Особенности бюджетного учета пожарной сигнализации

5925
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В практической деятельности бухгалтера нередко встречаются случаи, когда точный ответ на возникший вопрос дать практически невозможно. По большей части это связано с недостаточно проработанной нормативной базой, отсутствием в законодательстве четких и ясных формулировок. Одной из таких проблемных операций является отражение в учете пожарной сигнализации и других аналогичных систем (охранной сигнализации, "тревожной кнопки", системы видеонаблюдения, кабельной системы для локальной компьютерной сети). В данной статье наш эксперт анализирует законодательство по этому вопросу, представляет аргументы в пользу своей позиции. На основании приведенной информации бухгалтер сможет сформировать свое собственное мнение и принять обоснованное решение.

Вопрос о том, как правильно отразить в бюджетном учете расходы по монтажу пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем, задается бухгалтерами постоянно. Для ответа на него необходимо разобраться с целым рядом моментов.

Является ли пожарная сигнализация объектом основных средств

Для того чтобы правильно отразить в учете расходы на установку пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем, прежде всего необходимо разобраться, являются ли они вложениями в объект основных средств или материальных запасов или подлежат списанию на текущие расходы учреждения.

Актуальный вопрос

По результатам ревизии за 2009 г. учреждению было сделано замечание, что затраты на монтаж пожарной сигнализации, произведенные по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, необходимо восстановить в учете в качестве объекта основных средств. Какими проводками это сделать, если затраты списаны в прошлом году?

Пожарная сигнализация не подходит под определение основных средств, данное в Инструкции № 148н, и согласно ОКОФ подлежит учету в составе здания, поэтому в восстановлении произведенных расходов нет необходимости. Если учреждение все же намерено в 2010 г. выполнить требования проверяющих и произвести восстановление сигнализации в качестве объекта основных средств, в бюджетном учете необходимо произвести следующую запись:Дебет КРБ 0 101 04 310Кредит КДБ 0 401 01 180.

Порядок исправления ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, установлен п. 4 Инструкции № 148н. Согласно данному пункту ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки. Однако поскольку счета учета расходов по завершении прошлого финансового года были закрыты, метод "красное сторно" в данном случае мы применить не можем и используем счет учета доходов.

Целесообразность восстановления в учете пожарной сигнализации и других аналогичных систем необходимо рассматривать также и с учетом п. 20 ст. 250 НК РФ. Согласно данному пункту внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. Несмотря на то что рассматриваемая операция является исправлением ошибки, допущенной в прошлом отчетном периоде, а не излишками, не исключена спорная ситуация с налоговым органом.

Порядок ведения учета основных средств и нематериальных активов установлен Инструкцией № 148н. Согласно п. 16 данной Инструкции объектами основных средств являются:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

К основным средствам не относятся предметы, служащиеменее одного года, независимо от их стоимости, материальные запасы, а также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

Таким образом, в соответствии с Инструкцией № 148н критериями для отнесения объекта к основным средствам являются:

  • срок полезного использования более 12 месяцев;
  • выполнение определенных самостоятельных функций.

Без сомнения, пожарная сигнализация (и прочие аналогичные системы) не является отдельным конструктивно обособленным предметом, также ее нельзя рассматривать как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Части сигнализации достаточно легко отделяются друг от друга, как прицеп от автомобиля, они не присоединены друг к другу конструктивно, как дверца к шкафу, как экран к ноутбуку.

По своей конструкции сигнализация, как и любая другая информационно-коммуникационная система (система видеонаблюдения, кабельные линии локальной компьютерной сети), похожа на систему электропроводки в здании, которую никому не приходит в голову считать отдельным объектом основных средств, так как она неотделима от здания.

Подтверждение данного вывода можно найти и в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (далее — ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

ОКОФ был разработан, в частности, для решения задач по оценке объемов, состава и состояния основных фондов. Кроме перечня кодов этот документ во вступительной части содержит большое количество определений, на основании которых и были разработаны положения по учету основных средств, установленные в Инструкции № 148н и ранее действующих инструкциях по бюджетному учету.

Так, согласно ОКОФ коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети входят в состав зданий. Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).

Важный нюанс

Главная цель отражения основных средств в бюджетном учете - контроль за их сохранностью. Именно для контроля на основные средства наносятся инвентарные номера; в Инвентарной карточке основного средства фиксируется перечень основных комплектующих, серийные и заводские номера; ведутся инвентарные списки основных средств. Вместе с тем, сохранности пожарной сигнализации или каких-либо ее частей ничто не угрожает, невозможно незаметно снять какую-либо ее комплектующую. Поэтому отсутствие пожарной сигнализации на балансе в качестве отдельного объекта основных средств не приведет к утрате имущества.

Согласно п. 20 Инструкции № 148н группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной ОКОФ.

Следовательно, на основании приведенных норм можно сделать вывод, что пожарная сигнализация и другие информационно-коммуникационные системы не являются отдельным объектом основных средств.

Необходимо ли учитывать отдельные элементы пожарной

При проверках учреждений налоговыми органами и органами финансового контроля нередко встречается требование о постановке на учет отдельных конструктивных элементов пожарной сигнализации, например пульта управления.

Сразу возникает вопрос: как на основании представленного подрядчиком акта выполненных работ, где указано все, что было использовано для монтажа (провода, датчики, крепеж, расходный материал, узлы и блоки), выделить именно отдельные объекты, претендующие на статус объекта основных средств; разберется ли бухгалтер, что такое "Модуль КЛМН-138"; хватит ли у бухгалтера и прочих членов комиссии по поступлению и выбытию основных средств квалификации для этого?

В качестве дополнительного аргумента в пользу того, чтобы не учитывать отдельные элементы, можно использовать аналогию с компьютерной техникой. Минфином России неоднократно отмечалось, что ни монитор, ни системный блок компьютера отдельными объектами основных средств не являются, поскольку не функционируют самостоятельно (например, письма Минфина России от 14.11.2008 № 03-11-04/2/169, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/639). Аналогичный подход с 2009 г. закреплен в методических рекомендациях по применению КОСГУ.

Управляющий блок пожарной сигнализации многократно проще, чем системный блок компьютера, монитор системы видеонаблюдения гораздо примитивнее компьютерного монитора. Кроме того, управляющий блок не может функционировать без пожарной сигнализации, хаб (HUB) — без локальной компьютерной сети, а монитор — без системы видеонаблюдения.

Таким образом, выделение из состава пожарной сигнализации и других информационно-коммуникационных систем отдельных самостоятельных элементов затруднительно и документально не обосновано.

Влияет ли монтаж сигнализации на балансовую стоимость здания

В соответствии с п. 12 Инструкции № 148н изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 (далее — Методические рекомендации по применению КОСГУ), разработанном в целях правильного применения КОСГУ, разъясняется, какие работы относятся к реконструкции, модернизации, дооборудованию:

  • к реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;
  • к модернизации — совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;
  • к дооборудованию — дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.

Расходы по оплате договоров на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств относятся на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Монтаж пожарной сигнализации не может быть классифицирован как реконструкция, так как при этом не изменяются параметры объекта капитального строительства. Он также не может быть классифицирован как модернизация, поскольку при этом не происходит никакой замены узлов. Не является он и дооборудованием, поскольку при этом здание не получает новых дополнительных функций.

В соответствии с Указаниями № 150н*, а также Методическими рекомендациями по применению КОСГУ установка (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительной сети, системы видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем подлежит оплате по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Следовательно, монтаж пожарной сигнализации изначально не рассматривается как реконструкция, модернизация, дооборудование. В противном случае эти расходы были бы отнесены на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Таким образом, для увеличения первоначальной стоимости здания за счет монтажа пожарной сигнализации и других аналогичных систем отсутствует законодательное обоснование.

Где отражается информация об установленной сигнализации

Конечно, данные об установленной пожарной сигнализации должны быть отражены не только в акте выполненных работ. Вся информация об основном средстве (в данном случае здании), его характеристиках, производимых с ним операциях в обязательном порядке отражается в Инвентарной карточке учета основных средств. Следовательно, запись о наличии в здании пожарной сигнализации необходимо внести в раздел "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки здания.

Целесообразно занести не только информацию о наличии пожарной сигнализации и любой другой информационно-коммуникационной системы, но и о том, с какого числа и какие конкретно номера помещений оборудованы той или иной системой. Та же пожарная сигнализация может создаваться поэтапно, по мере наличия средств.

Кроме того, в приказе об учетной политике можно закрепить особенности учета таких объектов, как пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, например, на дополнительно введенном для этих целей забалансовом счете.

Вполне достаточно отразить пожарную сигнализацию или иную аналогичную систему в Инвентарной карточке здания, где она смонтирована.

Как оплатить ремонт и обслуживание пожарной сигнализации

Расходы по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) объектов нефинансовых активов, а также систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т. п.), установленных в зданиях (сооружениях), в соответствии с Методическими рекомендациями по применению КОСГУ подлежат оплате по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Среди бухгалтеров и других специалистов бытует мнение, что по подстатье 225 КОСГУ можно оплачивать только расходы по содержанию имущества, которое стоит на балансе учреждения.

Однако ни в Указаниях № 150н, ни в Методических рекомендациях по применению КОСГУ, действующих в 2010 г., в описаниях к ПОД статье 225 КОСГУ не содержится требования об обязательном наличии обслуживаемого имущества на балансовых или забалансовых счетах. Такого требования не было и в Указаниях № 145н*, а также в Методических рекомендациях по применению КОСГУ, действовавших в 2009 г.

Главное, чтобы это имущество находилось в пользовании или в оперативном управлении учреждения. В пользовании учреждения вполне может быть имущество, не отраженное на балансовых или забалансовых счетах, например материальные запасы, списанные при передаче в эксплуатацию. Кроме того, до 2010 г. отсутствовала обязанность отражения на забалансовом счете основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно, выданных в эксплуатацию. Вместе с тем, расходы на содержание перечисленных активов подлежали оплате по подстатье 225 КОСГУ. Также и пожарная сигнализация находится в оперативном управлении учреждения, хотя как отдельный объект балансового учета не отражается.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что затраты на монтаж пожарной сигнализации подлежат отражению в бюджетном учете следующей записью:Дебет КРБ1 401 01226 (КРБ 2 106 04 340)Кредит КРБ 0 302 09 730.

Бухгалтеру на заметку

Работы по установке и монтажу в здании системы пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения людей взамен уже находившейся пожарной сигнализации квалифицируются как капитальный ремонт здания, а не как его дооборудование. Объектом учета в данном случае является здание, а не охранно-пожарная сигнализация. Таким образом, стоимость проведения указанных работ подлежит отнесению на текущие расходы учреждения. Аналогичное мнение содержится в постановлении ФАС Московского округа от 29.02.2008 № КА-А40/14043-07 по делу № А40-10124/07-141-55.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль