Эффективность инвестиционных проектов

1861
Все инвестиционные проекты, финансируемые за счет бюджета, должны проходить проверку на предмет эффективности использования выделенных средств. В регионах оценку эффективности выносят на основе постановлений, принятых еще в 2007 г. А вот на федеральном уровне порядок проведения проверок утвержден лишь недавно – постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 590 (далее – Постановление № 590).

Проверка федеральных инвестиционных проектов

С этого года, для того чтобы инвестиционный проект,финансируемый за счет бюджетных средств, был включен в программу, он долженбыть проверен на предмет эффективности, достоверности, а также обоснованностииспользования направляемых на капитальные вложения средств. Такая проверкапроводится в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой вформе капитальных вложений".

Проверка инвестиционных проектов на строительство,реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитальногостроительства, особенно если они реализуются полностью или частично за счетсредств федерального бюджета, - одна из самых сложных задач. В соответствии сп. 4 Постановления № 590 ответственным за ее решение назначен МинэкономразвитияРоссии.

Плата за проведение проверки не взимается (п. 5Постановления № 590).

Правила проведения проверки инвестиционных проектов,утвержденные Постановлением № 590 (далее - Правила), устанавливают следующиепроцедуры:

  • оценку эффективностииспользования средств федерального бюджета, направляемых на капитальныевложения;
  • проверку проектов;
  • выдачу заключения обэффективности инвестиционного проекта.

Срок проведения проверки, подготовки и выдачизаключения не должен превышать трех месяцев.

Инвестиционные проекты, не подлежащие проверке

Правила не распространяются на инвестиционные проекты:

  • финансируемые за счетбюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (включая инвестиционныепроекты, для разработки проектной документации которых предоставляютсяуказанные ассигнования);
  • реализуемые в соответствии с концессионнымисоглашениями, по которым приняты до 1 января 2009 г акты Правительства РФ либоакты главных распорядителей средств федерального бюджета в порядке, установленномПравительством РФ.

Проведение проверки инвестиционных проектов

Проверка проводится в порядке, установленномзаконодательством РФ, для принятия решения о предоставлении средствфедерального бюджета для осуществления бюджетных инвестиций в объектыкапитального строительства, находящихся:

  • в государственной собственности РФ, по которым:
    • подготовка (корректировка)проектной документации (включая проведение инженерных изысканий, выполняемыхдля подготовки такой проектной документации) на строительство, реконструкцию итехническое перевооружение осуществляется с использованием средств федеральногобюджета;
    • проектная документация настроительство, реконструкцию и техническое перевооружение разработана иутверждена застройщиком (заказчиком) или будет разработана без использованиясредств федерального бюджета;
  • в собственности юридических лиц, не являющихся государственнымиили муниципальными учреждениями и государственными или муниципальнымиунитарными предприятиями, проектная документация на строительство, реконструкциюи техническое перевооружение которых подлежит разработке (разработана) безиспользования средств федерального бюджета;
  • в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектовкапитального строительства государственной собственности субъек­тов РФ и (или)на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местнымбюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальнойсобственности, проектная документация по которым подлежит разработке(разработана) без использования средств федерального бюджета и утверждениюзастройщиком (заказчиком).

Качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов

Проверка осуществляется на основе следующихкачественных критериев оценки эффективности использования средств федеральногобюджета, направляемых на капитальные вложения:

  • наличие четко сформулированной цели инвестиционногопроекта с определением количественного показателя/показателей результатов егоосуществления;
  • соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам ицелям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развитияРФ, государственной программе вооружения, отраслевых доктринах, концепциях истратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • комплексный подход к реализации конкретной проблемы врамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с программными мероприятиями, реализуемыми в рамкахдолгосрочных (федеральных) целевых программ, ведомственных целевых программ исоответствующих региональных программ;
  • необходимость строительства (реконструкции итехнического перевооружения) объекта капитального строительства, создаваемогов рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующимигосударственными и муниципальными органами полномочий, отнесенных к предметуих ведения;
  • отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции(работ и услуг), производимой иными организациями;
  • обоснование необходимости реализации инвестиционногопроекта с привлечением средств федерального бюджета;
  • наличие долгосрочных (региональных и муниципальных)целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местныхбюджетов), пре­дусматривающих строительство, реконструкцию и (или) техническоеперевооружение объектов капитального строительства государственной собственностисубъектов РФ (муниципальной собственности), реализуемых в рамках инвестиционныхпроектов;
  • целесообразность использования при реализации инвестиционногопроекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий дляотделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
  • наличие положительного заключения государственнойэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношенииобъектов капитального строительства, за исключением тех, в отношении которых вустановленном законодательством РФ порядке не требуется получения заключениягосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерныхизысканий.

Количественные критерии оценки эффективности

Инвестиционные проекты, соответствующие качественнымкритериям, подлежат дальнейшей проверке на основе следующих количественныхкритериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета,направляемых на капитальные вложения:

  • значения количественных показателей (показателя)результатов реализации инвестиционного проекта;
  • отношение сметной стоимости инвестиционного проекта кзначениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционногопроекта;
  • наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой врезультате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном дляобеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектноймощности объекта капитального строительства;
  • отношение проектной мощности создаваемого(реконструируемого) объекта капитального строительства к мощности, необходимойдля производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для федеральныхгосударственных нужд;
  • обеспечение планируемого объекта капитальногостроительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточныхдля реализации инветиционного проекта.

Правила не содержат методикиоценки эффективности использования средств федерального бюджета. Разработка такой методики - обязанность МинэкономразвитияРоссии (п. 4 Постановления № 590).

Заключение министерства об эффективности инвестиционного проекта

Инвестиционные проекты, прошедшие проверку на основекачественных и количественных критериев, подлежат дальнейшему контролю наоснове интегральной оценки, которая определяется методикой МинэкономразвитияРоссии. Результат проверки - заключение министерства.

Положительное заключение является обязательнымдокументом, необходимым для принятия решения о предоставлении средствфедерального бюджета на реализацию этого инвестиционного проекта за счетсредств федерального бюджета. В случае если в ходе реализации инвестиционногопроекта, в отношении которого имеется положительное заключение, увеличиласьсметная стоимость, то в отношении таких проектов проводится повторная проверкав соответствии с правилами.

Отрицательное заключение должно содержатьмотивированные выводы о неэффективности использования средств федеральногобюджета, направляемых на капитальные вложения в целях реализацииинвестиционного проекта, или о необходимости доработки документации суказанием конкретных недостатков. Отрицательное заключение является основаниемдля подготовки в установленном законодательством РФ порядке предложения оботмене ранее принятого решения о дальнейшем предоставлении средствфедерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта. В случае полученияотрицательного заключения заявитель вправе представить документы на повторнуюпроверку при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенныхв заключении.

Заключение подписывается министром экономическогоразвития РФ или уполномоченным им должностным лицом. Министерствоэкономического развития РФ ведет в установленном им порядке реестр инвестиционныхпроектов, получивших положительное заключение об эффективности использованиясредств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Вероятность риска

Возможность провести предварительное компьютерноетестирование на эф­фективность инвестиционного проекта - удовольствие дорогое.Риск получить отрицательное заключение Минэкономразвития России можнопросчитать с помощью так называемых качественных методов:

  • анализа уместности затрат;
  • метода аналогий;
  • метода экспертных оценок.

Анализ уместности затрат

Основой анализа уместности затрат выступаетпредположение о том, что перерасход средств может быть вызван одним илинесколькими следующими факторами:

  • изначальной недооценкой стоимости проекта в целом илиего отдельных фаз и составляющих;
  • изменением границ проектирования, обусловленнымнепредвиденными обстоятельствами;
  • отличием производительности машин и механизмов отпредусмотренной проектом;
  • увеличением стоимости проекта в сравнении спервоначальной вследствие инфляции или изменения налогового законодательства.

Метод аналогий

Метод заключается в анализе всех имеющихся данных по неменее рискованным аналогичным проектам, изучении последствий воздействия наних неблагоприятных факторов с целью определения потенциального риска приреализации нового проекта.

Метод экспертных оценок

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляетсяперечень первичных рисков в виде опросных листов и предлагается оценитьвероятность их наступления, руководствуясь специальной системой оценок. В томслучае, если между мнениями экспертов будут обнаружены большие расхождения, ониобсуждаются всеми экспертами для выработки более согласованной позиции. Вцелях получения более объективной оценки специалисты, проводящие экспертизу,должны обладать полным спектром информации об оцениваемом проекте.

Количество и качество

В Постановлении № 590 акцент сделан не на качественныепоказатели, а на количественные критерии. Действительно, использованиеколичественных методов дает возможность получить:

  • численную оценку рискованности проекта;
  • определить степень влияния факторов риска на егоэффективность.

Однако к числу недостатков количественных методов можноотнести следующие факторы:

  • наличие большого объема исходной информации задлительный период времени;
  • сложности при определении законов распределенияисследуемых параметров (факторов) и результирующих показателей;
  • изолированное рассмотрение изменения одного фактора безучета влияния других.

Качественные методы позволяют рассмотреть все возможныерисковые ситуации и описать все многообразие рисков рассматриваемогоинвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты оценки частообладают не очень высокой объективностью и точностью.

Одним словом, трудно выработать универсальный метод,который позволяет провести полный анализ и дать оценку инвестиционного проекта.Еще труднее предугадать, какую методику утвердит Минэкономразвития России.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль