Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд на электронных площадках

1260
 Ерофеева Т.П.
Юрист, эксперт Международного проекта "Реформа госзакупок II", член гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, г. Ярославль
Федеральным законом № 93-ФЗ были внесены очередные изменения в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и ряд других федеральных законов. При этом наиболее существенные и значимые изменения внесены в Закон № 94-ФЗ в отношении процедур проведения аукциона в электронной форме. Прокомментировать нововведения мы попросили эксперта проекта "Реформа государственных закупок П", члена гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу (г. Ярославль) Татьяну Павловну ЕРОФЕЕВУ.

ФСБО: Татьяна Павловна, с чем связано такое внимание законодателя именно к аукциону, проводимому в электронной форме?

Т.П. ЕРОФЕЕBА: Основными целями, на достижение которых направлен Закон № 94-ФЗ, являются: конкуренция и равенство участников размещения заказов при представлении своих предложений; эффективное использование бюджетных средств; открытость и прозрачность государственных закупок.

В наибольшей степени всем указанным целям соответствует такой способ размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, как аукцион в электронной форме.

ФСБО: Поясните, пожалуйста, как размещение заказов в виде аукциона в электронной форме способствует развитию конкуренции и равенству участников?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Территория Российской Федерации представляет собой единое экономическое пространство. Поэтому требуются особые механизмы, способные объединить между собой поставщиков, подрядчиков и бюджетные учреждения (заказчиков) экономическими связями вне зависимости от их территориальной расположенности. Аукционы в электронной форме - это один из таких механизмов формирования единого экономического пространства.

Необходимость электронных аукционов весьма велика в нашем государстве. Территориальная удаленность, временная разница между заказчиками и потенциальными участниками размещения заказа зачастую не позволяют оперативно выстраивать отношения с помощью "бумажного носителя информации", своевременно представлять свои предложения заинтересованным лицам для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Не случайно и в средствах массовой информации, и в официальных выступлениях представителей Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Торгово-промышленной палаты звучат предложения по повсеместному переходу к использованию аукционов в электронной форме на всех уровнях бюджетов.

Такую инициативу исполнительной власти поддерживает и Государственная Дума России. Законодатели пытаются установить оптимальные, комфортные правила организации и проведения электронного аукциона как для заказчиков, органов, уполномоченных на размещение заказов, так и для потенциальных поставщиков и подрядчиков.

ФСБО: Когда вступают в силу положения Закона № 93-ФЗ?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Новая редакция Закона № 94-ФЗ вступила в силу 1 июля 2009 г. То есть процедуры размещения заказов, объявленные бюджетными учреждениями - заказчиками до 1 июля 2009 г., должны проводиться по старым правилам.

Напомним, что размещение заказов для государственных (муниципальных) нужд путем проведения аукциона в электронной форме допустимо с любой суммы контракта. Однако, как правило, на таких аукционах размещаются заказы на сумму 100 тыс. руб., т. е. размещаются те заказы, где невозможна беспроцедурная закупка однородных товаров на сумму до 100 тыс. руб. в квартал.

ФСБО: Какими техническими средствами необходимо обладать учреждению-заказчику, чтобы размещать свои заказы на электронных площадках и участвовать в проведении аукционов?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Для этого необходим компьютер, подключенный к Интернету и электронно-цифровая подпись (далее - ЭЦП), которая признается оператором той электронной площадки, которой заказчик будет пользоваться.

ФСБО: Проведение аукциона в электронной форме предполагает наличие некоего виртуального "места встречи" заказчика с потенциальными поставщиками и подрядчиками. Где будет происходить общение участников аукциона, проводимого в электронной форме?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Таким местом встречи участников аукциона будет электронная площадка.

Электронная площадка - это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Они должны быть в официальном порядке признаны легитимными для взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками. При этом право выбора операторов, обслуживающих электронные площадки, будет принадлежать не заказчикам, а исключительно Министерству экономического развития РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой. Предполагается, что для проведения размещения заказов для федеральных нужд будет создано пять электронных площадок.

Правительству РФ поручено разработать критерии отбора электронных площадок и условия их функционирования. Предполагается, что к осени такой документ будет готов.

До появления такого нормативного акта Правительство РФ определяет операторов электронных площадок для проведения аукционов в электронной форме исключительно для федеральных нужд по своему усмотрению.

Следует отметить, что отдельные регионы в Российской Федерации уже несколько лет использовали проведение аукциона в электронной форме для размещения заказов для нужд бюджета соответствующего региона. Для организации таких аукционов были потрачены немалые бюджетные средства на приобретение оборудования, создание электронных площадок и т. п. Поэтому созданные региональными властями электронные площадки с уже подготовленной инфраструктурой и законодательной базой могут сэкономить федеральному бюджету значительные суммы бюджетных средств.

ФСБО:Значит, введение аукционов в электронной форме неявляется открытием для бюджетных учреждений. Соответствующие нормы содержались и в предыдущей редакции Закона № 94-ФЗ. В чем тогда заключается особенность вводимой Законом № 93-ФЗ процедуры?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Необходимо отметить, что "старая" процедура размещения заказов в виде аукциона в электронной форме отличается большей простотой и свободой действий как для заказчиков, так и для участников размещения заказа: отсутствует документация для проведения аукциона, шаг аукциона, аккредитация участников и т. п. Процедура предполагает возможность работы без электронной цифровой подписи и предполагает большую динамичность.

До 1 июля 2010 г. аукцион в электронной форме может проводиться как в порядке, предусмотренном ст. 41 Закона № 94-ФЗ, так и в соответствии с Законом № 93-ФЗ (новая редакции ст. 41). Другими словами, еще год можно проводить аукцион по "старой" и по "новой" схеме.

Таким образом, органы, уполномоченные на размещение заказа, предоставляют заказчикам время на детальное изучение правил нового вида электронных торгов.

ФСБО: В чем же преимущества проведения аукциона в электронной форме согласно Закону № 93-ФЗ?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Основное преимущество заключается в попытке снизить коррупционные риски.

Например, отсутствие в публичном доступе информации, идентифицирующей участников аукциона до момента выявления победителя, позволяет сразу снизить несколько рисков, влияющих на возможность возникновения субъективных отношений между заказчиками и хозяйствующими субъектами.

Предполагается, что в рамках новой процедуры аукциона представителям заказчика будет труднее войти в сговор с участниками, поскольку анонимность участников не позволяет заблаговременно договориться о личной выгоде.

Кроме того, отсутствует возможность сговора самих участников. Ведь в рамках проведения аукционного торга сохраняется так называемая "конкурсная интрига", поскольку действует эффект неожиданности в представляемых предложениях о снижении цены контракта исходя из неизвестности участника аукциона.

Таким образом, сама суть проведения аукциона в электронной форме предполагает повышение степени конкурентности закупочной процедуры, в т. ч. по ее прозрачности и по возможности участия субъектов малого предпринимательства, что непосредственным образом влияет на эффективность и результативность размещения заказа и расходования бюджетных финансовых ресурсов.

ФСБО: Законом № 93-ФЗ немаловажная роль отводится оператору электронной площадки. Что ожидать участникам размещения заказа от этого субъекта?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Оператор электронной площадки должен выполнять организационную и техническую функцию при проведении самого торга, т. е. выступать "буфером" между заказчиком и участниками размещения заказа до выявления победителя и заключения контракта. Наличие такого "буфера" должно обеспечить конфиденциальность информации. Кроме того, оператор осуществляет проверку потенциальных участников размещения заказа на этапе аккредитации на электронной площадке.

Оператором электронной площадки может выступать как юридическое лицо (вне зависимости от организационно-правовой формы, местонахождения, места происхождения капитала, формы собственности), так и физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Критериями по отбору операторов являются: наличие регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; владение электронной площадкой (т. е. соответствующим сайтом в Интернете); наличие соответствующих программных продуктов и технических средств для проведения электронных аукционов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ право владения вытекает не только из наличия права собственности, но и может быть основано на отношениях аренды, безвозмездного пользования. Очевидно, что, вводя норму о необходимости владения, т. е. наличия у оператора соответствующих прав пользования электронной площадкой, законодатель подразумевал законное владение площадкой и программными средствами. Предполагается, что на операторов электронных площадок не смогут претендовать мошенники, у которых площадки появились в результате неправомерных действий. Это значит, что ни участнику, ни заказчику не следует беспокоиться о законности функционирования электронных площадок, определенных правительством.

ФСБО: Из текста закона можно сделать вывод, что не все участники могут быть допущены к аукциону. Предполагается проводить жесткий отбор участников, желающих работать на электронных площадках. Расскажите об этом подробнее.

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Для обеспечения доступа к участию в открытом аукционе в электронной форме оператор проводит аккредитацию участников размещения заказа.

Аккредитация осуществляется при представлении документов, прямо предусмотренных законом: заявления на аккредитацию, заявления на открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, копии выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии учредительных документов / документов, удостоверяющих личность, копий документов, подтверждающих полномочия на получение аккредитации и на совершение сделок, решения об одобрении сделок с указанием максимальной суммы одной сделки, информации об ИНН, адресе электронной почты.

Однако при представлении указанных документов могут возникнуть проблемы. Дело в том, что согласно ст. 52 Гражданского кодекса РФ полноценный учредительный документ - это его первоначальная редакция со всеми внесенными изменениями. Таким образом, юридическое лицо, имеющее длительный период деятельности, руководствуясь Законом № 93-ФЗ, должно представить копии всех документов даже с незначительными изменениями (например, с изменением юридического адреса) с момента создания и до момента подачи заявления об аккредитации. При этом отсутствие хотя бы одного изменения, которое, по мнению участника размещения заказа, не влияет на его правовой статус и возможность выступать в качестве стороны сделки, может негативно отразиться на принятии решения оператором электронной площадки по формальному признаку несоответствия (ч. 6 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, среди документов, подтверждающих право подписи заявления об аккредитации и совершения сделок от имени участника размещения заказа, указывается доверенность, заверенная печатью заинтересованного юридического лица. Однако неточность формулировки может ввести в заблуждение участников размещения заказа. Однозначно не ясно: требуется представление подлинного экземпляра доверенности, скрепленной печатью юридического лица, или достаточно копии доверенности, заверенной такой печатью. Допускающееся толкование позволяет оператору принимать решение об отказе участнику в аккредитации, основанное на абсолютно формальных признаках.

Другая ситуация. Решение об одобрении сделки согласно, например, положениям закона "Об акционерных обществах"требуется для такой сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также для сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения открытым обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов открытого общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Таким образом, согласно Закону № 208-ФЗ решение об одобрении сделки в отношении акционерного общества возможно принять только по конкретной сделке с указанием конкретной суммы. Однако в ходе аукциона сумма сделки может меняться, при этом потенциальный контрагент остается неизвестным до момента заключения договора, как того требует порядок аккредитации участников размещения заказа.

Таким образом, Закон № 93-ФЗ установил необходимость представления документа, который даже теоретически не может быть создан. И даже если участник размещения заказа на момент подачи заявления об аккредитации представит информацию о сумме сделки, которая может потребовать в будущем решения об одобрении, она будет действительна только по состоянию на дату ее представления, и в процессе хозяйственной деятельности в период аккредитации (в течение трех лет) может существенно меняться в зависимости от результатов этой деятельности.

Позитивным компенсирующим правилом в этом случае могут служить нормы о том, что принимаемое оператором решение по своей сути не является бесконтрольным (на уровне административного контроля) и не подлежащим обжалованию со стороны участника размещения заказа, чьи законные интересы и права могут быть нарушены.

Если же оператор электронной площадки, несмотря на коллизии законодательной базы, примет положительное решение об аккредитации, то оно будет действительно в течение трех лет (безвозмездность со стороны оператора такого решения определена законом), одновременно будет открыт счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах и будут внесены документы и сведения об участнике в "реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке".

ФСБО: С какими еще проблемами могут столкнуться участники размещения заказов на электронном аукционе?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Все возможные "узкие места" в процедуре аукциона сразу предусмотреть невозможно. Многое покажет практика. Однако уже сейчас некоторые проблемы можно обозначить. Например, ответственность оператора. Положениями новой редакции Закона № 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа при изменении информации по документам, представленным для аккредитации, обязан незамедлительно сообщить об этом оператору электронной площадки. При этом ответственность за своевременность представления указанной информации также несет сам участник.

Однако в настоящий момент законодательством не предусмотрено ни одной меры ответственности, которую может понести участник электронных торгов за нарушение порядка и сроков информирования по изменениям в документах.

К тому же из текста Закона № 93-ФЗ нельзя однозначно понять, насколько "незамедлительно" следует участнику сообщать оператору об изменениях в документации. Ведь термин "незамедлительность" является категорией оценочной.

Например, в гражданском законодательстве под незамедлительностью понимается обязанность совершения определенного действия в первую очередь перед осуществлением других действий, связанных с принятым решением. То есть если установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то это означает что инициатор ликвидации обязан поставить в известность орган регистрации юридического лица в первую очередь перед осуществлением других действий по ликвидации: созданием ликвидационной комиссии, опубликованием сообщения в печати, извещением кредиторов и т. д.

Но возвращаясь к факту отсутствия мер принуждения для участника размещения заказа, можно сказать, что ему не придется обосновывать незамедлительность, поскольку никаких негативных последствий для него не предусмотрено, даже если он сообщит об изменениях спустя три года с момента их появления.

ФСБО: Как Вы уже отмечали, для участия в аукционе, проводимого в электронной форме, необходимо обладать ЭЦП. Но ЭЦП в процессе хозяйственной деятельности может меняться. Каков в этом случае порядок взаимодействия участников аукциона?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: По вопросу представления сведений об изменившейся в отношении участника информации следует отметить и технические недоработки норм закона. Так, в случае замены или прекращения действия ЭЦП нужно направить об этом документы оператору. Однако при осуществлении аккредитации ни слова не говорится о том, что участник должен представить информацию о наличии ЭЦП.

Поскольку оператор электронной площадки вправе отказать в аккредитации только при нарушении требований по перечню прямо предусмотренных законом документов и сведений, отсутствие ЭЦП не является таким основанием. Вместе с тем в тупик может зайти и сам оператор при попытке взаимодействия с участником: общение между оператором и участником происходит только путем обмена документами, подписанными ЭЦП.

Также неполноценно регламентированным является правило о невозможности подать заявку на участие в электронном аукционе, если до окончания срока действия аккредитации остается три месяца. Причина тому - отсутствие порядка продления аккредитации и возможности заблаговременно предпринять меры по сохранению способности стать потенциальным участником размещения заказа.

ФСБО: А каков порядок назначения даты проведения аукциона в электронной форме?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: При организации самой процедуры аукционного торга одним из новых правил стало обязательное назначение даты аукционного торга только в рабочий день.

Напомним, что согласно нормам трудового законодательства РФ единственным официальным выходным днем является воскресенье. Но у заказчика и оператора электронной площадки могут быть установлены рабочие режимы деятельности с дополнительным выходным днем в субботу или понедельник (равно как и в другие дни недели).

Так как территория России разделена на несколько часовых поясов, понятия "рабочего времени" и "рабочего дня" могут существенно различаться в разных частях страны. Поэтому вполне естественно, что при обозначении даты и времени начала аукционного торга необходимо указывать часовой пояс. Очевидно, что потенциальные участники территориально находящиеся, например, во Владивостоке и Калининграде оказываются в неравных условиях в случае участия в аукционе, проводимого в Москве. Тем не менее у них сохраняется реальная возможность в формировании единого экономического пространства.

Подводя итог, отметим, что с учетом последних изменений процедура открытого аукциона в электронной форме стала сложным, многоступенчатым мероприятием.

ФСБО: Каждая процедура размещения заказа имеет свой временной лаг*. Сколько времени придется "ждать" заказчику с момента размещения извещения до подписания договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с победителем торгов?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Если принимать во внимание минимальные ограничения законодателя по срокам, новоиспеченная процедура размещения заказа займет чуть больше месяца.

Так, примерно 35 дней займут мероприятия по организации аукциона в случае размещения заказа на сумму свыше 3 млн руб. и 22 дня - в случае, если размещается заказ на сумму до 3 млн руб. Но при использовании максимальных сроков процесс может растянуться на три месяца.

ФСБО: Какие именно учреждения-заказчики (по отраслям или объемам заказов) могут быть наиболее заинтересованы в размещении своих заказов на электронных площадках? На какие виды товаров, работ, услуг наиболее выгодно проводить аукционы в электронной форме?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Статистика за предыдущий период показала наибольшую эффективность закупок на электронных торгах таких позиций, как компьютерная техника, транспортные средства, лекарства.

ФСБО: Что, на ваш взгляд, необходимо сделать еще, чтобы система электронных аукционов развивалась и далее?

Т.П. ЕРОФЕЕВА: Как видно, помимо проблем субъективного характера, таких как неумение сотрудников заказчиков и участников размещения заказа работать с использованием интернет-ресурсов и современных информационных технологий, техническая необеспеченность (особенно удаленных муниципальных образований) средствами для такой работы, проблемными остаются еще и вопросы нормативного правового регулирования путей взаимодействия участников "электронной коммерции".

Поэтому следует обратить внимание на все еще остающийся актуальным вопрос о необходимости скорейшего принятия на федеральном уровне нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение электронных аукционов и утверждение стандартных требований к средствам доступа и использования таких сайтов, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме.

Беседу вела В. ЛАПУШКИНА,
главный редактор журнала "ФСБО"

Бухгалтеру на заметку

Письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-02-08/43

Указано, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, не подлежат обязательному официальному опубликованию и не имеют статуса официального комментария к НК РФ.

Письмо Минфина России от 26.05.2009 № 03-03-07/13

Разъяснен порядок выплаты и учета в расходах компенсации работникам в связи с использованием ими личного транспорта в служебных целях.

Письмо Минфина России от 13.05.2009 № 03-03-06/4/35

Разъяснен порядок учета доходов (расходов), полученных (произведенных) бюджетным учреждением в рамках целевого использования средств, а также при осуществлении предпринимательской деятельности.

*Временной лаг – разрыв во времени между двумя или несколькими мероприятиями.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль