Лесные пожары: особенности заключения государственных контрактов на их тушение

1635
 Петрунин Н.А.
Начальник бюджетно-финансового управления Федерального агентства лесного хозяйства
Наше интервью с Николаем Алексеевичем Петруниным, одним из ведущих специалистов в области лесных отношений, касается острой проблемы, которую испытывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, - процедуре размещения заказов на тушение лесных пожаров в соответствии с нормами, установленными Законом № 94-ФЗ.

Николай Алексеевич, почему, на Ваш взгляд, проблема размещения заказов по тушению лесных пожаров сейчас так важна для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений?

Дело в том, что введенный с 1 января 2007 г. Лесной кодекс РФ установил абсолютно новые подходы к управлению и использованию лесов, организации работ по их охране, защите и воспроизводству.

Ранее лесхозы как специально уполномоченные органы в области лесного хозяйства в одном лице осуществляли и функции управления, и хозяйственные функции, т. е. сами выполняли весь комплекс лесохозяйственных работ и мероприятий, за исключением рубок главного пользования. При этом никакого размещения заказов на выполнение этих работ не требовалось.

Новый Лесной кодекс РФ ст. 23 установил, что основными территориальными единицами в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Но они осуществляют только функции управления, а выполнение каких-либо работ по охране, защите, воспроизводству лесов на них не возложено. Выполнение данных работ на арендованных лесных участках теперь обеспечивают лица, использующие леса на основании договоров аренды. Но в реальности ими выполняется не весь объем перечисленных работ. Поэтому на основании ст. 19 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить размещение заказов на их выполнение в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ.

Тушение лесных пожаров подпадает под действие названных норм. Однако под четко запланированные объемы и временные рамки лесной пожар подвести невозможно, ведь это - стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация. Четких и однозначных правил, понятных всем, как разместить органу государственной власти субъекта Российской Федерации или лесничеству заказ на такие работы ни Лесной кодекс РФ, ни Закон № 94-ФЗ не устанавливают.

По сообщениям средств массовой информации Федеральная антимонопольная служба выпустила разъяснения по вопросам размещения заказов на тушение лесных пожаров, согласно которым выполнением данных работ теперь будут заниматься специализированные организации на основе смет доходов и расходов, когда размещения заказов не потребуется. Это, наверное, во многом прояснит и упростит ситуацию?

С моей точки зрения, это не совсем так. Действительно, по просьбе Рослесхоза ФАС России письмом от 16.02.2009 № АЦ/3817 разъяснила отдельные моменты размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений заказов на тушение лесных пожаров.

В частности, в названном письме ФАС России указывает, что организация работ по охране лесов от пожаров может осуществляться путем прямого сметного финансирования специализированных государственных бюджетных учреждений, являющихся получателями денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. Хочу заметить, что здесь идет речь об организации работ по тушению лесных пожаров, а не об их выполнении. Это абсолютно разные вещи. И ФАС России эти понятия в своих разъяснениях, с моей точки зрения, четко разграничила. Поэтому не случайно в этом же письме было сказано, что работы по мониторингу пожарной опасности в лесах, по разработке планов тушения лесных пожаров, тушению лесных пожаров и обеспечению иных мер пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти на основании Закона № 94-ФЗ.

Но поскольку тушение лесных пожаров невозможно спрогнозировать заранее (оно относится к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), то ФАС России в разъяснениях от 16 февраля 2009 г. четко указала на то, что размещение заказов на выполнение указанных работ должно производиться по правилам гл. 5 Закона № 94-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Таким образом, в моем понимании, ФАС России этим письмом сняла некоторые противоречия, суть которых сводилась к следующему.

Статья 52 Лесного кодекса РФ установила, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Привлечение граждан и юридических лиц для тушения лесных пожаров согласно ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ организуется на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Однако в перечне товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2006 № 261-р, работы по мониторингу пожарной опасности, по разработке планов тушения лесных пожаров, по тушению лесных пожаров и по обеспечению иных мер пожарной безопасности в лесах конкретно указаны не были. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений вынуждены были размещать заказы на выполнение названных работ путем проведения открытого аукциона.

Теперь все стало ясно и понятно: вместо открытого аукциона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, руководствуясь ст. 48-52 Закона № 94-ФЗ, должен сделать предварительный отбор участников размещения заказов и на его основе сформировать перечень поставщиков. Это первое.

В чрезвычайной ситуации, а именно, при возникновении лесного пожара, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений должен сделать запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайные ситуаций природного и техногенного характера, рассмотреть и оценить представленные котировочные заявки и заключить государственный контракт. Это второе.

Что касается специализированных государственных учреждений, создаваемых для организации работ по охране лесов от пожаров, то в силу ст. 19 Лесного кодекса РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, с моей точки зрения, не может передать такому учреждению монопольные права на осуществление этих работ, так как законодательно определено, что их проведение осуществляется по нормам, установленным Законом № 94-ФЗ.

Другое дело, если такое учреждение будет создано для организации работ всего комплекса мер пожарной безопасности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и под это ему будет выделено финансирование, в т. ч. средства субвенций, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Под организацией работ я имею в виду обеспечение таким специализированным государственным учреждением услуг для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений от подготовки проектов типовых планов мероприятий по организации работ по охране лесов от пожаров до разработки соответствующих извещений о проведении предварительного отбора и размещения заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, заключения государственных контрактов, приемке и оплате выполненных работ.

В моем понимании специализированное учреждение - это мозговой центр органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений по организации работ по охране лесов от пожаров, включая взаимодействие с различными органами, такими как органы местного самоуправления, территориальные органы МЧС, МВД, Росгидромета и т. п., в котором сосредоточены грамотные и квалифицированные специалисты соответствующего профиля, четко понимающие свои функции и задачи.

Вы упомянули о процедуре проведения органом государственной власти субъекта Российской Федерации предварительного отбора участников размещения заказов для тушения лесных пожаров. Для чего она необходима?

Мы с вами говорили о том, что лесные пожары - это стихийные бедствия, которые невозможно предугадать заранее. Но они возникают в лесах ежегодно. Поэтому орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть готов к их тушению и должен принять все необходимые меры для их ликвидации в самый кратчайший срок.

Для таких случаев органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений Законом № 94-ФЗ предоставлено право осуществить предварительный отбор участников размещения заказов, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты или с отсрочкой платежа обеспечить работы по тушению лесных пожаров. По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, в который включаются участники размещения заказа, прошедшие предварительный отбор, для последующего размещения у них заказов на выполнение указанных работ. Проведение предварительного отбора не является формальностью. Именно тем участникам размещения заказа, которые вошли в перечень поставщиков, в случае возникновения лесного пожара, будут направляться в экстренном порядке запросы котировок. Поэтому, чтобы не возникало впоследствии никаких недоразумений между заказчиком и участником размещения заказа, при составлении извещения о проведении предварительного отбора заказчик должен наиболее точно и конкретно указать критерии отбора и требования к участникам размещения заказа.

По мнению многих специалистов в области государственных закупок, в извещении целесообразно оговорить, что участник размещения заказа обязан быть в постоянной готовности для исполнения государственного контракта; иметь для получения информации о возникновении лесного пожара оперативные телефоны, факсы или иные средства связи; в чрезвычайной ситуации на запрос отвечать оперативно, например, в течение 30 минут и т. п.

Есть ли особенности в размещении заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера?

Безусловно, особенности имеются.

Во-первых, если осуществляется запрос котировок на размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по правилам, установленным ст. 42-47 Закона № 94-ФЗ, то максимальная цена государственного контракта не может превышать 500 тыс. руб. Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на основании ч. 6 ст. 53 Закона № 94-ФЗ осуществляется без ограничения цены государственного или муниципального контракта.

Во-вторых, при обычном запросе котировок заказчик размещает извещение о запросе котировок и проект государственного контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, на официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока представления котировочных заявок при размещении заказа на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., и не менее чем за 4 рабочих дня при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 250 тыс. руб. В случае запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик направляет запрос с использованием любых средств связи, в т. ч. и в электронной форме, только тем участникам размещения заказов, которые по результатам предварительного отбора включены в перечень поставщиков.

В-третьих, согласно ч. 6 ст. 46 Закона № 94-ФЗ при обычном запросе котировок в случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна заявка, заказчик продлевает срок подачи заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи заявок размещает на официальном сайте извещение о продлении срока. Если при размещении заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в срок, указанный в запросе котировок, подана только одна котировочная заявка, заказчик заключает государственный контракт с данным участником размещения заказа на условиях, указанных в запросе котировок, в количестве, объеме и по цене, предложенных в заявке. При этом никакого продления срока подачи котировочных заявок не осуществляется.

И, наконец, в-четвертых, если участник размещения заказа при проведении запроса котировок не подаст котировочную заявку два раза, то он исключается из перечня поставщиков, сформированного по результатам предварительного отбора, и не может участвовать в предварительном отборе, проводимом на следующий год для обновления перечней поставщиков.

А что делать в том случае, если заказчиком не получена ни одна котировочная заявка?

Для таких случаев, когда возникла необходимость срочного выполнения работ вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, ч. 6 ст. 55 Закона № 94-ФЗ предоставлено право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений разместить заказ у единственного поставщика и заключить с ним государственный контракт.

Однако заказчик обязан не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта уведомить соответствующие органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов. К указанному уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на основании которых заключен контракт, а также копия заключенного контракта.

Сейчас участки лесного фонда охотно берут в долгосрочную аренду. Должен ли арендатор осуществлять тушение лесных пожаров за свой счет?

Безусловно, если лесной пожар возник на участке лесного фонда, взятом в аренду, арендатор должен принять все меры к его тушению. И это, с моей точки зрения, должно быть отражено в договоре аренды.

Но я полагаю, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений обязан возместить арендатору все фактически понесенные расходы по тушению лесного пожара. Лесной кодекс РФ не возлагает на арендатора бремя самостоятельного финансирования таких работ. Порядок возмещения таких расходов и документального их подтверждения должен быть установлен и известен всем участникам.

Беседу вел А. ШИХОВ,
ответственный редактор журнала "Финансовый справочник бюджетной организации"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль