Особенности проведения торгов по сдаче в аренду имущества

1810
 Баланцев Е.В.
Юрисконсульт ФГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г.Ярославль
Существенная часть имущества находится в публичной собственности и сдается в аренду. Бухгалтер должен знать порядок проведения конкурсов или аукционов при сдаче имущества в аренду, поскольку торги, проведенные с нарушениями законодательства в соответствии со ст. 168 ГК РФ, могут быть признаны недействительными, а сделка по сдаче в аренду государственного и муниципального имущества - ничтожной. Как следствие, учреждению могут быть предъявлены штрафные санкции. О том, как должны проводиться торги при сдаче публичного имущества в аренду, мы расскажем в данной статье.

Арендодателем в договоре аренды государственного (муниципального) имущества выступает собственник имущества. В отношении имущества бюджетных учреждений, т. е. публичного имущества, собственником является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, субъект Российской Федерации в лице соответствующего департамента (агентства и т. д.) по управлению имуществом, находящимся в его собственности, муниципальное образование в лице соответствующего комитета по управлению муниципальным имуществом, либо иное лицо, уполномоченное собственником или законом. В ряде случаев арендодателем может быть и само учреждение. Так, например, согласно абз. 1 п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендодателя имущества. Предоставление государственного и муниципального имущества в аренду осуществляется посредством торгов. Однако проведение торгов по аренде не регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.2005.

В дальнейшем договор аренды, где арендодателем выступает публичное образование или бюджетное учреждение либо организация, мы будем называть договором публичной аренды.

Аренда имущества и защита конкуренции

До июля 2008 г. обязательная процедура - торги в форме конкурса - была установлена только для сдачи в аренду федерального имущества. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могли устанавливать иной порядок сдачи в аренду принадлежащего им имущества.

В настоящее время действуют единые для всего публичного имущества нормы, регулирующие порядок сдачи публичного имущества в аренду, введенные ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона от 30.06.2008 № 108-ФЗ; далее - Закон № 135-ФЗ). Данная норма устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Рассмотрим эти особенности.

В соответствии с Законом № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закреплённого или не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по общему правилу может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Однако из общего правила есть исключения.

Согласно ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не требуется проведение торгов для сдачи в аренду публичной собственности в случае:

  • предоставления прав на имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в т. ч. межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, решений Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу; например, п. 8 Указа президента РФ от 18.03.1993 № 35 "О Торгово-промышленной палате Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти субъектов должны передавать торгово-промышленным палатам, входящим в систему Торгово-промышленной палаты РФ, необходимые для организации их деятельности здания, сооружения и помещения;
  • передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;
  • предоставления прав на имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ;
  • предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

До 1 июля 2010 г. разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды публичного имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 г. (ч. 4 ст. 53 Закона № 135-ФЗ).

Льгота, предусмотренная ч. 4 ст. 53 Закона № 135-ФЗ, не распространяется на следующие виды субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисленные в ч. 3 ст. 14 Закона № 209-ФЗ:

  • являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Не требуется проведение торгов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества в том случае, когда сдача публичного имущества в аренду является формой предоставления государственной или муниципальной помощи (ст. 19, 20 Закона № 135-ФЗ).

Основное требование, которое необходимо соблюсти в данном случае, - получение согласия антимонопольного органа.

Согласно ст. 17.1 требование о заключении договоров аренды по итогам торгов не распространяется на сдачу в аренду имущества некоммерческим организациям, физическим лицам. Но при этом такие арендаторы не должны вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.

Кроме того, указанный в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о недрах.

Аукцион

Аукцион на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества проводится в случае, если арендаторы не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право на заключение договора аренды принадлежит участнику, который предложит в ходе торгов наиболее высокую ставку арендной платы*.

Аукцион является открытым по составу участников.

Предложения об арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений об арендной плате определяется решением об условиях сдачи имущества в аренду.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений об арендной плате на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

Порядок проведения аукциона

Процедура аукциона предусматривает следующие этапы**:

1. Составление и публикация информационного сообщения о проведении аукциона.

Информационное сообщение, если следовать нормам п. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ, должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для федеральных арендодателей это официальный бюллетень Росимущества "Государственное имущество". Однако на практике арендодатели публикуют информацию о проведении аукциона в любом средстве массовой информации по месту нахождения сдаваемого в аренду имущества.

Информационное сообщение должно содержать следующие сведения:

  • наименование арендодателя;
  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • начальную ставку арендной платы;
  • форму и требования к заявке на участие в аукционе; форму подачи предложений по ставке арендной платы;
  • условия и сроки внесения арендной платы, необходимые реквизиты счетов;
  • порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
  • исчерпывающий перечень представляемых арендаторами документов и требования к их оформлению;
  • срок заключения договора аренды;
  • порядок ознакомления арендаторов с иной информацией, в т. ч. с актом инвентаризации, условиями договора аренды;
  • порядок определения победителей;
  • размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов (задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной ставки арендной платы, указанной в информационном сообщении, но не более чем 4,5 млн установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда);
  • место и срок подведения итогов;
  • иные указанные в Законе № 178-ФЗ сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Если при проведении аукциона используется открытая форма подачи предложений об арендной плате, то указывается величина повышения начальной ставки арендной платы ("шаг аукциона").

В информационном сообщении указывается также и дата определения участников аукциона, которая соответствует моменту рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Со дня приема заявок лицо, желающее заключить договор аренды государственного или муниципального имущества (претендент), имеет право предварительного ознакомления с информацией о сдаваемом в аренду имуществе.

2. Прием заявок на участие в аукционе.

Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем 25 дней с момента размещения информационного сообщения.

Форма заявки на участие в аукционе утверждается арендодателем и публикуется в информационном сообщении.

Физические лица помимо заявки предъявляют документ, удостоверяющий личность, и платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств.

Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:

  • платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • решение в письменной форме соответствующего органа управления об аренде имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);
  • сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;
  • иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;
  • опись представленных документов.

В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется надлежащим образом оформленная доверенность.

Полученные арендодателем заявки с прилагаемыми к ним документами регистрируются им в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени получения документов. На каждом экземпляре заявки арендодателем делается отметка о принятии заявки с указанием её номера, даты и времени получения. Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона, вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о ставке арендной платы.

Арендодатель принимает меры по обеспечению сохранности заявок и прилагаемых к ним документов, в т. ч. Предложений о цене имущества, поданных претендентами вместе с заявками, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, и содержания представленных ими документов до момента их рассмотрения.

До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее пяти дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

3. Рассмотрение заявок на участие в аукционе.

Осуществляется на следующий день после окончания срока подачи заявок. Цель данного этапа - определение того, соответствуют ли заявки требованиям информационного извещения, а претендент - требованиям законодательства. По итогам рассмотрения заявок принимается решение о допуске или отказе в допуске претендента к участию в аукционе.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

  • представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений об арендной плате), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
  • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
  • не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

Подведение итогов рассмотрения заявок оформляется протоколом. Кроме того, претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

4. Проведение аукциона.

Аукцион с подачей предложений о цене имущества в открытой форме проводится в следующем порядке:

а) аукцион должен быть проведен не позднее 5 календарных дней с даты определения участников аукциона, указанной в информационном сообщении о проведении аукциона;

б) аукцион ведет аукционист в присутствии уполномоченного представителя арендодателя, который обеспечивает порядок при проведении торгов;

в) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона (далее - карточки);

г) аукцион начинается с объявления уполномоченным представителем арендодателя об открытии аукциона;

д) после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная ставка арендной платы и "шаг аукциона", который устанавливается арендодателем в фиксированной сумме, составляющей не более 5% начальной ставки арендной платы, и не изменяется в течение всего аукциона;

е) после оглашения аукционистом начальной ставки арендной платы участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек;

ж) после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по ставке арендной платы, превышающей начальную ставку; каждая последующая ставка, превышающая предыдущую на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек (в случае заявления ставки, кратной "шагу аукциона", она заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения);

з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую ставку, указывает на этого участника и объявляет заявленную ставку как ставку арендной платы; при отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту ставку 3 раза - если до третьего повторения заявленной ставки ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую ставку, аукцион завершается;

и) по завершении аукциона аукционист объявляет о сдаче имущества в аренду, называет ставку арендной платы и номер карточки победителя аукциона; победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им ставка были названы аукционистом последними;

к) ставка арендной платы, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в 2 экземплярах; протокол об итогах аукциона, подписанный аукционистом и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора аренды имущества (если при проведении аукциона продавцом проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то об этом делается отметка в протоколе и в этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются в течение суток к протоколу в соответствии с актом, подписываемым лицом, осуществлявшим фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемку, аукционистом и уполномоченным представителем арендодателя);

л) задаток возвращается участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона.

Если после троекратного объявления начальной ставки арендной платы ни один из участников аукциона не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся. В таком случае арендодатель в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый им (его уполномоченным представителем), а также аукционистом.

Аукцион с подачей предложений о ставке арендной платы в закрытой форме проводится в следующем порядке:

а) в день подачи заявки или в день подведения итогов аукциона участники аукциона представляют продавцу в запечатанном конверте предложения о цене имущества;

б) перед вскрытием конвертов с предложениями о ставке арендной платы арендодатель проверяет их целость, что фиксируется в протоколе об итогах аукциона;

в) продавец рассматривает предложения участников аукциона о ставке арендной платы, указанные предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником (его полномочным представителем); ставка указывается числом и прописью - в случае если числом и прописью указываются разные ставки, арендодателем принимается во внимание ставка, указанная прописью (предложения, содержащие цену ниже начальной ставки арендной платы, не рассматриваются);

г) при оглашении предложений помимо участника аукциона, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники аукциона или их представители, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность, а также с разрешения арендодателя представители средств массовой информации;

д) решение арендодателя об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, составляемым в 2 экземплярах, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им арендная плата за использование имущества.

Подписанный уполномоченным представителем арендодателя протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора аренды имущества.

Протокол об итогах аукциона направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

5. Заключение договора аренды.

Договор аренды заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора аренды имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора, а результаты аукциона аннулируются арендодателем.

Информационное сообщение об итогах аукциона публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона, и должно соответствовать требованиям, установленным Законом № 178-ФЗ.

Задаток, внесенный арендодателем на счет учреждения-арендодателя, засчиты-вается в оплату арендной платы.

Ответственность арендатора в случае его отказа или уклонения от внесения арендной платы в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре аренды.

В случае если договор аренды недвижимого имущества заключен на срок не менее года, он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента ее проведения (п. 2 ст. 651 ГК РФ) ***. Государственная регистрация договора аренды осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ). Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные подразделения.

Моментом осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества является дата внесения записи в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При неосуществлении государственной регистрации договора аренды, если такая регистрация требуется в соответствии с законодательством, договор считается незаключенным и не порождает правовых последствий.

Не подлежат государственной регистрации договоры аренды, заключенные на срок менее года. Правила исчисления срока, исчисляемого в годах, установлены в п.1 ст. 192 ГК РФ. Данная норма устанавливает, что срок, исчисляемый годами истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Это означает например, что срок действия договора, заключенного с 1 января 2009 г. на один год, истекает 31 декабря. Соответственно, если арендодатель хочет заключить договор на максимальный срок и при этом его не регистрировать, он должен указать в качестве дня его окончания не 31 декабря, а 30 декабря.

Кроме того, ст. 19.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка государственной регистрации договоров аренды.****

Помимо общих норм гражданского законодательства об аренде, закрепленных в гл. 34 ГК РФ, арендодателям публичного имущества следует руководствоваться специальными нормами, содержащимися в иных нормативных актах.

Продолжение читайте в следующем номере

*В настоящее время бытует представление о торгах как о форме продажи чего-либо. Соответственно, в практике сложилось два подхода к определению победителя. Согласно одному подходу победителем объявляется участник торгов, предложивший наибольший размер арендной платы; согласно другому (в данном случае предметом торгов, т. е. фактически купли-продажи, рассматривается право заключения договора аренды) - предложивший наибольший размер платы за заключение договора аренды. При этом ставка арендной платы остается фиксированной и неизменной. Представляется, что аналогом цены товара в договоре купли-продажи в договоре аренды является арендная плата. Поэтому более логичным и обоснованным мы считаем первый подход (т. е. торги по ставке арендной платы) и при дальнейшем изложении будем исходить из него.

**Рассматриваемые далее процедуры основываются на положениях Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 26.07.2006 № 135-ФЗ, от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

***На данное обстоятельство указал и Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) в п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (см. Информационное письмо ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Суд признал договор, заключенный с 1 июня 2000 г. по 31 мая 2001 г. и не прошедший государственную регистрацию, не заключенным. Однако договор аренды, заключенный на неопределенный срок, государственной регистрации не подлежит (см. например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2002 № Ф08-1835/2002 по делу № А32-21098/2001-41/528).

****См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г. (по гражданским делам; утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 г.; опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ, октябрь 2005 г., № 10), ответ на вопрос 17.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль