От бюджета выживания – к бюджету развития

1321
Завершился очередной финансовый год. За 9 месяцев 2007 г. в консолидированный бюд­жет Костромской области поступило собственных доходов в сумме 6796,2 млн руб., или 74,7% годовых назначений, что соответствует сложившемуся уровню поступлений за ряд лет. Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем собственных доходов (без учета безвозмездных и безвозвратных перечислений) бюджета области увеличился на 1574,7 млн руб., или на 30,2%.

Губернатор Костромской области
Игорь Слюняев:
ОТ БЮДЖЕТА ВЫЖИВАНИЯ – К БЮДЖЕТУ РАЗВИТИЯ

Основными причинами роста собственной доходной базы консолидированного бюджета области стали:

  • увеличение объемов производства промышленной продукции (индекс промышленно­го производства составил 106,1%), рост фонда начисленной заработной платы (в январе-сентябре 2007г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) - 30,2%;
  • инфляционные процессы (индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 108,0%).

В условиях налоговой реформы, нацеленной на сокращение налогового бремени на отечественных товаропроизводителей, ограниченного объема средств, передаваемых в качестве дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, вопрос о привлечении в бюджет имеющихся финансовых ресурсов стоит как никогда остро. От наполняемости областного бюджета сегодня во многом зависит уровень обеспечения социальными гарантиями жителей Костромской области, создание необходимых условий для эффективной работы учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы, бесперебойное функционирование предприятий транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим основной акцент должен быть сделан не на достигнутых результатах по укреплению собственной доходной базы областного бюджета, а на определении "узких мест" в вопросах формирования доходов бюджета области и путях их урегулирования.

Один из первостепенных вопросов - привлечение в область инвестиций. Благодаря реализации на территории региона ряда крупных инвестиционных проектов значительно укрепился налоговый потенциал области. Однако, для обеспечения требуемых темпов роста доходов областного бюджета этого недостаточно. Большую часть платежей мы получаем сегодня от крупных предприятий промышленности, транспорта, связи. Поэтому считаю, что развитие и создание крупных промышленных объектов на территории региона должно стать одним из приоритетов работы областной властей. Спектр наших предложений для потенциальных инвесторов достаточно широк и включает в себя как небольшие, так и масштабные проекты во всех отраслях экономики. Регион готов сотрудничать и с зарубежными, и с отечественными инвесторами. Не должен оставаться в стороне и малый бизнес.

Традиционными отраслями региональной промышленности по-прежнему считаются энергетика и деревообрабатывающая отрасль. Для развития последней область располагает значительной сырьевой базой. По отчетным данным за 2006 г. расчетная лесосека составляет 10 195,3 тыс. м3, а процент ее использования - лишь 34,4%.

Не менее важным способом пополнения областной казны, является и борьба с теневой экономикой и противодействие схемам ухода от налогообложения.

По данным силовых ведомств теневой оборот в России превышает 40% ВРП, или свыше 14 трлн. руб., что сопоставимо с объемами двух федеральных бюджетов. Необходимость мобилизации в бюджет дополнительных финансовых ресурсов ставит перед силовыми структурами, иными контролирующими органами задачу изыскания принципиально но­вых подходов к решению данной проблемы. Первоочередной мерой здесь должна стать борьба с зарплатами "в конвертах" К работе по легализации теневого сектора экономики необходимо активно подключиться всем исполнительным органам государственной власти Костромской области, а также органам местного самоуправления.

Особого внимания заслуживают применяемые налогоплательщиками вполне легальных схем минимизации налоговой нагрузки. Необходимо проанализировать сложившуюся в области ситуацию по данному вопросу, оценить сумму потерь доходов бюджета. Здесь мы ждем активных действий со стороны управления ФНС России по Костромской области - одного из основных администраторов поступлений в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований. На основе полученного опыта следует выработать конкретные предложения по совершенствованию положений действующего налогового за­конодательства.

В числе источников роста доходов как областного, так и местных бюджетов по-прежнему остается сокращение недоимки и увеличение доли взыскания доначисленных в ходе контрольной работы налоговых органов платежей в бюджет.

По состоянию на 01.10.2007г. сумма недоимки в консолидированный бюджет области составила - 680,5 млн руб., в т. ч. в областной бюджет 380,1 млн рублей. По сравнению с началом года сумма недоимки в бюджет области сократилась незначительно - на 9,0 млн руб. При этом снижение недоимки обусловлено списанием безнадежной к взысканию задолженности (по состоянию на 01.10.2007г. только по региональным налогам ее списано на сумму 13 млн руб.

Для более эффективной работы с недоимкой ее необходимо расклассифицировать, четко разграничив реальную недоимку и недоимку невозможную к взысканию. В области существует большое количество отсутствующих должников. Вместе с тем, по данной категории недоимщиков списание безнадежной задолженности по платежам в бюджет осуществляется недостаточно активно, что обусловлено не только субъективными факторами, но и рядом объективных причин.

В самое ближайшее время должен быть осуществлен переход от стабилизации недоимки к ее поэтапному сокращению за счет взыскания в бюджетную систему сумм задолженности. Необходим график ее погашения в разрезе отдельных налогоплательщиков, согласованный со службой судебных приставов, и четкое его выполнения.

Аналогичная ситуация складывается и по взысканию платежей по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами. За 9 месяцев 2007г. налоговыми органами области дополнительно начислено платежей по результатам контрольной работы 728,9 млн руб., из которых взыскано - 233,1 млн руб.

Дополнительным резервом в работе по увеличению бюджета является привлечение к налогообложению ранее неучтенных объектов (имущества организаций, имущества физических лиц, земельных участков, транспортных средств).

Большинство из перечисленных доходных источников формируют доходную базу местных бюджетов, поэтому данный вопрос является достаточно актуальным для укрепления экономических основ местного самоуправления. Его решение требует проведения со стороны администраций поселений инвентаризации объектов недвижимости и транспортных средств на соответствующих территориях, сверки полученных данных с кадастровыми планами территорий, сведениями органов технической инвентаризации, органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств и постановки их в установленном порядке на налоговый учет. Хотя рекомендации по данному вопросу неоднократно направлялись в органы местного самоуправления, проблема учета объектов налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу до настоящего времени не решена.

Особое место среди резервов роста доходов консолидированного бюджета области занимает повышение эффективности управления государственным имуществом, земельными и лесными ресурсами.

Сегодня требуются принципиально новые подходы к регулированию земельных отно­шений и управлению объектами областной и муниципальной собственности, внедрению в данную сферу деятельности рыночных механизмов. Со стороны органов местного самоуправления, департамента имущественных отношений Костромской области должна быть проведена сплошная инвентаризация земельных участков, в ходе которой необходимо:

  • выявить участки, используемые физическими и юридическими лицами без оформле­ния прав на землю, и осуществить предоставление их в соответствии с действующим земельным законодательством;
  • провести работу по переводу земель из одной категории в другую с учетом их функци­онального использования;
  • выявить неиспользуемые земельные участки по всем категориям земель и вовлечь их в хозяйственный оборот.

За 9 месяцев 2007г. доходы от продажи земли консолидированного бюджета области составили 60,3 млн руб., областного бюджета - 16,1 млн руб. С целью увеличения доли указанных платежей в доходах консолидированного бюджета области должен, быть сформирован цивилизованный рынок земли.

В настоящее время, определяющее значение на объем платежей в бюджет от использования земли оказывает ее кадастровая стоимость. Ныне используемые для исчисления земельного налога и арендной платы за земли данные кадастровой оценки земель, полученные по результатам обследований, проведенных в 2001-2002 гг., являются заниженными. В настоящее время осуществляется актуализация данных кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.

Требуют анализа и совершенствования действующие в муниципальных образованиях методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом. Переход на использование рыночных цен при исчислении арендных платежей от сдачи в аренду имущества актуален и для имущества, сдаваемого в аренду из областной собственности, как и вопрос о предоставлении льгот по арендной плате арендаторам, осуществляющим капитальные ремонты, ремонтно-реставрационные работы и иные неотделимые улучшения государственного имущества.

Что касается платы за использование лесов, то, несмотря на достаточно высокие темпы роста платежей по данному доходному источнику (за 9 месяцев 2007 г. с соответствующим периодом прошлого они возросли в 1,33 раза и составили 134,7 млн руб.), планка предельных объемов указанных доходов, возможных к поступлению в бюджет области, еще достаточна высока. Для ее достижения необходимо:

  • увеличить уровень использования расчетной лесосеки (в настоящее время она используется на 1/3) как за счет развития производственных мощностей по переработке мягколиственной древесины, так и за счет создания надежного заслона незаконным рубкам леса;
  • работать над совершенствованием положений Лесного кодекса РФ, определяющих порядок проведения лесных аукционов.

С 1 января 2008 г. предусмотрена передача в бюджеты муниципальных образований платы за использование лесов по нормативу 30%, что, безусловно, должно способствовать повышению активности органов местного самоуправления в решении вопросов эффективного использования лесных ресурсов.

Поставленная задача по увеличению доходов бюджета области не может быть решена без повышения роли администраторов в осуществлении бюджетного процесса. Именно на них бюджетным законодательством возложены обязанности по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафам по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Важным фактором привлечения в областной и местный бюджеты дополнительных до­ходов остается работа по совершенствованию действующего налогового законодательства. Областная налоговая политика определена законами Костромской области от 28.11.02 № 80-ЗКО "О транспортном налоге" и от 24.11.03 №153-ЗКО "О налоге на имущество организаций на территории Костромской области". Данными Законами предусмотрена поэтапная отмена льгот отдельным категориям налогоплательщиков к 2010 г., а по транспортному налогу обеспечена также индексация налоговых ставок в меру роста инфляции. Сумма дополнительных платежей в бюджет от реализации указанных положе­ний законодательных актов области только в рамках 2008 г. составит более 140 млн руб. Необходимо уточнить также отдельные положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие уплату налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и ряда других. Мы ждем от налоговых органов соответствующих предложений по совершенствованию налогового законодательства, по исключению из него положений, имеющих двоякое толкование, позволяющих налогоплательщикам трактовать нормы права в свою пользу, необоснованно сокращать налоговую нагрузку, требовать перерасчета объема начисленных платежей и возврата их из бюджетов всех уровней.

Требуют пересмотра отдельные положения нормативных правовых актов по местным налогам, принятых органами местного самоуправления, в т. ч. в части оптимизации налоговых льгот. Только по земельному налогу объем дополнительно предоставленных льгот составил 149,7 млн руб.

За 9 месяцев 2007 г. обеспечены значительные темпы роста и неналоговых доходов как консолидированного, так и областного бюджетов (в 1,57 и 1,32 раза соответственно), однако, удельный вес неналоговых доходов в объеме собственных доходов (без учета безвозмездных и безвозвратных перечислений) остается невысоким: 12,6% по консолидированному бюджету и 7,3% по областному бюджету.

Однако темпы роста доходов бюджета региона не соответствуют требованиям времени и тем задачам, которые стоят перед органами государственной власти Костромской области и органами местного самоуправления по повышению уровня жизни костромичей. Недостаточно активно и целенаправленно реализуются мероприятия по взысканию задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Не на должном качественном уровне организована разъяснительная работа с плательщиками по порядку перечисления платежей в бюджет. По ряду администраторов, значительные объемы администрируемых ими платежей проходят через невыясненные поступления. Если бы департаментом финансов при формировании доходной части областного бюджета были приняты предложения администраторов поступлений по объему доходов, то такой бюджет вряд ли бы можно было сбалансировать.

Основная задача текущего момента - привлечь в областной бюджет дополнительные доходные источники за счет развития налогового потенциала региона и укрепления платежной дисциплины. Данное направление работы должно стать основным в деятельности всех без исключения административно-управленческих структур и надеюсь, что такой подход позволит всем участникам по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы и выработать неформальные подходы к их урегулированию.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.45%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.16%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.35%
  • Над налоговой отчетностью 24.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль