Поручительство как новый способ обеспечения исполнения контрактов

1444
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Система государственных и муниципальных закупок продолжает развиваться. Последними изменениями, внесенными в Федеральный закон № 94-ФЗ, сделан существенный акцент на обеспечение исполнения государственных и муниципальных контрактов: введен новый способ обеспечения - поручительство. Исполнение обязательств по поручительству влечет за собой совершение хозяйственных операций, подлежащих отражению на счетах бюджетного учета. Кроме того, договоры поручительства подлежат учету на забалансовом счете.

Очередные изменения в Закон № 94-ФЗ были внесены летом этого года Федеральным законом № 164-ФЗ. Самым существенным изменением, внесенным в процедуру размещения заказов, стало введение новой формы обеспечения исполнения контракта - поручительство третьего лица.

Поручительство - это гражданское правоотношение, содержанием которого является ответственность определенного лица (поручителя) за нарушение прав и охраняемых законом интересов субъекта (в рассматриваемом случае - государственного или муниципального заказчика), последовавшее со стороны его контрагента (поставщика, исполнителя, подрядчика). Данные правоотношения закрепляются сторонами письменно в договоре поручительства.

Суть договора поручительства сводится к тому, что поручитель выступает гарантом перед кредитором другого лица в части ответственности за исполнение последним своего обязательства. Причем по такому договору поручитель может отвечать за исполнение должником обязательства в полной мере или частично. В договоре поручительства должно быть отражено наличие следующих условий:

  • обязательство, обеспечиваемое поручительством;
  • объем ответственности поручителя (принимает ли он на себя ответственность за исполнение обязательства в целом или в его части) с указанием конкретной суммы;
  • обстоятельства, при которых наступает ответственность поручителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должника;
  • вид ответственности поручителя (солидарная или субсидиарная).

Напомним, что поручительство как способ обеспечения надлежащего исполнения обязательств регулируется § 5 гл. 23 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Требование обеспечения обязательств исполнения государственных и муниципальных контрактов* является одним из условий, которое бюджетное учреждение-заказчик может выдвинуть при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Право выбирать способ обеспечения исполнения контрактов остается за участником размещения заказа.

Договор поручительства подписывается непосредственно перед заключением контракта или в момент его заключения. Для снижения рисков, связанных с ненадлежащим содержанием договора поручительства или возникновения спорных ситуаций, проект договора поручительства целесообразно сделать частью оферты заказчика, т. е. включить в текст конкурсной или аукционной документации (приложение).

Стороны договора поручительства

По договору поручительства в случае предъявления его в качестве обеспечения исполнения государственного контракта выступают две стороны, но три лица:

  • первая сторона - государственный или муниципальный заказчик, именуемый кредитором по основному обязательству;
  • вторая сторона - должник, в рассматриваемом случае это поставщик, исполнитель или подрядчик, выигравший право на заключение контракта на торгах, а также поручитель (третье лицо договора, выступающее на стороне должника).

В качестве поручителя по контракту может выступать не каждое лицо, обладающее гражданской правоспособностью. К поручителям предъявляются особые требования, которые установлены ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ.

Круг потенциальных поручителей ограничивается исключительно юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, капиталы и резервы которых составляют не менее 300 млн рублей. При этом размеры капитала и резервов должны быть подтверждены данными бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления отчетности, - по окончании периода, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете на предыдущую отчетную дату. Кроме того, размер поручительства не может превышать 10% от размера капитала и резервов.

Обращаем внимание на то, что государственный (муниципальный) контракт может быть заключен только после того, как участник-победитель предоставит заказчику договор поручительства с приложением соответствующей копии бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также копии учредительных документов и тех документов, которые подтверждают право подписи договора поручительства физическим лицом, т. е. руководителем или иным уполномоченным им лицом. При этом все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя.

Отметим, что в соответствии с ГК РФ такие организации, как бюджетные учреждения, казенные предприятия, филиалы и представительства организаций обладают ограниченной дееспособностью и поэтому не могут выступать в качестве третьего лица в договоре поручительства.

В свою очередь, принятие обязательств поручителем предполагает существование определенных отношений между поручителем и организацией-поставщиком (исполнителем, подрядчиком), участвующей в размещении заказов. Чаще всего договоры поручительства заключаются из коммерческих соображений и сопровождаются заключением договоров комиссии, страхования, совместной деятельности и вознаграждением поручителя со стороны основного должника. Однако эти отношения могут складываться вне правового поля, тогда поручительство предоставляется на безвозмездных началах.

Ответственность должника и поручителя

В правоотношениях между заказчиком и поставщиком (подрядчиком) основным обязательством является государственный (муниципальный) контракт. Договор поручительства есть дополнительное обязательство (акцессорное) по отношению к основному обязательству.

Таким образом, должник по основному обязательству, т. е. потенциальный поставщик или подрядчик, не участвует в правоотношениях по договору поручительства. Соответственно, если основное обязательство, закрепленное в государственном или муниципальном контракте, прекращается в силу различных причин, то и действие договора поручительства прекращается. Если по каким-либо причинам контракт будет признан недействительным, то заключение договора поручительства тоже будет признано таковым.

Договором поручительства может быть предусмотрена как солидарная, так и субсидиарная ответственность поручителя. Согласно п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной ответственности должника и поручителя кредитор, т. е. государственный заказчик, вправе требовать исполнения обязательств по договору поручительства как от солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом либо полностью, либо в части долга.

Пример

Научно-исследовательским институтом проведен аукцион на поставку вычислительной техники. Победителем аукциона по размещению заказа на поставку вычислительной техники на сумму 500 000 руб. стало ООО "Система". В качестве обеспечения, предусмотренного условиями аукциона, ООО "Система" представило договор поручительства от компании "Майкрософт"на сумму 150 000руб. (30% от 500 000руб.).

Согласно условиям государственного контракта ООО "Система" взяло на себя обязательство поставить вычислительную технику до 1 сентября 2009 г. Поставщику перечислен аванс в размере 150 000 руб. Однако по состоянию на 25 сентября была осуществлена поставка вычислительной техники только на сумму 50 000 руб.

30 сентября 2009 г. заказчик обратился к поручителю - компании "Майкрософт" с целью обеспечения обязательств за ООО "Система". Поручителю предложено перечислить денежные средства в размере 150 тыс. руб. в связи с нарушением условий контракта ООО "Система".

Заказчик предъявил поручителю:

  • копию контракта;
  • копию накладных на поставку в размере 50 000 руб.;
  • копию договора поручительства;
  • копии писем заказчика поставщику, которые остались без ответа.

Рассмотрев представленные документы, компания "Майкрософт"перечислила налицевой счет научно-исследовательского института 150 000 руб. Одновременно были направлены документы в суд для истребования с ООО "Система" в пользу компании "Майкрософт" компенсации размером 450 000 руб.

На основании п. 1 ст. 399 ГК РФ при субсидиарной ответственности до предъявления требований поручителю, который несет ответственность дополнительно к ответственности должника, кредитор должен предъявить требование должнику. Если должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, такое требование может быть предъявлено поручителю.

Указание в договоре поручительства на конкретную ответственность (конкретные суммы) является условием об ограничении ответственности поручителя только этими суммами. Это важный практический момент, поскольку при таких условиях на поручителя не может быть возложена какая-либо другая ответственность, не предусмотренная договором поручительства. Напомним, что в соответствии с п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ по общему правилу размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены контракта, указанной в извещении.

В договоре необходимо четко оговорить перечень случаев ответственности поручителя, к которым могут относиться: нарушение сроков исполнения контракта, невыполнение работ в надлежащем объеме, поставка продукции ненадлежащего качества и пр.

Следует отметить, что поручитель вправе выдвигать против требований заказчика-кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства (ст. 364 ГК РФ). Фактически это означает, что поручитель имеет право оспаривать действия кредитора по основному обязательству. При этом поручитель не теряет права на такие возражения даже в том случае, если должник от них отказался. Учреждению-заказчику следует заранее продумать и тщательно обосновать свои претензии к должнику, которые будут направлены поручителю.

Прекращение договора поручительства

Договор поручительства является срочным договором. Поручительство всегда дается на определенный срок.

Согласно п. 4 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении срока, указанного в договоре поручительства. Бывает, что такой срок не установлен, тогда поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю.

В соответствии с законом поручительство по государственному или муниципальному контракту прекращается по следующим основаниям:

  • с прекращением основного обязательства (п. 1 ст. 367 ГК РФ), в т. ч. в связи с исполнением государственного или муниципального контракта;
  • в случае изменения основного обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего (п. 1 ст. 367 ГК РФ), например, при изменении сроков исполнения обязательств сторон в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ или увеличении (уменьшении) количества поставляемых товаров в пределах допускаемых 10%;
  • если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем (п. 3 ст. 367 ГК РФ);
  • по истечении срока, указанного в договоре поручительства, на который оно дано (п. 4 ст. 367 ГК РФ);
  • если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю, когда срок поручительства не установлен (п. 4 ст. 367 ГК РФ).

Бюджетный учет обеспечения исполнения обязательств**

В бюджетном учете в соответствии с п. 263 Инструкции по бюджетному учету способы обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток) исполнения государственных (муниципальных) контрактов подлежат отражению на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств".

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке.

Для учета операций с денежными средствами, поступающими в обеспечение заявок и контрактов, необходимо использовать счет 3 20102 000 "Денежные средства учреждения во временном распоряжении" и счет 3 30401 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение".

Поступление денежных средств от поручителя в счет обеспечения исполнения контракта будет отражено следующей бухгалтерской записью:

Дебет 3 20102 510 "Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение"

Кредит 3 30401 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение".

Аналитический учет операций по движению денежных средств на счете 3 20102 000 ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Основанием для внесения записей являются документы, приложенные к выпискам со счетов.

Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, учитываемых на счете 3 30401 000, ведется на многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений.

Приложение

Поручительство как новый способ обеспечения исполнения контрактов
Поручительство как новый способ обеспечения исполнения контрактов

*Подробнее см.: Е.А. Пластинина. Финансовое обеспечение обязательств участников торгов // Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 8.

**Также см.: Г.А. Селезнева. Учет средств во временном распоряжении // Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 8.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль