Межбюджетные трансферты

2651
Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) в редакции, вступившей в силу 1 января 2008 г., во многом изменил формы межбюджетных трансфертов, а также принципы и условия их предоставления.

Новые формы межбюджетных трансфертов

Напомним, что межбюджетные трансферты - это средства,предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другомубюджету. Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в рамках межбюджетныхотношений, т. е. в результате взаимоотношений между публично-правовымиобразованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организациии осуществления бюджетного процесса.

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ уточненынекоторые формулировки. Так, согласно прежним нормам БК РФ, одной из форммежбюджетных трансфертов являлась финансовая помощь бюджетам субъектов РФ илиместным бюджетам (в зависимости от того, из какого бюджета предоставляласьфинансовая помощь). Между тем "финансовая помощь" - понятие само посебе собирательное, предполагающее наличие разнообразных форм предоставленияпомощи, но никак не являющееся одной из этих форм.

С 1 января 2008 г к формам межбюджетных трансфертов,перечисленных в гл. 16 БК РФ, не относятся бюджетные кредиты. Их нормыопределяются теперь в гл. 13 етите "Дефицит бюджета и источники егофинансирования" Согласно ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит можетпредоставляться Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованиюили юридическому лицу. Предоставляется он на основании договора, которыйзаключается в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ и сучетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актамибюджетного законодательства РФ, а также на условиях и в пределах бюджетныхассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) обюджете.

Кроме того, в новой редакции Бюджетного кодекса РФчетко определено, что субсидии, субвенции, другие межбюджетные трансфертывыделяются из соответствующего бюджета, и эти средства образуют соответственнотот или иной фонд. Поэтому теперь не может возникнуть никаких заблуждений поповоду того, что речь идет именно о бюджетных средствах, а не о каких-либодругих средствах, принадлежащих какому-либо фонду. Проиллюстрируем сказанное напримере ст. 131 БК РФ. До 1 января 2008 г. было установлено, что Федеральныйфонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в составе федеральногобюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Теперь жеопределено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФпредусматриваются в составе федерального бюджета, и эти дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержкисубъектов РФ. Таким образом, устранены разночтения в понимании этой нормы.

Каждый уровень бюджетаиспользует ограниченный перечень форм межбюджетных трансфертов.Так, формами межбюджетных трансфертов из федеральногобюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст. 129 БКРФ, с 1 января 2008 г. являются:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностисубъектов РФ;
  • субсидии бюджетам субъектов РФ;
  • субвенции бюджетам субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;
  • межбюджетные трансферты бюджетам государственныхвнебюджетных фондов.

Формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых избюджетов субъектов РФ, согласно ст. 135 БК РФ, являются:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностипоселений и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов(городских округов);
  • субсидии местным бюджетам;
  • субвенции местным бюджетам и субвенции бюджетамавтономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализацииполномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых наосновании договоров между органами государственной власти автономного округа исоответственно органами государственной власти края или области, заключенных всоответствии с законодательством РФ;
  • иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системыРоссийской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов, согласност. 142 БК РФ, предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов навыравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджетымуниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципальногохарактера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ дляформирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональныхфондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских ок­ругов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты предоставляются при соблюденииих получателями определенных условий, предусмотренных БК РФ. Основное из них -соблюдение бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах исборах.

Поговорим подробнее о таких формах межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии и субвенции.

Дотации

В соответствии со ст. 6 БК РФ дотации - этомежбюджетные трансферты, которые предоставляются на безвозмездной ибезвозвратной основе без установления направлений и (или) условий ихиспользования.

Как уже было отмечено, согласно норме ст. 131 БК РФдотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуютФедеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Соответственно, с 1 января2008 г. ст. 131 БК РФ называется "Дотации на выравнивание бюджетнойобеспеченности субъектов Российской Федерации". Напомним, что раньше онаназывалась "Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации"

Указанные дотации предусматриваются в составефедерального бюджета и распределяются между субъектами РФ в соответствии сединой методикой, утверждаемой Правительством РФ.

Следует отметить, что методика распределения дотаций изФедерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ была утвержденапостановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670. В связи с изменениями в БКРФ в данную методику постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 № 745внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г.

Согласно ст. 131 БК РФ, общий объем дотаций навыравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ должен определяться такимобразом, чтобы был достигнут минимальный уровень расчетной бюджетнойобеспеченности субъектов РФ. Порядок определения минимального уровня расчетнойбюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравниваниебюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановыйпериод устанавливает Правительство РФ.

При внесении в Государственную Думу проекта федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый периододновременно должен быть внесен и проект распределения между субъектами РФ дотацийна выравнивание их бюджетной обеспеченности, который утверждается прирассмотрении проекта закона о бюджете во втором чтении. При этом допускаетсяутверждение на плановый период не распределенного между субъектами РФ объемадотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в размере неболее 15% общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый годпланового периода, и не более 20% общего объема дотаций, утвержденного навторой год планового периода.

Приведенные нормы ст. 131 БК РФ вступили в силу уже с28 апреля 2007 г. при принятии Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ"О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010годов" (далее - Закон о бюджете) объем дотаций определялся уже именнотаким образом. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФраспределены согласно приложениям № 37 (на 2008 г.) и № 38 (на 2009-2010 гг.) кЗакону о бюджете.

Субсидии

По новой редакции ст. 132 БК РФ субсидии бюджетамсубъектов РФ из федерального бюджета - это межбюджетные трансферты, которыепредоставляются бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования таких расходныхобязательств, которые возникают при выполнении полномочий органов государственнойвласти субъектов РФ:

  • по предметам ведения субъектов РФ,
  • по предметам совместного ведения Российской Федерации исубъектов РФ,
  • по выполнению полномочий органов местногосамоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность этих субсидий и составляет Федеральныйфонд софинансирования расходов.

Статья 132 БК РФ с 1 января 2008 г. называется"Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федеральногобюджета". Ее прежнее название - "Иные средства финансовой помощибюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, предоставляемые из федеральногобюджета"

Цели и условия предоставления и расходования субсидийбюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии, по которым отбираютсясубъекты РФ для предоставления межбюджетных субсидий, их распределение междусубъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствиис ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трехлет.

На цели и (или) в соответствии с условиями, непредусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актамиПравительства, субсидии выделяться не будут. Исключением могут стать толькосубсидии, выделяемые за счет средств резервных фондов Президента РФ и ПравительстваРФ.

Важно отметить, что распределяться субсидии бюджетамсубъектов РФ могут как федеральным законом о федеральном бюджете, так ипринятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

При этом допускается утверждение не распределенногомежду субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объемасоответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и неболее 10% общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй годпланового периода.

В соответствии с этой нормой ст. 132 БК РФ, субсидиибюджетам субъектов РФ распределены:

  • на 2008 г. - в приложении № 37 к Закону о бюджете,
  • на 2009-2010 гг. - в приложении № 38 к Закону обюджете.

Другие субсидии бюджетам субъектов РФ распределяет ПравительствоРФ. Оно может также непосредственно не распределять субсидии, а установить инойпорядок их предоставления.

Субвенции

Если какие-либо полномочия Российской Федерации вустановленном порядке передаются для их осуществления органам государственнойвласти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления, то дляфинансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или)муниципальных образований, возникающих при выполнении этих полномочий,бюджетам субъектов РФ предоставляются субвенции из федерального бюджета.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ изфедерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Соответственно,ст. 133 БК РФ с 1 января 2008 г. называется "Субвенции бюджетам субъектовРоссийской Федерации из федерального бюджета" вместо прежнего названия"Федеральный фонд компенсаций"

Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджетабудут распределяться в соответствии с методиками, утверждаемыми ПравительствомРФ в соответствии с требованиями БК, федеральных законов и нормативныхправовых актов Президента и Правительства РФ.

Причем методики (проекты методик) распределениясубвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета Правительство РФдолжно представлять в составе документов и материалов, вносимых вГосударственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом важно отметить, что методика распределениясубвенций между субъектами РФ - единая для соответствующего вида субвенции.При распределении субвенции имеет значение численность населения (отдельныхгрупп населения), потребители соответствующих государственных (муниципальных)услуг, другие показатели с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнованийна исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих настоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ. А вотиспользовать показатели, характеризующие собственные доходы бюджетов субъектовРФ (местных бюджетов), нельзя.

В целях распределения субвенций главные распорядителисредств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года должнынаправить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ:

  • методики (проекты методик) распределения субвенцийбюджетам субъектов РФ из федерального бюджета,
  • исходные данные для проведения расчетов распределениясубвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на очередной финансовыйгод и плановый период.

До 20 июля текущего финансового года главнымраспорядителям необходимо также:

  • установить порядок сверки указанных исходных данных свысшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ,
  • провести сверку указанных исходных данных с высшимиисполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

После 20 июля текущего финансового года не допускаетсявносить изменения в исходные данные для проведения расчетов распределениясубвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на очереднойфинансовый год и плановый период.

Проект распределения субвенций между субъектами РФвносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период иутверждается при рассмотрении проекта закона о бюджете во втором чтении, а нев третьем, как было раньше. Напомним, что такие изменения связаны с тем, чтопроект федерального закона о бюджете теперь рассматривается не в четырех, а втрех чтениях, как и другие федеральные законы.

Если возникнет необходимость внести изменения в проектраспределения субвенций бюджетам субъектов РФ при рассмотрении проектафедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период, то одновременно необходимо:

  • внести соответствующие изменения и дополнения вметодики (проекты методик) распределения указанных субвенций,
  • изменить общий объем субвенций бюджетам субъектов РФ изфедерального бюджета.

Установлено, что допускается утверждение нераспределенной между субъектами РФ субвенции в объеме, не превышающем 5%общего объема соответствующей субвенции. В процессе исполнения федеральногобюджета она может быть распределена между субъектами РФ на те же цели впорядке, установленном Правительством РФ. При этом не нужно вносить измененияв федеральный закон о федеральном бюджете.

Общие правила предоставления межбюджетных трансфертов

Следует иметь в виду, что Законом о бюджете установленаособенность предоставления межбюджетных субсидий (субвенций) из федеральногобюджета, которая состоит в том, что субъекты РФ могут выбрать один из двухвариантов получения субсидий (субвенций):

  • на лицевых счетах, открытых в органах Федеральногоказначейства,
  • на компенсационной основе.

Статья 14 Закона о бюджете определяет, что в 2008 г.операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федеральногобюджета в форме субсидий и субвенций в рамках исполнения бюджетов субъектовРФ, учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетовсубъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства.

Если указанные межбюджетные трансферты передаются избюджетов субъектов РФ в местные бюджеты, то операции с ними учитываются налицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальныхорганах Федерального казначейства.

К субсидиям и субвенциям, которые предоставляются впорядке компенсации произведенных кассовых расходов, такие требования неотносятся (п. 5 ст. 14 Закона о бюджете).

Правительство РФ, устанавливая порядок предоставлениябюджетам субъектов РФ субсидий или субвенций, должно предусматриватьвозможность получения указанных субсидий или субвенций в порядке компенсациипроизведенных кассовых расходов.

Кроме того, высший орган исполнительной власти субъектаРФ (местная администрация) должны иметь право выбрать, в каком порядке онибудут получать субсидии или субвенции. Как уже было сказано, вариантовздесь два: или операции, произведенные с субсидией (субвенцией), будутучитываться на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджета субъекта РФв территориальном органе Федерального казначейства, или они будут производитьсяв порядке компенсации произведенных кассовых расходов (ст. 15 Закона обюджете).

В целях реализации права выбора способа получениясубсидии или субвенции в соответствующих постановлениях Правительства РФтеперь содержится норма о том, каким образом субъект РФ должен предоставитьинформацию о выбранном варианте получения субсидии (субвенции) из федеральногобюджета.

В соответствии с актами Правительства РФ по каждойсубсидии (субвенции) установлен разный порядок, устанавливающий, комусообщается данная информация и в какой срок. Но есть и одно общее: финансовыйорган субъекта РФ должен проинформировать главного распорядителя средствфедерального бюджета, а в некоторых случаях управление Федеральногоказначейства по субъекту РФ, только в том случае, если он выберет варианткомпенсации. Получение субсидии (субвенции) через лицевой счет осуществляетсяпо умолчанию.

Постановления Правительства РФ устанавливают разныесроки предоставления этой информации. В большинстве случаев срокустанавливается до наступления финансового года, поэтому если субъект РФ неуспеет проинформировать главного распорядителя средств федерального бюджета доуказанного срока, у него не останется другого выбора, как получать субсидии(субвенции) через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.

Федеральный закон от 23.11.2007 № 269-ФЗ «О внесении измененийв Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановыйпериод 2009 и 2010 годов"» (далее - Закон № 269-ФЗ) дополнил ст. 14 Законао бюджете частью седьмой.

Согласно этому дополнению, межбюджетные трансферты,которые бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты получили в 2007 г изфедерального бюджета в форме субвенций и субсидий и не использовали их, в 2008г. можно использовать на те же цели. Если же соответствующий главныйраспорядитель средств федерального бюджета установит, что потребности вуказанных субвенциях и субсидиях в 2008 г нет, то остаток средств должен бытьвозвращен в доход федерального бюджета. Если "лишние" средства небудут перечислены в доход федерального бюджета, то они будут взысканы в доходфедерального бюджета в порядке, установленном Минфином России. Данная нормааналогична норме ст. 242 "Завершение текущего финансового года" БКРФ, с той лишь разницей, что БК РФ определяет общий порядок взыскания для всехуровней бюджета. Так, согласно п. 5 ст. 242 БК РФ порядок взысканиянеиспользованного остатка межбюджетных трансфертов, полученных в формесубвенций и субсидий, в доход бюджета, из которого они были предоставлены,определяет соответствующий финансовый орган. При этом он должен учитывать общиетребования, установленные Минфином России. Во исполнение данной нормы ПриказомМинфина России установлены "Общие требования к порядку взыскания в доходбюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в формесубвенций и субсидий" от 17.01.2008 № 6н (далее - Общие требования).

Согласно Общим требованиям, главные распорядителисредств бюджета, из которого были предоставлены целевые средства, установив,что потребность в данных средствах в очередном финансовом годуотсутствует, должны не позднее 15 декабря текущего финансового года направитьадминистраторам целевых средств, которым были направлены данные средства,извещения. В извещениях они должны указать на необходимость перечисления вочередном финансовом году неиспользованных остатков целевых средств посостоянию на 1 января очередного финансового года в доход бюджета, из которогоони были предоставлены. Форму извещения будет устанавливать соответствующийфинансовый орган самостоятельно. Но в Общих требованиях содержатся сведения,которые в извещении обязательно должны быть указаны.

На основании полученного извещения администраторыцелевых средств должны возвратить неиспользованные остатки целевых средств вдоход бюджета, из которого они были предоставлены. Для этого они представляют ворган Федерального казначейства платежный документ, оформленный в соответствиис Положением Центрального банка РФ и Минфина РФ от 13.12.2006 № 298-П/173н"Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органовФедерального казначейства"

Если же этого сделано не будет, то администратордоходов бюджета направляет в территориальный орган Федерального казначейства,осуществляющий кассовое обслуживание соответствующего бюджета, уведомление овзыскании неиспользованного остатка целевых средств. На основании полученногоуведомления орган Федерального казначейства готовит платежное поручение иперечисляет указанные средства в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

Соответственно, операции по поступлению и возвратусубсидий (субвенций), которые предоставляются из федерального бюджета, будутучитываться на счетах бюджетов 40201 и 40204. Это установлено, в частности, п.2.3. приказа Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1н "Об утвержденииПорядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов территориальными органами Федеральногоказначейства" (в редакции приказа Федерального казначейства от 09.11.2007№ 6н).

Механизм предоставления субсидии

Выше мы рассмотрели основные нормы Бюджетного кодексаРФ и Закона о бюджете, касающиеся порядка предоставления межбюджетныхтрансфертов. При этом важно помнить, что несмотря на то, что речь идет омежбюджетных субсидиях или субвенциях, получателем их в конечном итогеявляется конкретное бюджетное учреждение или конкретное физическое лицо. Чтобылучше понять механизм предоставления субсидии или субвенции, рассмотримконкретный пример.

Согласно Закону о бюджете, в состав межбюджетныхтрансфертов входят субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ навыплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующихосновную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данные расходыопределены в приложении 10 к Закону о бюджете, устанавливающему распределениебюджетных ассигнований на 2008 г. по разделам и подразделам, целевым статьям ивидам расходов классификации расходов бюджета. Получателем таких субсидийявляется, как и раньше, Федеральное агентство по образованию.

Более того, остатки средств федерального бюджета,предусмотренные Федеральному агентству по образованию Федеральным законом от19.12.2006 № 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" на выплатуданных субсидий, которые по состоянию на 1 января 2008 г. остались на счетахФедерального казначейства в связи с неполным их использованием, в 2008 гнаправляются на те же цели. Такая норма установлена ст. 29 Закона о бюджете.

Во исполнение норм Закона о бюджете и БК РФПравительство РФ своим постановлением от 29.12.2007 № 973 (действует с 24января 2008 г.) утвердило:

  • правила предоставления в 2008-2010 гг. субсидий изфедерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации частиродительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольногообразования;
  • методику распределения между субъектами РФ указанныхсубсидий;
  • распределение на 2008 г. указанных субсидий междусубъектами РФ.

В соответствии с утвержденными Правилами субсидиипредоставляются тем бюджетам субъектов РФ, которые приняли в установленномпорядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающиерасходные обязательства данного субъекта РФ по выплате компенсации частиродительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программудошкольного образования (далее - компенсация).

Например, в столице таким нормативным правовым актомявляется постановление Правительства Москвы от 13.02.2007 № 90-ПП "Опорядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержаниеребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основнуюобщеобразовательную программу дошкольного образования" (с изменениями от19.06.2007).

Таким образом, основным условием получения субсидииявляется закон или другой нормативный правовой акт, устанавливающий обязанностьсубъекта РФ выплачивать данные средства.

Затем уполномоченные органы исполнительной властисубъектов РФ (в Москве, например, Департамент образования г. Москвы) заключаютс Федеральным агентством по образованию соглашение о предоставлении субсидии поформе, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Форма соглашения утверждена приказом Минобрнауки Россииот 17.01.2007 № 19, принятым в целях реализации постановления Правительства РФот 30.12.2006 № 846 "О порядке и условиях предоставления в 2007 году финансовойпомощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенкав государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующихосновную общеобразовательную программу дошкольного образования"

Из федерального бюджета субсидии перечисляются вбюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федеральногоказначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетовсубъектов РФ.

Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов РФ, источниками финансовогообеспечения которых являются субсидии, в 2008 г. учитываются на лицевых счетахполучателей средств бюджетов субъектов РФ, открытых в территориальных органахФедерального казначейства. Если полученные средства затем передаются в местныебюджеты (в виде субвенций), то операции учитываются на лицевых счетахполучателей средств местных бюджетов, открытых в территориальных органахФедерального казначейства.

Для того чтобы Федеральное казначейство санкционировалокассовые расходы бюджета субъекта РФ (местного бюджета) на выплату компенсации,получатель средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) должен представить втерриториальные органы Федерального казначейства копию соглашения о предоставлениисубсидии.

Рассматриваемое нами постановление Правительства РФ №973, как и другие законодательные акты, устанавливающие порядок предоставлениясубсидий или субвенций, предусматривает право высшего органа исполнительной властисубъекта РФ выбрать вариант получения субсидии в порядке компенсации произведенныхкассовых расходов. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ долженобязательно проинформировать Федеральное агентство по образованию до началаочередного финансового года, чтобы оно довело данную информацию до сведенияФедерального казначейства для последующего предоставления в УФК по субъектуРФ. Если информация о выборе данного варианта получения субсидии не поступит,то по умолчанию бюджетные ассигнования в виде субсидии будут перечислены налицевой счет получателя средств бюджетов субъекта РФ, открытый втерриториальном органе Федерального казначейства.

Если высший орган исполнительной власти субъекта (внашем примере - Правительство Москвы) выберет вариант получения субсидии впорядке компенсации, то он будет нести ответственность за своевременность иполноту финансового обеспечения соответствующих расходов местных бюджетов.

Компенсация произведенных кассовых расходов бюджетовсубъектов РФ будет производиться Федеральным агентством по образованию наосновании отчетов о расходах, которые уполномоченные органы исполнительнойвласти субъекта РФ (в нашем примере - Департамент образования г. Москвы) ежеквартальнопредставляют в Федеральное агентство по образованию не позднее 15-го числамесяца, следующего за отчетным кварталом. При этом отчет за 4-й кварталпредоставляется не позднее первой половины декабря текущего финансового года.

Объем субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ навыплату компенсации части родительской платы, рассчитывается согласнометодике, утвержденной постановлением № 973. При этом определяющими факторамиявляются:

  • средний размер родительской платы за содержание ребенкав государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующихосновную общеобразовательную программу дошкольного образования, сложившийся поконкретному субъекту РФ, в месяц;
  • количество в семьях соответственно первых, вторых,третьих и последующих детей, посещающих государственные и муниципальныеобразовательные учреждения (по субъекту РФ). Напомним, что компенсация части родительскойплаты выплачивается:
  • 20% от размера внесенной родительской платы - напервого ребенка;
  • 50% - на второго ребенка;
  • 70% - на третьего и последующих детей.

При подсчете объема субсидии средняя посещаемостьдетьми государственных и муниципальных образовательных учреждений принимаетсяиз расчета 11 месяцев (с учетом пропусков по болезни, отпуска родителей идругих обстоятельств).

Предоставление субвенции

Механизм предоставления субвенции аналогичен механизмупредоставления субсидии.

В качестве примера рассмотрим постановлениеПравительства РФ от 29.12.2007 № 975, которым утверждены Правила предоставленияв 2008-2010 гг. субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ наосуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны ииспользования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектамохоты, а также водных биологических ресурсов).

Данные субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФна осуществление тех полномочий, которые переданы органам государственнойвласти субъек­тов РФ в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995№ 52-ФЗ "О животном мире", например, таких как:

  • охрана объектов животного мира, кроме объектов,находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения иобъектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ;
  • регулирование использования объектов животного мира, заисключением тех, которые находятся на особо охраняемых природных территорияхфедерального значения, занесены в Красную книгу РФ, подпадают под действиемеждународных договоров Российской Федерации или отнесены к особо ценным вхозяйственном отношении;
  • введение ограничений на использование объектовживотного мира в целях их охраны и воспроизводства на территории субъекта РФ,за исключением перечисленных выше;
  • осуществление государственного контроля и надзора,ведение государственного учета численности объектов животного мира и ихиспользования, государственного мониторинга и государственного кадастраобъектов животного мира, за исключением перечисленных выше;
  • выдача именных разовых и распорядительных лицензий наиспользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключениемперечисленных выше;
  • воспроизводство объектов животного мира, за исключениемобъектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федеральногозначения;
  • контроль за использованием капканов и ловушек.

Субвенции предоставляются в соответствии со своднойбюджетной росписью федерального бюджета и в пределах тех бюджетных ассигнованийи лимитов бюджетных обязательств, которые предусмотреныФедеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее -Росприроднадзор) на соответствующий финансовый год.

Согласно Правилам, органы исполнительной властисубъектов РФ не позднее 1 апреля текущего финансового года (напомним, чтодействие Правил рассчитано на три года) должны согласовать с Росприроднадзоромцелевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период имероприятия, направленные на их достижение.

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ вправевыбрать вариант получения субвенции: как с лицевых счетов получателей средствбюджетов субъектов РФ, открытых в территориальных органах Федеральногоказначейства, так и в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. Причемпринятое решение не может быть пересмотрено в течение 2008 г.

Если до начала финансового года высший органисполнительной власти субъекта РФ не проинформирует Росприроднадзор овыбранном варианте получения субвенции, то субвенция будет предоставляться впорядке, предусматривающем учет операций по кассовым расходам бюджета субъектаРФ на лицевых счетах получателей средств бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ,который будет осуществлять переданные полномочия, должен направлять вРосприроднадзор ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего заотчетным периодом, отчет о произведенных расходах бюджета субъекта РФ,источником финансового обеспечения которых является субвенция.

Компенсация произведенных расходов будет производитьсяименно на основании данных отчетов.

Контроль за расходованием субвенций осуществляютФедеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная службафинансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор).

Приостановление (сокращение) межбюджетных трансфертов

Следует иметь в виду, что Минфин России можетприостановить или сократить предоставление средств федерального бюджетасубъекту РФ, если органы государственной власти субъекта РФ не будут соблюдатьусловия предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 130 БК РФ).

Порядок приостановления (сокращения) предоставлениямежбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета вслучае несоблюдения органами государственной власти субъектов РФ условий ихпредоставления утвержден вступившим в силу 1 января 2008 г. приказом МинфинаРоссии от 12.11.2007 № 105н.

Межбюджетные трансферты (кроме субвенций) изфедерального бюджета приостанавливаются (сокращаются) в случае несоблюденияорганами государственной власти субъектов РФ условий предоставления этихмежбюджетных трансфертов.

Минфин России принимает решение о приостановлении(сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов в форме приказа, образецкоторого приведен в приложении к Приказу № 105н.

Основанием для решения оприостановлении (сокращении) межбюджетных трансфертов является информация онарушениях, которая может поступить от:

  • Генеральной прокуратуры РФ;
  • Счетной палаты РФ;
  • Росфиннадзора;
  • Федерального казначейства;
  • курирующего департамента Минфина России (если главнымраспорядителем средств федерального бюджета выступает Минфин России);
  • главных распорядителей средств федерального бюджета.

Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов- это прекращение операций по их перечислению, а сокращение предоставлениямежбюджетных трансфертов - уменьшение их объема.

В случае, если субъект РФ устранит допущенныенарушения, Минфин России своим приказом прекращает приостановлениепредоставления средств федерального бюджета. Форма такого приказа такжеприведена в приложении к Приказу № 105н.

Размер сокращенияпредоставления межбюджетных трансфертов равен сумме нарушения.

Бухгалтеру на заметку

Специалисты Управления ФНС по г. Москве выявили пятьразличий между трудовым и гражданско-правовым договорами. В письме от25.12.2007 № 21-11 /123985@ они назвали следующие отличительные признакитрудового договора:

  • присвоение работнику должности согласно штатномурасписанию,
  • оплата процесса труда (а не результата),
  • обеспечение работнику соответствующих условий труда,
  • обеспечение работнику видов и условий социальногострахования,
  • соблюдение работником правил внутреннего трудовогораспорядка организации.

Рекомендации, приведенные в письме, основаны на нормахТрудового кодекса РФ. "Мы собрали воедино все признаки трудовогодоговора. Договор, не отвечающий этим признакам, должен считатьсягражданско-правовым", - поясняют сотрудники УФНС. Подобная позиция невысказывалась ранее ни в письмах Минфина, ни в письмах ФНС. Тем не менее,руководствоваться рекомендациями столичных налоговиков могут плательщики ЕСН ииз других регионов, так как "двух мнений по данному вопросу быть неможет".

Источник: ИА"Клерк.Ру"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль