Кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

3982
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Мы продолжаем освещение актуальных вопросов, возникающих у органов Федерального казначейства и у клиентов - участников бюджетного процесса субъектов РФ (местных бюджетов) при кассовом обслуживании органами Федерального казначейства исполнения соответствующих бюджетов. В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые особенности учета операций с источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета, операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъекта РФ и муниципальных образований от приносящей доход деятельности, а также вопросы по обеспечению наличными деньгами удаленных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, будут даны практические рекомендации по заполнению отдельных форм документов.

Учет операций с источниками финансирования дефицита бюджета

Ранее в соответствии с приказами Минфина России от 24.06.2008 № 4н и от 18.08.2005 № 11н учет органами Федерального казначейства операций с источниками финансирования дефицита бюджета предполагал отражение на лицевых счетах администраторов источников финансирования дефицита бюджета только кассовых выплат в рамках доведенных бюджетных ассигнований.

Поступления в бюджет привлеченных источников на указанных лицевых счетах не отражались, а учитывались, равно как и доходы бюджетов, только на едином казначейском счете. Таким образом, ближайшим аналогом лицевого счета администратора источников финансирования с кодом 13 был лицевой счет получателей бюджетных средств, а точнее - лицевой счет получателя бюджетных средств по источникам финансирования.

В 2009 г. порядок учета операций на указанных лицевых счетах изменился. О некоторых особенностях учета операций на новом 08 лицевом счете администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета следует рассказать подробнее.

В соответствии с приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н (далее - Приказ № 92н) администраторы источников, как и администраторы доходов, являются администраторами поступлений в бюджет. И порядок отражения поступлений по кодам источников на 08 лицевых счетах администраторов источников финансирования дефицита бюджета аналогичен порядку отражения поступлений по кодам доходов на 04 лицевых счетах администраторов доходов. То есть 08 счет состоит из двух независимых частей - по учету поступлений, в т. ч. возвратов, и по учету кассовых выплат, в т. ч. восстановления кассовых расходов.

Привлеченные источники учитываются в составе общего остатка на едином казначейском счете. И в рамках доведенных бюджетных ассигнований или предельных объемов финансирования расходов они могут быть израсходованы как администраторами источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с 08 лицевых счетов, так и получателями бюджетных средств с 03 лицевых счетов.

Действует принцип общего покрытия расходов.

Очень много вопросов возникает в связи с нюансами реализации в прикладном программном обеспечении положений нормативных правовых актов, а иногда или в связи с отсутствием таковой.

В частности, в прикладном программном обеспечении ведутся отдельные базы данных - по счету 40101 и по счету 40105, а 08 лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - один. Вместе с тем поступления должны отразиться на нем независимо от того, куда они поступили - на счет 40101 или 40105.

Если в платежном поручении указан код источника внутреннего финансирования дефицита бюджета администратора, которому в органе федерального казначейства открыт соответствующий лицевой счет - данная сумма должна быть отражена на этом лицевом счете. Выписка администратору поступлений должна выдаваться единая, без привязки к балансовым счетам.

Учет операций со средствами от приносящей доход деятельности

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты могут выбирать два варианта учета средств от приносящей доход деятельности.

Первый вариант

Установить, что средства, полученные бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) от приносящей доход деятельности, учитываются в составе средств получателей бюджетных средств, полученных от приносящей доход деятельности, по соответствующим коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации.

В этом случае средства, поступающие на счет 40603 (40703), отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств или на лицевом счете бюджета (в зависимости от выбранного варианта кассового обслуживания) в разделе по учету операций по приносящей доход деятельности по кодам доходов бюджетной классификации группы 000 3 00 00000 00 0000 000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности'! При выборе этого варианта проблем практически не бывает.

Второй вариант

Законом (решением) о соответствующем бюджете установлено, что доходы от приносящей доход деятельности включены в состав доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В этом случае после уплаты налогов, как и любые другие доходы бюджета, в соответствии с Приказом № 92н они поступают на счет 40101, отражаются на лицевом счете соответствующего администратора доходов и после процедуры распределения перечисляются на единый счет соответствующего бюджета 40201 и 40204.

При поступлении таких средств на счет 40101 в расчетном документе должен быть указан код доходов бюджетной классификации группы 000 1 00 00000 00 0000 000 "Налоговые и неналоговые доходы". Вместе с тем в ряде регионов в соответствии с законом (решением) о бюджете такие средства поступали на счет 40101 по кодам доходов бюджетной классификации группы 000 3 00 00000 00 0000 000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" Несмотря на неоднократные разъяснения Минфина России не все субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) внесли изменения в свои нормативные акты.

Таким образом, при поступлении средств на счета 40101, 40201, 40204 со знаком "3" в четвертом разряде кода бюджетной классификации, они должны учитываться как невыясненные поступления в соответствующий бюджет и отражаться на соответствующем лицевом счете администратора невыясненных поступлений.

В связи с тем, что в приказе Минфина России от 25.12.2008 № 145н появились новые доходные коды подгруппы "Невыясненные поступления бюджетных учреждений", в 2009 году изменился и порядок учета средств, поступивших на счета 40503, 40603, 40703 и отнесенных к невыясненным поступлениям.

Если средства от приносящей доход деятельности учитываются на лицевом счете бюджета, вопросов не возникает - из-за отсутствия выбора. Основные вопросы связаны с порядком учета указанных средств в соответствующем разделе лицевого счета получателя бюджетных средств.

В том случае, если причина отнесения поступлений к невыясненным заключается в неверно указанном, не действующем или отсутствующем в платежном документе коде бюджетной классификации, а реквизиты получателя при этом указаны верно, поступления учитываются на лицевом счете этого получателя бюджетных средств по коду "Невыясненные поступления бюджетных учреждений" в разделе по учету операций от приносящей доход деятельности и для органа Федерального казначейства являются выясненными поступлениями. Уточняет их в рамках своего лицевого счета или возвращает их плательщику сам получатель бюджетных средств в установленном порядке.

Если же причина отнесения поступлений к невыясненным в т. ч. заключается в невозможности идентификации получателя данных средств или в неоформленном на его лицевом счете разделе по учету средств от приносящей доход деятельности, такие поступления учитываются на лицевом счете, открытом финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в разделе по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности.

Выяснением таких поступлений занимается финансовый орган. Только он вправе представить в орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения этих поступлений на чужой лицевой счет либо вернуть их плательщику.

Обеспечение наличными деньгами удаленных получателей средств бюджета

К числу актуальных вопросов можно также отнести обеспечение наличными деньгами удаленных получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществление ими операций по взносу наличных денег в условиях открытия финансовому органу субъекта Российской Федерации лицевого счета бюджета.

В разделе V приказа Минфина России от 03.09.2008 № 89н (далее - Приказ № 89н) предложены два варианта по обеспечению наличными деньгами удаленных получателей.

Первый вариант

Удаленным получателям открываются лицевые счета с заключением Соглашения о кассовом обслуживании исключительно для учета операций с наличными деньгами. Такой вариант ни в части получения наличных денег, ни в части взноса наличных, вопросов не вызывает. Потому что при этом взнос наличных денег осуществляется удаленным получателем на соответствующий счет 40116 органа Федерального казначейства по месту обслуживания данного получателя.

Второй вариант

В случае обеспечения наличными деньгами удаленных получателей в порядке, установленном Приказом № 89н для уполномоченных подразделений, данное обеспечение осуществляется при представлении в орган Федерального казначейства соответствующего разрешения финансового органа без открытия им лицевых счетов.

Наличные средства выдаются по следующей схеме: удаленный получатель также представляет в орган Федерального казначейства денежные чеки и Заявки на получение наличных денег в соответствии с информацией, отраженной в Ведомости операций, и после одобрения органа Федерального казначейства получает в учреждении банка наличные деньги.

Что касается взноса неиспользованных наличных денег удаленными получателями, то он осуществляется в соответствии с пунктом 4.6 Приказа № 89н в кассу получателя средств бюджета, в ведении которого находится указанный получатель, либо на соответствующий счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации", в порядке, установленном Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", без открытия банковского счета удаленному получателю.

При этом, поскольку ни один из данных порядков обеспечения наличными деньгами удаленных получателей не изменяет схему информационного взаимодействия финансового органа субъекта и управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, внесение изменений в Регламент не требуется.

Представление информации финансовым органам о кассовых операциях на единых счетах бюджетов

Органы Федерального казначейства должны представлять финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) по их запросам первичные документы клиентов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Вместе с тем управления Федерального казначейства часто обращаются с вопросом о необходимости представления финансовым органам ежедневных Сводных ведомостей, предусмотренных п. 6.2 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.

Обязанность представления такой информации органами Федерального казначейства установлена положениями ст. 241.1 Бюджетного кодекса РФ, которая гласит, что органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях в разрезе кодов бюджетной классификации по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Таким образом, направлять Сводные ведомости только по запросу финансового органа или отказаться от их предоставления органы Федерального казначейства не вправе.

При этом следует дать несколько практических рекомендаций по их формированию.

Если Сводная ведомость формируется по одному бюджету для представления соответствующему финансовому органу, наименование этого бюджета указывается в заголовочной части ведомости, а графа 1 "Наименование бюджета" не заполняется.

В этом случае Сводная ведомость формируется в разрезе получателей бюджетных средств и кодов бюджетной классификации только одного бюджета.

Если Сводная ведомость формируется по консолидированному бюджету, в заголовочной части наименование бюджета не указывается, бюджеты указываются в графе 1, графы ИНН и КПП не заполняются. Информация по бюджету, финансовому органу которого представляется Сводная ведомость, также включается в консолидированный отчет.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что те вопросы, которые были рассмотрены в рамках предыдущей и данной статей о порядке применения в 2009 г. нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, позволят уменьшить количество проблем, неизбежно возникающих при открытии и ведении лицевых счетов участников бюджетного процесса субъектов РФ (муниципальных образований), а также в ходе кассового обслуживания исполнения бюджетов органами Федерального казначейства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль