Размещение государственных и муниципальных заказов

1923
На наиболее интересные и сложные вопросы читателей, возникающие в сфере размещения государственных и муниципальных заказов и участия в них, отвечает руководитель направления "Государственные закупки" ЗАО "МЦФЭР" Евгений Красавин.

Может ли государственное учреждение заключить контракт по результатам процедуры размещения заказа с другим учреждением, также финансируемым из бюджета?

Государственный заказчик может выступать в качестве участника размещения заказа. Главное, чтобы при этом процедуры проводились в полном соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 1. ст. 8 указанного Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

В данном случае ярким примером является участие финансируемых из бюджетов институтов (являющихся при этом государственными заказчиками) в проводимых федеральными заказчиками конкурсах на проведение научно-исследовательских работ.

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений о заключении контрактов и об их исполнении в соответствующие органы?

Да, ответственность предусмотрена в соответствии со ст. 7.31 КоАП РФ.

Размещение государственных и муниципальных заказов

В документации об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту установлено требование о наличии у участника размещения заказа опыта аналогичных работ за последние пять лет. Начальная цена контракта 21,8 млн руб. Следует ли отклонить заявки, которые не содержат документальных подтверждений соответствия этому требованию ?

Согласно ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).

Таким образом, в данном случае установление в документации об аукционе подобного требования является незаконным. При принятии решения комиссия руководствуется как требованиями документации, так и нормами закона. Поэтому в сложившихся обстоятельствах правильным будет внести изменения в документацию, а при невозможности это сделать - рекомендуем не отклонять заявки на указанном основании.

Вправе ли мы отклонить заявку, если в ее состав входит доверенность на участие в аукционе без подписи лица, которому дано представлять интересы участника размещения заказа?

Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

В доверенности закрепляется полномочие представителя на право совершения им сделок от имени другого лица. Она предназначена для третьих лиц, перед которыми удостоверяет содержание и объем полномочия представителя. Составление доверенности подчиняется ряду специальных правил, несоблюдение которых может повлечь за собой недействительность доверенности.

Основные предъявляемые к доверенности требования сводятся к следующему:

  • доверенность оформляется в письменном виде (т. е. текст доверенности излагается на бумажном носителе);
  • в ней указывается дата выдачи, причем полностью (т. е. указываются число, месяц и год);
  • в тексте доверенности должно быть изложено передаваемое уполномочие (т. е. действие, которое лицо совершает за доверителя); наименования доверителя и лица, которое выполняет поручение, указываются полностью (т. е. фамилия, имя и отчество данного лица);
  • доверенность должна быть скреплена подписью доверителя.

Соблюдение при оформлении доверенности перечисленных требований является достаточным для признания действительности этого документа другим лицом.

Таким образом, доверенность без подписи лица, которому дано представлять интересы участника размещения заказа, является легитимной, и заказчик обязан допустить представителя участника размещения заказа до процедуры проведения аукциона.

Вправе ли мы отклонить заявку на основании отсутствия в ее составе договора обеспечения, учитывая, что документацией об аукционе такой договор предусмотрен?

В ст. 34 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должна содержать документация об аукционе.

Кроме того, ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ установлен полный перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе. В соответствии с ч. 3 указанной статьи требовать от участника размещения заказа иных документов и сведений не допускается.

Так как договор обеспечения заявки на участие в аукционе не входит в перечень обязательных документов, представляемых в составе заявки, отклонение указанной заявки по данному основанию является неправомерным.

Объем товаров, работ и услуг, на которые заказ размещается у субъектов малого предпринимательства в течение года, определяется исходя из всех закупок организации или только из тех, которые попали в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 642?

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов.

Допустим, что общий бюджет заказчика 70 млн руб. Он определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в указанный Перечень, например, 50 млн руб. Исходя из этой суммы устанавливается объем заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства, в данном случае - от 5 до 10 млн руб.

Заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

Следует отметить, что согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов, влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ № 642, путем проведения торгов, запроса котировок влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Победитель торгов еще до заключения контракта сообщил, что не в состоянии выполнить его условия. Можно ли в связи с этим заключить контракт с другим участником?

В случае если поставщик официально сообщает об отказе от заключения контракта, он признается уклоняющимся от заключения контракта, обеспечение его заявки удерживается, сведения о нем направляются для внесения в реестр недобросовестных поставщиков и контракт заключается с участником, заявке которого был присвоен второй номер.

Следует отметить, что согласно ч. 8 ст. 19 Закона № 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение 10 рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. Если данный факт подтверждается, то указанный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 19 Закона № 94-ФЗ, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Установлены ли какие-то сроки в отношении хранения документов, использующихся при размещении заказа?

В общем случае документы хранятся три года. Состав хранимых документов определен в Законе № 94-ФЗ и зависит от способа размещения заказа. Так, например, в соответствии с ч. 15 ст. 28 Закона № 94-ФЗ протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в нее, и ее разъяснения, а также аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам хранятся заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года.

Согласно ч. 15 ст. 37 Закона № 94-ФЗ протоколы, составленные в ходе проведения аукциона, заявки на участие в аукционе, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее и ее разъяснения, а также аудиозапись аукциона хранится заказчиком, уполномоченным органом не менее чем три года.

В ч. 10 ст. 41.2 Закона № 94-ФЗ установлено, что документы и сведения, связанные с проведением открытого аукциона в электронной форме и полученные или направленные оператором электронной площадки в электронной форме, хранятся оператором в соответствии с условиями функционирования электронных площадок.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль