Органы управления автономным учреждением

3747
Экономист отдела экономического консалтинга ЗАО «МЦФЭР-консалтинг»
В случае преобразования бюджетного учреждения в автономное руководителям приходится заново выстраивать рабочие отношения не только с вышестоящей организацией, но и с органами управления автономным учреждением. Структура органов управления автономным учреждением имеет свои особенности. Рассмотрим состав, полномочия и степень компетентности органов управления АУ.

Структура органов управления автономным учреждением

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 74-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон №174-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона №174-ФЗ, органами управления автономным учреждением являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель автономного учреждения;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет,художественный совет и т. п.), предусмотренные федеральными законами и уставом.

При этом структура, полномочия, а также порядок формирования органов управления и многое другое должны быть определены уставом автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ и иными федеральными законами. Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий с учетом специфики конкретного автономного учреждения.

Важной особенностью управления автономным учреждением является создание Наблюдательного совета.

Наблюдательный совет

Порядок создания, формирования и полномочия Наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона №174-ФЗ. Наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят:

  • представители Учредителя;
  • представители исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать одной трети от общего числа членов Наблюдательного совета);
  • представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • представители иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • представители работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов Наблюдательного совета).

Обратите внимание, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.

Предельный срок полномочий Наблюдательного совета -пять лет. При этом количество назначений одного и того же гражданина"наблюдателем" по времени не ограничено (п. 3 ст. 10 Закона №174-ФЗ). Это означает одно:фактически Наблюдательный совет с первого созыва создается на неопределенное время, т.к. состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов Наблюдательного совета или о досрочном прекращении и полномочиях принимается учредителем автономного учреждения. Поэтому можно предположить, что Учредитель будет заинтересован в"вечном мандате" членов Наблюдательного совета. В свою очередь путь в Наблюдательный совет представителям оппозиционных Учредителю слоев общественности будет заказан.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие Наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры автономного учреждения и заключения сделок. Тем не менее Учредитель может принять решения по данным вопросам, только изучив предложения и рекомендации Наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть в Наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Однако Учредителю не трудно будет получить согласие Наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит "мандат доверия" лояльных к себе"наблюдателей"

В компетенцию Наблюдательного совета входят не только организационные аспекты, но и финансово-хозяйственная деятельность автономного учреждения. На совещаниях членам Наблюдательного совета предстоит рассматривать:

  • проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения (по представлению руководителя автономного учреждения);
  • предложения автономного учреждения о совершении крупных сделок, а также о совершении сделок с заинтересованностью;
  • предложения автономного учреждения о выборе кредитныхорганизаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;
  • предложения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  • предложения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
  • предложения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  • предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Инициатором рассмотрения большинства предложений может быть руководитель автономного учреждения или Учредитель. При этом в большинстве случаев окончательное решение по тому или иному вопросу, но с учетом мнения Наблюдательного совета принимает Учредитель. Очевидно, что таким образом Закон №174-ФЗ отводит Наблюдательному совету роль своеобразного"буфера" во взаимоотношениях руководства автономного учреждения и его Учредителя.

Обратите внимание, что, в частности, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене между руководством учреждения и Учредителем в виде Наблюдательного совета. Именно для организаций культуры законодателем было введено исключение. Так, согласно ст. 41.1"Основ законодательства Российской Федерации о культуре",утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (с изм. и доп.)Учредителю автономного учреждения предоставлено право упразднения Наблюдательного совета по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции Наблюдательного совета автономного учреждения, предусмотренные Законом №174-ФЗ, исполняются Учредителем.

Руководитель

В соответствии со ст. 13 Закона №174-ФЗ руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель, управляющий и т.п.) осуществляет текущее руководство деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя или Наблюдательного совета. Очевидно, что основной задачей руководителя автономного учреждения будет выполнение государственного (муниципального) задания, выданного учреждению его Учредителем.

Реализация полномочий руководителя ведется на общих основаниях (п. 2 ст. 13 Закона №174-ФЗ) и в рамках заключенного с ним трудового договора.

Иные органы управления

Законом № 174-ФЗ предусматривается возможность создания в автономном учреждении коллегиальных органов управления с участием заинтересованной общественности, работников автономного учреждения или представителей трудового коллектива. Для этого необходимо закрепить в уставе автономного учреждения наличие соответствующего органа: общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и т. п. Кроме того, в уставе нужно предусмотреть полномочия и порядок создания таких коллегиальных органов.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении Положений Закона №174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший автономное учреждение, не относится к органам управления автономного учреждения, хотя ст. 9 "Компетенция Учредителя в области управления автономного учреждения" и входит в состав гл. 4 "Управление автономным учреждением" Закона №174-ФЗ. Кроме того, как уже говорилось выше, по многим важнейшим аспектам финансовой и хозяйственной деятельности автономного учреждения последнее слово остается за Учредителем.

Попробуем разобраться, насколько значима роль Учредителя в управлении автономным учреждением.

Учреждающий орган

Согласно Закону № 174-ФЗ, автономное учреждение может иметь только одного Учредителя. При этом Учредителем автономного учреждения может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот,который наделен соответствующими функциями и полномочиями.

Напомним, что, согласно ст. 6 Закона №174-ФЗ, функции полномочия Учредителя автономного учреждения осуществляют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъекта РФ), а также органы местного самоуправления. При этом в решении о создании автономного учреждения обязательно указывается орган государственной (муниципальной власти), который будет исполнять функции и полномочия Учредителя автономного учреждения.

Согласно ст. 4 Закона №174-ФЗ Учредитель устанавливает для автономного учреждения задания, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания. Однако на этом роль Учредителя в жизни автономного учреждения не заканчивается.

Полномочия учредителей

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя любого уровня власти или органа местного самоуправления по управлению учреждением, приведен в ст. 9 Закона №174-ФЗ.

Полномочия учредителей федеральных автономных учреждений были расширены и уточнены постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 "Об утверждении Положения об осуществлении федеральным иорганами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения" (далее - Постановление № 662).

Таким образом, в настоящее время полномочия Учредителей федеральных автономных учреждений охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности автономного учреждения. При этом Учредитель выполняет управленческие функции: принимает решения, утверждает, устанавливает, выдает,согласовывает, назначает, заключает и расторгает договоры и т. п.

Так, в компетенцию Учредителя федерального автономного учреждения, помимо указанного выше, входит следующее:

  • утверждение по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом, уставов автономного учреждения, а также вносимых в него изменений;
  • установление задания автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов федерального автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального автономного учреждения;
  • принятие решения об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за федеральным автономным учреждением, которые перестают относиться к видам особо ценного движимого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача автономному учреждению согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества, а также согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем на приобретение этого имущества (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • выдача согласия на внесение автономным учреждением денежных средств и иного имущества в уставный(складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом);
  • предоставление в установленном порядке предложений о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального автономного учреждения;
  • назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с имуществом автономного учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете учреждения, а также сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
  • решение иных вопросов, предусмотренных Законом № 174-ФЗ и другими нормативными актами.

Без выполнения соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и Наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по моему мнению, Учредитель, как главный распорядитель бюджетных средств, является и ключевым управляющим органом в управлении автономным учреждением.

Очевидно, на мой взгляд, и то, что Учредителю для реализации своих управленческих функций придется содержать соответствующий штат специалистов. При этом отметим, что согласно нормам Постановления № 662 Учредитель обязан доводить все свои решения до автономного учреждения в письменной форме в течение семи дней с даты их принятия.

Заключение

Обратите внимание, что наблюдательный совет не случайно на схеме выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону № 174-ФЗ он является органом управления автономного учреждения.

Очевидно, что с точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения Учредителя является наиболее влиятельным органом управления автономным учреждением. Ведь кроме всего прочего Учредитель оказывает непосредственное влияние на деятельность автономного учреждения - выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения. Кроме того, Учредитель принимает решение о прекращении деятельности АУ, если учреждение неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом Наблюдательный совет является промежуточным звеном, рекомендации и замечания которого необходимо принимать во внимание Учредителю при принятии существенных решений в отношении деятельности автономного учреждения.

В свою очередь руководитель автономного учреждения, согласно закону № 174-ФЗ, должен принимать во внимание не только прямые указания Учредителя, но и рекомендации Наблюдательного совета.

Но нельзя забывать, что автономное учреждение - новая форма организации, поэтому только со временем можно будет рассуждать о том, насколько эффективно органы управления смогут выполнять свои функции в повседневной жизни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Т.К. Ершова,

заместитель начальника отдела развития отраслей социальной сферы Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ Минэкономразвития России

Формирование органов управления автономного учреждения и их взаимодействие между собой является важным этапом периода преобразования бюджетных учреждений в автономные.

Для автономных учреждений предусматриваются обязательные коллегиальные органы управления с участием заинтересованной общественности, а также более высокие требования к обязательной публичной отчетности, что делает деятельность автономных учреждений более гибкой и прозрачной.

Наблюдательный совет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важным вопросам и может принести ощутимую пользу в обеспечении прозрачности экономической деятельности как для общества, так и для учредителя. Наблюдательный совет к моменту преобразования в автономное учреждение должен быть сформирован.

Следует иметь в виду, что наблюдательный совет автономного учреждения не является высшим коллегиальным органом управления учреждением. Наблюдательный совет является органом автономного учреждения,призванный стать промежуточным звеном между учредителем и руководителем автономного учреждения. Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается уставом.

Решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер. Однако этому органу делегируются контролирующие функции при совершении руководителем автономного учреждения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и проведению аудита. Наблюдательный совет дает заключение по плану финансово-хозяйственной деятельности и выбору кредитной организации,утверждает отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности и годовому бухгалтерскому отчету.

Для усиления общественного контроля в компетенцию наблюдательного совета включено рассмотрение вопросов об изъятии учредителем имущества, закрепленного за автономным учреждением, и выбор кредитной организации, в которой автономное учреждение может открыть банковский счет.

Таким образом, наблюдательный совет автономного учреждения играет роль необходимого в настоящее время балансирующего средства в связи с расширением имущественной самостоятельности автономного учреждения.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Опрос

Вы готовы к проверке со стороны контрольно-счетного органа?

  • Проверка назначена, учреждение готово 25%
  • Проверка назначена, учреждение не готово 20%
  • Проверка уже прошла 60%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×