Размещение заказов в практике бюджетного СМИ

1755
Многие государственные и муниципальные учреждения в процессе применения Закона № 94-ФЗ сталкиваются с различными трудностями. В течение трех лет действия этого нормативного акта в него было внесено около двух десятков поправок, но до решения всех проблем пока далеко. Поэтому каждое конкретное учреждение самостоятельно ищет пути устранения возникающих сложностей. Своим опытом с читателями делится ФГУ «Редакция "Российской газеты"».

Закупка информационных материалов

ФГУ «Редакция "Российской газеты"», имея статус бюджетного учреждения и занимаясь производством и выпуском ежедневного общественно-политического издания, при реализации возложенных на него функций нередко оказывается в затруднительном положении, пытаясь соблюсти установленные Бюджетным кодексом РФ и Законом № 94-ФЗ требования.

Так, выпуск ежедневного печатного издания предполагает наличие взаимоотношений с большим количеством авторов, журналистов, фотокорреспондентов. При этом невозможно обойтись только трудом штатных сотрудников. Для подготовки оперативной информации и фотоматериалов редакция также пользуется услугами различных российских и зарубежных фото- и информагентств.

Приобретение продуктов агентства, как и любые другие расходы, должно происходить в рамках Закона № 94-ФЗ. К счастью, вопрос с приобретением авторских текстовых и фотоматериалов "у первоисточника", то есть у автора или иного обладателя исключительных прав, был решен с принятием поправок (в 2007 г был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 218-ФЗ). Часть 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ была дополнена п. 18, согласно которому приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов осуществляется у единственного поставщика в случае, если исключительные права на данные объекты авторского права принадлежат единственному лицу.

Вместе с тем, помимо авторских материалов, права на использование которых мы получаем напрямую от правообладателей, существуют, к примеру, новостные (информационные) ленты информагентств. Они объектом авторского права не являются (ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Значит, применить к ним п. 18 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ нельзя. Единственный выход - отбор информационных агентств посредством регламентированных процедур. В свою очередь, проведение закупок потребует либо отсутствия в документации наименования торговой марки, либо сопровождение ее словами "или эквивалент", с указанием параметров эквивалентности (ч. 3 ст. 34 Закона № 94-ФЗ).

Однако редакции нужны новостные материалы вполне определенных информационных агентств, имеющих имя, статус, репутацию и положение на информационном рынке, и это определяется не прихотью руководителя. Информация - наше все. Чем больше у редакции авторов, журналистов и доступа на всевозможные информационные и фотоленты, тем оперативнее, качественнее и привлекательнее для читателя будет издание. И нам не нужна новостная лента "Интерфакс или эквивалент", а нужен именно "Интерфакс". При этом к нашим "информационным нуждам" понятие несовместимости с другими имеющимися у нас информпродуктами, увы, неприменимо.

Таким образом, чтобы обеспечить издание необходимыми информационными материалами, редакция организует и проводит торги на приобретение продуктов информационного агентства, составленные с учетом известных нам качественных и стоимостных характеристик требуемой новостной ленты. В таком случае результат торгов практически всегда прогнозируем.

Выпуск и распространение

Серьезной проблемой редакции в рамках норм Закона № 94-ФЗ о недопустимости изменения условий государственного контракта является невозможность заранее определить основные количественные показатели газеты (полосность, тираж и т.п.). К примеру, нормативно количество полос "Российской газеты" определено в диапазоне 12-24, фактически же полосность определяется исходя из объема поступивших на опубликование официальных документов. Причем спрогнозировать количество и объем принятых различными органами власти нормативных актов на сколь-нибудь долгосрочный период практически нереально.

Тираж издания - также величина не постоянная. Во-первых, он зависит от количества подписчиков. Причем помимо годовой и полугодовой подписки существует еще и текущая, а также аннуляции принятой подписки (иными словами, цифра подписного тиража разнится из месяца в месяц). Во-вторых, тираж варьируется от объема заказов на издания, поступившие от розничных распространителей. На него влияют состояние рынка, увеличение (уменьшение) спроса, изменение политики налогообложения и иные факторы.

При разработке условий технической части закупки услуг по выпуску и производству газеты приходится закладывать максимальные количественные показатели тиража и полосности газеты, разумеется, исходя из реалий финансирования. При этом в контракте прописывается условие оплаты исполнителю только фактически произведенных работ (услуг) после подписания акта и расторжение контракта по окончании срока оказания услуг по фактической цене. Данное положение дел не способствует росту статистики полностью исполненных контрактов и влечет увеличение количества расторгнутых.

Вышеуказанные количественные показатели лежат в основе заказываемых редакцией услуг по выпуску, печати издания, экспедированию, перевозке, доставке тиражей и т. п. Они также учитываются при закупке необходимой бумаги. При этом упомянутые процессы печати, экспедирования, доставки, перевозки, передачи розничным распространителям или подписчикам очень тесно связаны между собой технологически и информационно и происходят в очень жестких временных рамках. На основании данных, полученных от розничных распространителей и подписных агентств, оперативно составляются заявки в типографии на печать. А графики печати газеты в типографиях должны соотноситься с графиками экспедирования и доставки, чтобы читатели получали каждый номер издания в день его выхода.

Таким образом, казалось бы, разнородные услуги: печать, экспедирование, доставка, распространение объединены одной общей целью выпуска и распространения "Российской газеты" Учитывая это, ФГУ «Редакция "Российской газеты"» проводит единый аукцион на комплексную услугу, в рамках который единый исполнитель принимает на себя обязательства организовать, координировать, отслеживать и реализовывать весь процесс выпуска издания, от верстки газетных полос до передачи каждого номера конечному читателю - как подписчику, так и розничному покупателю.

Трудности с поставщиками

Время от времени появляются затруднения при разработке документации и описанию предмета закупки товаров (работ, услуг), неспецифичных для нашей организации, соотнесения приобретаемых товаров с данными ГОСТов и технических регламентов. Можно столкнуться и с недобросовестными действиями участников размещения заказа и исполнителей по контрактам. Но и эти вопросы также нельзя отнести к числу неразрешимых.

Для защиты от недобросовестных поставщиков устанавливаем в качестве обязательного требования к участникам - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. Также применяем обеспечение заявок на участие в конкурсе и аукционе в размере до пяти процентов начальной цены контракта, обеспечение исполнения контрактов, установление порядка оплаты по контракту по факту исполнения.

Доказать недобросовестность контрагентов бывает нелегко. В одном из контрактов у нас было заложено условие поставки продукции по мере ее расходования, конкретный объем и срок каждой поставки определялись в заявках. Поставщик не поставил продукцию в оговоренные сроки и отказался подтверждать факт поступления к нему заявок. В следующий раз, при закупке аналогичной продукции, условия государственного контракта об обмене документами по исполнению были существенно доработаны и расписаны более детально.

Практика показывает, что чем лучше разработаны условия и техническое задание закупки, тем меньше проблем возникает с реализацией контракта. Но написать хорошее техзадание непросто, ведь редакция, как и любая другая организация, не может обладать специалистами во всех областях. По этой же причине часто возникает сложность в проверке соответствия представленных заявок требованиям технического задания.

Сложности возникают, например, с покупкой банальных картриджей для принтеров путем запроса котировок. Указывая конкретную торговую марку, подходящую для нашей техники, мы обязаны указать "или эквивалент". В результате мы получаем шквал заявок с предложениями поставить так называемые совместимые картриджи российского производства и более дорогие заявки, например, с оригинальными картриджами. В каждой заявке продекларировано, что она соответствует техническому заданию. Побеждает низкая цена. Потом поставляются картриджи низкого качества, которые приводят к поломке оргтехники. А это нервы, время и средства, потраченные на ремонт, возврат некачественной продукции, экспертизу причины поломки, взыскание расходов на ремонт и т. п. Можно попытаться при приемке делать экспертизу каждого картриджа, но это также дополнительные временные и финансовые затраты.

Если принтер, для которого приобретаются расходные материалы, еще находится на гарантии, то проблем обычно не возникает. Сервисные центры, как правило, ставят условие действия гарантийных обязательств только в случае использования оригинальных расходных материалов. В таком случае при поломке в результате использования неоригинальных картриджей принтер гарантийному ремонту не подлежит. В подобной ситуации заказчик имеет право выдвинуть условие поставки только оригинальных товаров. Но все принтеры не могут быть на гарантии одновременно, а срок их службы превышает срок гарантийных обязательств.

Единственный выход - покупать картриджи в рамках электронного аукциона в соответствии со ст. 41 Закона № 94-ФЗ. В данном случае не нужно указывать "или эквивалент". Однако указанная статья действует только до 1 июля 2010 г.

Так как реформа государственного заказа еще не завершена, хочется надеяться, что в дальнейшем нестыковки и пробелы законодательства будут урегулированы. Это позволит ФГУ «Редакция "Российской газеты"» и другим государственным и муниципальным учреждениям, избежать проблем, связанных с применением действующего законодательства.

Бухгалтеру на заметку

Расходы на предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий Региональных программ на муниципальном уровне - на подстатью 251

"Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации". При этом поступления в местные бюджеты следует отражать по соответствующим кодам, детализирующим подстатью 00020204029000000151 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" классификации доходов бюджетов. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 12.04.2010 № 02-05-11/1330.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль