Санкционирование расходов в 2009 году

2206
Учет санкционирования расходов в настоящий момент стал, пожалуй, самым сложным участком бюджетного учета. Бесспорно, что предварительный учет за расходованием средств нужен, но вот как его организовать, как добиться эффективности такого учета в бюджетных учреждениях - вопрос, ответ на который специалисты ищут уже четвертый год. В продолжение темы предлагаем вашему вниманию письмо Минфина России от 04.12.2008 № 02-06-10/3695 "О порядке отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета"и комментарии экспертов к нему.

Письмо Минфина России от 04.12.2008 № 02-06-10/3695

Главные распорядители средств федерального бюджета Финансовые органы субъектов Российской Федерации Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации

В дополнении к письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 при отражении в бюджетном учете операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в рамках реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета следует руководствоваться порядком организации учета санкционирования расходов бюджета с учетом положений, установленных настоящим письмом.

1. Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств осуществляется по соответствующим счетам аналитического учета санкционирования расходов бюджета с указанием в коде аналитического счета Плана счетов бюджетного учета (в 22 разряде номера счета) кода соответствующего финансового года:

1 – текущий финансовый год;

2 – первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);

3 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);

4 – второй год, следующий за очередным.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) принятых учреждением в текущем финансовом году бюджетных обязательств в части обязательств, принятых и неисполненных на конец текущего финансового года, подлежат переносу на соответствующие аналитические счета учета принятых учреждением бюджетных обязательств.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй года, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее в целях настоящего письма - показатели по санкционированию) подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:

показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) - на счета санкционирования расходов бюджета текущего финансового года;

показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным) - на счета санкционирования расходов бюджета первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным - на счета санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным (счетов, содержащих в 22 разряде номера счета код аналитического учета - "4"), обнуляются.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям расходов бюджета, главным администраторам финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются.

В случае утверждения финансовым органом бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета в разрезе кодов групп, статей Классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), их дальнейшая детализация осуществляется главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета с отражением по дебету соответствующего аналитического счета 150100000 "Лимиты бюджетных обязательств", 150300000 "Бюджетные ассигнования", содержащих в 24 - 26 разряде номера счета код группы, статьи КОСГУ, в корреспонденции с кредитом соответствующего аналитического счета 150100000 "Лимиты бюджетных обязательств", 150300000 "Бюджетные ассигнования", содержащих в 24 - 26 разряде номера счета детализированный код КОСГУ (код статьи, подстатьи).

Заместитель Министра А.Г. СИЛУАНОВ

КОММЕНТАРИИ

А.Ю. Давыдова,

экономист, г. Москва

Появление письма, регулирующего порядок отражения в учете операций по санкционированию расходов бюджета, весьма логично. Изложенный в этом письме порядок отражения операций по санкционированию расходов стал следствием другого письма Минфина России - от 12.02.2008 № 02-14-10а/282. К сожалению, кроме корреспонденции счетов по разделу 5 Плана счетов Инструкции по бюджетному учету рассматриваемое письмо Минфина России от 04.12.2008 № 02-06-10/3695 более ничем не примечательно.

В то же время, с момента утверждения Инструкции по бюджетному учету в 2005 г. до сих пор не решены два основных вопроса бухгалтерского учета санкционирования расходов:

а) в какой момент следует отражать принятие бюджетных обязательств (в т. ч. по видам обязательств), а так же публичных нормативных обязательств;

б) на основании каких документов следует делать бухгалтерские записи.

При этом бухгалтерской общественностью принято рассматривать два основных способа принятия к учету бюджетных обязательств: в момент подписания договоров (других финансовых документов) и в момент образования кредиторской задолженности. Однако отсутствие единой методологии порядка принятия к учету бюджетных обязательств может свести на нет все усилия Минфина России по получению объективной информации по принятым к учету бюджетным обязательствам и лимитам бюджетных обязательств на очередной финансовый год и последующие периоды.

Ни для кого не секрет, что большинство учреждений с момента утверждения Инструкции по бюджетному учету так и не организовали бюджетный учет операций санкционирования расходов по счетам раздела 5 Плана счетов. И основная причина отсутствия такого учета - это отсутствие форм отчетности по учету данных операций, а также в невостребованности этой информации со стороны руководителей учреждений.

Возможно, что для выхода из этой ситуации главные распорядители бюджетных средств будут вынуждены в срочном порядке разработать свои ведомственные методики по отражению в бюджетном учете операций с бюджетными обязательствами.

В свою очередь, отсутствие форм отчетности, которые могли бы стать контролем над операциями по санкционированию расходов, также не стимулирует финансовые службы и работников бухгалтерии к организации учета операций по счетам раздела 5 Плана счетов. Ожидается, что уже к середине 2009 г. такие формы отчетности будут разработаны и утверждены Минфином России.

Для того, чтобы дать достоверную информацию о принятых учреждением бюджетных обязательствах даже в текущем отчетном году, надо проделать значительный объем работы. И в первую очередь, перед финансовыми работниками встанет вопрос о моменте отражения в учете бюджетных обязательств и документах, на основании которых операции с обязательствами подлежат отражению в учете. Затем необходимо будет понять, каким образом информация, собранная на счетах раздела 5 Плана счетов, будет корреспондировать с данными, сформированными по другим счетам.

Очевидно, что для организации учета бюджетных обязательств учреждениям придется в 2009 г. провести внеплановую инвентаризацию расчетов и обязательств, а также расходных обязательств. Кроме того, в учреждениях должен быть организован соответствующий документооборот, с которым следует ознакомить руководителей структурных подразделений, работников учреждения и т. д. Заметим, что ни Инструкцией № 25н, ни вступившей в силу с 1 января 2009 г. Инструкцией № 148н не предусмотрены регистры по учету бюджетных обязательств, следовательно, учреждениям придется самостоятельно разрабатывать формы соответствующих регистров.

Кроме того, с 1 января 2009 г. действует приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н "О порядке учета бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета". В соответствии с Приказом № 98н постановка на учет бюджетных обязательств в территориальных органах Федерального казначейства (далее - ТОФК) производится независимо от того, заключается договор в рамках гражданского законодательства с физическим или юридическим лицом. Кроме того, в ТОФК подлежат учету публичные бюджетные обязательства, которые возникают в соответствии с законом или иным правовым актом. При этом основанием для постановки на учет является специальная форма "Сведения о принятом бюджетном обязательстве" (код формы по КФД 0531702) (далее - Сведения), которая представляется получателями средств федерального бюджета в ТОФК. Сведения содержат информацию о виде обязательства, контрагенте, сумме принятого обязательства, реквизиты документа, ставшего основанием для принятия бюджетного обязательства и другую информацию.

Очевидно, что требования по учету бюджетных обязательств в ТОФК отличаются от принципов отражения операций с бюджетными обязательствами в бюджетном учете учреждений-получателей бюджетных средств. Как следствие, учреждения будут вынуждены так или иначе организовывать двойной (параллельный) учет бюджетных обязательств:

  • один - для себя для отражения операций в бюджетном учета на счетах раздела 5 Плана счетов;
  • второй - для учета бюджетных обязательств в ТОФК.

Все это приведет к увеличению трудовых затрат, осложнит документооборот, также ощутимо возрастут затраты на доработку программного обеспечения. И, как следствие, учреждения увеличат штаты финансовых служб и бухгалтерии. При этом необходимо будет обучить работников, организовать им рабочие места. Но эти затраты неизбежны, ведь они являются своего рода платой за очередную попытку сделать исполнение бюджета прозрачным и эффективным.

***

Г.А. Селезнева,

заместитель главного бухгалтера Томского государственного университета

Действительно, вопрос о порядке отражения операций по принятию бюджетных обязательств является одним из ключевых вопросов в учете санкционирования расходов бюджета.

В настоящий момент существует разная практика в методике отражения в учете обязательств разных видов. И если с принятием к учету обязательств по всем видам заключаемых договоров на оказание услуг, поставке товаров и аренде имущества в общем-то споров не возникает, то с отражением в учете таких обязательств, как заработная плата, пособия, стипендии, все виды налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, мнения бухгалтеров расходятся.

Так, одни учреждения по распоряжению главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, отражают в учете операции по принятию бюджетных обязательств по заработной плате, единому социальному налогу, пособиям и стипендиям в размере сметных назначений или штатного расписания в размере годовых объемов.

На мой взгляд, это не правильно, чтобы ни говорили методологи Минфина России.

Некорректность такого способа учета бюджетных обязательств прежде всего заключается в следующем. Плановые показатели, используемые при составлении бюджетной сметы, в т. ч. штатное расписание, и сумма доведенных до учреждений лимитов бюджетных обязательств - это по сути один и тот же расчетный плановый показатель. Ведь штатное расписание может содержать ставки, которые не замещены, или замещены не полностью: вакансии, совместителей, сотрудников, работающих неполный рабочий день, есть в наличии почти в каждом учреждении. Кроме того, если принимать бюджетное обязательство в начале года сразу на всю сумму доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств, а потом ежемесячно делать корректировку на сумму начисленной заработной платы и начислений на оплату труда, то это будет выглядеть, по меньшей мере, как иллюзия учета бюджетных обязательств.

На мой взгляд, корректнее принимать к учету бюджетные обязательства по заработной плате пособий и стипендий в момент подписания приказа руководителем о приеме на работу или назначении установленной выплаты. Однако, поскольку в крупных учреждениях насчитывается порой до 5 000 и более табельных номеров сотрудников и несколько тысяч студентов, такой подход к принятию бюджетных обязательств представляется нереальным.

Таким образом, остается только один возможный способ отражения в учете бюджетных обязательств по рассматриваемым операциям - в момент (по дате) возникновения кредиторской задолженности. Аналогичным образом возникает и обязанность уплаты налогов и сборов в бюджет: после того, как определен размер налоговой базы, который зависит от конкретных показателей. Например, расчет налога на имущество может быть произведен только после того, как основные средства за отчетный период полностью приняты к учету, начислена амортизация.

С 1 января 2009 г. отражение в учете принятых бюджетных обязательств распространяется и на расходы, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности. А по этому виду деятельности есть такие обязательства, как уплата в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость. Соответственно данный способ принятия обязательств (по дате возникновения кредиторской задолженности) должен быть предусмотрен и для всех видов налогов, сборов и прочих платежей в бюджет, обязательства по уплате которых возникают на основании представленной декларации по расчету данного платежа в бюджет.

Что же касается письма Минфина России от 04.12.2008 № 02-06-10/3695 "О порядке отражения в бюджетном учете операций по санкционированию расходов бюджета", то помимо дополнительных номеров счетов, вводимых этим письмом, есть и еще одно важное положение, ранее отсутствовавшее - это перенос остатков по принятым и неисполненным обязательствам. Согласно данному письму перенос остатков осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль