Плата за загрязнение учреждениями окружающей среды

16598
 Романова Н.А.
Генеральный директор ООО "Центр экономической информации"
Любая, даже самая небольшая организация в процессе своей деятельности так или иначе загрязняет окружающую среду – использованные канцтовары и бумага, отработавшие свое расходные материалы оргтехники, выхлопы автотранспорта оказываются на полигоне бытовых отходов или в воздухе. В соответствии с законодательством Российской Федерации за негативное воздействие на окружающую среду вносится плата. Рассмотрим условия, при которых взимается плата, порядок ее расчета и перечисления в бюджет.

Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 № 284-О разъяснил, что внесение экологических платежей связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде и обязательно для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие.

Данные платежи обладают следующими характеристиками:

  • являются необходимым условием получения права осуществлять деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду;
  • являются обязательными, публично-правовыми и вносятся для осуществления государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению;
  • носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер;
  • по своей правовой природе не являются налогом.

Плательщики

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее - Постановление № 632).

В соответствии с п. 1 Порядка плату обязаны вносить предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Ростехнадзор в приказе от 12.09.2007 № 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" указал, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О и Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица.

Обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Государственное (муниципальное) учреждение обязано вносить плату вне зависимости от того, занимается оно приносящей доход деятельностью или нет.

Важный нюанс

Органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ. Подпункт “б” п. 4 Постановления № 632, предусматривавший такую возможность, утратил силу с 1 января 2010 г. (постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П). В связи с этим перечисленные организации осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую среду на общих основаниях.

Обособленные подразделения учреждения юридическими лицами не являются, поэтому плату за загрязнение окружающей среды не исчисляют и не перечисляют. Следовательно, платежи за них вносит головное учреждение. Обособленное подразделение может вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в случае, если такое право закреплено в положении о его деятельности, а его руководитель имеет соответствующую доверенность.

Постановка плательщиков на учет

Ростехнадзор в письмах от 27.04.2007 № 04-09/455, от 12.02.2007 № 04-09/169 и № 04-09/170 указал, что плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет по каждому стационарному и передвижному объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду. Юридическое лицо, эксплуатирующее передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Рос-технадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта).

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Росприроднадзо-ру переданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Постановление № 717). Постановление вступило в силу 30.09.2010.

Таким образом, постановка на учет учреждений, вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, по нашему мнению, должна осуществляться в органах Росприроднадзора. Однако акты Ростехнадзора, касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую среду, продолжают действовать, а других официальных документов по этому вопросу принято не было.

В связи с этим вопрос о постановке на учет целесообразно согласовать с органом Росприроднадзора.

Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после получения соответствующими территориальными органами информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов производства и потребления, облагаемых платой (п. 8 Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545). Форма представления такой информации не установлена.

Виды вредного воздействия, за которые взимается плата

Порядок, утвержденный Постановлением № 632, предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Следует знать

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Размещением отходов признается хранение отходов (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; D размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена как в отношении стационарных, так и в отношении передвижных источников загрязнения. К стационарным источникам относят объекты, прочно связанные с землей (котельные; производственные объекты, осуществляющие выброс (сброс) загрязняющих веществ и т. п.). Передвижными источниками являются, например, транспортные средства (автомобили, автобусы, воздушные или морские суда и т. п.).

При расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 4 Закона № 89-ФЗ отходы являются объектом права собственности. Платильщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду является собственник отходов. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. При этом передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (письмо Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001).

Таким образом, если учреждение передало право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по их размещению, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду:

Плата за загрязнение учреждениями окружающей среды

Вопрос о необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, наносимое автомобилями и офисным мусором: бумагой, канцтоварами, расходными материалами и т. п. является неоднозначным.

Важный нюанс

Отходы I–IV классов опасности можно передавать только организациям, имеющим лицензии на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение (подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Так, арбитражный суд Краснодарского края в решении от 23.01.2008 по делу № А32-330/2008-13/3-3АЖ пришел к выводу, что вносить плату за загрязнение среды офисной деятельностью необходимо, поскольку размещение отходов, образующихся в ходе такой деятельности, приводит к негативному воздействию на окружающую среду. Аналогичную точку зрения высказывали в неофициальных разъяснениях и некоторые территориальные органы Ростехнадзора.

В то же время в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 признано право непроизводственной организации не сдавать отчетность и не перечислять плату за загрязнение от офисной деятельности. В постановлении, в частности, указано, что в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов.

Следовательно, организация занимается размещением отходов (в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ), если ее деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Если же учреждение такую деятельность не осуществляет, то и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду оно не обязано.

Ставки платы

Базой для расчета платы служит количество размещенных отходов, объем выбросов, сбросов и т. п. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее - Постановление № 344).

По каждому виду загрязняющих веществ установлены базовые нормативы платы. Существует два вида базовых нормативов:

  • за выбросы в пределах нормативов;
  • за выбросы сверх нормативов, но в пределах лимитов.

Нормативы и лимиты выбросов загрязняющих веществ согласовываются с территориальным органом Росприроднадзора.

Плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками не предусматривает установление лимитов. Она осуществляется по следующим нормативам:

Плата за загрязнение учреждениями окружающей среды

В приложении № 2 к Постановлению № 344 приведены коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов Российской Федерации:

Плата за загрязнение учреждениями окружающей среды

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду были установлены в 2003 и 2005 гг. В 2010 г. они применялись с коэффициентами 1,79 и 1,46 соответственно (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"). В 2011 г. применяются коэффициенты 1,93 и 1,58 соответственно (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", далее - Закон № 357-ФЗ).

Пример 1

Базовые нормативы платы за выброс сажи установлены в 2005 г. и составляют:

  • за выброс в пределах нормативов - 80 руб. за тонну;
  • за выброс больше нормативов, но в пределах временных лимитов - 400 руб. за тонну.

Предположим, что в регионе установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, в размере 1,9. Это означает, что за нормативные выбросы сажи в 2011 г. необходимо платить 240 руб. 16 коп. за тонну (80 руб./т х 1,9 х 1,58), а за сверхнормативные, но в пределах временных лимитов - 1200 руб. 80 коп. за тонну (400 руб./т х 1,9 х 1,58).

За сверхлимитные выбросы вносится плата, установленная за выброс в пределах лимита, увеличенная в 5 раз. Такая же плата взимается за выбросы без разрешения.

Порядок расчета платы

Чтобы исчислить размер платы, необходимо объем нормативных, сверхнормативных и сверхлимитных выбросов умножить на соответствующие ставки платы.

Пример 2

Учреждение, расположенное в Центральном районе Российской Федерации, в 2011 г. согласовало с территориальным органом Росприроднадзора следующие показатели выбросов сажи:

  • норматив выбросов за квартал – 1000 т;
  • лимит – 1100 т.

Фактический выброс составил 1110 т, т. е.:

  • 1000 т – в пределах норматива;
  • 100 т – сверх норматива, но в пределах лимита;
  • 10 т – сверх лимита.

Плата за нормативные выбросы составит 240 160 руб. (80 руб./т х 1,9 х 1000 т х 1,58).

Плата за сверхнормативные выбросы – 120 080 руб. (400 руб./т х 1,9 х 100 т х 1,58).

Плата за сверхлимитные выбросы – 60 040 руб. (400 руб./т х 1,9 х 5 х 10 т х 1,58).

Общая сумма платы – 420 280 руб. (240 160 руб. + 120 080 руб. + 60 040 руб.).

В связи с принятием Постановления № 717 Ростехнадзор на своем сайте (по адресу http://89.188.96.242/node/2063) сообщил, что прием расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с 1 октября 2010 г. в органах Росприроднадзора. Поскольку другие сроки представления расчета Росприроднадзором не установлены, плата вносится в сроки, установленные приказом Рос-технадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно приложению № 6 к Закону № 357-ФЗ администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду является Росприроднадзор. Соответственно, при перечислении платы в бюджет учреждению следует указать в платежном документе код 048 1 12 01000 01 0000 120 КДБ.

Отчетность по плате

Отчетным периодом признается календарный квартал. Расчет фактического размера платы за загрязнение окружающей среды ежеквартально представляется в территориальное управление Росприроднад-зора до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форма расчета, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Организации самостоятельно рассчитывают и перечисляют плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы представляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту:

  • нахождения стационарного объекта негативного воздействия;
  • государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия непосредственно.

Расчет может быть представлен плательщиком либо уполномоченным представителем лично или направлен по почте. Отказ в принятии расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду недопустим.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль