Что нужно знать заказчику

1387
 Ерофеева Т.П.
Юрист, эксперт Международного проекта "Реформа госзакупок II", член гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, г. Ярославль
В предыдущем номере журнала мы рассказывали о том, в какие сроки наиболее оптимально проводить размещение заказов, после чего в журнал обратились читатели с просьбой более подробно рассказать о последних изменениях в законодательстве о размещении заказов. Ответить на поступившие вопросы мы попросили Татьяну Павловну Ерофееву, эксперта международного проекта "Реформа госзакупок II", члена гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу (г. Ярославль).

Для бюджетных учреждений январь-февраль – это период подведения итогов хозяйственной деятельности, пора подготовки и сдачи отчетности. С приходом весны увеличиваются объемы приобретаемых услуг, активнее разворачиваются строительно-монтажные, ремонтные и другие работы, которые, в свою очередь, предваряются процедурами размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

На что прежде всего следует обратить внимание заказчиков в этом году?

В первую очередь необходимо изучить законодательные и иные нормативные акты, которые внесли изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ), это:

  • Федеральный Закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 308-ФЗ);
  • Федеральный закон от 01.12.2008 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 225-ФЗ);
  • приказ Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

Заказчикам следует обратить внимание на изменившиеся требования к полномочиям и квалификации участников закупочного процесса, требования к содержательной части документации по торгам.

Следует подробно ознакомиться с модификацией аукциона в электронной форме. Не менее важны преференции, предоставленные с 1 января 2009 г. российским производителям в рамках антикризисных мероприятий.

Кроме того, с марта текущего года, вне зависимости от уровня учредителя бюджетополучателя, организация, имеющая право на получение (и, соответственно, расходование) бюджетных ассигнований, является государственным или муниципальным заказчиком. Другими словами, теперь бюджетные учреждения независимо от уровня их ведомственной подчиненности не нужно дополнительно наделять полномочиями государственного (муниципального) заказчика: каждому получателю бюджетных средств уже "автоматически" присвоен такой статус.

На муниципальных заказчиков также распространилась норма об обязанности проводить торги и запросы котировок исключительно для субъектов малого предпринимательства. При этом муниципальные заказчики должны выделять на такие специализированные закупки от 10 до 20% квоты от объема продукции по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642.

Усилены квалификационные требования к комиссиям по размещению заказов, формируемым учреждениями-заказчиками. С января 2009 г. в состав комиссии необходимо включать как минимум одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом с января 2010 г. в комиссии должны присутствовать уже два лица, прошедшие обучение в сфере размещения заказов, а с января 2011 г. - комиссия должна быть укомплектована тремя такими специалистами. Поэтому заказчику следует в 2009 г. запланировать необходимые ресурсы для обучения соответствующих должностных лиц, а члены комиссий по размещению заказов должны постепенно повышать профессиональный квалификационный уровень.

В 2009 г. Законом № 94-ФЗ вводятся определенные преференции для отечественных товаропроизводителей. О необходимости таких преференций в свое время было сломано немало копий. Два года назад законодатель твердо отстаивал идею свободного рынка без каких-либо предпочтений. Теперь на фоне мирового финансового кризиса он решил поддержать отечественного товаропроизводителя.

В чем заключаются вводимые Законом № 94-ФЗ преференции?

Четыре года назад, когда Государственной Думой РФ был принят Закон № 94-ФЗ, в мире и в нашей стране была более благоприятная экономическая ситуация. Тогда законодатель, к сожалению, не смог предвидеть те сложные, кризисные экономические условия, в которых мы сейчас оказались.

Отношение законодателя к продукции иностранного производства подверглось детализации. Заключается это в установлении Министерством экономического развития РФ (по поручению Правительства РФ) ограничений в случае, если продукция национальных производителей и исполнителей имеет приоритет перед зарубежными аналогами.

Так был принят и с 30 января 2009 г. действует приказ Минэкономразвития России от 05.12.2008 № 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд". В соответствии с этим документом российским товарам предоставляется преференция в размере 15% от начальной цены контракта при проведении и конкурсов, и аукционов. Срок действия этого приказа пока ограничен декабрем 2010 г.

Следует заметить, что предоставление такой преференции - это обязанность, а не право заказчиков, как, например, предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

Данный приказ Минэкономразвития России направлен на поддержку отечественного производителя в период дестабилизации экономики. Этой же направленности придерживается и норма Закона № 94-ФЗ, содержащаяся в ст. 22, 34, 45, которая устанавливает, что в случае, если в документации о проводимых торгах или в извещении о проведении запроса котировок фиксируется ссылка на товарный знак продукции, происходящей из иностранного государства, то должно также присутствовать упоминание и о товарном знаке эквивалентной российской продукции, если у заказчика есть о ней информация.

В прошлом году много говорилось о том, что в 2009 г. "правила игры" по размещению заказов на проведение строительных работ будут существенно изменены.

Так с чем же столкнутся заказчики и подрядчики, решившие начать строительство?

Основные изменения "правил игры" в отношении размещения заказов на проведение строительных работ заключаются в переносе сроков вступления в силу некоторых ранее предусмотренных норм.

Так, Законом № 225-ФЗ продлен период льготного режима размещения заказов, связанных с дорожным строительством. В соответствии со ст. 5 Закона № 225-ФЗ до 1 июля 2009 г. предоставлена возможность размещать заказы на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования путем проведения конкурса или аукциона.

После 1 июля 2009 г. при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования следует руководствоваться общим правилом, распространяющимся на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт: размещать заказы на указанные виды работ можно будет только через аукцион. И никакой иной способ закупки в данном случае будет неприменим.

Напомним, что первоначально действие этой нормы устанавливалось до 1 января 2009 г.

Любая норма, которая вводится в середине года, вызывает определенную путаницу как у заказчиков, так и у участников размещения заказов. Давайте уточним, какие именно действия заказчика будут скорректированы с 1 июля 2009 г. в отношении размещения заказов по строительству, капитальному ремонту и т. п.

Норма, предусмотренная ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, вводится с 1 июля 2009 г. в отношении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования. Поэтому она будет применяться только к тем правоотношениям, которые возникнут после этой даты.

Другими словами, с 1 июля 2009 г. размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования будет возможно только через аукцион.

В настоящий момент заказчик вправе выбрать один из двух способов размещения заказа: аукцион либо конкурс. Способ размещения заказа определяется с учетом квалификации потенциальных подрядчиков, возможных предложений по качеству, срокам выполнения работ, объему и срокам гарантийных обязательств.

Законом № 308-ФЗ введены отдельные нормы в отношении процедуры размещения заказов на выполнение научно-исследовательских работ. В силу своей специфики многие бюджетные учреждения не только самостоятельно занимаются научными исследованиями, но и являются крупнейшими заказчиками таких работ.

В чем особенность размещения заказов на проведение научно-исследовательских работ?

Условно исследования, проводимые бюджетными учреждениями, можно разделить на следующие виды: фундаментальные, поисковые и прикладные.

В отличие от фундаментальных и прикладных исследований целью поисковых исследовательских работ является увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета, разработка прогнозов развития науки и техники, открытие путей применения новых явлений и закономерностей.

Заказчикам, которые планируют размещение заказов на научно-исследовательские работы, необходимо обратить внимание на правила формирования документации и выявления победителя при закупке именно поисковых научно-исследовательских работ.

С 2009 г. при закупке таких работ по итогам размещения заказа по одному лоту могут быть заключены несколько контрактов. При этом цена лота делится пропорционально количеству контрактов, предполагаемых к заключению, и является одинаковой для каждого отдельно взятого контракта внутри лота.

Вместе с тем, участник размещения заказа подает заявку на часть лота и может претендовать на заключение только одного контракта вне зависимости от того, какое количество таких научно-исследовательских работ заказчик собирается закупить одним лотом.

В каком случае заказчику выгодно разбивать лот на несколько контрактов?

Заказчику имеет смысл разбивать лот на выполнение научно-исследовательских работ в том случае, когда он хочет получить несколько вариантов достижения одной цели.

Например, заказчику для реализации возложенных на него социальных задач требуется создать "эликсир молодости". Создание такого средства является конечной целью работы. При этом заказчику необходимо получить самый эффективный, оптимальный и экономичный рецепт этого уникального средства. Заказчик решает закупить на рынке несколько вариантов достижения желаемой цели, для чего в рамках одного лота он и предлагает потенциальным подрядчикам заключить несколько контрактов.

Результат у всех претендентов должен быть одинаковый, а способы достижения - разные. После того как работы будут выполнены, заказчик сможет выбрать и внедрить в производство один или даже несколько способов изготовления "эликсира".

Прежде утверждалось, что цена является основным критерием при размещении заказа. Однако в последнее время все чаще проводится размещение заказа, при котором изменение цены со стороны участников не может повлиять на исход размещения.

На ваш взгляд, насколько оправдан такой подход, когда стоимостные критерии сводятся на нет?

Случаи размещения заказа, когда цена на товар (работы, услуги) не играет существенной роли, ограничены.

Отдавать предпочтение при размещении заказа не цене, а иным критериям допустимо только при организации конкурса. Поскольку распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 №236-р регламентирован перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, то на долю закупок, осуществляемых через конкурс, выпадает не такой большой процент закупочных процедур.

Кроме того, не стоит забывать об ограничении по весомости таких критериев оценки конкурсных заявок, как "качественные, функциональные характеристики товара" и "качество работ, услуг", "квалификация участника размещения заказа" По общим правилам значимость таких критериев не должна превышать 20% от общего совокупного веса критериев оценки заявок на участие в конкурсе. И лишь в прямо предусмотренных законом случаях значимость последнего критерия может увеличиться в весе до 45%, если закупаются следующие работы, услуги:

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы;
  • разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования;
  • аварийно-спасательные работы;
  • реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;
  • медицинские услуги;
  • образовательные услуги (обучение, воспитание);
  • юридические услуги;
  • услуги по проведению экспертизы;
  • услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта;
  • услуги специализированной организации.

Воздействие на конкуренцию, когда "цена вопроса" не существена, проявляется в желании заказчика закупать не дорогую и не дешевую продукцию, а наиболее функциональную и качественную продукцию в пределах установленного лимита финансовых ресурсов.

Таким образом, участники размещения заказа вынуждены конкурировать не за счет низкой цены, а за счет товара (работ, услуг) более высокого качества, более выгодных условий поставки и т. д.

В условиях экономического кризиса и сокращения расходов бюджета у всех участников рынка могут возникнуть проблемы. Подрядчики и поставщики могут сократить выпуск продукции, объемы выполняемых работ; в рамках оптимизации производства возможны колебания цен - как рост, так и снижение.

В свою очередь, бюджетным учреждениям, выступающим в роли заказчиков, могут сократить лимиты бюджетных обязательств. Что можно посоветовать заказчикам в условиях непростой экономической ситуации в стране?

Прежде всего, заказчик при размещении заказа должен здраво оценить все возможные риски. Ему следует более ответственно подходить к формированию документации, четко формулировать то, что он хочет получить от участников размещения заказов.

Теперь, когда цены объективно понижаются, заказчику позволено снижать цену государственного или муниципального контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.

Такая норма продиктована реальной действительностью. Например, в конце 2008 г многим заказчикам поставщики бензина предлагали продукцию по более низкой цене, нежели была предусмотрена ранее заключенными контрактами. Но, несмотря на выгодность и экономическую целесообразность таких предложений, заказчики отказывались от изменения контракта, поскольку такое изменение, по мнению контролирующих инстанций, представляло собой формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, для принятия оперативных решений в условиях экономического кризиса Правительство РФ в течение 2009 г. может устанавливать случаи, при которых цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должна быть снижена. При этом подрядчик не имеет права обращаться за возмещением убытков, причиненных таким снижением цены.

Заказчику не следует забывать и о том, что законодательством предусмотрена возможность расторжения государственного или муниципального контракта по соглашению сторон. Когда очевидно, что поставщик или подрядчик не может выполнить свои обязательства в полном объеме, нет смысла доводить ситуацию до крайности. Чтобы сэкономить время и не нарушить нормальный производственный ритм бюджетного учреждения, выгоднее расторгнуть контракт по соглашению сторон. Законодатель в настоящий момент акцентировал внимание на степени обязательности данного правила, не изменив его по сути.

Однако в некоторых ситуациях судебная практика допускала иное толкование указанной нормы закона. В частности, определением об отказе в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 16057/07 установлено, что если гражданское законодательство напрямую позволяет в одностороннем порядке отказаться от договора (например, страхования), то такие действия заказчика являются легитимными.

Не запрещено также дождаться выполнения контракта фактически, а затем применить меру ответственности. Главный недостаток такого "сценария" для заказчика - потеря времени.

В гражданских правовых отношениях между хозяйствующими субъектами всегда есть доля риска. В рассматриваемой ситуации имеется риск контрагента, не зависящий от заказчика, за который ему придется "расплачиваться" Заказчик же при добровольном или принудительном расторжении будет вынужден искать новых контрагентов на оставшийся объем не исполненных обязательств и начинать все сначала.

Но у заказчика есть и свои риски. Основной из них заключается в сокращении лимитов бюджетных обязательств. Чтобы обезопасить себя, заказчику необходимо заранее предусмотреть такое развитие событий. Для этого нужно внести в контракт ряд условий. Например, рекомендуется предусмотреть отлагательное условие исполнения денежных обязательств, при котором Заказчик берет на себя обязательства только в том случае, если он получит необходимый объем лимитов бюджетных обязательств.

Другой вариант - предусматривать в контракте условия освобождения от ответственности за неисполнение, если денежные средства не поступили на лицевой счет. Наличие в контракте указанных условий поможет заказчику избежать штрафных санкций.

Если же доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выполнения денежных обязательств или лимиты были существенно урезаны, то заказчик опять же может стать инициатором добровольного или судебного расторжения соглашения.

В настоящий момент действует уже шестая редакция Закона № 94-ФЗ. Очевидно, что это не предел и следует ожидать очередных изменений. Какие нормы, на Ваш взгляд, в ближайшее время могут быть уточнены? Вокруг каких норм ведутся дискуссии в законодательных органах?

Последние изменения не носят новаторский характер. В основном наблюдается возвращение к прежним вполне удобным правилам. Например, с 2009 г. заказчики - это вновь все бюджетополучатели, как и было до 1 января 2006 г.

Также с 1 января этого года при размещении заказов открыта дорога иностранной продукции при условии, что аналогов ей нет у российских производителей. Так и было до января 2006 г., т. е. до вступления в силу первой редакции Закона № 94-ФЗ.

Кроме того, в законодательстве появляются "уточняющие" нормы, направленные на детализацию процедурных действий заказчиков, содержательной части документов, взаимных прав и обязанностей субъектов размещения заказа.

Очевидно, что возможные поправки в Закон № 94-ФЗ будут своего рода реакцией на экономическую ситуацию в стране, на результаты принятых антикризисных мер.

Беседу вела В. ЛАПУШКИНА



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль