Правила оценки заявок на участие в конкурсе

3680
Доминирующим способом размещения государственных и муниципальных заказов являются торги. Органы законодательной и исполнительной власти предусматривают все большую детализацию каждого из этапов закупочного процесса в целях снижения субъективности при выявлении победителя торгов. С 1 ноября 2009 г. действуют новые правила установления и применения критериальной оценки конкурсных заявок, которые носят обязательный для исполнения порядок. Об этих правилах и пойдет речь в настоящей статье.

Конкурс (от латинского concursus) - соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, науки, спорта с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся). В рамках закупочной деятельности по размещению государственных и муниципальных заказов конкурс - это способ заключения договора. Несмотря на это конкурентная направленность при выборе лучшего результата по условиям исполнения контракта сохраняется. Поэтому конкурс используется государственными и муниципальными учреждениями для исследования предложений участников размещения заказа на соревновательной основе.

Требования к процедуре выбора победителя в сфере размещения заказов установлены положениями ч. 4 и 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и детализированы постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 (далее - Постановление № 722). Постановлением утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Действующим законодательством в сфере размещения заказов установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
  • сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  • объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Использовать иные критерии, кроме перечисленных в п. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, запрещается.

Заказчик устанавливает критерии исходя из следующих правил:

  • должны быть установлены минимум два критерия;
  • применение критерия "цена контракта" - обязательно;
  • запрещается одновременно устанавливать критерии "срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" и "объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг";
  • недопустимо установление критерия "квалификация участника" по предмету соглашения "поставка товара".

Каждый критерий оценки конкурсных заявок должен иметь свою значимость ("вес"). Устанавливая значимость того или иного критерия, заказчик акцентирует внимание участников размещения заказа на своих приоритетах при заключении контракта. В конкурсной документации значимость критериев устанавливается в процентном отношении. Вне зависимости от того, сколько критериев оценки заявок указано в конкурсной документации, их совокупная значимость должна составлять ровно 100% (п. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ), к примеру:

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Для проведения оценки заявок с учетом их значимости используются коэффициенты значимости критериев, выраженные в долях. Согласно ст. 4 Постановления № 722, коэффициент значимости равен частному от деления значения критерия, выраженного в процентах, на 100 (например - 0,1; 0,2 и т. п.).

При установлении значимости критериев следует руководствоваться следующими правилами:

  • значимость критерия "цена контракта" не может быть менее 35%;
  • значимость критерия "качественные характеристики товара" не может превышать 20%;
  • значимость критерия "качество работ, услуг, квалификация участника" не может быть более 20%;
  • совокупная значимость критериев "качественные характеристики товара" и "качество работ, услуг, квалификация участника" при их одновременном использовании не может быть более 20%;
  • значимость каждого из критериев "расходы на эксплуатацию товара", "расходы на техническое обслуживание товара", "срок предоставления гарантии качества" и "объем предоставления гарантий качества" не может превышать 10%;
  • совокупная значимость критериев "расходы на эксплуатацию товара", "расходы на техническое обслуживание товара", "срок предоставления гарантии качества" при их одновременном использовании не может превышать 20%;
  • совокупная значимость критериев "расходы на эксплуатацию товара", "расходы на техническое обслуживание товара","объем предоставления гарантий качества" при их одновременном использовании не может превышать 20%.

Все критерии оценки конкурсных заявок можно разделить на две категории: объективные (поддающиеся формульной оценке) и субъективные (их невозможно оценить в строгой пропорции по степени выгодности). К первой категории относятся цена, расходы (на обслуживание и эксплуатацию), сроки (исполнения контракта и гарантийных обязательств), объем гарантий (выражающийся в валюте цены контракта). Ко второй - критерии качества товара, работ, услуг и квалификации участников размещения заказа. Субъективные критерии оцениваются путем суммирования баллов, присвоенных членами комиссии по личному убеждению в пределах 100 баллов. Для объективных критериев применяется формула, по которой высчитывается в пропорции к установленному заказчиком параметру степень выгодности предложений. Можно сформулировать некоторые общие правила оценки критериев.

Объективные критерии

Первым правилом оценки критериев, относящихся к этой группе, является недопустимость установления подкритериев, которые могут повлиять на прямой пропорциональный расчет выгодности предложений по цифровым показателям.

Вторым правилом можно назвать защиту для заказчика от умышленного занижения (со стороны участника размещения заказа) характеристики критерия с целью получения повышенной балльной оценки - но без намерения фактического исполнения данного условия контракта (данное правило не применяется для критерия "цена контракта"). Если заявка содержит значение равное или меньше половины максимального значения, установленного заказчиком, то ей присваивается рейтинг - 50. Если лучшим условием по критерию будет являться большее значение, то правило принимает обратный вид: если заявка содержит значение, превышающее более чем наполовину минимальное значение условия исполнения контракта, установленное заказчиком, ей присваивается рейтинг - 50.

Пример 1

Максимальная стоимость расходов на техническое обслуживание товара, установленная в документации, составляет 200 тыс. руб. Участник конкурса представляет по стоимости расходов на техническое обслуживание товара предложение 100 тыс. руб. (или менее). В таком случае рейтинг его заявки по данному критерию равняется 50.

Если минимальный объем предоставления гарантий качества товара, зафиксированный в конкурсной документации, составляет 200 тыс. руб., и участник конкурса представляет предложение 300 тыс. руб., т. е. 200 + 200:2 (и более), рейтинг его заявки по данному критерию - 50.

Третье правило - использование одинаковой формулы для расчета рейтинга заявки. Если заказчика интересуют предложения, направленные на уменьшение значения, то ему следует воспользоваться следующей формулой:

Rai = ( Amax – Ai ) / Amax x 100

где Raj - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - максимальное значение параметра критерия (максимальная цена контракта, максимальный срок поставки товара, максимальные расходы на эксплуатацию, на техническое обслуживание товара);

Ai - предложение i-го участника конкурса (предлагаемые участником цена контракта, срок поставки товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара).

Если заказчика интересуют предложения, направленные на увеличение значения показателя, то формула будет следующей:

Rgi = ( Gi – Gmin ) / Gmin x 100

где Rgi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Gmin - минимальное значение параметра критерия (установленный в конкурсной документации минимальный срок предоставления гарантий качества товара, объем предоставления гарантий качества товара);

Gi - предложение i-го участника параметра по критерию (по сроку гарантии качества товара, по объему гарантий качества).

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

В качестве четвертого общего правила можно принять то, что для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Цена контракта. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") не содержит дополнительных правил. Используются вышеназванные первое, третье и четвертое правила оценки критериев. Пример расчета итоговых рейтингов дан в таблице Примера 2.

Пример 2

Конкурсная комиссия анализирует предложения от трех участников конкурса по критерию "цена контракта". Начальная (максимальная) цена контракта равняется 880 тыс. руб., значимость критерия - 50%.

Расчет итогового рейтинга и места заявки на основе оценки по критерию "цена контракта"

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Расходы на эксплуатацию товара. При установлении этого критерия заказчик должен раскрыть в документации его содержание, указав все виды эксплуатационных расходов, режим эксплуатации товара, срок эксплуатации товара в пределах одного года, единицу измерения расходов в валюте цены контракта.

Применяется тот же порядок расчета критерия, что и при расчете "цены контракта" с применением всех четырех общих правил. Дополнительно появляется специальное правило, которое зафиксировано в Постановлении № 722, но вступает в противоречие с Законом № 94-ФЗ.

Согласно Постановлению № 722 если в конкурсной документации не раскрыто содержание критерия, то оценка по критерию "расходы на эксплуатацию товара" не производятся, а значимость данного критерия суммируется со значимостью критерия "цена контракта". Явно предполагается, что данное правило нужно применять в ходе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - т. е. его реализация вменяется в обязанности конкурсной комиссии. Однако в исчерпывающем перечне исключительных полномочий (функций) комиссии, предусмотренном в ч. 6 ст. 7 Закона № 94-ФЗ, оценка правомерности действий заказчика по формированию содержания конкурсной документации отсутствует.

Продолжая данную мысль и немного отступая от основной темы, можно добавить, что в ч. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ сказано, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Также следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона № 94-ФЗ Правительство РФ при определении порядка оценки заявок на участие в конкурсе уполномочено устанавливать виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ. Также Правительство РФ вправе оценивать содержание критериев и их значимость в зависимости от видов товаров, работ, услуг.

Как видно, среди полномочий Правительства РФ не значится наделение конкурсной комиссии дополнительными правами и обязанностями. По доктриналь-ным правилам о юридической силе нормативных актов, если в нормах, установленных федеральным законодателем и органом исполнительной власти есть противоречия, следует применять федеральный закон. Однако нельзя забывать и о существовании Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), формализованной процедуре административного расследования и формулировке состава административного нарушения "нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" без ссылки на федеральный закон или конкурсную документацию. Получается "замкнутый круг" для членов комиссии: совершение действий, не предусмотренных законом, - нарушение, но и неисполнение постановления Правительства РФ - тоже нарушение. Вероятно, следует рассмотреть возможность привести в соответствие обозначенные нормативные акты. В этом случае не будут возникать вопросы по порядку оценки и сопоставления заявок, утвержденному органом исполнительной власти.

Расходы на техническое обслуживание. Данный критерий полностью повторяет общие и специальные правила критерия "расходы на эксплуатацию товара" и по раскрытию содержания, и по формуле расчета, и по действиям комиссии, не обоснованным с точки зрения требований законодательства.

Сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно ст. 54 Постановления № 722 срок исполнения обязательств должен быть выражен в периоде, но не может устанавливаться календарной датой. Если в рамках данного критерия применяется несколько сроков (например, при поэтапном выполнении работ), то все сроки должны быть выражены в одинаковых единицах измерения (годах, часах и пр.). Если по критерию используется один срок, то заказчик может установить максимальный и минимальный сроки исполнения обязательств, либо только максимальный (в этом случае минимальный срок считается равным нулю).

Если при оценке заявок используется несколько сроков, заказчик обязан определить и максимальное, и минимальное значение данного параметра. При установлении "двойной границы" сроков исполнения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) разница между максимальным и минимальным сроками не может составлять менее 25% максимального срока с даты заключения контракта. Например, если максимальный срок поставки составляет 4 недели, минимальный срок может равняться 3 неделям и менее.

Если предметом контракта является выполнение поисковых научно-исследовательских работ и срок реализации контракта составляет более трех лет, то предусмотренная разница между максимальным и минимальным периодами должна составлять 10% и более.

Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг. По данному критерию в конкурсной документации должен быть указан объем предоставления гарантий: условия исполнения гарантийного обязательства, минимальный срок гарантии и единица измерения срока. При расчете применяются все общие правила и реализуется "оценочная" функция комиссии.

Объем предоставления гарантий качества товаров, работ, услуг. Критерий должен раскрываться в документации через предмет гарантийного обязательства, срок предоставления гарантии, минимальный объем гарантий в валюте цены контракта, единицу измерения объема предоставления гарантий в валюте цены контракта. Дополнительным правилом по "гарантийным" критериям (срок и объем) является требование к комиссии не оценивать по ним заявки, если в документации установлены оба критерия. Показатели весомости критериев в этом случае должны суммироваться со значимостью критерия "цена контракта".

Субъективные критерии

Качественные характеристики товара. Критерий используется в случае, если предметом конкурса является поставка товаров. В соответствии с Постановлением № 722 данный критерий может использоваться, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. В этом правиле можно усмотреть нестыковку с нормами гражданского законодательства: помимо других признаков, работы отличаются от услуг наличием (при выполнении работ) и отсутствием (при оказании услуг) вещественного результата, имеющего длительный срок экспозиции. Например, выполнение подрядных работ по капитальному ремонту позволяет увидеть результат, а оказание услуг по исполнению музыкального произведения не позволит констатировать наличие материального объекта. Сложно представить услугу, в результате которой может быть создан товар.

В конкурсной документации должен быть установлен предмет оценки, исчерпывающий перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара по указанному критерию либо одна такая характеристика (потребительское свойство). Например, предметом контракта является приобретение административного здания. Описательными характеристиками могут являться следующие значения:

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Таблица может выглядеть так, как это указано в следующем примере.

Пример 3

Должностные лица заказчика анализируют описательные характеристики приобретаемого по контракту здания. В таблице они приводят наиболее предпочтительные характеристики объекта.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Для оценки заявок по данному критерию в конкурсной документации может быть установлена как одна, так и несколько функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара. Допускается разделение критерия на подкритерии. Если подкритерии установлены, то документация должна содержать не только значимость критерия в процентах, но и максимальное значение каждого подкритерия в баллах. Согласно Постановлению № 722 сумма максимальных значений всех подкритериев указанного критерия должна составлять 100 баллов. Эти показатели также устанавливаются в конкурсной документации. Например, путем следующего распределения:

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качественные характеристики товара", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.

Rbi = B1i + B2i + ... + Bki

где Rbi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Bki - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке по k-й характеристике (потребительскому свойству), где k - количество установленных характеристик (потребительских свойств).

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качественные характеристики товара" должен быть умножен на соответствующую указанному критерию значимость.

Пример 4

Конкурсная комиссия из второго примера анализирует предложения от трех участников конкурса по нескольким критериям. Установлено, что значимость критерия "качественные характеристики товара" - 20%. Критерий "функциональные характеристики" характеризуется следующими подкритериями: № 1 - год постройки; № 2 - место расположения; № 3 - общая площадь. Максимальное количество баллов по каждому из подкритериев, которые могут быть присвоены членами комиссии при оценке заявок: подкритерий № 1 - 30 баллов; подкритерий № 2 - 30 баллов; подкрите-рий № 3 - 40 баллов. При оценке заявок присутствовали три члена комиссии. Комиссия оформила результаты своей работы следующим образом:

Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Качество работ, услуг, квалификация участника. У "качества работ, услуг, квалификации работника", есть важное отличие от предыдущего критерия. Оно заключается в возможности использования данного критерия в том случае, если предметом соглашения является выполнение работ или оказание услуг. Правила по содержанию документации в описательных характеристиках содержания критерия, распределения весомости, в т. ч. по подкритериям на баллы, порядок оценки по среднему арифметическому с применением значимости критерия для получения итогового рейтинга идентичны правилам и порядку, установленным для субъективного "товарного" критерия.

Резюме

Рассмотрев и описав правила оценки заявок на участие в конкурсах, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, использование как субъективных, так и объективных критериев оценки заявок на участие в конкурсе позволяет всесторонне и сбалансированно оценить преимущества каждого из участников конкурса. При этом сочетание критериев позволит избежать гонки за ценой в ущерб качеству товаров, работ или услуг или, напротив, предотвратит попытки сверхмерного расходования средств.

Во-вторых, очевидно, что в нормативной правовой базе есть некоторые расхождения и нестыковки, в особенности по полномочиям комиссии, оценивающей заявки на участие в конкурсе и анализирующей их содержание. Но в целом понятна логика процесса и ясны направления развития нормативной базы.

Это интересно

Труд и занятость

ФАС Западно-Сибирского округа указал в постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-11516/2009, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособий по обязательному социальному страхованию. Денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности, учитывается для расчета среднего заработка. При этом в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ. В том числе сюда входят и денежное содержание, начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности РФ.

___________________________________

Узнать подробнее о документах для участия в конкурсе и как составляется жалоба в ФАС можно на портале pro-goszakaz.ru.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль