Как создать систему мотивации в коллективе

2575
Многие руководители подразделений, да что греха таить - целых учреждений! - порой мечтают о магической комбинации кнопок, нажатием которой можно было бы превратить любого работника в сознательного труженика. Хорошая новость: магия здесь ни при чем. Достаточно создать у себя в подразделении систему мотивации персонала.

Основным критерием хорошего выполнения работником своих обязанностей помимо знаний, умений и навыков является его мотивированность на выполнение поставленных задач.

Из основ экономики известно, что методы мотивации классифицируют на:

  • экономические (прямые) - к ним относятся повременная и сдельная оплата труда, премии за качественные и количественные показатели труда, участие в доходах предприятия, оплата обучения и др.;
  • экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
  • неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Материальная заинтересованность сотрудника не всегда является важным критерием в работе сотрудника. К примеру, некоторые люди соглашаются на меньшую зарплату из-за более свободного графика работы, стабильности или хорошего начальника, создавшего приятную психологическую атмосферу. Как показывает практика, дополнительные стимулы, предоставляемые работодателем: жилье, оплаченное питание, форменная одежда, проведение диспансеризации и лечения, возмещение затрат на образование - часто являются более важной мотивационной составляющей для сотрудников, чем эквивалентный объем заработка.

Помимо этого делать сотрудников приверженцами своей работы можно и иными, нематериальными методами. На основе исследований, проведенных западноевропейскими учеными, было установлено, что в компетенциях (навыках) эффективного руководителя примерно 85% составляет самосознание, умение понять чувства сотрудников, навык построения отношений, навык понимания внутренних мотивов и целей сотрудника, умение заряжать на выполнение поставленных задач, т. е. мотивировать. Остальные 15% приходятся на мыслительные способности руководителя (интеллектуальная компетентность).

Для понимания неденежной мотивации выделим факторы, предложенные социологами и психологами, определяющие чувство удовлетворенности работой.

Рабочая среда. Обстановка, в которой выполняется работа, может существенно повлиять на отношение к ней работников и их энергичность. Это значит, что организации стоит вкладывать время и ресурсы в создание такой обстановки, которая содействовала бы достижению ее задач и отвечала бы потребностям занятых.

Безопасность. Люди редко показывают максимальные результаты, если чувствуют себя незащищенными. Чувство безопасности не просто связано с наличием или отсутствием работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие.

Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании помощи их личному развитию. Развитие и опыт неразделимы, и хотя тренировка и обучение могут оказаться полезными, невозможно найти замену возрастающей ответственности и новому опыту.

Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение пользы, приносимой их работой, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их нанимает. В некоторых подразделениях принято открыто говорить о том, что происходит в учреждении - это помогает работникам понимать происходящее. Начальники других отделов, кажется, делают все, чтобы как можно дольше держать своих служащих в неведении. Поскольку чувство причастности - это двусторонний процесс, руководителю необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взглядами работников. Психологи говорят, что в любой организационной группе есть наиболее влиятельный член. Важно, чтобы этот человек участвовал в решении вопросов, воздействующих на группу.

Интерес и "вызов". Большинство людей ищут такую работу, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых требований. Тем не менее даже такие механические виды деятельности, как архивирование или уборка, можно перестроить таким образом, чтобы они приносили больше удовлетворения.

Артем Константинович, главный бухгалтер администрации муниципального образования

Я работаю с очень неоднородным коллективом. У меня в подчинении находятся совсем молодые сотрудники, и есть несколько человек, которые скоро выйдут на пенсию. Долгое время я не справлялся со своими подчиненными. Я не видел особого энтузиазма, часто приходилось доделывать работу за них. Я злился, наказывал, лишал премии, на меня обижались. От этого работа лучше не становилась. Тяжело было и мне как руководителю, и сотрудникам. Поставил перед собой задачу разобраться в этом вопросе, проанализировал свою работу и особенности каждого сотрудника. Стал чаще разговаривать с сотрудниками о выполняемых ими обязанностях, говорить, что мне нравится в их работе, что хотел бы улучшить. Старался понять, что привлекает каждого из них, что им интересно. Когда стал на этом акцентировать свое внимание (одним давал новые задания, другим расширял зону ответственности, хвалил и не стеснялся говорить, что не нравится в их работе), начали происходить изменения. Людям стало интересно, они втянулись в работу, стали относиться к ней ответственно. Я понял, что многое зависит от индивидуального подхода.

Как создать систему мотивации: пошаговая инструкция главному бухгалтеру

1. Поработайте над самомотивацией. Первым человеком, нуждающимся в мотивации, должны быть вы сами. Высокий уровень личной заинтересованности в деле является критерием хорошего руководителя. Как этого достичь? Во-первых, сформулируйте как можно больше целей и глобальных задач, стоящих перед всем учреждением и конкретно перед вашим подразделением. Во-вторых, обратите внимание на те основные цели учреждения, которые реализуются в вашем подразделении. В-третьих, определите для себя материальные и нематериальные стимулы, которые учреждение может предоставить своим сотрудникам. Этот список поможет вам легко находить факторы-мотиваторы для сотрудников.

2. Знайте мотивы сотрудника. Вопросы, которые могут помочь вам раскрыть мотивы сотрудника, могут быть такими: "Почему для вас важна эта работа? Что важного в том, что вы делаете? Почему вы выбрали эту работу? Почему продолжаете на ней находиться? Какую пользу вы видите в выполнении поставленной перед вами задачи?" Задайте их сотруднику. Вы узнаете много полезного, и в случае ослабления интереса к работе, снижения производительности труда сотрудника вы всегда можете воспользоваться знаниями о его интересах и потребностях и помочь ему справиться с негативным настроением, проблемами, случайными неудачами.

3. Соедините цели организации с целями сотрудника. Основная проблема низкой мотивированности сотрудников заключается в том, что они не осознают или не хотят понять, что могут достигать своих собственных целей при активном выполнении поставленных перед ними задач. Важная функция руководителя заключается в разъяснении подчиненным, что, работая добросовестно, они действуют и в своих интересах.

4. Давайте конкретную обратную связь. Если сотрудник не справляется со своими задачами, важно найти правильный подход и правильные слова, чтобы он не падал духом и начал действовать в правильном направлении. Как же давать обратную связь корректно? Для этого есть специальная методика, состоящая из двух шагов.

Во-первых, найдите что-либо хорошее, что вам нравится в выполняемой деятельности. Конкретика очень важна: "Николай Петрович, вы начали составлять отчеты в срок, заранее собрали информацию у всех отделов. Мне это нравится в вашей работе". Всегда ищите, за что можете похвалить.

Во-вторых, замените выражения "Мне не нравится", "Вы не умеете", "Вы не сделали" на "Я бы хотел(а) вам добавить", пусть даже оно покажется вам не совсем благозвучным. И добавляйте все то, что вы хотели сказать как критику. Особенность данного подхода заключается в том, что сотрудник воспринимает построенную таким образом фразу как позитивный вклад в свою работу. То есть он все сделал хорошо, и ему предлагают не переделать, а улучшить. "Николай Петрович, при этом я бы хотела добавить, чтобы вы вносили изменения с моим участием. Прошу рассказывать мне об изменениях в документах не реже, чем один раз в два дня". Обратите внимание на конкретику. При использовании данного подхода любая неразбериха или недопонимание будут ликвидированы быстро и без лишних эмоций.

Мотивация персонала организации является одним из ключевых элементов коллективного климата и высокой продуктивности. При этом необходимо акцентировать внимание на методах работы с сотрудниками, выработке навыков построения персональных отношений с каждым сотрудником.

В моем окружении есть руководитель, который умеет эффективно выстраивать отношения в коллективе. Его любимое высказывание, которое будет полезно знать и помнить любому руководителю, звучит так: "Нет ленивых - есть плохо мотивированные".

Удачи вам в построении системы мотивации!

Это интересно

"Человек - существо желающее.

Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Желание непрекращающееся и неизбывное есть характерная особенность человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни...

Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться.

До сих пор теории мотивации незаслуженно обходили своим вниманием два чрезвычайно важных момента. Во-первых, человек. чаще всего бывает лишь более или менее удовлетворен; а во-вторых, существует своего рода иерархия желаний, в которой одни желания более сильны, нежели другие".

А. Маслоу "Мотивация и личность"

По данным Росстата, к концу в 2009 г. в России насчитывалось 1,114 млн чиновников, что на 12 500 человек (примерно 1%) больше, чем годом ранее. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в 2009 г. составила 28 200 руб. (на 3,9% больше, чем в 2008 г.), а муниципальных - 23 500 руб. (на 5,8% больше, чем в 2008 г.). Для сравнения: средняя номинальная зарплата россиян за год выросла на 10,8% до 19 060 руб. Рост окладов как чиновников, так и обычных россиян в целом оказался ниже инфляции (за 2009 г. она составила 11,7%).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль