Составление и утверждение бюджетной сметы

2062
Бюджетная смета – важнейший финансовый документ бюджетного учреждения. Она представляет собой определенную структуру расходов, осуществляемых бюджетным учреждением, и при этом может изменяться, дополняться и уточняться.

С 1 января 2008 г. приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н установлены общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет (далее - Общие требования).

Особенности реализации Общих требований

Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется впорядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведениикоторого находится бюджетное учреждение, в соответствии с Общими требованиями.

Общие требования необходимы как для рядовыхбюджетополучателей, так и для главных распорядителей (распорядителей) бюджетныхсредств, т. к. соглас­но ст. 161 БК РФ положения, установленные применительно кбюджетным учреждениям, распространяются и на органы государственной власти(государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальныеорганы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Руководствуясь п. 2 Общих требований, главныераспорядители должны разработать и утвердить для подведомственных учрежденийсвой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее - Порядок),который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.

При этом, по нашему мнению, главный распорядительбюджетных средств должен четко изложить в Порядке алгоритм формированиябюджетных смет. Это существенно, поскольку бюджетная смета составляетсяучреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главнымраспорядителем (распорядителем) средств бюджета расчетных показателей,характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитовбюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. Однакони БК РФ, ни другими нормативными документами не установлена определеннаяпоследовательность действий, необходимых для составления, утверждения иведения сметы.

При этом очевидно, что если предусмотреть в Порядкенорму, согласно которой на каждую процедуру такого алгоритма отводитсяопределенное время (количество рабочих дней, недель, месяцев), то это позволитупорядочить взаимодействие главного распорядителя с подведомственнымиучреждениями.

Но если проанализировать нормы БК РФ и Общихтребований, то, на наш взгляд, все мероприятия, связанные с бюджетной сметой,можно условно разделить на три этапа:

  • составление проекта сметы,
  • составление и утверждениебюджетной сметы,
  • ведение бюджетной сметы.Рассмотрим подробнее все этапы.

Составление проекта бюджетной сметы

Порядок составления проекта сметы четко не закреплен вБК РФ, и лишь отдельные его нормы наводят на мысль о необходимости такойпроцедуры. Например, в ст. 158 БК РФ введено такое полномочие главногораспорядителя бюджетных средств как планирование соответствующих расходовбюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований.

Тем не менее, работа по составлению проекта сметявляется необходимым предварительным этапом, главная задача которогозаключается в подготовке плановых показателей расходов и их обосновании наобеспечение деятельности конкретного бюджетного учреждения.

Рассмотрим поэтапно процедуруформирования проекта сметы (табл. 1).

Таблица 1

Этапы формирования проекта сметы

1. Утверждение расчетных показателей. Главный распорядитель бюджетных средств доводит до подведомственных учреждений соответствующие плановые показатели расходования средств, которые получателибюджетных средств должны учитывать при формировании проектов бюджетных смет.

2. Подготовка сметныхпоказателей. Получив от главного распорядителя (распорядителя) соответствующие нормыи нормативы для расчета плановых показателей расходования бюджетных средств,получатели бюджетных средств производят расчеты необходимого финансовогообеспечения бюджетного учреждения на предстоящий финансовый год с учетом своихпотребностей.

3. Формирование проекта сметы. На основании произведенныхрасчетов, расставленных приоритетов формируется проект бюджетной сметыбюджетного учреждения, который направляется главному распорядителю(распорядителю) бюджетных средств на рассмотрение.

Он, в свою очередь, может внести уточнения в проектбюджетной сметы учреждения, потребовать дополнительных разъяснений илиобоснований по отдельным направлениям расходов.

4. Формирование свода проектовсмет. Наосновании всех уточненных и согласованных с подведомственными учреждениямипроектов смет главный распорядитель (распорядитель) формирует свод проектовсмет.

Предполагается, что на данном этапе главныйраспорядитель (распорядитель) бюджетных средств формирует проектгосударственного (муниципального) задания для подведомственных учреждений,составляет обоснования бюджетных ассигнований, планирует расходысоответствующего бюджета.

5. Подготовка предложений попроекту бюджета. Основным итогом работы по формированию проектов смет является подготовкафинансовым органом предложений по проекту соответствующего бюджета. Этипредложения направляются на рассмотрение в соответствующий органзаконодательной власти для их утверждения.

Форма сметы

Напомним, что Общие требования не устанавливают формубюджетной сметы. Главные распорядители могут самостоятельно разработать ее сучетом особенностей своей деятельности. При этом Общие требования содержатперечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в форме бюджетнойсметы.

При заполнении формы бюджетной сметы обратите вниманиена следующее.

В содержательной части формы строка "По состояниюна______ " обязательна для заполнения. В течение отчетного периода бюджетная сметаможет подвергаться изменениям и уточнениям. Поэтому, чтобы не запутаться втом, какая же смета является самой последней, необходимо указывать дату.

Кроме того, представляется целесообразным указывать вформе сметы основание для расчета сметных показателей (графа 9). Основаниеммогут являться нормативные акты федерального, регионального или муниципальногоуровня, локальные акты и иные документы.

Данную форму можно использовать и при формированиисвода бюджетных смет.

Чтобы легко проверить правильность расчетов сметныхпоказателей, рекомендуем в форме сметы делать ссылку на соответствующееприложение, расчет (графа 10). Необходимость приложения к смете таких расчетовсодержится в п. 6 Общих требований.

Рекомендуемая нами форма бюджетной сметы можетвыглядеть следующим образом:

Составление и утверждение бюджетной сметы

После того, как органом законодательной властисоответствующего уровня утвержден бюджет на очередной финансовый год(очередной финансовый год и плановый период), главные распорядители доводят дораспорядителей и получателей бюджетных средств показатели сводной бюджетнойросписи (ст. 217 БК РФ), а также бюджетные ассигнования и лимиты бюджетныхобязательств (далее - ЛБО) на очередной финансовый год.

Согласно новой редакции ст. 221 БК РФ утвержденныепоказатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствоватьдоведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетныхобязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

С момента доведения до учреждения бюджетныхассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление иутверждение бюджетной сметы. Ведь согласно ст. 221 БК РФ смета может бытьутверждена лишь после того, как до учреждения будут доведены ЛБО. Поскольку онидолжны доводиться до начала финансового года (ст. 217, 219.1 БК РФ), тоочевидно, что утверждение сметы может происходить уже в начале очередногогода.

Процедура доведения бюджетных ассигнований и ЛБО,непосредственно предшествующая составлению и утверждению сметы, оказываетзначительное влияние на величину плановых сметных показателей. Поэтому порядокдоведения бюджетных ассигнований рассмотрим подробнее.

Доведение бюджетных ассигнований и ЛБО

Напомним, что бюджетные ассигнования - это предельныеобъемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году дляисполнения бюджетных обязательств.

В свою очередь, бюджетные ассигнования и ЛБО формируютбюджетную роспись. Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная роспись - это документ,который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств вцелях исполнения бюджета по расходам.

Статья 219.1 БК РФ предусматривает порядок составленияи ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетныхсредств, вклю­чая внесение изменений в них, устанавливает соответствующийфинансовый орган.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетныхсредств составляются в соответствии:

  • с бюджетными ассигнованиями, которые утверждаютсясводной бюджетной росписью,
  • лимитами бюджетных обязательств, которые утверждаютсяфинансовым органом.

В соответствии с БК РФ сводная бюджетная роспись - этодокумент, который составляет и ведет финансовый орган (орган управлениягосударственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета порасходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписитакже устанавливает соответствующий финансовый орган. Так, например, нафедеральном уровне порядок составления и ведения и сводной бюджетной росписифедерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федеральногобюджета (главных администраторов источников финансирования дефицитафедерального бюджета) утверждены приказом Минфина России от 22.11.2007 № 114н(далее - приказ № 114н).

Сводную бюджетную роспись федерального бюджетасоставляет Минфин России, а утверждает Министр финансов РФ не менее чем задесять рабочих дней до начала текущего финансового года. При этом показателиутвержденной свод­ной росписи должны соответствовать федеральному закону офедеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Одновременно с утверждением росписи Министр финансов РФутверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств на текущийфинансо­вый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операцийсектора государственного управления.

Далее в течение двух рабочих дней со дня утверждениясводной росписи Минфин России доводит показатели сводной бюджетной росписи иЛБО до главных распорядителей через Федеральное казначейство (на бумажном иэлектронном носителях).

По предложениям главных распорядителей Минфин Россииможет изменять сводную бюджетную роспись.

Главный распорядитель составляет и утверждает бюджетнуюроспись в соответствии с показателями сводной росписи по соответствующемуглавному распорядителю. При этом ЛБО распорядителей и получателей утверждаютсяв пределах ЛБО, установленных для главного распорядителя.

Порядок составления и ведения бюджетных росписей можетустанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя)бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателейпо расходам по кодам классификации операций сектора государственногоуправления.

Порядок действий, предшествующих утверждению бюджетной сметы (на федеральном уровне), представлен в табл. 2.

Таблица 2

Обязательное доведение показателей бюджетной росписи и ЛБО до начала текущего финансового года установлено ст. 217, 219.1 БК РФ. На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

Порядок доведения через Федеральное казначейство и еготерриториальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетныхобязательств и объемов финансирования (далее - Порядок) установлен приказомМинфина России от 10.06.2003 № 50н с изменениями, внесенными приказом МинфинаРоссии от 12.11.2007 № 102н и с учетом изменений в БК РФ (далее - Приказ №50н).

Согласно Порядку, утвержденному Приказом № 50н, МинфинРоссии передает в Федеральное казначейство показатели сводной бюджетной росписии ЛБО, которые затем доводятся до главных распорядителей средств федеральногобюджета казначейскими уведомлениями. Казначейское уведомление содержит сведенияоб объемах бюджетных ассигнований на очередной год, лимитах бюджетныхобязательств и объемах финансирования расходов (с начала года, в т. ч. текущиеизменения).

Главные распорядители, в свою очередь, доводят дораспорядителей и получателей средств федерального бюджета ЛБО и объемыфинансирования расходов (с начала года, в т. ч. текущие изменения) расходнымирасписаниями.

Более того, Приказом № 114н установлены требования кдоведению казначейских уведомлений и расходных расписаний в 2007 г.Федеральному казначейству предписано довести главным распорядителям ираспорядителям средств федерального бюджета бюджетные ассигнования, лимитыбюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, равные лимитамбюджетных обязательств на 2008 г., в 2007 г. Введение таких правил былонеобходимо, поскольку нормы БК РФ о необходимости доведения показателейсводной бюджетной росписи и ЛБО до начала очередного финансового года вступалив силу только с 1 января 2008 г.

Смета и ЛБО

В Порядке составления, утверждения и ведения сметглавный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может самостоятельноустановить временной регламент для процедур составления и утверждения бюджетнойсметы.

В Общих требованиях достаточно подробно расписанывозможные варианты утверждения бюджетных смет.

Все эти вопросы, конечно, должны быть обязательноучтены главным распорядителем, когда он будет устанавливать порядоксоставления, утверждения и ведения бюджетной сметы.

Ведение бюджетной сметы

Согласно п. 11 Общих требований ведение бюджетной сметызаключается во внесении изменений в смету в пределах доведенных учреждению вустановленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.Изменение ЛБО четко регламентировано БК РФ, поскольку в ряде случаев оно влечетза собою и изменение сводной бюджетной росписи.

Нельзя изменять показатели, утвержденные бюджетнойросписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии споказателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующихизменений в сводную бюджетную роспись. Аналогичное правило установлено и науровне глав­ного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.

При этом главный распорядитель может вносить измененияв бюджетную роспись, а также изменять ЛБО.

Статья 217 БК РФ определяет, в каких случаях показателисводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениямируководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) обюджете, это:

  • недостаточность бюджетных ассигнований для исполненияпубличных нормативных обязательств. При этом общий объем указанных ассигнованийне может превысить 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом(решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
  • изменение состава или полномочий (функций) главныхраспорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений);
  • вступление в силу законов, предусматривающихосуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органовместного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системыРФ;
  • исполнение судебных актов, предусматривающих обращениевзыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  • использование средств резервных фондов и иным образомзарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
  • распределение бюджетных ассигнований между получателямибюджетных средств на конкурсной основе;
  • иные основания, связанные с особенностями исполнениябюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований междуглавными распорядителями бюджетных средств, установленные законом (решением) обюджете;
  • перераспределение бюджетных ассигнований между текущимфинансовым годом и плановым периодом;
  • увеличение бюджетных ассигнований по отдельнымразделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счетэкономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований наоказание государственных (муниципальных) услуг. При этом увеличение бюджетныхассигнований по соответствующему виду расходов не должно превышать 10%;
  • проведение реструктуризации государственного(муниципального) долга в соответствии с БК РФ.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписифинансовый орган может предусмотреть утверждение показателей сводной бюджетнойросписи по кодам расходов классификации операций сектора государственногоуправления, в т. ч. дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или)главных распорядителей бюджетных средств.

Любое изменение бюджетных ассигнований и ЛБО повлечетза собой и изменение показателей бюджетной сметы конкретного бюджетногоучреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль