Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

1950
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
В течение 2010 г. на страницах журнала неоднократно рассматривались те или иные аспекты формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий*. Однако эта тема не может считаться полностью раскрытой без учета отраслевых особенностей функционирования учреждений, поэтому мы начинаем цикл публикаций о специфике формирования госзаданий учреждениям различных сфер деятельности. Так как в настоящее время наибольшая часть из всей сети бюджетных учреждений приходится на сферу образования и именно в этой области будет сосредоточена основная работа по формированию государственных (муниципальных) заданий, данную статью посвятим особенностям процессов оказания образовательных услуг.

Перечень государственных услуг в образовании, особенности их оказания

В рамках реализации постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 (далее — Постановление № 1065) Минобрнауки России для подведомственных федеральных агентств и служб, а также для подведомственных им бюджетных учреждений были разработаны перечни государственных услуг. Кроме того, был утвержден перечень услуг, оказываемых непосредственно министерством.

Представленные в указанных перечнях государственные услуги в целом можно признать обоснованными, в то же время нельзя не отметить те моменты, которые нуждаются в совершенствовании. Так, для отдельных государственных услуг помимо выделения их видов в зависимости от типа образовательного учреждения (дошкольные, средние профессиональные, высшие и т. п.) целесообразно использовать более детальную сегментацию.

Например, государственную услугу "реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования" можно разделить в зависимости от специальности (гуманитарная, экономическая, техническая) или формы обучения (очная, заочная, вечерняя и т. п.). Необходимость разделения обусловлена не только разными процедурами оказания государственных услуг, но и разной стоимостью.

Однако главный недостаток, который необходимо устранить, состоит в том, что включенные в перечни государственные услуги по своему содержанию часто повторяют друг друга. При этом обоснованного разделения государственных услуг для научных учреждений на федеральном уровне до сих пор не существует.

Законом № 83-ФЗ в Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон № 125-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми финансовое обеспечение проведения вузами научных исследований будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти вузы, отдельно от финансового обеспечения образовательной деятельности.

Это положение соответствует принципу формирования государственных (муниципальных) заданий, согласно которому планирование и финансовое обеспечение выполнения работ осуществляется отдельно и по упрощенной форме по сравнению с оказанием государственных услуг. Планируемым результатом выполнения работ может быть показатель как в денежном выражении, так и в натуральном.

Основным разделом государственного задания на выполнение работ является следующая форма, закрепленная приложением 1 действующего Постановления № 1065 (табл. 1).

Важный нюанс

Постановление № 1065 в ближайшее время будет признано утратившим силу, на его основе будет утвержден другой нормативный правовой акт. Однако в части выполнения работ новый документ будет идентичен положениям Постановления № 1065.

Таблица 1

Государственное задание на выполнение работ

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

Далее приведем примеры заполнения некоторых разделов государственных (муниципальных) заданий на оказание ряда образовательных услуг. Сразу оговоримся, что особенности формирования и финансового обеспечения государственных заданий на оказание государственных услуг учреждениями образования и науки в основном связаны с высокой степенью регламентации государством их деятельности через инструменты лицензирования.

Рекомендации по заполнению некоторых разделов государственного задания

Потребители государственных услуг в образовании

Заполнение такого раздела государственного (муниципального) задания, как "Потребители государственной услуги", не является особо трудоемким, однако необходимо учесть следующее.

Поскольку образовательные учреждения функционируют для реализации образовательных программ, численность потребителей государственных услуг предлагается оценивать исходя из необходимости:

  • обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
  • предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных общеобразовательных учреждениях (лицеях-интернатах);
  • предоставления начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях;
  • обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей регионального значения;
  • содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных образовательных учреждениях;
  • обучения по программам начального профессионального образования, программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Государственная услуга "Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования"

Рассмотрим возможные показатели объема и качества оказания государственной услуги "Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования".

Так, показателем объема оказания данной государственной услуги может быть число выпущенных специалистов с высшим профессиональным образованием. Источником информации для определения значения показателя является форма № ВПО-1 "Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования" по состоянию на 1 октября соответствующего года. Возможные показатели качества рассматриваемой государственной услуги представлены в табл. 2.

Требования к материально-техническому обеспечению данной государственной услуги установлены в следующих документах:

  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 (далее — Положение № 277);
  • Требования и контрольные нормативы лицензирования, утвержденные постановлением Госкомвуза от 30.07.1993 № 34;
  • приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений";
  • Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246;
  • приложение к приказу Минобразования России от 11.04.2001 № 1623 "Минимальные нормативы обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов".

Таблица 2

Показатели качества оказания государственной услуги "Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования"

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

Государственная услуга "Реализация профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования"

Показателем объема оказания государственной услуги может быть число выпущенных специалистов с присвоением ученой степени, рассчитываемый согласно форме 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры", и количество специальностей аспирантуры и докторантуры, которое фиксируется в лицензиях. Показатели качества оказываемой государственной услуги представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели качества оказания государственной услуги "Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования"

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

Нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к материально-техническому обеспечению данной государственной услуги, являются:

  • Закон № 125-ФЗ;
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
  • Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814.

Государственная услуга "Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ"

Оказание данной государственной услуги имеет свои особенности, связанные с тем, что ее потребителей можно четко поделить на две группы: государственные гражданские служащие, государственныеу слуги которым оказываются в форме государственного задания, и работники негосударственных организаций, госуслуги которым чаще будут оказываться сверх установленного государственного задания.

Показатели объема и качества государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ" представлены в табл. 4, 5.

Таблица 4

Показатели объема государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ"

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

Таблица 5

Показатели качества государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ"

Особенности формирования государственных заданий образовательным учреждениям

Требования к материально-техническому обеспечению оказания услуги установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610;
  • Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571;
  • Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденные приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541;
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, иные документы, устанавливающие требования к обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.

Способы (порядок) информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги

Потенциальные потребители государственной услуги в сфере образования могут быть проинформированы о ней следующими способами:

  • размещение информации у входа в образовательное учреждение на информационном стенде. Здесь могут быть указаны: сведения о типе, виде и наименовании образовательного учреждения, номер и дата свидетельства об аккредитации, лицензии на право ведения образовательной деятельности, перечень реализуемых основных и дополнительных образовательных программ;
  • размещение информации в сети Интернет. Она может содержать все данные об образовательном учреждении: историческая справка, приказ директора о создании приемной комиссии, перечень реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, контрольные цифры приема, почтовый и электронный адреса, контактные телефоны, данные по аккредитации и лицензированию, результаты деятельности;
  • размещение информации в СМИ.

Основания для приостановления исполнения государственного задания

Исполнение государственного задания может быть приостановлено по следующим причинам:

  • зменение объема бюджетных ассигнований, доведенных до главного распорядителя для финансового обеспечения выполнения государственного задания;
  • изменение нормативных правовых актов Российской Федерации, влекущее изменения требований к порядку или результатам оказания государственных услуг (выполнения работ);
  • наличие оснований предполагать, что в течение срока выполнения государственного задания может произойти изменение численности потребителей государственных услуг (работ) или иных условий оказания государственных услуг (работ), влияющих на их объем и (или) качество (в том числе на основании мотивированных предложений учреждения);
  • окончание периода, на который выдана лицензия, в соответствии с Положением № 277;
  • окончание периода, на который выдано свидетельство об аккредитации, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03.07.2001 № 2578 "Об утверждении Порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения".

Основанием для досрочного прекращения исполнения государственного задания является ликвидация в соответствии с положениями Закона № 125-ФЗ, постановления Правительства РФ от 10.02.2004 В № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" (далее — Постановление № 71).

С 1 января 2011 г. Постановление № 71 утрачивает силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

Таким образом, с одной стороны, государственные услуги в образовании оказались наиболее легко встроенными в процесс финансового обеспечения в форме государственных (муниципальных) заданий в связи с используемым нормативно-подушевым принципом. С другой стороны, существуют проблемы при разработке показателей качества оказания государственных услуг в образовании и соблюдении требований к процедурам оказания государственных услуг (состояние классов, количество учеников и т. д.) при реализации этой социально значимой функции государства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль