Развитие управленческих компетенций руководителей

2670
Одни руководители считают, что секрет устойчивого положения заключается в постоянном развитии технологий и совершенствовании техники, другие отмечают важность четкого финансового планирования и размеров бюджетных ассигнований, третьи делают упор на правильном позиционировании своих задач и функций. Однако не стоит забывать, что все эти процессы осуществляют и контролируют сотрудники вверенного вам подразделения. От того, насколько грамотно и компетентно люди выполняют свою работу, напрямую зависит реализация планов и эффективность деятельности организации в целом. Руководителю же необходимо создать грамотную систему управления кадрами, учитывая профессионализм, квалификацию, опыт, уникальные способности каждого сотрудника.

Для создания оптимального результата работы коллектива и принятия решения об увеличении или уменьшении штата необходимо, в первую очередь, правильно оценить кадровый потенциал своего подразделения.

Проанализировать ситуацию в вашем подразделении можно с помощью группы показателей "Кадровый потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения ГАБС", утвержденных приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета" (далее - приказ Минфина России № 34н).

Показатели оценки кадрового потенциала

Кадровый потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения оценивается следующими показателями:

1) квалификация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения;

2) повышение квалификации сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения;

3) укомплектованность финансового (финансово-экономического) подразделения;

4) ротация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет;

5) количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет;

6) премирование сотрудников.

Показатели характеризуют потенциальные возможности финансового (финансово-экономического) подразделения по эффективному управлению бюджетными средствами в течение длительного периода времени.

Показатели рассчитываются при проведении годового мониторинга качества финансового менеджмента на основе данных, представляемых по форме согласно приложению 6 к приказу Минфина России № 34н.

Рекомендации по заполнению Сведений о кадровом потенциале

В графе 1 формы указываются наименования управлений (департаментов), отделов, входящих в состав финансового (финансово-экономического) подразделения. Рекомендуется графическое выделение (жирным шрифтом) наименований управлений (департаментов) как заголовков высшей ступени; ниже светлым шрифтом указываются наименования отделов, входящих в состав соответствующих управлений (департаментов).

При заполнении граф 5-8 и 10 указывается фактическая численность соответствующих сотрудников по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. В графе 9 указывается фактическая численность сотрудников в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет, по состоянию на 1 января отчетного года.

При заполнении строки "Итого" суммирование ведется по всем управлениям (департаментам). Если в состав финансового (финансово-экономического) подразделения входит только одно управление или один департамент, в строке "Итого" указывается результат по данному управлению (департаменту).

Все поля формы должны быть заполнены и иметь цифровые значения. Не допускается наличие незаполненных полей формы или полей с указанием символов, отличных от цифровых значений (например, прочерков). В этих случаях оценки по соответствующим показателям будут автоматически негативными.

При заполнении графы 5 сотрудник, имеющий дипломы кандидата и доктора экономических наук, учитывается только один раз.

Расчет показателей и значений оценок

Чтобы правильно рассчитать показатели, определить соответствующие значения оценок и сделать выводы о потенциальных возможностях финансового подразделения, необходимо воспользоваться приведенными ниже формулами и рекомендациями.

Квалификация сотрудников

Показатель 1 "Квалификация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения" рассчитывается по следующей формуле:

Развитие управленческих компетенций руководителей

где Nkd – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения, обладающих дипломами кандидата или доктора экономических наук, по состоянию на 1 января текущего финансового года;

Nh – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения, обладающих дипломами о высшем профессиональном образовании или дипломами о профессиональной переподготовке по экономическим направлениям подготовки (специальностям), не имеющих дипломов кандидата или доктора экономических наук, по состоянию на 1 января текущего финансового года;

Ns – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения, обладающих дипломами среднего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям), не имеющих дипломов о высшем профессиональном образовании или дипломов о профессиональной переподготовке по экономическим направлениям подготовки (специальностям), по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

N – общее количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Наиболее значимым параметром является количество сотрудников, имеющих дипломы кандидата или доктора экономических наук, поэтому его вес выше остальных параметров и равен 1,5. Позитивно расценивается увеличение числа сотрудников, имеющих дипломы кандидата или доктора экономических наук.

Также позитивно расценивается наличие диплома о высшем или среднем профессиональном образовании по экономическим направлениям подготовки (специальностям) у сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения. Большая доля сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения как минимум должна обладать образованием в области экономики - базовыми знаниями в области экономики и финансов. При этом незначительное количество сотрудников может иметь образование по правоведению, юриспруденции, программированию, поскольку данные знания востребованы при подготовке нормативных правовых актов и решении задач по автоматизации процессов бюджетного цикла.

Повышение квалификации

Показатель 2 "Повышение квалификации сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения" рассчитывается по следующей формуле:

P = 100 x Nkv/N,

где Nkv – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения, обладающих свидетельствами (сертификатами, удостоверениями) о прохождении повышения квалификации в области экономики и финансов в течение последних трех лет;

N – общее фактическое количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения по состоянию на 1 января текущего финансового года.

В соответствии с законодательством РФ государственные служащие проходят повышение квалификации с периодичностью не реже чем раз в три года. Для сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения позитивно расценивается прохождение повышения квалификации именно в области экономики и финансов. В настоящий период, когда меняется бюджетное и налоговое законодательство РФ, идет реформирование бюджетного сектора экономики, меняются подходы к бюджетному учету и ведению бюджетной отчетности, крайне важно соответствовать новым стандартам и требованиям, повышать уровень квалификации сотрудников в целях улучшения качества финансового менеджмента.

Вместе с тем следует отметить, что на данный момент не существует единого стандарта образования (квалификации) сотрудников финансовых (финансово-экономических) подразделений бюджетных учреждений. В большинстве высших и средних учебных заведений отсутствуют программы (специальности) по подготовке финансовых работников в бюджетной сфере. Особенностям бюджетного учета, подготовке бюджетной отчетности сотрудники финансовых подразделений бюджетных учреждений обучаются в ходе текущей работы либо на курсах повышения квалификации. Указанные факторы негативно влияют на уровень квалификации таких сотрудников. Примером оптимальной практики является опыт стран, утвердивших стандарт образования (квалификации) для сотрудников финансовых (финансово-экономических) подразделений бюджетных учреждений. Единый стандарт образования гарантирует, что специалист, получивший диплом, обладает необходимыми базовыми знаниями и навыками и сможет позитивно влиять на качество финансового менеджмента бюджетного учреждения в целом.

С помощью показателей 1 и 2 квалификация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения оценивается по формальному признаку наличия диплома кандидата, доктора экономических наук или диплома о высшем (среднем) профессиональном образовании по экономическим направлениям подготовки (специальностям), свидетельства (сертификата, удостоверения) о прохождении повышения квалификации в области экономики и финансов. При этом не может быть учтено качество знаний, полученных сотрудниками, поскольку в разных высших и средних учебных заведениях программы обучения различны. В то же время с помощью указанных показателей отражается потенциал сотрудников по овладению определенным участком работы в соответствующей области финансового менеджмента.

Значение оценки по показателю 1 "Квалификация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения" рассчитывается по следующей формуле:

Развитие управленческих компетенций руководителей

При этом значение оценки по показателю 2 "Повышение квалификации сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения" рассчитывается так:

Развитие управленческих компетенций руководителей

Укомплектованность подразделения

Показатель 3 "Укомплектованность финансового (финансово-экономического) подразделения" характеризует полноту кадрового состава подразделения и отражает потенциальные возможности по качественному и своевременному исполнению большого объема работы.

Значения показателя 3 и оценок по нему рассчитываются следующим образом:

Развитие управленческих компетенций руководителей

где n - фактическое количество сотрудников в финансовом (финансово-экономическом) подразделении по состоянию на 1 января текущего финансового года;

N - общее количество сотрудников в финансовом (финансово-экономическом) подразделении по штатному расписанию по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Ротация и количество сотрудников в возрасте до 35 лет

Показатели 4 "Ротация сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет" и 5 "Количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет" характеризуют кадровую преемственность (непрерывность работы на должном уровне в течение длительного периода времени - 1015 лет) в финансовом (финансово-экономическом) подразделении.

Проблема кадровой преемственности является очень острой для бюджетной, в особенности научно-образовательной, сферы и связана с оттоком высококвалифицированных кадров среднего поколения в коммерческий сектор и за границу.

Отсутствие усилий по привлечению сотрудников среднего поколения в финансовые подразделения бюджетного сектора и их стимулированию повлечет за собой значительное сокращение числа высококвалифицированных кадров.

Это, в свою очередь, приведет к негативным последствиям в соответствующих областях государственной деятельности, в т. ч. к резкому снижению качества финансового менеджмента в государственном секторе.

Показатель 4 определяет ротацию сотрудников следующим образом:

Развитие управленческих компетенций руководителей

где N0 – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении бо- лее трех лет, по состоянию на 1 января отчетного финансового года;

N1 – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) под- разделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет, по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Оптимальными значениями показателя 4 являются значения, при которых количество указанных сотрудников остается неизменным или возрастает за отчетный финансовый год.

Оценки по данному показателю определяются по формуле:

Развитие управленческих компетенций руководителей

С помощью показателя 5 определяется доля сотрудников в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет среди всех сотрудников. Оптимальным считается количество опытных сотрудников среднего поколения, равное 25% от числа всех работников подразделения.

Значения показателя 5 и оценок по нему рассчитываются следующим образом:

Развитие управленческих компетенций руководителей

где N1 – количество сотрудников финансового (финансово-экономического) подразделения в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет, по состоянию на 1 января текущего финансового года;

N – общее фактическое количество сотрудников в финансовом (финансово-экономическом) подразделении по штатному расписанию по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Развитие управленческих компетенций руководителей

Пример 1

1. Сведения о кадровом потенциале финансового (финансово-экономического) подразделения по итогам отчетного финансового года представлены в таблице на с. 72 (ф. 0507035).

На основании данных таблицы получаем следующие значения показателей и оценок по ним:

Развитие управленческих компетенций руководителей

Таким образом, данному подразделению следует уделить особое внимание повышению квалификации сотрудников в связи с недостаточной укомплектованностью сотрудниками, имеющими образование в сфере экономики, и малой долей сотрудников финансово-экономического подразделения, прошедших повышение квалификации в области экономики и финансов в течение последних трех лет.

Развитие управленческих компетенций руководителей

Показатель 6 "Премирование сотрудников" необходим для оценки обеспечения мер по материальному стимулированию работников к повышению качества их работы, касающейся управления бюджетными средствами.

Позитивно расценивается наличие в правовом акте учреждения (органа власти) положений о премировании сотрудников по результатам выполнения возложенных на них задач.

Заключение

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что руководителю любого уровня необходимо создать систему управления, которая обеспечила бы выполнение важнейшей задачи организации - повышение результативности труда. А одним из ключевых моментов, способствующих продуктивной деятельности, является наличие профессионально подобранного коллектива специалистов, способных успешно справиться с поставленными перед ними задачами.

Рекомендуемая система показателей позволит вам оценить, обладаете вы эффективным кадровым потенциалом или следует предпринять некоторые меры по его совершенствованию.

Бухгалтеру на заметку

Учет проезда работника к месту отпуска

Действующая редакция ст. 325 ТК РФ предусматривает право лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно один раз в два года.

Вместе с тем коллективным договором или локальным нормативным правовым актом может быть установлен порядок, согласно которому организация оплачивает ежегодно стоимость проезда работника к месту проведения отпуска без оплаты проезда членам его семьи.

Такие расходы могут быть включены в состав расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 7 ст. 255 НК РФ.

Данные комментарии представлены Минфином России в письме от 12.11.2009 № 03-03-06/1/743.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.83%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.76%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.85%
  • Над налоговой отчетностью 24.39%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль