Признание аукциона недействительным

1528
Наиболее действенной формой торгов, предполагающей возможность широкого выбора товаров, работ и услуг, является аукцион. Государственным и муниципальным заказчикам очень важно знать не только порядок проведения аукциона, но и причины и последствия признания таких торгов недействительными.

Статистика жалоб истцов на действия/бездействие заказчиков

Наиболее частой причиной признания аукционовнедействительными является подача жалобы заинтересованного лица.

По данным Федеральной антимонопольной службы России(далее ФАС), в 2007 г. поступило9955 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочнойкомиссии, из них:

  • на действия заказчиков при размещении заказов дляфедеральных нужд поступило 3708 жалоб или 37% от всех жалоб;
  • на действия заказчика при размещении заказов для нуждсубъектов РФ - 3014 или 30%;
  • на действия заказчиков при размещении заказов длямуниципальных нужд - 3233 или 33%.

Из общего числа жалоб органами ФАС было возвращено 1940жалоб. Отозвано участниками размещения заказов, подавшими жалобы, 512заявлений. И только 4359 или 58% жалоб признаны обоснованными в результате ихрассмотрения по существу. По результатам рассмотрения жалоб заказчикам выдано4286 предписаний (предложений) об устранении выявленных нарушений законодательствао размещении заказов.

Как следствие рассмотрения жалоб, органами ФАС в 2007 гвозбуждено 5068 дел об административном правонарушении. По итогам рассмотрениявыдано 2500 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму37 870 тыс. руб.

Самое существенное последствие допущенных заказчикомнарушений законодательства о размещении заказов - это признание аукционанедействительным. Ведь в этом случае все старания заказчика по подготовке,организации и проведению процедуры размещения заказа в виде аукциона будут"сведены на нет" Принятие решения о признании аукциона недействительнымнаходится в исключительной компетенции судебных органов. Принимается такоерешение на основе обращения заинтересованных лиц.

"Заинтересованные лица"

Обратите внимание, что термин "заинтересованноелицо" используется в ст. 4 Арбитражно-процессуального кодекса (далее -АПК). Согласно АПК в арбитражный суд за защитой своих нарушенных илиоспариваемых прав и законных интересов может обратиться заинтересованное лицо.

В законодательстве нет четкого определения термина"заинтересованное лицо" Поэтому в рамках данной статьизаинтересованным лицом мы будем считать такое лицо, права и законные интересыкоторого затрагиваются нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), накоторое это лицо ссылается при обращении в судебные органы.

Основываясь на сложившейся практике, все лица, которыеобращаются в суд для признания аукциона недействительным, можно разделить надве категории:

  • лица, непосредственно заинтересованные в сделке (чащевсего это потенциальные контрагенты);
  • органы исполнительной власти государства илимуниципального образо­вания, уполномоченные на осуществление контроля в сфереразмещения заказа.

Важно отметить, что ни один суд по собственнойинициативе не может признать аукцион недействительным.

Однако не всякое заинтересованное лицо может бытьпризнано таковым. Поэтому наличие или отсутствие интереса в признании аукционанедействительным у конкретного лица в каждом случае также устанавливаютсудебные органы.

Как показывает практика, суды могут признатьобратившегося с исковым заявлением заинтересованным лицом, а могут и отказатьему в его заинтересованности. Поэтому, если вас как ответчика призвали в суд,то прежде всего следует выяснить, действительно ли были нарушены права иинтересы истца.

Рассмотрим возможные варианты развития событий напримере.

ООО «Страховая медицинская компания "Стим"»обратилось в Арбитражный суд с иском к Администрации области о признаниинедействительным контракта обязательного медицинского страхованиянеработающих граждан, заключенного Администрацией области с ОАО"РосноМС" в рамках государственного заказа. По мнению истца, такойконтракт был размещен на неконкурентной основе. Таким образом, по мнениюистца, было нарушено антимонопольное законодательство и были нарушены законныеправа истца, то есть ООО «Страховая медицинская компания "Стим"». Администрация области в ответ на поданный иск сообщилаАрбитражному суду, что в соответствии с действующим законодательством с иском варбитражный суд вправе обратиться только федеральный антимонопольный орган.Кроме того, по мнению ответчика, истец стороной оспариваемого правоотношенияне является и его интересы не нарушены. Выслушав доводы сторон, Арбитражный суд установил, чтоООО «Страховая медицинская компания "Стим"» является заинтересованнымлицом, поскольку в случае конкурентного размещения данного государственногозаказа путем открытого конкурса или аукциона указанное лицо смогло бы принятьучастие в означенной процедуре и, возможно, стать стороной оспариваемого контракта. Таким образом, при рассмотрении дела по существу судпризнал истца ООО «Страховая медицинская компания "Стим"»заинтересованным лицом.

Если потенциальные контрагенты обжалуют в судебныхорганах действия заказчика, повлекшие, по их мнению, нарушение конкурентныхправ, то органы исполнительной власти зачастую оспаривают в судебном порядкепроцедурные нормы законодательства. Такая заинтересованность исполнительныхорганов власти, в основном, является следствием нестыковки законодательныхактов федерального, регионального и муниципального уровней. Примером тому служитОпределение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.04.2007 №78-Г07-6. В рамках данного судебного разбирательства истцом выступала Администрациямуниципального образования, а ответчиком - законодательный орган. При этомистец настаивал на праве муниципального образования проводить размещение заказав форме аукциона, в то время как такая процедура не была предусмотрена местнымзаконодательным актом. Надо отметить, что в таких случаях судебные органыоказываются не на стороне истца, а заинтересованность исполнительных органоввласти не получает подтверждения.

Кроме того, инициатором судебного процесса о признанииаукциона недействительным может являться орган исполнительной власти или органместного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещениязаказа.

Напомним, что на федеральном уровне такимуполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба. В своюочередь, на региональном уровне, например, на уровне размещениягосударственного заказа Архангельской области уполномоченным органом являетсяДепартамент экономического развития администрации Архангельской области, а науровне размещения заказа города Ярославля - контрольно-ревизионное управлениемэрии города Ярославля.

Заинтересованность таких заявителей заключается ввыполнении установленных функций по соблюдению государственными имуниципальными заказчиками правил действующего законодательства, а так жезащите государственных интересов или интересов муниципального образования поэффективному использованию бюджетных средств. Однако в спорных ситуацияхуполномоченные органы свою заинтересованность разрешают,используя административные механизмы, в т. ч. реализуя право на аннулированиерезультатов торгов.

Однако, в любом случае, если вы оказались участникомсудебного разбирательства, в первую очередь необходимо установить, на чемосновывается заинтересованность оппонентов.

Категории истцов

При подаче искового заявления необходимо прежде всегоуказать, каким образом допущенное заказчиком нарушение затрагивает законныеправа и интересы истца.

При этом в заявлении требуется обозначить и статусистца: индивидуальный предприниматель, участник размещения заказа, участникаукциона и т. п. Такая "статусная" ссылка необходима для того, чтобыочертить примерный круг фигурантов вероятного судебного процесса.

Всех заинтересованных лиц, недовольных действиямизаказчика при проведении аукционов, можно условно разделить на три категории,это:

  • любой хозяйствующий субъект, независимо от того,принимает он участие в аукционе или нет,
  • хозяйствующие субъекты, которые представили заявки научастие в аукционе, но еще не признаны его участниками,
  • участники размещения заказа, которые были допущены кучастию в аукционе и признаны участниками аукциона в установленном порядке.

Первая категория истцов обжалует действия заказчика ещедо окончания этапа приема заявок на участие в аукционе.

Хозяйствующие субъекты, представившие заявки на участиев аукционе, начинают жаловаться в процессе рассмотрения заявок и по прошествииэтой процедуры.

В свою очередь, участники размещения заказа, которыебыли допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона в установленномпорядке, могут пожаловаться непосредственно на процедуры и результатыпроведенного аукциона.

Обратите внимание, что жалоба, поданнаязаинтересованным лицом в судебные органы, может повлечь за собой приостановкупроцедуры размещения заказа до окончания судебного разбирательства. Правда, этовозможно только в случае, если истец подаст соответствующее ходатайство.

Признание иска неправомерным

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса РФ(далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом,могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.

Однако отнюдь не каждое нарушение, совершенноезаказчиком, является основанием для признания аукциона недействительным поиску заявителя. Особенно, если такие незаконные действия заказчика связаны сподготовительными процедурами, а также непосредственно с проведением аукциона.

Например, заказчиком нарушен срок, отведенный на приемзаявок, и заинтересованное лицо обжалует такие действия заказчика в суде. Вэтом случае суд выясняет, достаточно ли было выделено времени лицам, которыепожелали принять участие в аукционе, для составления заявок и представлениятаких заявок заказчику. Если суд установит, что истец, несмотря на нарушениесрока подготовительного этапа проведения аукциона, предусмотренного ч. 1 ст.33 Закона № 94-ФЗ, принимал участие в аукционе и представлял свои предложенияпо цене контракта, то последний окажется в затруднительном положении. Ведьистцу придется обосновывать, каким образом нарушение, на которое он ссылался,повлияло на его право участвовать в аукционе и затронуло его законные интересы:ведь он был допущен к аукциону!

Наличие имущественных прав и интересов у истца

Следует отметить, что заявитель, обращающийся стребованием о признании аукциона недействительным, должен доказать наличиезащищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренныхгражданским законодательством.

Нарушения порядка проведения аукциона не могут являтьсяоснованиями для признания его недействительным по иску лица, чьи имущественныеправа и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут бытьвосстановлены при применении последствий недействительности заключенной сделки.

Например, заказчиком нарушены сроки подписанияпротокола аукциона. "Проигравший" участник обращается в суд стребованием признать аукцион недействительным на основании допущенногонарушения. Однако в этом случае суд может решить, что причин для удовлетворенияисковых требований нет, т. к. гражданские права и интересы заявителя ненарушены. Вполне вероятно, что судом такой иск будет отклонен.

Общее правило

В любом случае, при подаче иска в судебные органы всемзаинтересованным лицам надо помнить, что реализация права на защиту своихинтересов возможна в том случае, если оспариваемой сделкой нарушены его праваили охраняемые законом интересы. При этом целью предъявленного иска являетсявосстановление таких прав и интересов.

Срок давности

К сожалению, Законом № 94-ФЗ не предусмотреноспециальных сроков, в течение которых исковое требование о признании аукционанедействительным должно быть заявлено. Поэтому особое внимание заказчикамследует обратить на так называемые процессуальные сроки. Под процессуальнымисроками подразумевают период времени, в течение которого заинтересованные лицамогут обратиться в суд с целью признания процедуры аукциона недействительной.

В течение какого же срока заинтересованное лицо можетобратиться в суд с требованием признать аукцион недействительным?

Давайте рассуждать.

С одной стороны, в рамках размещения заказа самузакупочную процедуру можно интерпретировать как действия по сделке.

С другой стороны, бытует мнение, что сам аукцион(вместе с его подготовительными этапами) не является сделкой. При этомуказания законодательных актов о возможности признания аукционанедействительным не означает, что данный способ заключения договора подчиняетсяправилам о сделках. В этом случае признание аукциона недействительным означает,что его проведение не вызвало того результата, на который оно было направлено.Следовательно, лицо, с которым должен быть заключен договор, не выявлено иливыявлено неправильно. Поэтому требование о признании аукциона недействительнымв связи с нарушением порядка его проведения, является самостоятельным, отличнымот требования о признании недействительной сделки.

Если следовать такой логике, то становится понятноотсутствие в Законе № 94-ФЗ специального правила о сроках исковой давности потребованиям о признании аукционов недействительными. Очевидно, что в отношенииаукционов применим общий (трехлетний) срок исковой давности.

Срок исковой давности следует исчислять с момента,когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своегоправа. Согласно Закону № 94-ФЗ таким моментом является размещение наофициальном сайте:

Соответствующая норма изложена и в ст. 181 ГК РФ.

Заключение

Безусловно, что обращение в суд заинтересованного лицаи в перспективе возможное признание аукциона недействительным, событиемалоприятное. Однако, прежде всего, заказчику не стоит впадать в панику.

При возникновении каких-либо нестандартных ситуаций вповедении участника в процессе проведения аукциона рекомендуем приложить всеусилия для разрешения ситуации в претензионном порядке и не доводить дело досуда.

Если же случилось самое неприятное, и вас как ответчикавызывают в суд, то следует твердо и аргументированно отстаивать свои интересы,а также доказать отсутствие какого-либо умысла в совершенных нарушениях.

Однако в любом случае, разумнее быть внимательным и недопускать никаких просчетов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль