“В процессе администрирования доходов ничего сложного нет”

5096
 Никитина О.Б.
Начальник отдела доходов МЧС России
Повышение собираемости доходов бюджета всегда было одной из приоритетных задач бюджетной политики, а в период финансового кризиса его значимость еще более повысилась. Поделиться своим опытом о том, как обеспечить максимальное поступление средств в доход бюджета, мы попросили Ольгу Борисовну Никитину, начальника отдела доходов МЧС России.

— Ольга Борисовна, расскажите, пожалуйста, о доходах, которые администрирует ваше министерство?

— В соответствии с приложением 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" за МЧС России закреплены восемь источников поступлений в бюджет. Львиная доля всего объема доходов, более 10 млрд руб. в год, приходится на средства от оказания услуг по охране организаций от пожаров. Эти услуги предоставляются договорными подразделениями федеральной противопожарной службы на возмездной основе. Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Также министерство является администратором штрафов за нарушение требований пожарной безопасности, госпошлины за выдачу удостоверений на право управления маломерными судами и за аттестацию судоводителей, доходов от реализации высвобождаемого военного имущества и от возмещения причиненного военному имуществу ущерба. Еще одним источником дохода, который предполагается закрепить за МЧС России, будут средства, получаемые за выдачу документа об аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

— Какова схема зачисления этих средств в доход бюджета? Они сразу перечисляются контрагентами на лицевой счет администратора или есть такие доходы, которые сначала поступают на лицевой счет учреждения от приносящей доход деятельности, а уже затем в бюджет?

— Большинство поступлений, в том числе от оказания услуг по охране организаций от пожаров, сразу зачисляется в доход бюджета. Исключение составляют только средства от реализации высвобождаемого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении МЧС России. Они действительно сначала учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств как средства от приносящей доход деятельности. При этом данные средства могут быть направлены только на уплату налогов, предусмотренных законодательством, оплату расходов по оформлению правоустанавливающих документов на высвобождаемое имущество, оплату расходов, связанных с реализацией движимого и недвижимого имущества, а также мероприятий по оценке его стоимости. После осуществления всех необходимых платежей оставшиеся суммы перечисляются подведомственными организациями на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый министерству в установленном порядке, где они также учитываются как средства от приносящей доход деятельности, и только потом с этого счета — в доход федерального бюджета. Такой порядок установлен ч. 8 ст. 5 Закона о федеральном бюджете на 2010 год и применялся также в прошедшие периоды.

— Применительно к администри-руемым МЧС России доходам какие первичные документы служат основанием для их начисления?Бывают ли ситуации, когда доходы начисляются одновременно с поступлением денежных средств, то есть учитываются не по методу начисления, который установлен Инструкцией № 148н, а по кассовому методу?

— Что касается договорных подразделений федеральной противопожарной службы, момент начисления дохода определяется согласно условиям договора. Как правило, оно производится поквартально либо помесячно. Затем на основании выписки из лицевого счета осуществляется сравнение начисленных и фактически поступивших сумм.

Задолженность по штрафам за нарушение требований пожарной безопасности начисляется на основании постановления о наложении штрафа, принятого уполномоченным должностным лицом. Именно по штрафам чаще всего и возникает ситуация, о которой вы спрашиваете, когда одновременно происходит и начисление дохода, и его поступление.

Нельзя сказать, что это повсеместная практика. В основном она встречается в крупных мегаполисах, где количество выписываемых ежедневно штрафов достаточно велико. Согласно установленному в МЧС России порядку администрирования инспектор, выписавший штраф, должен своевременно представлять данную информацию в финансовую службу. Однако при большом объеме работы и нехватке рабочих рук сделать это в срок не всегда удается. Тогда финансисты вынуждены начислять задолженность по штрафам по мере их поступления, а не по мере возникновения требований к плательщику. Дополнительные трудности при учете штрафов вызваны еще и тем, что требование к плательщику возникает не сразу после выписки штрафа, а спустя определенное время, в течение которого проверяемое лицо вправе оспорить применяемые к нему санкции. Скрупулезное отслеживание всех дат — достаточно трудоемкий процесс, поэтому бывает очень сложно избежать погрешностей.

— Вы упомянули, что в системе МЧС России установлен порядок администрирования доходов. Расскажите, пожалуйста, об организации этого процесса в министерстве.

— Организация деятельности по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России от 07.02.2007 № 62 "Об организации в системе МЧС России деятельности по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Полномочия администраторов доходов бюджетов в системе МЧС России закреплены отдельным Приказом МЧС России от 03.03.2008 № 96, а в Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита бюджета системы МЧС России за каждой организацией, находящейся в ведении МЧС России, закреплены конкретные коды доходов.

Отличительной особенностью системы МЧС России является то, что все подведомственные министерству бюджетные учреждения наделены полномочиями администраторов доходов. Это обусловлено в первую очередь сложной 4-уровневой иерархией ведомственной подчиненности. Первый уровень — это непосредственно министерство; второй — региональные центры МЧС России и организации прямого подчинения; третий — главные управления МЧС России по субъектам РФ и организации, которые подчиняются региональным центрам МЧС России; четвертый уровень — организации, которые подчиняются главным управлениям МЧС России. В составе организаций могут быть еще и филиалы, но они в системе МЧС России не наделены полномочиями администратора доходов.

Кроме того, учреждения системы МЧС России администрируют доходы не только федерального бюджета, но и бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований. Например, поступления от штрафов за нарушение требований пожарной безопасности, правил эксплуатирования маломерных судов распределяются в доходы бюджетов согласно установленным нормативам.

“В процессе администрирования доходов ничего сложного нет”

Единственным способом обеспечить контроль за полнотой, своевременностью и правильностью исчисления и перечисления доходов в бюджеты является закрепление полномочий по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за каждым подведомственным учреждением в соответствии с его деятельностью.

— С Вашей точки зрения, что можно отнести к плюсам существующего порядка или, может быть, наоборот, к недостаткам?

— На мой взгляд, процесс администрирования в системе МЧС России организован на достаточно высоком уровне. За каждым учреждением закреплены конкретные коды доходов, которые оно администрирует. А самое важное, разъяснительная работа ведется не только с финансистами, но и с подразделениями, деятельность которых приводит к возникновению доходов. В приложении № 1 к Приказу № 96 по каждому коду доходов определено структурное подразделение центрального аппарата, ответственное за обеспечение организации деятельности по администрированию соответствующих поступлений подведомственными МЧС России администраторами доходов. Например, по штрафам за нарушение Федерального закона "О пожарной безопасности" — это Департамент надзорной деятельности; по государственной пошлине за государственную регистрацию маломерных судов — Управление государственной инспекции по маломерным судам; по услугам,предоставляемым договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, — Департамент пожарно-спасательных сил, специальной охраны и сил гражданской обороны. Таким образом, в процессе администрирования поступлений тесно взаимодействуют все его участники. Кроме того, администраторами ежемесячно формируются и представляются отчеты о поступлении доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, производится сверка данных о поступлениях с органами Федерального казначейства и данными бюджетного учета. Все перечисленные мероприятия позволяют достичь наилучших результатов, поскольку ни один нюанс не остается незамеченным.

— С такой организацией работы не должно возникать никаких проблем...

— Действительно, если человек имеет некоторый опыт, ничего сложного в процессе администрирования доходов нет. Главная проблема для нас — это нехватка рабочих рук, поскольку приходится обрабатывать большие объемы документов, особенно по штрафам. С договорами работать значительно проще, за месяц по одному договору может поступить несколько миллионов. Суммы штрафов намного скромнее, в совокупности это около 400 млн руб. в год, при этом количество контрагентов несравнимо больше, соответственно, вести их учет более трудоемко. Это очень кропотливая работа. Госпошлину администрировать проще в том плане, что люди заинтересованы в ее уплате, иначе они не получат необходимый им документ. А вот по штрафам такой заинтересованности, увы, нет.

— Наверное, и прогноз поступлений от штрафов составлять довольно проблематично?Какими данными Вы руководствуетесь?

— Прогнозирование штрафов — это очень больной вопрос, но работать без прогноза мы, к сожалению, не можем. Исходя из данных о фактическом поступлении штрафов за несколько предыдущих лет, рассчитывается среднее значение. Это и есть прогноз. Никакой другой методики не разработано.

Доходы от оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы прогнозируются на основании заключенных договоров, многие из которых долгосрочные. Особенностью планирования деятельности договорных подразделений является то, что прогноз по доходам должен быть равен расходам на их содержание. По сути, эти подразделения находятся на самоокупаемости: финансовое обеспечение их деятельности осуществляется из федерального бюджета, но при этом расходы бюджета должны быть восстановлены охраняемыми организациями. Таково было условие создания этих подразделений.

— В настоящее время бюджетная политика направлена на повышение качества оказания государственных услуг. Каким образом в МЧС России оценивается качество администрирования доходов?

— Мы проводим мониторинг качества финансового менеджмента согласно Приказу Минфина России от 13.04.2009 № 34н. Также в МЧС России утвержден внутренний приказ, в котором приведены дополнительные показатели качества, в том числе по администрированию, позволяющие наиболее полно оценить работу министерства и подведомственных организаций. По результатам мониторинга совокупности показателей выявляются организации-победители.

Серьезное внимание уделяется работе с невыясненными поступлениями. Их у нас достаточно много, но чаще всего они происходят не по нашей вине. Основная причина — неправильное указание физическими лицами реквизитов в платежных документах. Нашими администраторами проводится большая работа, по минимизизации количества ошибок, вплоть до печати бланков на оплату с заполненными реквизитами. Появление электронного документооборота также существенно облегчило работу. В результате уточняется от 90 до 100% невыясненных платежей.

— Подводя итог, что бы Вы назвали основой качественного администрирования доходов?

— Прежде всего должна быть детально проработана нормативная база, чтобы все процессы были четко регламентированы, каждый знал, что делать в той или иной ситуации. Кроме того, очень важно проводить разъяснительную работу с администраторами как в рабочем порядке, так и в письменной форме, проводить совещания и сборы финансовых работников. В МЧС России эта работа налажена, всегда оказывается методическая помощь. Эти мероприятия позволяют существенно повысить качество администрирования и избежать очень многих ошибок.

Беседовали Н. Зимина, Ю. Кошелева
Фото М. Бажина



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль