Учет земли в бюджетном учреждении

7754
Земельные отношения - краеугольный камень в российской системе бюджетного учета. В законодательстве присутствует масса неясных моментов, допускающих неоднозначное понимание и множественные трактовки. Главная же проблема заключается не в том, учитывать ли земельный участок и в каком виде уплачивать налог, а в понимании, в чьей собственности находится земля. В данном материале приводится разбор основных понятий земельного законодательства, форм собственности, оснований регистрации земли и уплаты налога.

в статье рассмотрен порядок учета зеельных участков бюджетных учреждений.  Как оценивать земельный участок, принимаемый к учету? И, вообще, как заявить на него права? Как правильно заплатить налоги, чтобы спать спокойно?

Кто учитывает землю

Формально учет земельных участков могут вести как органы исполнительной власти соответствующего бюджета, так и бюджетные учреждения. 

Остановимся на некоторых деталях подробнее. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельным участком является "часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами". Бюджетному учреждению земельный участок может быть выделен из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

К государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Согласно ст. 17 и 18 ЗК РФ госсобственность на землю подразделяется на федеральную (земли, находящиеся в собственности РФ) и собственность субъектов РФ.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления получают земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление бюджетному учреждению земельного участка происходит на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного на такие действия.

Право пользования земельным участком представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Иными словами, бюджетное учреждение только извлекает пользу от использования земельного участка, но не имеет права его отчуждать, уничтожать и передавать в пользование третьим лицам. Распоряжаться юридической судьбой земельного участка может только уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего публично-правового образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование). 

На практике бюджетное учреждение получает возможность распоряжаться земельными участками только в случае приобретения их за счет средств от предпринимательской деятельности или в случае безвозмездного получения.

Государтвенная регистрация земельных участков

В соответствии со ст. 1 и 2 Закона № 122-ФЗ земельные участки относятся к недвижимому имуществу и подлежат обязательной регистрации в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Это значит, что бюджетное учреждение обязано произвести государственную регистрацию своих прав на земельные участки. Государственная регистрация проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом № 122-ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый госреестр прав).

Процедура государственной регистрации прав заключается в поэтапном прохождении следующих стадий:

1. Прием документов, необходимых для государственной регистрации сделки с объектом недвижимого имущества или права, отвечающих требованиям Закона № 122-ФЗ, и их регистрация в книге учета входящих документов (ст. 16, 17, 18 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 17 Закона № 122-ФЗ основными документами, необходимыми для регистрации прав бюджетного учреждения на земельный участок, являются:

  • заявление;
  • для представителя - нотариально удостоверенная доверенность;
  • документ об оплате регистрации (платежное поручение с отметкой банка об исполнении);
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • учредительные документы юридического лица;
  • документ о присвоении ИНН;
  • документ о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • документы, описывающие объект недвижимого имущества, удостоверенные органом, ответственным за учет соответствующих объектов;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение права (обременения).

Копии актов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются не менее чем в двух экземплярах, заверенных в установленном порядке. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы представляются в двух экземплярах, один из которых - подлинник. После государственной регистрации прав подлинник документа должен быть возвращен правообладателю.

2. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов. В ходе такой экспертизы, среди прочего, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документ, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации (ст. 9, 13, 17 Закона № 122-ФЗ).

Документальным подтверждением проведения государственной регистрации возникновения и перехода права служит свидетельство о государственной регистрации прав. Его форма приведена в приложении 14 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый госреестр прав.

3. Внесение записей в Единый госреестр прав при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (ст. 12, 13 Закона № 122-ФЗ).

4. Удостоверение проведенной государственной регистрации посредством совершения специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, и выдача свидетельства о государственной регистрации права. На этой стадии также осуществляется возврат подлинных экземпляров документов, представленных заявителем на государственную регистрацию (ст. 9, 13, 14, 18 Закона № 122-ФЗ).

Расходы, связанные с регистрацией земельных участков, осуществляются бюджетным учреждением по подстатье 226 "Прочие работы и услуги" Классификатора операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

Отражение операций с землей в бухгалтерском учете 

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет земельных участков согласно Инструкции № 157н, № 174н.

Учет земельных участков до регистрации права

В соответствии с п. 70 Инструкции № 157н  к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности. К вещным правам, наряду с правом собственности, согласно положениям ст. 216 ГК РФ  в частности, относится право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
 Земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 0 103 00 000 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком (п. 71 Инстркуции № 157н). .
Согласно п. 333  Инструкции N 157н недвижимое имущество, полученное учреждением в безвозмездное пользование, учитывается на забалансовом счете 01  "Имущество, полученное в пользование".
Т.о.  бухгалтерский учет земельных учкстков до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следует вести на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". Такие разъяснения так же даны в письме Минфина РФ  от 24.04.2015 N 02-05-10/23911.

Учрет земельных учкстков после  регистрации права постоянного бесрочного опльзования

Земельные участки, закрепленные за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежат учету на счете 103 00 "Непроизведенные активы" на основании свидетельства, подтверждающего право пользования, по их кадастровой стоимости. Земельные учестки вне зависимости от источника их  приобретения,  необходимо поставить на расчеты с учредителем, т.е. учесть на сч. 210 06.

Особенности приборетение бюджетным учреждением земельных участков

Особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 36, 37, 38  ЗК РФ:-продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, 

-цена этих участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным  органом порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости

-объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет,

-приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения приобретение земелльного учстка   в соответствии с Указаниями N 65н осуществляется пост. 330  "Увеличение стоимости непроизведенных активов" КОСГУ на счете 0 106 13 000.

Пример 1

Бюджетным учреждением в рамках целевой субсидии приодрело  земельный участок. В бухгалтерию учреждения переданы договор купли-продажи земли, выписка из государственного кадастра со сведениями о кадастровом номере и кадастровой стоимости земельного участка и акт о приеме-передаче объекта. Стоимость земли по договору составила 3 000 000 руб. Бухгалтер бюджетного учреждения на основании полученных документов произведет записи по счетам  учета:

1. На сумму стоимости участка земли по договору - 3 000 000 руб.:

Дебет счета 5 106 13 333 Кредит счета 5 302 33 730

2. Погашение задолженности за приобретенный учксток

Дебет счета 5 302 33 830  Кредит счета 5 201 11 610

3. Принятие к учету земельного участка

Дебет счета 5 103 11 330 Кредит счета 5 106 13 330 

Пример2 

По решению  местной администрации бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования передан  земельный участок. Кадастровая стоимость указанного участка составляет 1 850 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения поступление земельного участка бухгалтер отразит проводками:
1.Принятие к учету замельного участка на праве постоянного бессрочного пользования:
 Дебет счета 4 103 11 330 Кредит счета 4 401 10 180

2. Отражены расчеты с учредителем при закреплении права постоянного бессрочного опльзования:

Дебет счета 4 401 10 172 Кредит счета 4 210 06 660.

Выбытие земли

Операции по выбытию земельных участков подлежат регистрации в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в том же порядке, что и операции по приобретению.

На сумму выбывших земельных участков  при прекращении права постоянного бессрочного пользования  в бухгалтерском учете для корректировки показателя по расчетам с учредителем производится  бухгалтерская запись Дебет счета 0 401 10 172  Кредит счета 0 210 06 660  методом "красное сторно".

Учет неотделимых от земельных участков капитальных затрат по их улучшению

На счете 0 103 11 000 учитываются земельные участки, а также неотделимые от них капитальные расходы (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования (п. 79  Инструкции N 157н).

Как было сказано выше,  учету подлежат не только земельные участки, но и неотделимые от них капитальные затраты по их улучшению.

К таким затратам относятся культурно-технические мероприятия неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, проводимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие неотъемлемые от земли работы).

Указанные расходы осуществляются за счет ст. 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов" КОСГУ.

Основанием для проведения по счетам учета неотделимых от земельных участков капитальных затрат по их улучшению являются документы, подтверждающие факт проведения работ (акт выполненных работ).

Уплата земельного налога

Учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога в отношении указанных объектов  (ст. 388  НК РФ).
Согласно ст. 391  НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.
     Для расчета земельного налога используется кадастровая стоимость земельных участков независимо от того, отражается данная стоимость на балансе учреждения или за балансом.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не более размеров, определенных п. 1 ст. 394 НК РФ.
 Оплата земельного налога в соотвествии с Указаниями № 65н  оражается по виду расхода 851 "Уплата налога на имущество организации и змельного налога" и КОСГУ 290 "Прочие работы".
Бюджтеные учреждение начисление земельного налога в бухгалтерском учете отражают проводками:
Дебет счета  0 401 20 290 Кредит счета  0 303 13 730. 
Перечисление земельного налога:
Дебет счета 0 303 13 830 Кредит счета 0 201 11 610



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль