Исполнение судебных актов органами Федерального казначейства

1224
Исполнение судебных актов по искам к федеральным бюджетным учреждениям осуществляется органами Федерального казначейства. Как правило, основной проблемой оперативного исполнения судебных решений является их возвращение взыскателям. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины возвращения исполнительных документов.

Казначейство - связующее звено

Уже прошло пятнадцать лет с тех пор, как большинствораспорядителей и получателей бюджетных средств бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы Российской Федерации перешли на кассовое обслуживание в органыФедерального казначейства.

За это время стало очевидно, что исполнение судебныхактов, принятых различ­ными судебными органами по взысканию на средствабюджетов бюджетной системы РФ, является одной из наиболее сложных проблем.

Для разрешения накопившихся проблем в Бюджетный кодексРФ Федеральным законом от 27.12.2005 № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Фе­дерации,Арбитражный процессуальный Российской Федерации и Федеральный закон "Обисполнительном производстве"» (далее - Закон № 197-ФЗ) была введена глава24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетовбюджетной системы Российской Федерации". Несмотря на то, что положения гл.24.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) применяются уже более полутора лет,и многие проблемы решены, говорить о высокой эффективности работы органовисполнительной власти на данном направлении еще рано.

Количество исполнительных листов, предъявляемых ворганы Федерального казначейства, из года в год постоянно растет. В 2006 гпредъявлено 4652 исполнительных листа, из них 3948 исполнено на общую сумму178,0 млн руб., в т. ч. за счет средств федерального бюджета - на сумму 176,3млн руб. В свою очередь, за 9 месяцев 2007 г взыскателями предъявлено 3787исполнительных листов на сумму 68,2 млн руб., а исполнено (с учетом поступившихв 2006 г.) 3673 на сумму 50,9 млн руб., в т. ч. за счет средств федеральногобюджета - 50,7 млн руб.

В связи с этим следует отметить, что пятнадцатилетняяистория становления и развития органов Федерального казначейства убедительнодоказала не только целесообразность этой структуры, но и то, что казначействона сегодняшний день является основным связующим звеном во взаимоотношенияхмежду взыскателями и должниками.

Основные проблемы исполнения судебных актов

Пожалуй, основной проблемой оперативного исполнениясудебных актов органами Федерального казначейства является их возвращениевзыскателям.

Чаще всего причинами возвращения исполнительныхдокументов взыскателям являлись:

  • непредставление взыскателями всех необходимыхдокументов;
  • ошибки судебных органов.

В последнем случае судебные органы не соблюдалитребования, установленные Федеральным законом "Об исполнительномпроизводстве" от 21.07.1997 № 119-ФЗ. Среди наиболее часто встречаемыхошибок судебных органов отметим следующие:

  • несоответствие резолютивной части решения висполнительном листе и резолютивной части самого решения, на основании которогоон выдан;
  • форма исполнительного листа не включала в себятребования, предъявляемые ст. 8 указанного закона.

Подобные ошибки судебных органов приводят к увеличениюсроков исполнения судебных актов. А это, в свою очередь, порождает рост числаисков по индексации присужденных ранее и невыплаченных своевременно сумм задолженностии недовольство граждан-взыскателей.

Федеральным бюджетным учреждениям необходимо обратитьвнимание на порядок приостановления органом Федерального казначейства операцийпо расходованию средств должником в случае, если тот не выполняетустановленные требования по исполнению исполнительного документа.

Последними поправками в главу 24.1 БК РФ четкоопределено, что в случае нарушения должником установленных требованийобслуживающий его орган Федерального казначейства приостанавливаетосуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника(за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до моментаустранения такого нарушения.

В перечень лицевых счетов включены и лицевые счетаструктурных подразделений должника, открытые в данном органе Федеральногоказначейства.

Подавляющее большинствобюджетополучателей, находящихся на территории Воронежской области, и их вышестоящие распорядителисредств, осознавая возможность остаться без финансирования из федеральногобюджета, предпочитали исполнять требования законодательства, не доводя ситуацию до конфликта.

Тем не менее, в 2007 г. приостановка операций полицевым счетам федеральных бюджетных учреждений, расположенных в Воронежскойобласти, все же имела место. Среди ее причин следует выделить:

  • непредставление учреждениями (должниками) Министерстваобороны РФ, МЧС России и МВД России писем об источнике образования задолженностии кодах бюджетной классификации РФ, по которым должна быть произведена оплататребований исполнительных листов;
  • непредставление должником платежных поручений наперечисление средств для исполнения исполнительного листа при наличии средствкак на лицевом счете получателя средств, так и на лицевом счете по учетусредств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • непредставление одновременно с письмом платежныхпоручений на перечисление средств в пользу взыскателей при наличии остаткасредств на лицевых счетах по учету средств, полученных от предпринимательской ииной приносящей доход деятельности, и получателя средств федерального бюджета;
  • главным распорядителем (распорядителем) средствфедерального бюджета - Министерством обороны РФ, МВД России, Федеральнойслужбой по труду и занятости - не было обеспечено в установленный срок выделениелимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов всоответствии с запросом-требованием подведомственного учреждения-должника.

Отдельно следует отметить исполнение судебных решенийпо обращению взысканий на средства областного и местных бюджетов. Ситуация сисполнением судебных актов в отношении учреждений местного и областного бюджетаотносительно стабильна. Такая стабильность объясняется тем, что многими муниципальнымиобразованиями области и субъектом Федерации выбран такой вариант кассовогоисполнения бюджета, согласно которому органы Федерального казначействаосуществляют их обслуживание без открытия лицевых счетов получателям средств.

Поэтому и количество исполнительных документов, предъявляемых в федеральныеказначейские органы к областному и местным бюджетам, незначительно.

Заметим, что своевременноедоведение объемов финансирования расходов до получателей средств позволяетбюджетополучателям исполнять все свои обязательства, в т. ч. и поисполнительным документам. Очевидно и то, что своевременное финансированиеисключает применение органами Федерального ка­значейства излишних мер поотношению к должникам.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль