Анализ материально-технической базы

2303
 Воеводина Е.И.
Экономист, г.Ярославль
Материально-техническая база многих учреждений не соответствует стоящим перед ними задачам. При этом нередки случаи неэффективного использования уже накопленного потенциала. Определить мероприятия сохранности основных средств, повысить отдачу от их использования помогает метод экономического анализа.

Применение методов экономического анализа позволяет руководителю получить достоверную картину состояния основных средств, используемых в хозяйственной деятельности учреждения, и объектов имущества казны.

  • видовая структура;
  • возрастная структура;
  • динамика движения основных фондов.

Видовая структура

По данным Оборотной ведомости можно установить динамику и структурные изменения в составе основных средств учреждения. Рассмотрим алгоритм анализа на примере данных об основных средствах Государственного учреждения Центр занятости населения (далее - Центр занятости) за 2008 г (табл. 1, 2).

Для объективной картины целесообразно рассматривать все показатели в динамике за несколько лет.

Сравнивая данные за 2006-2008 гг., видим, что произошло увеличение стоимости основных средств. В нашем примере это обусловлено переоценкой, проведенной Центром занятости в 2008 г.

Не все основные средства в одинаковой степени влияют на выполнение функций учреждения, поэтому условно в материально-технической базе можно выделить активную и пассивную часть. Анализ структуры основных средств осуществляется с помощью показателей удельного веса активной и пассивной частей основных средств в общей их стоимости. Данные показатели рассчитываются и анализируются на начало или конец года.

Таблица 1

Динамика и структурные изменения за 2008 г.

Анализ материально-технической базы

Таблица 2

Динамика и структурные изменения за 2006-2008 гг.

Анализ материально-технической базы

К активной части основных средств Центра занятости относят, например, компьютеры, принтеры, средства наглядной агитации, т. е. объекты, принимающие непосредственное участие в выполнении возложенных на это учреждение функций. К пассивной части основных средств Центра занятости относят объекты, которые призваны создавать благоприятные условия для нормальной работы учреждения (нежилые помещения, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и т. д.).

Отметим, что группа "Машины и оборудование" объединяет в себе как объекты активной части (компьютеры, принтеры и т. д.), так и объекты пассивной части. Поэтому в качестве основного источника информации необходимо использовать данные аналитического учета, в частности оборотную ведомость по учету 010100000 "Основные средства". Эта ведомость открывается на год, составляется по каждому субсчету в разрезе материально ответственных лиц. Записи в ней ведутся по инвентарным объектам с указанием их наименования, инвентарного номера, количественных и стоимостных остатков на начало и конец периода.

По данным оборотной ведомости можно составить аналитическую таблицу, в которой дается оценка состава и структуры основных средств (табл. 3).

Как видно из табл. 3, наибольший удельный вес в совокупной стоимости основных средств Центра занятости занимает пассивная часть - 81,1%. Удельный вес активной части составляет всего лишь 18,9%.

Таблица 3

Состав и структура активной и пассивной частей основных средств за 2008 г.

Анализ материально-технической базы

Главное место в составе пассивной части основных средств занимают нежилые помещения. Для большинства учреждений непроизводственной сферы установлено, что на долю нежилых помещений, как правило, приходится более 50% общей стоимости основных средств. Рассматриваемое учреждение не является исключением. В соответствии с данными табл. 3 на конец анализируемого года доля удельного веса нежилых помещений составила 65,9% от общей стоимости основных средств учреждения.

Возрастная структура

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т. е. утрачивают свои первоначальные свойства, физические качества, технико-эксплуатационные возможности, вследствие чего уменьшается их потребительская стоимость.

Важной характеристикой состояния основных средств является их возрастная структура. Такой анализ имеет целью оценку работоспособности основных средств и выявление тех объектов, которые подлежат первоочередной замене. Для этого основные средства учреждения группируются по видам и срокам их эксплуатации. Анализ возрастной структуры активной части основных средств Центра занятости приведен в табл. 4.

Таблица 4

Возрастная структура активной части основных средств за 2008 г.

Анализ материально-технической базы

Из табл. 4 видно, что значительную часть основных средств уже можно рассматривать как относящуюся к разряду риска, связанного с возможным скорым выбытием в результате старения (так, удельный вес возрастной группы основных средств от 5 до 10 лет составляет 71%). Это важно для оценки финансовых возможностей учреждения по плановому обновлению устаревших объектов основных средств.

Техническое состояние основных средств в определенной степени зависит от своевременного и качественного ремонта. Затраты по ремонту основных средств не увеличивают стоимость самих объектов, а списываются на расходы учреждения. Поэтому анализ ремонта основных средств необходимо проводить на основе:

  • дефектных актов;
  • специальной технической и проектно-сметной документации;
  • актов выполненных работ и списания материалов.

Динамика движения основных средств

Для глубокого и детального анализа движения основных средств необходимо использовать данные оперативного и текущего учета:

  • акты приема-передачи основных средств формы 0306001;
  • акты приема-передачи отремонтированных, реконструированных,модернизированных объектов основных средств формы 0306002;
  • акты о списании объектов основных средств формы 0306003;
  • акты о списании автотранспортных средств формы 0306004;
  • данные инвентаризаций, инвентарные карточки и их описи.

Базовые показатели движения основных средств

Движение основных средств в Центре занятости представлено не только приобретением (выбытием) основных средств, но и перемещением их между отделами (табл. 5).

Таблица 5

Наличие и движение основных средств ГУ ЦЗН за 2008 г.

Анализ материально-технической базы

Таблица 5 показывает, что ГУ ЦЗН в 2008 г не списывал основные средства и не передавал безвозмездно другим учреждениям. Отсутствие списаний с учетом того, что на многие из основных средств уже начислена 100-процентная амортизация, объясняется применением п. 75-82 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Данные Методические указания применяются до принятия решения о порядке распоряжения материальными ценностями. В частности, бюджетникам рекомендовано списывать (передавать на безвозмездной основе) пришедшие в негодность (морально устаревшие, физически изношенные) основные средства (особенно нежилые помещения, машины и оборудование, сложную вычислительную и электронную технику) по согласованию с соответствующим органом по управлению имуществом и вышестоящим органом на основании предложений бюджетного устройства.

В целях контроля за эффективным использованием федерального имущества с учетом специфики подведомственных организаций структурные подразделения Минтруда России, курирующие направления деятельности подведомственных организаций, совместно с Департаментом финансового обеспечения рассматривают предложения этих организаций по выбытию основных средств. При получении согласия Минтруда России на списание физически изношенного, морально устаревшего, пришедшего в негодность имущества, а также реализацию или безвозмездную передачу излишнего и неиспользуемого имущества подведомственные организации представляют на согласование полностью оформленные и согласованные с федеральным органом по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) документы.

Для этого необходимо направить письмо в Департамент государственной службы занятости населения (далее также - ДГСЗН) по области со следующими сопроводительными документами:

  • копия приказа о создании комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • перечень средств вычислительной техники для проведения процедуры выбытия (передачи) с указанием типа оборудования, серийного номера, года выпуска, остаточной стоимости, срока амортизации;
  • при выбытии средств вычислительной техники - документы, свидетельствующие о возможности выбытия средств вычислительной техники (акт технической экспертизы), а также сертификат (лицензия) организации, проводившей техническую экспертизу;
  • при передаче средств вычислительной техники - письмо-ходатайство организации-получателя;
  • служебная записка руководителя о том, что нет нарушения технологического процесса при проведении процедуры выбытия (передачи) указанного оборудования.

После рассмотрения перечисленных документов соответствующими службами главного распорядителя бюджетных средств предложение о выбытии (передаче) основных средств направляется в ДГСЗН для дальнейших мероприятий, предусмотренных российским законодательством. Департамент государственной службы занятости населения по области отражает результаты процедуры списания (передачи) средств вычислительной техники в балансе и пояснительной записке.

Коэффициенты интенсивности движения основных средств

Для общей оценки движения основных средств учреждения используют ряд коэффициентов, которые отражают интенсивность процессов поступления и выбытия объектов. Рассмотрим основные из них: коэффициент обновления и коэффициент выбытия. Данные для анализа взяты из формы 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов по основным средствам" Центра занятости за 2006-2008 гг.

Коэффициент обновления исчисляется как отношение стоимости поступивших за отчетный период (год) основных средств к их стоимости на конец этого периода:

Анализ материально-технической базы

Коэффициент обновления отражает интенсивность обновления (поступления) основных средств Центра занятости. В 2007 г. он составлял всего 0,94%, а в 2008 г. уже 11,33%. Налицо положительная тенденция к увеличению. Исходя из этих данных, делаем вывод, что основные средства активно обновляются.

Коэффициент выбытия характеризует степень интенсивности выбытия основных средств и рассчитывается как частное стоимости выбывших в течение отчетного периода (года) основных средств и их стоимости на начало года:

Анализ материально-технической базы

Коэффициент выбытия за 2006 г. мы рассчитать не можем, т. к. выбытия основных средств за данный год не происходило. Сравнивая коэффициенты выбытия за 2007 и 2008 г, видим: в 2007 г он составлял 6,8%, а в 2008 г. всего лишь 0,2%. Следовательно, устаревших основных средств в 2007 г. выбыло из организации намного больше, чем в 2008 г.

Темп роста и прироста основных средств

В процессе анализа следует оценивать значения темпов роста и прироста основных средств как учреждения в целом, так и по отдельным группам и видам. Темп роста - это отношение стоимости основных средств на конец отчетного периода (года) к их стоимости на начало этого периода:

Анализ материально-технической базы

Можно отметить тенденцию к возрастанию темпов роста, хотя и небольшую.

Темп прироста - это отношение разности между стоимостью поступления и выбытия основных средств за отчетный период к их стоимости на начало периода (возьмем, к примеру, 2008 г):

Анализ материально-технической базы

В течение отчетного года общая стоимость всех основных средств Центра занятости возросла на 2,16%. Стоимость объектов активной части основных средств возросла на 5,69%. Таким образом, прирост активной части осуществлялся более высокими темпами (5,69%), чем прирост всех основных средств (2,16%), что можно рассматривать как положительную тенденцию.

Обеспеченность основными средствами

Особая актуальность анализа обеспеченности учреждения основными средствами обусловлена необходимостью соответствия фактического наличия тому оптимальному значению, при котором учреждение в состоянии нормально осуществлять свое функциональное предназначение. Кроме того, необходимо своевременно выявлять излишки основных средств для их перераспределения:

  • между структурными подразделениями самого учреждения;
  • между прочими учреждениями внутри министерства (ведомства).

Специфика основных непроизводственных фондов обуславливает потребность в многовариантной оценке обеспеченности ими учреждения и, следовательно, предполагает использование особой системы различных показателей. Объекты основных средств бюджетных и научных учреждений играют разные роли как в процессе создания нематериальных благ (услуг), так и в процессе их потребления. Соответственно для характеристики обеспеченности основными средствами по направлениям их функционирования используются следующие обобщающие показатели:

  • фондовооруженность труда;
  • фондооснащенность учреждения или его подразделений;
  • фондообеспеченность потребителей услуг.

Эти показатели могут иметь как стоимостные, так и натуральные единицы измерения.

Фондовооруженность труда характеризует стоимость основных средств, приходящуюся на одного работника учреждения. Различают общую фондовооруженность, вооруженность активными основными средствами и техническую вооруженность труда:

Анализ материально-технической базы
Анализ материально-технической базы
Анализ материально-технической базы

Наиболее общим оценочным показателем является фондовооруженность ведущей (основной) группы работников учреждения активной частью основных средств или оборудованием (приборами, аппаратами). Для Центра занятости это будет стоимость оборудования (компьютеров, принтеров и т. д.) на одного специалиста.

В ходе аналитической работы изучаются тенденции изменения показателей фондовооруженности за ряд лет, а также темпы их роста. Положительно оцениваются рост фондовооруженности и особенно рост технической вооруженности труда. В нашем случае фондовооруженность увеличивается год от года, правда, гораздо более высокими темпами, чем техническая фондовооруженность.

Оценивая обеспеченность основными средствами учреждений непроизводственной сферы, следует иметь в виду, что повышение обеспеченности основными средствами не может заменить труда работников (специалистов). В связи с индивидуальным характером функций, выполняемых различными работниками Центра занятости, зачастую имеет значение не столько количество основных средств, приходящихся на одного занятого, сколько комплексность оснащения учреждения всеми необходимыми видами основных средств. Для этого в процессе анализа используются показатели фондооснащенности, которые:

  • характеризуют уровень технического обеспечения учреждения в целом (в т. ч. его подразделений);
  • позволяют оценивать технические условия и рациональность размещения основных средств по отдельным структурным подразделениям, обеспечивающим единство и целостность функций учреждения.

Основной причиной недостаточной степени оснащенности Центра занятости объектами активной части основных средств является отсутствие необходимых ресурсов для пополнения учреждения новыми видами техники. Это, к сожалению, является общей проблемой для большинства бюджетных учреждений.

Рост фондооснащенности учреждения, как и рост фондовооруженности труда, при условии рационального использования объектов основных средств обеспечивает повышение эффективности деятельности организации. Однако на практике оснащение бюджетных учреждений часто осуществляется стихийно, без учета установленных норм и потребностей. Анализ позволяет давать объективную характеристику использования основных средств и финансовых ресурсов, выделенных на их приобретение.

Основные средства бюджетных учреждений широко используются обслуживаемым контингентом. Поэтому одной из специфических характеристик организаций непроизводственной сферы является обеспеченность учреждений в расчете на единицу контингента (например, на одного безработного и т. д.). Таким образом, можно сделать вывод, что обеспеченность основными средствами является острым вопросом.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль