Оформление имущественных прав на объекты недвижимости и земельные участки. Опыт МВД России

2317
Основой функционирования любой экономической системы является недвижимое имущество. Поэтому оптимальная организация использования недвижимости - одна из главных задач в области экономической политики государства. В 1999 г. Правительство РФ объявило курс на проведение инвентаризации объектов недвижимого имущества для создания полного реестра федерального имущества. В 2010 г. можно подвести некоторые итоги.

За последние 20 лет законодательство в области недвижимости развивалось достаточно интенсивно. От практически полного правового вакуума, в котором происходил оборот недвижимого имущества в начале 90-х гг. прошлого века, законодательство пришло к существующей в настоящее время сформированной системе правовых установлений в данной области. В связи с этим состав имущественного комплекса органов внутренних дел на сегодняшний день весьма разносторонен и многообразен.

Основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики были определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 (далее - Концепция). Они направлены на повышение эффективности использования государственного имущества.

В Концепции были отмечены следующие проблемы:

  • отсутствие полного реестра государственной недвижимости препятствует четкому разграничению собственности, что, в свою очередь, не позволяет провести достоверный анализ эффективности использования недвижимости и составить прогноз затрат на ее содержание и поступления средств в федеральный бюджет;
  • отсутствие системы рыночной оценки объектов и четкого определения прав пользования недвижимостью в условиях инфляции приводит к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей и порождает коррупцию, т. к. государство, являясь самым крупным собственником недвижимости, сдает имущество в аренду по ставкам значительно ниже рыночных;
  • полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами государственной власти, деятельность которых часто невзаимосвязана: распоряжение федеральными землями осуществляют органы местного самоуправления. Таким образом, пользователю федеральной недвижимости приходится заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике;
  • права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение имуществом;
  • многовариантный и индивидуальный подход к использованию недвижимости применяется слабо;
  • большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность.

Информационный вакуум мешал пользователю федеральной недвижимости эффективно использовать объекты и заключать несвойственные договоры.

План действий

Концепцией определено, что первым шагом к эффективному управлению объектами недвижимости должна стать их сплошная инвентаризация. Информация, полученная в результате инвентаризации позволит оперативно рассчитать рыночную стоимость объектов недвижимости с учетом их основных характеристик при помощи статистической обработки данных. В соответствии с реестром госсобственности государство должно зарегистрировать свои права на инвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.

Следующий шаг - выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" утверждено Положение об учете федерального имущества. Его главная цель заключается в определении состава подлежащего учету федерального имущества, ведении реестра федерального имущества и обеспечении полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений.

Согласно указанному Положению федеральные органы и организации осуществляют возложенные на них законодательством Российской Федерации полномочия собственника по совершению сделок с федеральным имуществом исключительно после учета его в реестре.

Проведение инвентаризации: практика МВД

В соответствии с Концепцией, начиная с 2001 г., МВД России ежегодно проводит повсеместную инвентаризацию объектов недвижимого имущества. Сведения, получаемые в результате инвентаризации, используются при подготовке проектов бюджета МВД России на очередной финансовый год. Данные о составе имущественного комплекса МВД России, количестве и площадях объектов недвижимости позволяют определить потребности органов внутренних дел в средствах федерального бюджета и оказывают прямое влияние на планирование и эффективное распределение ассигнований на содержание зданий и сооружений, проведение капитального ремонта, оплату коммунальных услуг.

Тем не менее в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений органов внутренних дел представители Счетной палаты РФ, территориальных управлений Росимущества и контрольно-ревизионного подразделения МВД России указывают на все еще имеющиеся недостатки в работе по оформлению имущественных прав на недвижимое имущество, невыполнение отдельными подразделениями требований постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

По данным инвентаризации 2009 г., в ведении органов внутренних дел находится значительный имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимости всех форм собственности:

  • 54% зданий и сооружений относятся к федеральной собственности;
  • 46% объектов недвижимости находятся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных собственников.

В минувшем году МВД России, со своей стороны, предприняло все меры организационного и практического характера для завершения основных мероприятий по учету имущества и оформлению имущественных прав.

Во-первых, на основании поступивших заявок подразделениям органов внутренних дел были выделены необходимые денежные средства для оформления технических паспортов и землеустроительных дел на объекты недвижимости и земельные участки. Тем самым были обеспечены реальные условия для завершения в 2009 г. процедуры внесения сведений в реестр и регистрации имущественных прав.

Во-вторых, в марте 2009 г. результаты выполнения мероприятий по оформлению имущественных прав на используемые органами внутренних дел объекты недвижимости и земельные участки были рассмотрены на видеоконференции с участием руководства министерства, руководителей Федерального агентства по управлению государственным имуществом и территориальных органов Ро-симущества. В соответствии с решением совещания все подразделения МВД России утвердили и согласовали с территориальными органами Росимущества планы-графики мероприятий по завершению оформления имущественных прав на используемые объекты недвижимости и земельные участки, относящиеся к федеральной собственности.

Планами-графиками было предусмотрено поэтапное завершение подразделениями МВД России мероприятий по внесению зданий, сооружений, земельных участков в реестр федерального имущества, оформлению права собственности Российской Федерации, а также права оперативного управления на эксплуатируемые объекты недвижимости и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Ход выполнения этапов планов-графиков рассматривался на оперативных совещаниях у руководства министерства.

Согласно представленным отчетам на 1 ноября 2009 г. отдельные территориальные подразделения органов внутренних дел полностью завершили оформление имущественных прав на объекты недвижимости и обеспечили стопроцентное внесение сведений в реестр, регистрацию права оперативного управления, права собственности Российской Федерации, а также полностью завершили работу по внесению в реестр федерального имущества сведений о земельных участках.

По результатам работы в первом полугодии отдельные подразделения органов внутренних дел объясняли причины невыполнения плановых заданий по внесению объектов в реестр федерального имущества длительностью сроков рассмотрения материалов в территориальных органах Росимущества. В связи с этим, МВД России в августе 2009 г. проинформировало Росимущество, что отдельные МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации испытывают трудности с оформлением имущественных прав на недвижимое имущество.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направило соответствующее обращение от 01.09.2009 № 09/608, в котором поручило руководителям территориальных управлений Росимущества по Республикам Калмыкия и Тыва, Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Астраханской, Владимирской Нижегородской, Пензенской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ульяновской областей содействовать подразделениям органов внутренних дел в работе по внесению сведений в реестр федерального имущества в соответствии с согласованными планами-графиками.

Перераспределение имущества по видам собственности

В связи с многочисленными обращениями по вопросам передачи в федеральную собственность объектов недвижимого имущества следует рассмотреть правовые основания перераспределения имущества по видам собственности.

Как было указано выше, подразделения органов внутренних дел занимают объекты недвижимости, которые относятся к различным видам собственности. Перераспределение имущества осуществляется в соответствии с Законом № 122-ФЗ в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производится в порядке, установленном Постановлением № 374.

В связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны передать, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принять имущество субъектов Российской Федерации на основании решений Правительства РФ.

Частью 9 ст. 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что до введения в действие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений МВД России в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления производится из соответствующих бюджетов на основании положений ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции".

До окончательного решения вопроса о передаче расходов по содержанию и обеспечению деятельности милиции общественной безопасности на федеральный уровень в первоочередном порядке будет согласовываться передача в федеральную собственность объектов недвижимости, находящихся в технически исправном состоянии и занимаемых подразделениями органов внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Подготовку предложений для согласования передачи в федеральную собственность объектов муниципальной собственности, занимаемых подразделениями, содержащимися за счет средств регионального либо местного бюджетов, необходимо осуществлять с учетом технического состояния зданий и сооружений, предлагаемых к передаче. Содержание принимаемых объектов должно осуществляться с привлечением средств региональных и местных бюджетов, пропорционально размещаемой численности личного состава, содержащейся за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, в 2009 г. МВД России выполнило основную часть работ по проведению полной инвентаризации объектов недвижимого имущества, необходимость которой была обоснована в Концепции, внесению объектов федеральной собственности в реестр и оформлению имущественных прав. Было установлено соотношение федеральной и региональной (муниципальной, иной) собственности на объекты недвижимости, выработаны планы-графики проведения завершающих мероприятий по внесению данных инвентаризации в реестр.

В настоящий момент часть территориальных подразделений органов внутренних дел полностью завершила оформление имущественных прав на объекты недвижимости, внесла данные в реестр и зарегистрировала права оперативного управления и собственности на объекты недвижимости, а также внесла в реестр федерального имущества сведения о земельных участках. В то же время есть подразделения, находящиеся в процессе завершения соответствующих процедур по оформлению имущественных прав. МВД России был выработан алгоритм перераспределения имущества по видам собственности, изложенный в статье.

Остается ждать статистических данных по составу учтенного имущества и выполнения основной цели Концепции - эффективного использования имущества.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль