаконом о ее создании.

Помимо предоставляемого первоначально имуществаустанавливается также возможность получать доход от деятельности госкорпорации,от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, добровольныеотчисления и пожертвования, субсидии из федерального бюджета, а такжеформировать специальные резервные фонды. В целом, перечень источниковобразования имущества государственной корпорации является открытым:разрешается получать имущество и по иным основаниям, не запрещеннымзаконодательством РФ, которые прямо не установлены нормативным актом осоздании госкорпорации.

Госорпорация относительно свободно может распоряжатьсясвоим имуществом, создавая за его счет филиалы и открывая представительства, вт. ч. за пределами Российской Федерации, создавая свои учреждения, участвуя вуставных капиталах хозяйственных обществ, а также в других организациях. Вместес тем, законодательством устанавливаются определенные ограничения. Так, например,Правительством РФ для ряда случаев установлен перечень имущества, совершениесделок с которым подлежит согласованию с Правительством РФ.

Финансирование

Текущее обеспечение деятельности организацийкардинально отличается. Бюджетные учреждения полностью или частичнофинансируются собственником их имущества. Государственная корпорация должнасуществовать и реализовывать свои функции в условиях почти полной самоокупаемости.Отдельные госкорпорации имеют право на получение субсидий. Однако сам фактвыделения финансов из федерального бюджета не превращает госкорпорацию вполучателя бюджетных средств, поскольку такое юридическое лицо не наделеностатусом властной структуры или учреждения.

Ответственность по обязательствам

Ответственность учредителя и ответственность созданногоим юридического лица глубоко дифференцированы.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствамнаходящимися в его распоряжении денежными средствами, но при недостаточностиуказанных финансовых ресурсов субсидиарную ответственность по егообязательствам несет собственник его имущества. А в отношении госкорпорацийсобственник, т. е. Российская Федерация, не несет бремени ответственности по ихдолгам.

Другое существенное отличие - это порядок ликвидации государственныхкор­пораций. В отличие от общих правил ликвидации юридических лиц вследствиепризнания их несостоятельными (банкротами), государственная корпорация согласноГК РФ может быть ликвидирована в случае банкротства только при условии, чтоэто прямо допускается федеральным законом, предусматривающим как ее создание,так и ее признание судебными органами несостоятельной (банкротом).

Органы управления

Органы управления государственных корпораций имеюттройственную структуру - наблюдательный совет, правление и единоличныйисполнительный орган госкорпорации, осуществляющий руководство ее текущейдеятельностью, в лице президента или генерального директора. Как правило,предусматривается также создание органа внутреннего финансового контроля -ревизионной комиссии. Зачастую регламентируется формирование консультативногооргана - научно-технического совета госкорпорации.

Наблюдательный совет призван контролироватьдеятельность корпорации, в т. ч. исполнение принимаемых органами управления еерешений, использование средств госкорпорации, соблюдение федеральногозаконодательства. Среди полномочий совета можно отметить утверждение годовогоотчета госкорпорации, рассмотрение информации правления о результатахдеятельности, выработку рекомендаций по итогам рассмотрения такой информации,утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов корпорации,утверждение положения о правлении корпорации.

Передача полномочий наблюдательного совета, прямопредусмотренных федеральным законом, правлению госкорпорации или единоличномуисполнительному органу не допускается.

Правление, так же как и наблюдательный совет, являетсяколлегиальным органом и разрешает вопросы, непосредственно направленные нафункционирование госкорпорации, в частности, принимает решения оприостановлении финансирования, подготавливает и рассматривает годовой отчет,утверждает штатное расписание и организационную структуру госкорпорации.

Деятельность президента (или генерального директора)функционально не отличается от деятельности других единоличных исполнительныхорганов коммерческих и некоммерческих структур. Среди его функций -представление без доверенности интересов госкорпорации в отношениях с органамигосударственной власти, органами местного самоуправления, организациямииностранных государств, международными организациями, другими организациями;реализации решений госкорпорации; издание приказов и распоряжений по вопросамдеятельности госкорпорации.

Основные критериисходства и отличия данных организаций приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ нормативно-правового положения государственных корпораций, бюджетных и автономных учреждений


Заключение

Как видно из положений действующего законодательства,сам способ учреждения государственной корпорации специфичен - для ее созданиятребуется принятие отдельного федерального закона. Такой законодательный актподробно регламентирует сущность и цели деятельности создаваемой некоммерческойорганизации, формат управления этой деятельностью (с описанием органовуправления, порядка их формирования), а также наименование госкорпорации, местонахождения, порядок проведения процедур реорганизации и ликвидациигоскорпорации. Федеральный закон и содержательно, и процессуально играет рольучредительного документа государственной корпорации, поэтому разработки,утверждения и регистрации уставов, учредительных договоров не требуется.

Очевидно, что наряду с бюджетными и автономнымиучреждениями госкорпорации будут выполнять социальные и управленческиефункции, которыми их наделяет государство.

Это интересно

Имеет ли право администрация муниципального образованияприменить льготу по НДС, если имеет на балансе Дом культуры?

В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ неподлежит налогообложению НДС реализация услуг, оказываемых учреждениямикультуры и искусства в сфере культуры и искусства. К таким услугам относятся:

  • услуги по предоставлению напрокат аудио-,видеоматериалов, при условии, что они из фондов данного учреждения;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещениеразличных мероприятий и другие услуги.

Таким образом, администрация муниципального образованияможет воспользоваться льготой по уплате налога на добавленную стоимость,предусмотренной при реализации услуг в сфере культуры и искусства.

Ю.М. Лермонтов, советникналоговой службы II ранга



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль