Транспортный налог в бюджетных учреждениях

17851
 Захарьин В.Р.
Эксперт в области бюджетного учета и налогообложения, кандидат экономических наук
Причина постоянного интереса и регулярного появления массы практических вопросов по транспортному налогу кроется в разнообразии объектов налогообложения. Ясности не прибавили даже изменения, внесенные в главу 28 Налогового кодекса РФ и вступившие в силу с 1 января 2010 г. Разрозненность законодательных требований ко всем участникам процесса налогообложения, особенно при регистрации транспортных средств, только подливает масла в огонь. В данном материале мы постараемся разъяснить основные вопросы, возникающие у налогоплательщиков, в т. ч. появившиеся в процессе подготовки и сдачи отчетности по этому налогу за 2009 г.

Общие положения о транспортном налоге

Изменения 2016 года в статье "Транспортный налог в 2016 году"

Транспортный налог относится к региональным, вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации его законом и при соблюдении условий, установленных НК РФ.

В соответствии со ст. 257 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Полный список объектов налогообложения транспортным налогом приведен в ст. 358 НК РФ. При налоговом администрировании транспортного налога налоговые органы, как правило, объединяют оговоренные в упомянутой статье виды транспортных средств в три группы:

  • наземные - к ним относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
  • воздушные - самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
  • водные - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.

Из сказанного следует, что плательщиками налога являются все организации и физические лица, зарегистрировавшие практически любое самоходное транспортное средство. Федеральное налоговое законодательство не содержит каких-либо особенностей в отношении налогоплательщиков из числа бюджетных учреждений. Отдельные льготы могут устанавливаться на уровне субъектов Российской Федерации.

Особенности, которые могут возникать при исчислении и уплате налога в бюджетных учреждениях, могут быть связаны с применением отдельных законодательных норм в конкретных хозяйственных ситуациях и обусловлены спецификой деятельности, осуществляемой бюджетным учреждением.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств. Им в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
  • для транспортных средств, не указанных в подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Новации 2010 г.: коротко о главном

В 2009 г. в соответствующую главу НК РФ были внесены некоторые изменения. Более подробно следует остановиться на тех из них, которые были привнесены Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ) и Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 283-ФЗ).

Ставка налога. Региональным органам государственной власти разрешено увеличивать ставки налога по сравнению со ставками, прописанными в главе 28 НК РФ, не в пять, а в десять раз. Ранее ставка налога в конкретном регионе могла отличаться от базовой в пять раз как в большую, так и в меньшую сторону.

Права регионов. Установление дифференцированных ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства стало возможным в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Ранее привязка к разным категориям транспортных средств не оговаривалась. Новой редакцией п. 3 ст. 361 НК РФ было уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Перестали учитываться периоды, в течение которых транспортное средство не использовалось (например, находилось на консервации (или в длительном ремонте).

Налогоплательщики. С 2010 г. транспортные средства органов государственной власти, переданные им только на праве оперативного управления, не являются объектом налогообложения. Ранее нормой подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ выводились из-под налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба*.

Закон № 283-ФЗ исключил из указанного положения слова "хозяйственного ведения". Тем не менее фактически можно говорить об исправлении технической ошибки: из смысла норм ст. 294 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) на праве хозяйственного ведения имущество может передаваться только государственным и муниципальным унитарным предприятиям, не являющимся бюджетными.

Полномочия региональных органов власти в части установления сроков осуществления авансовых платежей. Теперь указанные сроки не могут устанавливаться позже сроков представления налоговых расчетов по авансовым платежам (не ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом). На практике авансовые платежи чаще всего и ранее проводились в те же сроки.

Порядок исчисления налога

Общие правила исчисления налога установлены нормами ст. 362 НК РФ. При этом организации (в т. ч. и бюджетные учреждения) исчисляют налог и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (если органами государственной власти субъектов РФ установлены отчетные периоды для уплаты налога). Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1

Налоговая ставка по легковым автомобилям мощностью свыше 100 л. с. на территории субъекта РФ установлена на уровне 10 руб. Мощность автомобиля - 120 л. с. Автомобиль числился на балансе учреждения в течение всего налогового периода.

Бухгалтер учреждения считает авансовые платежи по налогу: 10 х 120:4 = 300 руб.

Сумма налога, подлежащего оплате по итогам налогового периода составит 10 х 120 - (300 + 300 + 300) = 300 руб.

При регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В данном случае может возникнуть вопрос, следует ли проводить корректировку ранее начисленных авансовых платежей в случае выбытия транспортного средства до окончания налогового периода? Скорее всего, такой необходимости не возникает, т. к. отчетными периодами являются календарные кварталы, а не количество месяцев, прошедших с начала налогового периода, как, например, по налогу на прибыль. Поэтому в ситуациях, когда транспортное средство выбывает в течение первого отчетного периода или поступает и выбывает в течение одного отчетного периода, расчет производится исходя из количества месяцев в квартале (3), а не количестве месяцев, прошедших с начала года (3, 6 или 9).

Рассмотрим несколько примеров. Во всех случаях используются общие данные для определения налоговой базы по ставке и мощности транспортного средства, примененные в Примере 1, а под поступлением транспортного средства в учреждение понимается дата его государственной регистрации.

Пример 2

Автомобиль выбыл из учреждения 25 февраля. Авансовый платеж будет равен 10 х 120 х 1 : 12 = 100 руб.

Сумма, подлежащая уплате по итогам налогового периода, будет равна нулю: 100 руб. отражаются в общей сумме налога за год и одновременно снимаются с общей суммы задолженности как уплаченные в составе авансового платежа.

Пример 3

Автомобиль выбыл из учреждения 28 июня. Авансовый платеж первого отчетного периода будет равен 300 руб. (см. Пример 1).

Авансовый платеж второго периода: 200 руб. - 300 руб. х 2 : 3 (два полных месяца из трех месяцев второго квартала).

По итогам налогового периода корректировка тоже не требуется.

Пример 4

Автомобиль поступил в учреждение 28 июня и выбыл 28 июля. Полных календарных месяцев нет, но месяц постановки на учет и месяц снятия с учета считаются за полные месяцы. В этом случае:

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1 : 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 х 1 : 3.

Пример 5

Автомобиль поступил в учреждение 30 июля и выбыл 31 июля. Авансовый платеж равен 100 руб. = 300 х 1 : 3.

Пример 6

Автомобиль поступил в учреждение 25 июня.

Авансовый платеж второго отчетного периода будет равен 100 руб. = 300 ? 1 : 3.

Авансовый платеж третьего отчетного периода будет равен 300 руб.

Платеж по итогам налогового периода – 300 руб. = 10 ? 12 ? 7 : 12 - 100 - 300.

Налоговые льготы

Формально определению налоговых льгот, приведенному в ст. 56 НК РФ, как преимуществу по сравнению с другими плательщиками соответствует исключение некоторых транспортных средств из налогооблагаемой базы. Отдельные группы транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, используются бюджетными учреждениями.

При установлении налоговых льгот регионы используют разные подходы, в результате чего состав льгот и перечень категорий налогоплательщиков, полностью или частично освобождаемых от налога, может существенно различаться.

Например, закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (с учетом изменений и дополнений, внесенных в последующие годы) предусматривает перечень льготных категорий и дифференцирует льготы в зависимости от категории налогоплательщиков. Одни из них освобождаются от уплаты налога полностью, другие - частично (таблица).

Льготы, причитающиеся бюджетным учреждениям - налогоплательщикам транспортного налога, и условия их непредоставления

Транспортный налог в бюджетных учреждениях

Бюджетные учреждения, в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 151/2004-ОЗ, полностью освобождены от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Согласно определению бюджетных учреждений, данному в законе, под ними следует понимать организации, созданные органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления в Московской области для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированные в Московской области, деятельность которых финансируется не менее чем на 70% за счет средств бюджета Московской области или местного бюджета соответственно либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетные учреждения, использующие спецтранспорт, как правило, по разным причинам не подпадают под определение бюджетных учреждений, принятое в Московской области. В этом случае им предоставляется не полное освобождение от уплаты транспортного налога, а снижение ставки налога на 50%.

С другой стороны, если учреждение, использующее спецтранспорт, полностью подпадает под приведенное определение бюджетного учреждения (по учредителю, некоммерческим функциям, месту регистрации и объемам финансирования средствами учредителя либо областного фонда обязательного медицинского страхования), то оно полностью освобождается от уплаты налога.

Бюджетный учет транспортного налога

В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления расходы бюджетов, связанные с уплатой транспортного налога, являются прочими расходами и относятся на код 290 КОСГУ

Методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления в части групп 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов", доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связанных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Вероятно, практическое значение введения дополнительных аналитических кодов состоит в том, что информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена заинтересованным пользователям бюджетной отчетности в наиболее рациональном виде.

Следовательно, в бюджетном учете начисление и перечисление транспортного налога оформляется бухгалтерскими записями:

  • на сумму начисленного авансового платежа или задолженности по налогу по итогам налогового периода:

Дебет 140101290

Кредит 130305730;

  • на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задолженности по налогу организаций:

Дебет 130305830

Кредит 120101610.

Так же, как и в случае с налогом на имущество, если транспортные средства используются в приносящей доход деятельности, схема бухгалтерских записей будет аналогичной (в первом разряде счета бюджетного учета будет указан код "2").

Инструкция по бюджетному учету и НК РФ не предусматривают распределения сумм транспортного налога между видами деятельности. Тем не менее подобная схема не противоречит ни налоговому законодательству, ни методологии бюджетного учета. То есть если транспортное средство в течение отчетного или налогового периода использовалось в разных видах деятельности, сумма налога может распределяться в порядке, установленном отраслевым или ведомственным нормативным актом, либо внутренним локальным нормативным актом учреждения (например, учетной политикой учреждения).

* Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль