Учет в государственных и муниципальных учреждениях: глобальное реформирование или локальные изменения?

2550
 Романов С.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Принятие Закона № 83-ФЗ вызвало массу закономерных вопросов и волнений у главных бухгалтеров бюджетных учреждений - что ждет их и всех сотрудников бухгалтерских служб? Как изменится их работа? Предстоит ли им учиться вновь и правилам учета, и автоматизации учетных процедур? С этими вопросами мы обратились к главному методологу в сфере бюджетного учета - Сергею Владимировичу Романову, заместителю директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

— Сергей Владимирович, известно, что целью принятия Закона № 83-ФЗ является повышение качества государственных услуг и эффективности бюджетных расходов. Каково Ваше мнение по поводу происходящих изменений — это назревшая необходимость или очередная попытка сократить расходы бюджета с помощью новой формы финансового обеспечения в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным учреждениям?

— Конечно же, это назревшая необходимость в рамках общего бюджетного правительственного курса, одобренного в Программе Правительства по повышению эффективности бюджетньтх расходов до 2012 года.

В ней одним из элементов обозначено совершенствование структуры сектора госуправления и организационно-правовых форм учреждений, а один из инструментов повышения эффективности расходов и соответственно повышения качества оказания государственных муниципальных услуг физическим и юридическим лицам — это реструктуризация бюджетного сектора и создание в рамках единого вида государственных муниципальных учреждений трех его типов — казенного, бюджетного и автономного. С учетом того, что по закону бюджетные и автономные учреждения уже не участники бюджетного процесса, а являются самостоятельными юридическими лицами, не попадающими под субсидиарную ответственность со стороны государства, то предоставлять им финансовое обеспечение по привычной схеме уже не представляется возможным. Единственный способ взаимоотношений в данном случае — это предоставление субсидий на выполнение государственного задания, поэтому и поменялась форма финансового обеспечения.

— Переходя непосредственно к теме нашего разговора — вопросам ведения бухгалтерского учета, вспомним, почему сегодня так сильно эти вопросы волнуют бухгалтеров бюджетных учреждений. 5 лет назад им уже пришлось практически заново постигать науку "бюджетного учета" в связи с появлением Инструкции по бюджетному учету. Изменится ли порядок ведения учетных операций для бюджетных учреждений в новых условиях функционирования и насколько кардинально?

— Принципиально ничего не изменится. Что такое бюджетный учет? По сути это тот же бухгалтерский учет, но для учреждений, которые в силу возложенных на них полномочий являются участниками бюджетного процесса и осуществляют операции по исполнению бюджетов. Предполагается, что бюджетные и автономные учреждения также будут осуществлять бухгалтерский учет, который будет основан на сегодняшнем плане счетов для организаций сектора госуправления.

Почему? Потому что в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона 83-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. А статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации и до реорганизации или ликвидации.

Кроме того, нельзя исключать ситуацию, при которой изменение типа государственного или муниципального учреждения может осуществляться в "разных направлениях". Учреждение может стать автономным, а потом "вернуться" в бюджетное, может стать бюджетным, а потом в рамках изменения полномочий "вернуться" в казенное.

Исходя из всего этого, изменение способа ведения бухгалтерского учета при изменении типа учреждения, на мой взгляд, приведет к большим сложностям в организации учетных и отчетных процедур.

Если говорить об общей схеме организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений, то необходимо учитывать и предполагаемые изменения методологического характера, заложенные в законопроект "О бухгалтерском учете", рассматриваемый сегодня российскими законодателями. Нормами проекта предполагается, что к документам в области бухгалтерского учета в Российской Федерации будут относиться национальные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации и инструкции, разъясняющие порядок применения стандартов, а также стандарты экономического субъекта, то есть его учетная политика. Исходя из этого подхода, своего рода национальным стандартом должен выступать единый план счетов, необходимых для учета операций всех трех типов государственных и муниципальных учреждений, базирующийся на сегодняшнем плане счетов сектора государственного управления. На основании этого плана счетов будут формироваться инструкции по порядку его применения — одна по бюджетному учету для казенных учреждений, другие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений. И в каждой будет свой типовой план счетов, привязанный к конкретному типу учреждений, с определенным набором счетов и правил аналитического учета в их структуре. Например, для казенных учреждений бюджетная классификация должна применяться с 1 по 17 и с 24 по 25 разряд номера счета, для бюджетных — только с 24 по 26 разряд, а для автономных учреждений требований об обязательном применении кодов бюджетной классификации законодательством не предусмотрено.

— Каковы причины написания новой Инструкции — почему невозможно или нецелесообразно применение существующей Инструкции по бюджетному учету, если принципиально перевода на "коммерческий" план счетов не планируется?

— Целесообразность создания отдельных Инструкций по учету объясняется очень просто, ею движет необходимость разграничения применяемых в учете счетов, что связано с появлением либо исключением отдельных видов операций. В каждый типовой план счетов войдут только те, которые нужны для этого конкретного типа учреждения. Есть счета, которые не могут применяться и там и там. Например, счета 021002000 и 030405000 необходимы казенным учреждениям для отражения расчетов с финоргана-ми по операциям через лицевые счета, а для бюджетных и автономных учреждений они не нужны, потому что у них на лицевых и банковских счетах отражаются не предельные права и лимиты на принятие бюджетных обязательств, а денежные средства, и им надо видеть остаток на счете. Вместе с тем для бюджетных и автономных учреждений, например, нужен в обязательном порядке ряд счетов, которые бы гармонизировали их учетные процедуры с хозяйственной деятельностью. Например товары, наценка, расходы будущих периодов, то есть те счета, которые сейчас есть у хозяйствующих субъектов и которыми надо дополнить единый план счетов. Соответственно, у бюджетных и автономных они будут, а у казенных нет.

В связи с тем, что для автономных учреждений обязательное применение КОСГУ не предусматривается, порядок отражения бухгалтерских операций у них и у казенных и бюджетных учреждений получается различным. Например, поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения отразится по дебету 020101510, а у автономного — по дебету 020101.

Кроме того, есть некоторые особенности, ограничивающие так называемое удобство ведения коммерческого учета бюджетными и автономными учреждениями.

Учет в государственных и муниципальных учреждениях: глобальное реформирование или локальные изменения?

Есть необходимость дополнительного разграничения в учете имущества бюджетных и автономных учреждений в разрезе недвижимого и движимого, причем особо ценного и не особо ценного, а также имущества, полученного в результате лизинговых операций и приобретенного за счет собственной приносящей доход деятельности. Существующий сегодня план счетов для сектора госуправления позволяет это сделать в самой структуре номера счета на уровне 20-го разряда номера счета.

Есть необходимость разделения операций по источникам финансового обеспечения: необходимо видеть отдельно операции с субсидиями на возмещение нормативных затрат, со средствами от приносящей доход деятельности, инвестициями, отдельно по иным субсидиям, что тоже очень легко реализовать на 18-м разряде счета в привычном уже режиме для всех учреждений. Нужно просто применить эту систему.

Еще одна особенность - это учет исполнения публичных обязательств в рамках соглашений между бюджетными и автономными учреждениями и учредителями. Учет этих операций — это, несомненно, учет средств бюджета. Соответственно, независимо от того, каков будет учет у бюджетных и автономных учреждений, операции по реализации бюджетных обязательств они должны будут отражать по бюджетному плану счетов, потому что учет этих операций включается в общую отчетность учредителя. Если переходить на коммерческий план счетов, то учреждения будут вынуждены вести два учета, один коммерческий, другой бюджетный, а подход, который мы предлагаем сегодня, снимает эту проблему путем использования соответствующих кодов видов деятельности в 18-м разряде номера счета. При правильном применении этих кодов все операции обособляются и на выходе из общей базы данных формируются два комплекта отчетности: бюджетная отчетность в части публичных обязательств и бухгалтерская отчетность по остальным обязательствам, то есть фактически у учреждения будет отсутствовать необходимость вести двойной учет, переучивать сотрудников, менять программное обеспечение, тратить на это дополнительные денежные средства.

— Когда следует ожидать принятия и введения в действие новых правил учета для бюджетных учреждений сектора госуправления?

— В соответствии с установленными сроками, Единый план счетов и инструкции для разных типов учреждений должны быть разработаны до конца сентября текущего, 2010 года, чтобы за оставшийся до конца года период и учреждения, и разработчики автоматизированных систем учета успели изучить и подготовиться к использованию новых нормативных документов.

— Есть еще один достаточно острый вопрос, касающийся учета автономных учреждений. Как на их работе скажется реализация готовящихся изменений? Созданные до принятия и вступления в силу Закона № 83-ФЗ, автономные учреждения работают по правилам учета хозяйствующих субъектов. Они могут остаться на нем или будут переводиться на инструкцию, которая будет создана для бюджетных и автономных учреждений?

— Этот вопрос действительно сложный, находится в стадии рассмотрения для принятия единого решения, потому что на чаше весов, с одной стороны, определенная сложность и естественное нежелание перехода уже существующих автономных учреждений опять на систему учета, от которой они ушли. С другой стороны, очень много вопросов, учетных и отчетных процедур, которые требуют этого перехода.

На сегодняшний день не все автономные учреждения, по нашим данным, перешли на коммерческий план счетов, а продолжают использовать бюджетный. А многие из тех, кто использует коммерческий план счетов, вынуждены вести огромную аналитическую работу, во многом дублировать в бюджетном формате всю свою учетную процедуру. Это необходимо для представления информации контрольным и финансовым органам, учредителям, и эта информация должна быть сопоставима с остальными данными бюджетного сектора. Соответственно, существующие автономные учреждения все равно по сути вынуждены вести двойной учет по многим вопросам.

Сейчас мы проводим большую работу по сбору информации о количестве и учетных процедурах этих учреждений, консультируемся с финансовыми органами субъектов РФ и распорядителями средств бюджетов по вопросам сохранения у ранее созданных автономных учреждениях коммерческого плана счетов или необходимости включения их в систему единого учета государственных и муниципальных учреждений в целях единства учетной политики, единства предоставления информации, обеспечения процедур государственного контроля за результатами их деятельности по единой учетной схеме. На мой взгляд, будет нелогичным, если ведение учета одним и тем же типом учреждения будет осуществляться в разных системах.

— В заключение нашей беседы разрешите поблагодарить Вас за пояснение самых актуальных вопросов наших уважаемых коллег — бухгалтеров бюджетной сферы. Что бы Вы хотели пожелать им в свете предстоящих изменений? Как подготовиться к переходу на новые правила учета, чтобы преодолеть этот процесс наиболее безболезненно?

— Прежде всего, я хочу пожелать всем хорошо отдохнуть, успеть насладиться солнечными лучами так скоро уходящего от нас лета и великолепием золотой осени. И с новыми силами с нового года просто продолжать хорошо делать свою работу. Все необходимые для этого процедуры уже осуществляются. На уровне бухгалтерского учета никаких сверхсложных процедур не будет, все должно пройти максимально безболезненно.

Беседовала Н. Зимина Фото М. Бажина



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль