Оценка качества государственных услуг и расчет нормативов в учреждениях культуры: основные подходы

12367
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Бюджетные учреждения сферы культуры наряду с медицинскими и образовательными в наибольшей степени подвергаются реформированию с вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона № 83-ФЗ, поскольку большую часть своих услуг они оказывают за плату. Их деятельность как нельзя лучше вписывается в систему бюджетного планирования на основе государственного задания. Однако на данном этапе много трудностей возникает при определении сущности оказываемых услуг, показателей их объема и качества, при расчете нормативов затрат на единицу услуги. В данной статье приведены основные подходы, которыми нужно руководствоваться учреждениям культуры в ходе проведения этой работы, в конечном итоге от ее результатов будет зависеть размер финансового обеспечения для выполнения государственного (муниципального) задания.

Базовый перечень государственных услуг (работ)

Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, утвержден приказом Минкультуры России от 25.10.2010 № 659 (далее — Базовый перечень услуг).

Для театров, концертных организаций, филармоний, цирковых организаций, организаций в сфере народного творчества выделяются два вида госуслуг:

  • создание и показ спектаклей, концертных, цирковых и иных зрелищных программ;
  • проведение тематических фестивалей, выставок, конкурсов и т. п.

Деятельность библиотек подразделяется на следующие виды:

  • работа по формированию и учету фондов библиотек;
  • работа по библиографической обработке документов;
  • работа по организации каталогов;
  • работа по обеспечению физического сохранения и безопасности фонда библиотеки;
  • услуга по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей.

Деятельность музеев предлагается разделять на работу по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации и публичный показ музейных коллекций и предметов. В деятельности государственных архивов предлагается выделять:

  • работу по обеспечению сохранности и учету архивных документов;
  • работу по комплектованию архивными документами;
  • работу по созданию справочно-поисковых систем к архивным документам;
  • государственную услугу по предоставлению архивных документов.

Основные требования к процедурам оказания государственных услуг, а также методы оценки их качества в учреждениях культуры содержатся в следующих нормативных правовых актах:

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;
  • Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле";
  • Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Кроме того, на уровне субъектов РФ разработаны стандарты качества оказаниях государственных услуг в области культуры. Все указанные нормативные правовые акты содержат определенные подходы к оценке деятельности государственных учреждений культуры в части оказания госуслуг. Обобщив эти подходы, можно выделить оптимальные показатели объема и качества оказания госуслуг, которые рекомендуется использовать в проектах государственных заданий.

Рекомендуемые показатели объема и качества государственных услуг в области культуры

Оценка качества государственных услуг и расчет нормативов в учреждениях культуры: основные подходы

Кроме того, для определенных видов учреждений культуры можно выделить специфические требования и показатели качества оказания госуслуг:

  • для библиотек — отношение объема электронного каталога к общему количеству книжного фонда (%), книгообеспеченность (среднее количество книг, приходящихся на одного пользователя, ед.), доля специализированных изданий для слепых в общем фонде (%);
  • для музеев — процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций; процент музейных предметов, внесенных в электронный каталог; доля музейных предметов, требующих реставрации;
  • для театров — средняя посещаемость мероприятий во время гастролей (чел.), интенсивность обновления репертуара (новые постановки, ед.); наполняемость основного зала на стационаре в среднем на 1 спектакль (%);
  • для госархивов — средний срок исполнения заказа на выдачу документа, рассчитываемый ежемесячно по данным бланков (дн.).

В случае, если государственное учреждение (орган исполнительной власти) реализует государственную функцию в сфере культуры, могут быть использованы следующие показатели качества услуг: количество культурологических экспертиз, признающих объекты культурной ценностью (ед.), количество решений о признании объекта имеющим культурную ценность (ед.).

Важным аспектом оценки качества оказания государственных услуг в области культуры является учет мнения потребителей таких услуг об эффективности установленных процедур их оказания и уровне качества. Для решения этой задачи можно использовать проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения, опросов и т. п. Среди показателей качества оказания госуслуг могут использоваться такие данные социологического опроса, как количество жалоб посетителей на процедуры и качество оказания госуслуг, доля удовлетворенных посетителей от общего их числа и т. п.

Внедрение системы мониторинга потребностей населения в услугах культуры обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культурой, учреждениями культуры и населением региона. Это позволит повысить эффективность и адресность предоставляемых государственных услуг.

Расчет нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ)

При решении вопроса об отнесении госучреждения культуры к тому или иному типу — бюджетному, автономному или казенному — используются следующие критерии:

  • доходы от уставной и предпринимательской деятельности, тыс. руб.;
  • среднее число посетителей на одном платном мероприятии, чел.;
  • удельный вес бюджетного финансового обеспечения деятельности учреждения культуры за год, %;
  • средняя зарплата работника культурно-досугового учреждения (руб. в месяц) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в отрасли, %.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания может быть изменен в течение срока его выполнения в случае изменения объема затрат, связанных с оказанием услуг, количества их потребителей или расходов на содержание особо ценного движимого имущества государственного учреждения.

Суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, не использованные госучреждением в текущем финансовом году в связи с недовыполнением государственного задания, связанным в т. ч. с намеренным завышением количества потребителей госуслуг, подлежат возврату в бюджет в соответствии с действующим законодательством.

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цирки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.2010 № 423 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридических лиц".

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.

Нормативные затраты на комплектование библиотечных фондов. Данный показатель рассчитывается исходя из действующего норматива по комплектованию фондов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р "О социальных нормативах и нормах" (250 книг на 1000 жителей в год), а также норматива пополнения библиотечного фонда специализированных библиотек для слепых. Последний норматив доводится до сведения госучреждений письмами Минкультуры России и, как правило, составляет 12% от совокупного библиотечного фонда.

Важный нюанс

В Базовом перечне услуг значительную часть представляют государственные работы. Это связано с тем, что в Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527, приведены формулы расчета нормативов только на оказание госуслуг. Плата за выполнение государственных работ при этом рассчитывается главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) самостоятельно и не нормируется на единицу работ, как это было предусмотрено ранее приказом Минфина от 22.10.2009 №105н.

Нормативные расходы рассчитываются с учетом действующих цен на подписку периодических изданий (журналов и газет), приобретение нотной литературы, литературы для детей и юношества, для взрослого населения, специальной литературы для слепых и слабовидящих, литературы для научной библиотеки (печатные издания, аудиовизуальные документы, документы на электронных носителях).

Затраты на приобретение и изготовление декораций, оборудования, пошив костюмов, репетиционно-постановочные услуги. Для театров, домов культуры и культурно-досуговых учреждений указанные затраты рассчитываются в соответствии с требованиями следующих документов:

  • приказ Минкультуры России от 10.08.2007 № 1249 "Об утверждении Временных методических рекомендаций о порядке учета сце-ническо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия" (далее — Приказ № 1249);
  • приказ Минкультуры России от 06.01.1998 № 2 "Об утверждении и введении в действие правил охраны труда в театрах и концертных залах".

Нормативные затраты на организацию выездных спектаклей в рамках государственного задания рассчитываются с учетом расходов (на транспортировку артистов, костюмов, монтаж декораций) по отдельным сметам в зависимости от необходимого объема работ, действующих тарифов и цен в соответствии с требованиями перечисленных выше приказов.

Нормативные затраты на организацию и проведение культурно-просветительных мероприятий в государственных музеях. В соответствии с требованиями Приказа № 1249 они, как правило, включают расходы на организацию мероприятий, рекламу, изготовление информационных буклетов с учетом необходимого объема работ и действующих тарифов и цен.

Подводя итог, можно сказать, что государственные учреждения в области культуры наиболее легко вписываются в систему бюджетного планирования на основе государственного задания, что связано с высокой степенью регламентированности их деятельности через федеральные нормативные акты, ведомственные приказы Минкуль-туры России, стандарты качества оказания государственных услуг. Однако существенной проблемой остается правовое обоснование расчетов платы за государственные услуги в учреждениях культуры.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль