Изменения в Порядке открытия и ведения лицевых счетов

1215
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
24 августа 2009 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ Федерального казначейства от 28.07.2009 № 4н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами"» (далее - Приказ № 4н). Предлагаем вашему вниманию разъяснения к указанным изменениям.

Приказ № 4н был издан в целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка открытия и ведения лицевых счетов участников бюджетного процесса, а также в рамках проведенной ревизии нормативно-правовых актов Федерального казначейства на коррупциогенность в соответствии с поручением Правительства РФ.

Итак, остановимся на основных изменениях, которые были внесены Приказом № 4н в Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н (далее - Приказ № 7н).

Открытие лицевых счетов

Приказом № 4н упорядочен перечень документов, представляемых участниками бюджетного процесса в органы Федерального казначейства для открытия соответствующих лицевых счетов.

Изменения в формировании пакета документов на открытие лицевого счета

Ранее для открытия лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств распорядителю средств федерального бюджета, лицевых счетов, администратора доходов бюджета и администратора источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета положениями Приказа № 7н была предусмотрена необходимость предоставления заверенной копии акта об утверждении перечня подведомственных участников бюджетного процесса, если в учредительных документах, представленных клиентом для открытия соответствующего лицевого счета, не были указаны его бюджетные полномочия.

Практика показала сложность реализации указанной нормы, поскольку в ведении одного распорядителя бюджетных средств, администратора доходов бюджета и администратора источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета зачастую находится не один десяток подведомственных ему участников бюджетного процесса, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Кроме того, подтверждение бюджетных полномочий участника бюджетного процесса осуществляется вышестоящим участником бюджетного процесса при включении его в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Исключение копий указанных актов из перечня документов, представляемых в органы Федерального казначейства для открытия соответствующих лицевых счетов, в значительной мере позволит минимизировать затруднения, возникающие у клиентов при формировании пакета документов на открытие лицевого счета.

Упрощенная система открытия лицевого счета

Положениями Приказа № 4н предусмотрена упрощенная система открытия лицевого счета получателя бюджетных средств участнику бюджетного процесса, чья деятельность связана исключительно с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.

Ранее, согласно нормам Приказа № 7н для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств такому клиенту следовало предоставить полный пакет документов (учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации юридического лица) и лишь затем оформить раздел для учета операций по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий.

Во избежание рассекречивания деятельности указанных организаций открытие им лицевого счета получателя в соответствии с положениями Приказа № 4н будет осуществляться на основании Разрешения на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности.

Особенности открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств

Приказом № 4н существенно уменьшен объем документов, представляемых для открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств главному распорядителю средств федерального бюджета.

Теперь для открытия указанного лицевого счета главному распорядителю средств федерального бюджета достаточно представить в орган Федерального казначейства:

  • Заявление на открытие лицевого счета;
  • Карточку образцов подписей;
  • Разрешение на открытие счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (филиале) иным получателем средств федерального бюджета (код формы по КФД 0531724).

При этом предоставление в Федеральное казначейство Разрешения на открытие счета в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации (филиале) иным получателем средств федерального бюджета для осуществления операций в иностранной валюте не требуется.

В этом случае лицевой счет иного получателя бюджетных средств открывается главному распорядителю средств федерального бюджета в соответствии с Перечнем главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, имеющих право получать от Федерального казначейства средства федерального бюджета в иностранной валюте, который ежегодно представляется Минфином России в Федеральное казначейство.

Порядок заверения Карточек образцов подписей

Кроме того, Приказом № 4н устранена коллизия по заверению Карточек образцов подписей.

Согласно положениям п. 2.20 Приказа № 7н порядок заверения Карточек образцов подписей зависит от вида открываемого лицевого счета.

Так, для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета Карточка образцов подписей заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится администратор доходов федерального бюджета, и оттиском гербовой печати на подписи вышеуказанного лица или нотариально. Для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств Карточка образцов подписей заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) вышестоящего участника бюджетного процесса и оттиском гербовой печати или нотариально.

Соответственно, в случае если клиенту в органе Федерального казначейства открывались лицевые счета получателя бюджетных средств и администратора доходов бюджета, возникал вопрос о необходимости предоставления им нескольких Карточек образцов подписей, заверенных в установленном порядке.

Вместе с тем, Приказ № 7н не предусматривает предоставление клиентом в орган Федерального казначейства нескольких Карточек образцов подписей для открытия ему соответствующих лицевых счетов.

В целях систематизации правовых норм, устанавливающих порядок оформления данных карточек, в Приказе № 4н была предусмотрена норма, согласно которой Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета заверяется в порядке, установленном для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств, в случае, если администратор доходов федерального бюджета является получателем средств федерального бюджета.

Другими словами, если получателем бюджетных средств уже представлена в орган Федерального казначейства Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств, то новая карточка для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета в орган Федерального казначейства не предоставляется.

Коррупциогенные факторы

В рамках исключения возможных коррупциогенных факторов Приказом № 4н предусмотрена норма, уточняющая, что в случае если наименование участника бюджетного процесса, указанное в его учредительных документах, не соответствует наименованию, указанному в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе или в документе о государственной регистрации юридического лица, в части прописных (заглавных) и строчных букв, наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания, то данный факт не является основанием для возврата Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства представленных документов.

Кроме того, в целях исключения юридико-лингвистической неопределенности -употребления неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера доработана терминология Приказа № 7н, уточнены и конкретизированы нормы "вправе", "или"и "могут быть".

Закрытие лицевого счета

Приказом № 4н уточнен механизм закрытия лицевого счета получателя бюджетных средств.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в рамках внесения изменений в Приказ № 7н в случае окончания срока действия договора аренды не подлежит закрытию раздел для учета операций за счет источника дополнительного бюджетного финансирования. Иными словами, данный раздел легитимен на период действия лицевого счета получателя бюджетных средств.

Кроме того, ранее в случае реорганизации (ликвидации) клиента, он должен был представить в орган Федерального казначейства копию документа о его реорганизации (ликвидации), заверенную органом, принявшим решение о реорганизации (ликвидации). Поскольку в некоторых случаях решение принималось на уровне Президента или Правительства РФ, возникали определенные сложности с заверением таких копий.

Данная норма была исключена при подготовке изменений в Приказ № 7н. Теперь клиенту достаточно представить в орган Федерального казначейства копию документа о его реорганизации (ликвидации), при этом заверения такой документ не требует.

Также уточнен порядок перечисления остатка поступлений денежных средств с закрываемого лицевого счета клиента. Ранее положениями Приказа № 7н было установлено, что остаток поступлений перечисляется по Заявке на кассовый расход, представленной главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится клиент. Однако в данном случае возникают проблемы на стадии санкционирования указанных расходов, поскольку у органа Федерального казначейства отсутствуют образцы подписей должностных лиц, подписавших Заявку на кассовый расход.

При внесении изменений в Приказ № 7н данная норма была уточнена: Заявка на кассовый расход для перечисления остатка поступлений оформляется уполномоченным руководителем Федерального казначейства или органа Федерального казначейства работником в соответствии с реквизитами, указанными в информации главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Приказом № 4н установлена необходимость Федерального казначейства или органа Федерального казначейства по месту обслуживания клиента в течение пяти рабочих дней после закрытия соответствующего лицевого счета письменно уведомлять об этом клиента. Копия сообщения о закрытии соответствующего лицевого счета остается в деле клиента.

Кроме того, устранено несоответствие положений Приказа № 7н нормам Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в части приостановления операций по лицевому счету получателя бюджетных средств при неисполнении должником требований исполнительных документов.

В соответствии с положениями статей 2423 -2425 БК РФ в случае нарушения должником требований исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает операции на соответствующих лицевых счетах должника до полного устранения им нарушений. Вместе с тем, положениями пункта 3.16 Приказа № 7н было предусмотрено, что операции приостанавливаются только по соответствующему разделу лицевого счета получателя бюджетных средств.

Иначе говоря, имея задолженность по оплате требований исполнительного документа за счет приносящей доход деятельности, должник вполне мог осуществлять свои расходы за счет бюджетных средств.

В целях устранения данного противоречия указанные положения о приостановлении операций только по соответствующему разделу лицевого счета получателя бюджетных средств были исключены из Приказа № 7н.

Изменения в формах представляемых документов

Некторые изменения были внесены в приложения к Приказу № 7н.

В Карточке образцов подписей к лицевым счетам для приведения ее формы в соответствие с указаниями по ее заполнению отметка "Место печати" в разделе "Отметка вышестоящего участника бюджетного процесса об удостоверении полномочий и подписей" перемещена в строку "расшифровка подписи".

Также претерпели небольшие изменения формы Заявлений на открытие и на закрытие лицевого счета: на оборотной стороне бланков заявлений исключены типы лицевых счетов.

Вместе с тем, следует отметить, что Карточки образцов подписей и Заявления на открытие и на закрытие лицевого счета, представленные клиентами в орган Федерального казначейства до внесения изменений в Приказ № 7н, легитимны и не подлежат замене.

Заключение

В целом можно сказать, что при подготовке изменений в Приказ № 7н проделана очень большая и достаточно интересная работа. Тем не менее, рассчитывать на то, что вопросов, касающихся порядка открытия и ведения лицевых счетов, станет меньше, не приходится, поскольку в процессе его применения обязательно возникнут нюансы, которые потребуют дополнительного уточнения и нормативного закрепления.

Однако надеемся, что благодаря совместным действиям как органов Федерального казначейства, так и всех участников бюджетного процесса проблемы, неизбежно возникающие в ходе реализации данного приказа, будут решаться общими усилиями и в кратчайшие сроки.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль