“Творить добро – счастливый мой удел”

1169
Этому девизу еще с юности следует гость нашей постоянной рубрики – главный бухгалтер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Петр Васильевич Новиков. Блестящий военный и финансист, доктор экономических наук, автор нескольких книг, публикаций, научных трудов, Петр Васильевич, помимо множества почетных грамот и благодарностей, награжден высокими государственными наградами: орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР III степени” и орденом Мужества, а как вице-президент Центра народной помощи “Благовест” – орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени. Решением Оргкомитета Международного форума бухгалтеров и аудиторов за многолетний и безупречный профессиональный труд в области бухгалтерского учета по итогам работы 2006–2007 гг., а также за активное участие в становлении и развитии бухгалтерской профессии в Российской Федерации награжден почетной медалью “За заслуги в развитии бухгалтерского учета и аудита России”.
“Творить добро – счастливый мой удел”

Решением Оргкомитета Международного форума бухгалтеров и аудиторов за многолетний и безупречный профессиональный труд в области бухгалтерского учета по итогам работы 2006–2007 гг., а также за активное участие в становлении и развитии бухгалтерской профессии в Российской Федерации награжден почетной медалью “За заслуги в развитии бухгалтерского учета и аудита России”.

– Петр Васильевич, как получилось, что Вы решили выбрать не одну профессию, а учиться сразу по двум направлениям?

– Еще в школе я мечтал о военном поприще. И это желание не осталось просто детской фантазией. Уже после 8-го класса хотел поступать в суворовское училище, но тогда семейные обстоятельства не позволили.

К 17 годам я твердо знал, что буду служить в Вооруженных Силах и заниматься финансами, так как считал, что если человек знает два дела, у него жизнь гораздо интереснее, да и перспектив больше.

И после школы, которую я закончил на “хорошо” и “отлично”, хотя приходилось каждый день преодолевать расстояние в 12 км от дома до места учебы и обратно, подал документы в Ярославское военно-финансовое училище имени генерала А.В. Хрулева. Успешно сдал экзамены и был зачислен.

– Вы родом из тех мест?

– Нет, я родился в селе Песчаное Беловского района Курской области в многодетной семье. У мамы и папы пятеро детей, я – третий. Мои родители всегда были связаны с землей. Так что по происхождению я – потомственный крестьянин. И сейчас родители и многие мои родственники живут в родном селе и покидать его не собираются. Кстати, и жена моя, Светлана, тоже курская.

– Почему Вы выбрали именно Ярославль, ведь он достаточно далеко от родного дома?

– На мой выбор повлиял дядя, который преподавал в Ярославском военно-финансовом училище. К тому же это было единственное в стране, тогда еще среднее учебное заведение, где для военных организаций готовили специалистов по бюджетному учету. Окончил я его с отличием.

– Красный диплом повлиял на Вашу дальнейшую судьбу?

– Думаю, мои успехи были замечены, потому что после окончания учебы в 1972 г. я сразу же получил распределение в Германию. Свое 20¬летие я отмечал уже в гарнизоне Группы советских войск в Германии под Магдебургом в звании лейтенанта и был “одним во всех лицах”: и бухгалтером, и финансистом, и кассиром, т. е. все деньги проходили через меня. Представляете, какая ответственность лежала на плечах 20-летнего мальчишки – быть начальником финансовой службы! Честно говоря, сначала было сложно, но я себя воспитывал, закалял, стараясь, чтобы моих проблем никто не замечал. Кроме того, занимался спортом, имел 1-й разряд по легкой атлетике и выступал на соревнованиях во многих гарнизонах группы. Так в течение четырех лет проходило мое становление в профессии.

– Как складывалась Ваша судьба после “боевого крещения” в Германии?

– Два года я был начальником финансовой службы в гарнизоне Целинограда, затем перевелся в Талды-Курган, а оттуда в Алма­Ату, куда приезжала выездная приемная комиссия Московского финансового института (сейчас Академия). Здесь я сдал вступительные экзамены и вновь стал студентом военно-финансового экономического факультета. Получив диплом о высшем образовании, приступил к исполнению должности главного бухгалтера ВВС Киевского военного округа, где прослужил три года, а затем была Ангола, где я, будучи старшим офицером валютно­финансового отдела, исполнял интернациональный долг.

– Петр Васильевич, Вы рассказываете о своих передвижениях по службе так, как будто это были переезды из одного района Москвы в другой. А ведь Вам приходилось менять не только коллектив, но и климатические условия, да к тому же преодолевать такие расстояния! Как же все это переживала Ваша семья?

– Стоически, хотя если мне самому было сложно, что уж говорить о женщине с двумя детьми! Но жена, несмотря на многочисленные переезды, все­таки успела закончить институт, получить высшее образование и освоить профессию программиста. Нелегко пришлось и детям – у меня сын Игорь и дочь Ирина. Но они молодцы, все преодолели, хотя каждый раз надо было приспосабливаться к новым одноклассникам, учителям, менять друзей. Трудности, как известно, закаляют, и сейчас мои дети закончили институты, получили высшее образование, и теперь мы с женой ждем, когда они нам подарят внуков.

– А куда Вас направили после Анголы?

– Я вернулся в Киев, а затем меня направили в Харьков. Поехал один, так как в Киеве мы получили квартиру, и семья осталась там. В Харькове занимал должность инспектора-ревизора Высшего военного авиационного училища летчиков. По возвращении в Киев в 1986 г. (тогда мне было 34 года) был старшим офицером по эксплуатации аэродромов. Это был страшный для всей страны год, когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. И я 46 дней и ночей провел в Чернобыле, будучи начальником комендатуры уже в звании майора. Работали круглосуточно. Эти дни останутся в моей памяти навсегда. Именно за выполнение правительственного задания при ликвидации последствий чернобыльской аварии я получил орден Мужества.

– После такой тяжелейшей работы, наверное, здоровье потребовало более оседлого образа жизни?

– Да, здоровье было уже не то, и я через какое­то время в звании подполковника снова поехал в Германию – главным бухгалтером медицинской службы Западной группы войск. Уезжаля из СССР, из Киева, в июне 1991 г., а вернулся, с определенными сложностями, уже в Россию, в Москву, где меня назначили главным экономистом ВВС, а через 2 года откомандировали для прохождения службы в Счетную палату РФ на должность заместителя начальника инспекции Счетной палаты РФ, а через полгода я был назначен начальником этой инспекции. В моем ведении был контроль использования средств федерального бюджета, выделенного для МЧС России и резервного фонда Правительства РФ. Работа в Счетной палате мне очень много дала, ведь в армиия был, что называется, “расходчиком”, а здесь – контролером. Занимался я и учетом, причем и в бюджетной организации – в должности первого заместителя директора музея-заповедника “Московский Кремль”, и в коммерческой – руководил финансовыми вопросами авиамоторного научно¬технического комплекса “Союз”. Кроме того, преподавал, писал научные работы, защитил докторскую диссертацию.

– Получается, что Вы возглавили бухгалтерию Государственной Думы РФ, разбираясь во всех тонкостях бухгалтерского дела?

– Как говорится, в жизни всегда есть место подвигу. На первых порах я изучал новое дело, до полуночи засиживаясь в кабинете, ведь Государственная Дума – одна из самых больших бюджетных организаций в России, и здесь огромный документооборот. К слову, Госдума – уникальная организация, ведь здесь законы не только издаются, но и четко исполняются.

– Какова структура бухгалтерии Государственной Думы?

В расчетно-финансовом отделе есть несколько груп: группа учета заработной платы, возглавляемая ведущим советником; группа банковских операций, где задействованы 6 работников; группа материального учета, все 4 сотрудника – ведущие специалисты; группа по расчетам с регионами, касса. Наша бухгалтерия занимает несколько помещений в одном из зданий Госдумы на ул. Воздвиженка и, естественно, в здании на Охотном Ряду. Хочу отметить особенности Государственной Думы, которые заключаются в том, что недвижимое имущество не числится на балансе нашей бухгалтерии, так же как и служебные машины, предоставляемые депутатам Госдумы (их обеспечивают предприятия и организации на конкурсной основе, в т. ч. Управление делами Президента РФ. К нашим непосредственным расходам относятся расходы по приобретению оргтехники, оборудования и других основных средств). Работа бухгалтерии прозрачна – все статьи и суммы расходов отражаются в соответствии с бюджетной классификацией.

Особенность бюджетных организаций – оплате подлежит то, что разрешено законом, и Государственная Дума соблюдает этот принцип (особенность хозрасчетных организаций – оплачивать то, что не запрещено).

– В чем уникальность работы расчетно-финансового отдела Госдумы?

– Во­первых, подобных организаций у нас в стране больше нет. Это само по себе уникальное явление. А если говорить об основной деятельности сотрудников нашей бухгалтерии, то это практический бухгалтерский учет по расходованию и учету средств. В первую очередь – работа с контрактами, заключенными по результатам тендеров, начиная с экономической экспертизы и заканчивая первичной документацией. В связи с тем, что контракты заключаются постоянно, в нашу задачу входит обеспечение благоприятной атмосферы для работы каждого депутата, т. е. нужно обеспечить его кабинетом, удобным для работы, офисной техникой и т. д. Не надо забывать, что в каждом из 89 субъектов Российской Федерации работают общественные приемные депутатов Госдумы.

И для них все помещения, автомобили представляются органами исполнительной власти и также отбираются по конкурсу. А все средства, затраченные на общественные приемные, на оплату труда помощников депутатов, возмещаются через нас. Через нашу бухгалтерию проводится и оплата всех командировок депутатов, включая зарубежные.

– Кто вас контролирует?

– Бухгалтерия Государственной Думы РФ отчитывается перед Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, Счетной палатой РФ, налоговой службой, статистическими институтами. Проверки очень тщательные. Инспекторы Счетной палаты проверяют работу ежегодно около четырех месяцев.

И могу сказать, что в нашей отчетности нет незавершенности, ведь мы бюджетная организация, поэтому ведем бухгалтерский учет в рамках соответствующих инструкций и можем всегда доказать свою правоту, отстоять собственную позицию.

– Петр Васильевич, несмотря на Вашу занятость на таком ответственном государственном посту, находите ли Вы время для себя, своей семьи?

– Вы знаете, мне очень дорога моя “малая родина” – Курская область, поэтому все свое свободное время я посвящаю своим землякам.Я вообще их проблемы считаю своими. И если есть возможность – всегда приду на помощь. Я рад, что помог получить новое оборудование для районной больницы, привез в библиотеку книги для школьной программы, различные учебные пособия, художественную литературу, в т. ч. и для малышей. Я счастлив, что помогаю возрождать храм Параскевы Пятницы в родном селе Песчаное. Теперь при нем работает воскресная школа. Не так давно по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ее воспитанники смогли побывать на Патриаршей елке в Москве. Я горжусь тем, что самое главное мое увлечение в жизни – помогать людям.

Беседу вела О.Романова

Фото Л. Воробьевой
и из личного архива
П. Новикова



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль