Учет недвижимого имущества казны

3926
С момента введения Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н), особое место в бюджетном учете занимают операции с объектами имущества казны публично-правовых образований.

Инструкция № 148н об учете объектов имущества казны

Счета по учету объектов имущества казны были введены в план счетов Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Напомним, что учетом объектов имущества казны занимаются публично-правовые образования, т. е. органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Согласно п. 90 Инструкции № 148н отражение бухгалтерских операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете осуществляется в порядке, аналогичном отражению бухгалтерских операций с объектами нефинансовых активов. То есть предполагается, что ведение бухгалтерских записей по операциям с имуществом казны принципиально не отличается от бюджетного учета основных средств, материальных запасов и других нефинансовых активов.

Тем не менее, порядок отражения операций с объектами имущества казны на счетах бюджетного учета имеет некоторые особенности. Кроме того, определенный отпечаток на ведение учета операций с имуществом казны могут накладывать также условия хозяйствования конкретного публичного правового образования.

Заметим, что в приложении 1 к Инструкции № 148н не содержатся типовые проводки, отражающие операции с имуществом казны. Поэтому финансовые органы публично-правовых образований должны самостоятельно разработать и установить порядок отражения операций с объектами в составе имущества казны и довести его до подведомственных учреждений. Такое право им предоставлено в соответствии с п. 9 Инструкции № 148н.

Порядок отражения операций с объектами в составе имущества казны, разработанный и утвержденный финансовым органом публично-правового образования, должен включать:

  • корреспонденцию счетов по типовым хозяйственным операциям;
  • периодичность отражения операций по движению имущества казны;
  • инвентарный и аналитический учет имущества казны.

В свою очередь, руководствуясь установленным порядком отражения операций с объектами в составе имущества казны, соответствующему органу публично-правового образования необходимо закрепить в учетной политике:

  • рабочий план счетов бюджетного учета;
  • порядок документооборота и применение первичных учетных документов, используемых при учете операций с имуществом казны.

Очевидно, что для ведения бюджетного учета наиболее значимым является организация документооборота и разработка корреспонденции счетов по типовым операциям с объектами имущества казны.

Документооборот

До 1 января 2009 г. объекта имущества казны подлежали учету на счете 0 10100 000 "Основные средства". Поэтому на момент введения в действие Инструкции № 148н для формирования сведений об имуществе казны на счетах бюджетного учета сложились различные схемы обмена информацией. В ряде регионов данные об объектах казны заносились в реестр имущества на основании данных бюджетного учета, в других регионах наоборот - данные реестра служили основанием для отражения операций в бюджетном учете.

Однако с введением Инструкции № 148н отражение сведений об имуществе казны на счетах бюджетного учета стало более упорядоченным. Так, согласно п. 90 Инструкции № 148н операции с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете отражаются на основании информации из реестра имущества. Другими словами, информация, поступающая от специалистов (подразделений), на которых возложены обязанности по ведению реестра имущества, служит основанием для отражения в бюджетном учете соответствующих бухгалтерских записей.

От реестра к бюджетному учету

Инструкцией № 148н не предусмотрены какие-то специальные первичные учетные документы, на основании которых работники бухгалтерии делают необходимые записи в регистрах бюджетного учета. Однако необходимость таких документов существует, и обусловлена она тем, что на бухгалтерию публично-правового образования возлагаются обязанности только по отражению в бюджетном учете соответствующих операций с имуществом казны. При этом документы, служащие основанием для совершения таких операций, как правило, собираются и хранятся у специалистов (в подразделениях), на которых возложены полномочия по ведению реестра имущества казны.

Кроме того, предлагаемые Инструкцией № 148н первичные учетные документы, используемые для бюджетного учета операций с основными средствами, материальными запасами и другого имущества, не входящего в состав казны, не содержат всей информации, необходимой для правильного и своевременного отражения операций с имуществом казны на счетах бюджетного учета.

Первичный учетный документ

Первичным документом, подтверждающим осуществление операций с объектами имущества казны, может стать требованиеили иной документ, разработанный и утвержденный финансовым органом публично-правового образования.Такое требование заполняется в двух экземплярах специалистом или работниками органа, уполномоченного на ведение реестра имущества казны, на основании соответствующих документов: договора купли-продажи, решения органов государственной регистрации, решения судебных органов и т. п. Один экземпляр требования передается в бухгалтерию для отражения операций в бюджетном учете, а другой остается у уполномоченного специалиста или органа (см. схему 1). При этом уполномоченному в подразделении (специалисту) рекомендуется вести книгу регистрации выданных требований.

Схема 1

Документооборот в подразделении, уполномоченном на ведение реестра имущества казны

Учет недвижимого имущества казны

Использование такого первичного учетного документа позволяет контролировать действия ответственных должностных лиц, отслеживать дату совершения операций, а также качество и достоверность представленной информации.

Оформление требований в двух экземплярах позволяет производить сверку данных об объектах имущества казны, сформированных на счетах бюджетного учета, с данными реестра имущества казны. Если в результате сверки обнаружены расхождения, можно легко установить их причину с помощью книги регистрации выданных уполномоченным подразделением (специалистом) требований.

Работники бухгалтерии публично-правового образования, получив экземпляр требования, на его основании производят необходимые бухгалтерские записи в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и других регистрах учета.

Таким образом, документооборот по отражению операций с объектами имущества казны в бухгалтерии публично-правового образования можно представить на следующей схеме:

Схема 2

Документооборот операций с объектами имущества казны в бухгалтерии публично-правового образования

Учет недвижимого имущества казны

Использование такого первичного учетного документа, как требование, позволит избавить работников бухгалтерии от лишних бумаг, а также более эффективно и четко организовать ведение бюджетного учета объектов имущества казны.

Операции с объектами имущества казны

Важной особенностью отражения в бюджетном учете поступлений объектов имущества в состав казны является то, что казна не юридическое лицо. Все операции с имуществом казны осуществляются администрацией публично-правового образования, обладающей статусом юридического лица.

Кроме того, для правильного отражения в учете операций с имуществом казны существенно и то, как в дальнейшем публично-правовое образование предполагает распорядиться таким имуществом. То есть планируется ли передача имущества учреждениям и организациям или оно останется в составе имущества казны.

Напомним, что имущество казны передается государственным (муниципальным) учреждениям и организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Поскольку объекты имущества казны подлежат учету как в составе реестра имущества казны, так и в бюджетном учете, то все операции с объектами имущества казны в бюджетном учете должны производиться на основании соответствующих выписок из реестра имущества казны.

Для правильного отражения в бюджетном учете операций по поступлению объектов в казну необходимыми сведениями являются:

  • дата принятия объекта к учету;
  • основание для принятия к учету;
  • стоимостная оценка имущества.

Поступление объектов имущества казны

Поступление объектов в состав имущества казны может производиться в результате:

  • приобретения (строительства);
  • передачи имущества в государственную (муниципальную) собственность от других уровней бюджета;
  • безвозмездного поступления от юридических и физических лиц;
  • поступления бесхозного (вымороченного) имущества;
  • иных хозяйственных операций.

В рамках реализации полномочий публично-правового образования администрацией может приобретаться движимое и недвижимое имущество. Отражение операций по приобретению такого имущества на счетах бюджетного учета производится в обычном порядке.

После того как первоначальная стоимость объекта сформирована и принято решение об отнесении данного объекта в казну публично-правового образования, имущество включается в реестр государственного (муниципального) имущества, а соответствующая выписка из реестра передается в бухгалтерию.

На основании полученной выписки из реестра в бюджетном учете производятся следующие записи:

  • сформирована первоначальная стоимость законченных объектов, подлежащих передаче в недвижимое имущество казны

Дебет 1 40101 240 "Безвозмездные перечисления организациям"

Кредит 1 10601 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства"

Заметим, что Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, не предусмотрены коды операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), отражающим операции с имуществом казны. В связи с этим в бюджетном учете применяются КОСГУ 240 "Безвозмездные перечисления организациям", 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Возможность использования этих КОСГУ при отражении в учете отдельных операций с имуществом казны вытекает из письма Федерального казначейства от 29.12.2005 № 42-7.1-01/2.2-397.

Если имущество планируется передать в оперативное управление учреждениям, находящимся в подчинении публично-правового образования (например, из казны муниципального образования передается имущество муниципальному бюджетному учреждению или предприятию), то используется КОСГУ 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям".

Когда в установленных законом случаях имущество казны передается (отчуждается) в хозяйственное ведение коммерческим предприятиям или некоммерческим организациям и физическим лицам, записи производятся по счету 1 40101 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".

Кроме того, имущество казны может отчуждаться, передаваться в оперативное управление учреждениям, находящимся в подведомственности другого уровня бюджета. Тогда следует использовать счет 1 40101 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".

Одновременно производится запись по включению указанного имущества в состав казны в учете у принимающей стороны:

  • поставлено на балансовый учет имущество казны

Дебет 1 10801310 "Увеличение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Кредит 1 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Пополнение имущества казны может происходить за счет передачи нефинансовых активов от бюджетов других уровней. В учете такие операции отражаются также на основании выписки из реестра следующим образом:

  • безвозмездно получены в государственную (муниципальную) собственность объекты недвижимого имущества, включенные в реестр имущества казны публично-правового образования (по балансовой стоимости)

Дебет 1 10801 310 "Увеличение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Кредит 1 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Одновременно:

  • отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны

Дебет 1 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

По окончании договоров на передачу имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение объекты имущества казны подлежат возврату публично-правовому образованию и постановке на балансовый учет. В бюджетном учете постановка на баланс имущества, полученного из оперативного управления и хозяйственного ведения, отражается так:

  • возвращение имущества казны из оперативного управления или хозяйственного ведения государственных учреждений (предприятий)

Дебет 1 10801 310 "Увеличение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Кредит 1 40101 180 "Прочие доходы" Одновременно:

  • отражается сумма амортизации объекта, начисленная на дату его включения в состав имущества казны

Дебет 1 40101 180 "Прочие доходы"

Кредит 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

Выбытие объектов имущества казны

Выбытие объектов казны возможно в следующих случаях:

  • списание в связи с ветхостью (износом);
  • хищением;
  • при продаже.

Основанием для выбытия также является выписка из реестра имущества казны, а операции в учете отражаются на основании первичного учетного документа (требования).

Так, в бюджетном учете при выбытии объектов недвижимого имущества казны производятся следующие записи:

  • списание в результате порчи, реализации объектов недвижимого имущества казны и пр. на сумму начисленной амортизации по объекту имущества

Дебет 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Одновременно:

  • на сумму остаточной стоимости объекта имущества казны

Дебет 1 40101 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Объекты имущества казны могут быть переданы в оперативное управление учреждениям или в хозяйственное ведение предприятиям и организациям. Такая передача производится на основании соответствующих договоров.

В бюджетном учете операции по передаче имущества казны в оперативное управление или хозяйственное ведение отражаются так:

  • передача недвижимого имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение на сумму первоначальной (балансовой стоимости)

Дебет 1 40101 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям", 1 40101 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Одновременно:

  • на сумму начисленной амортизации

Дебет 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

Кредит 1 10401 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям", 1 40101 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Передача объектов имущества казны может производиться также между главными распорядителями бюджетных средств, относящихся к разным уровням бюджета. Кроме того, передача имущества может производиться непосредственно в казну другого бюджета.

В бюджетном учете таким операциям соответствуют следующие проводки:

  • передано имущество бюджету (бюджетному учреждению) другого уровня на сумму первоначальной (балансовой) стоимости

Дебет 1 40101 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Одновременно:

  • на сумму начисленной амортизации

Дебет 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

Кредит 1 10401251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

В ряде случаев администрация публично-правового образования может принять решение о реализации имущества казны. Тогда в бюджетном учете одновременно с операциями по списанию начисляются доходы от реализации имущества казны:

  • начислены доходы от реализуемого имущества

Дебет 1 20509 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

Кредит 1 40101 172 "Доходы от реализации активов"

Одновременно:

  • списание сумм начисленной амортизации

Дебет 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

  • списание суммы остаточной стоимости объекта имущества казны

Дебет 1 40101 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 1 10801 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны"

Амортизация объектов имущества казны

Обратите внимание! Начисление амортизации на объекты имущества казны с даты их включения в состав имущества казны не производится. На счетах 1 10410 000, 1 10411 000, 1 10412 000 отражается сумма амортизации объекта, начисленная только на дату его включения в состав имущества казны. При этом данные о начисленной амортизации поступают от стороны, передающей этот объект в состав имущества казны.

За период нахождения объекта в составе имущества казны расчет и начисление суммы амортизации производится единовременно учреждением, получившим этот объект на праве оперативного управления.

Инструкция № 148н не предусматривает ведение аналитического учета по счетам амортизации имущества в составе имущества казны. Операции по амортизации активов в составе имущества казны отражаются в общей сумме.

Пункт 46 Инструкции № 148н дает право финансовым органам устанавливать порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны в соответствии с порядком начисления амортизации для имущества бюджетных организаций.

В случае если финансовый орган публично-правового образования примет решение о начислении амортизации на объекты имущества казны, то в бюджетном учете производятся следующие записи:

  • начислена амортизация на недвижимое имущество казны:

Дебет 1 40101 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"

Кредит 1 10410 410 "Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль