Ведение лицевых счетов по учету операций со средствами федерального бюджета

1415
Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ (далее – Закон № 63-ФЗ) были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) в части регулирования бюджетного процесса. В свою очередь потребовалось приведение в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов. В соответствии со ст. 5 Закона № 63-ФЗ с 1 января по 31 декабря 2008 г. открытие и ведение лицевых счетов органами Федерального казначейства, а также ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее - Инструкция) была утверждена приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н. Однако в соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2007 № 101н Инструкция изложена в новой редакции и действует с 1 января 2008 г.

Понятия, используемые в Инструкции

В новой редакции ст. 2 Инструкции п. 2 содержит толькоте понятия, которые не нашли свое отражение в новой редакции БК РФ, а именно"обособленное подразделение получателя средств", "инойполучатель средств федерального бюджета", "клиент казначейства"

Обособленное подразделение получателя средств - этоподразделение, созданное получателем средств федерального бюджета (далее - получатель средств), указанное в его учредительных документах. Оно действует наосновании утвержденного получателем средств Положения и наделено имуществом,находящимся в оперативном управлении получателя средств. На обособленноеподразделение, наделенное получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное подразделение),в рамках Инструкции распространяется понятие "получатель средств".

Иной получатель средств федерального бюджета (далее -иной получатель средств) - это получатель средств, осуществляющий всоответствии с Инструкцией операции со средствами федерального бюджета насчете, открытом ему в подразделении расчетной сети Банка России или кредитнойорганизации (далее - банк). Также им может быть получатель средств, находящийсяза пределами РФ, получающий средства федерального бюджета на обеспечение своейдеятельности от главного распорядителя средств в иностранной валюте.

Клиент казначейства - это главный распорядитель средствфедерального бюджета (далее - главный распорядитель средств), распорядительсредств федерального бюджета (далее - распорядитель средств), получательсредств, иной получатель средств, которым в установленном Инструкцией порядке воргане Федерального казначейства (далее - ОФК) открыты соответствующие лицевыесчета.

Виды лицевых счетов и их коды

Пунктом 3 Инструкции установлено, какие виды лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета открываются в ОФК (таблица).

Виды лицевых счетов и их коды

Таким образом, в новой Инструкции появились дополнительно два вида лицевых счетов - лицевой счет получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте и лицевой счет иного получателя средств для осуществления операций в иностранной валюте.

Порядок формирования номера лицевого счета не изменился и состоит из 11 разрядов.

Порядок открытия счетов

Как и прежде, лицевые счета в ОФК открываются клиентам,включенным в Сводный реестр. Каждому клиенту для учета операций со средствамифедерального бюджета может быть открыт только один лицевой счетсоответствующего вида. В настоящее время несколько счетов одного и того жевида могут быть открыты только заказчикам-застройщикам, в соответствии спостановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 714 "Об утвержденииПоложения о формировании пе­речня строек и объектов для федеральныхгосударственных нужд и их финансировании за счет средств федеральногобюджета"

Пунктом 11 Инструкции установлено, что ОФК впятидневный срок после открытия лицевого счета получателя средств сообщает обэтом территориальному органу Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), поместу регистрации получателя средств, если законодательством РФ предусмотренопредставление ими такой информации. Из прежней редакции данного пунктаисключено, что информация должна предоставляться органам государственныхвнебюджетных фондов. Хотя на практике, уже в 2007 г. информация об открытиисчета внебюджетным фондам не предоставлялась. Письмом казначейства РФ от17.10.2007 № 42-7.1-15/5.1-376 разъяснено, что информация об открытии (закрытииили переоформлении) счетов в органы управления государственных внебюджетныхфондов представляется в соответствии с ранее действующим порядком, т. е. ворганы управления тех государственных внебюджетных фондов, федеральнымизаконами о бюджетах которых данная норма установлена. В 2007 г. указаннымизаконодательными актами данная норма не была предусмотрена.

Обратите также внимание, что согласно п. 11, 37Инструкции орган Федерального казначейства в пятидневный срок после открытия(закрытия) лицевого счета получателя средств федерального бюджета сообщает обэтом территориальному органу Федеральной налоговой службы по месту регистрацииполучателя средств, если законодательством РФ предусмотрено представлениеорганами Федерального казначейства такой информации.

В настоящее время обязанность предоставления органамиФедерального казначейства налоговым органам информации об открытии и закрытиилицевых счетов законодательством РФ не установлена.

До внесения в законодательство РФ положений обобязанности представления органами Федерального казначейства налоговым органаминформации об открытии и закрытии лицевых счетов графа "Номера и датыписем органа Федерального казначейства об открытии и закрытии лицевого счета,направленных налоговым органам" Книги регистрации лицевых счетов незаполняется.

Не изменилось положение о том, что лицевые счетарегистрируются ОФК в Книге регистрации лицевых счетов.

Дополнено положение о том, что допускается ведениенескольких книг регистрации лицевых счетов (п. 12 Инструкции). Зависит это отпорядка, утвержденного руководителем органа Федерального казначейства,организации документооборота и требований законодательства РФ о защитегосударственной тайны.

Ранее на практике встречались случаи ведения ОФКнескольких Книг регистрации лицевых счетов, что являлось существеннымнарушением в их работе и неоднократно отмечалось в актах внутренних проверок.Теперь ведение нескольких Книг регистрации лицевых счетов нарушением неявляется.

Документы, необходимые для открытия счетов

Пунктом 13 Инструкции определен перечь документов, необходимых дляоткрытия лицевого счета распорядителя средств главному распорядителю. Этотперечень остался неизменным по сравнению с предыдущей редакцией Инструкции.

Пунктом 14 Инструкции определен перечень документов, которыедолжен представить в ОФК распорядитель средств для открытия лицевого счетараспорядителя средств. Как и прежде, основанием для открытия лицевого счетараспорядителя средств является представленный им в ОФК правоустанавливающийучредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителясредств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставленыполномочия по распределению ЛБО и объемов финансирования по распорядителям иполучателям средств, находящимся в его ведении. Сам перечень документов неизменился.

Пунктом 15 Инструкции установлен перечень документов, необходимыхдля открытия лицевого счета иного получателя средств. Лицевые счета иного получателясредств открываются для каждого иного получателя средств в ОФК по местуоткрытия главного распорядителя (распорядителя) средств, в ведении которогонаходятся иные получатели средств, лицевые счета распорядителя средств.

Лицевые счета иного получателя средств дляосуществления операций в иностранной валюте открываются в Федеральномказначействе главным распорядителям средств в соответствии с Перечнемадминистраторов источников внешнего финансирования дефицита федеральногобюджета и главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих право втекущем финансовом году получать от Федерального казначейства средствафедерального бюджета в иностранной валюте, доведенным Минфином России доФедерального казначейства.

Перечень документов для открытия лицевого счета иногополучателя средств не изменился.

Представление в орган Федерального казначействаРазрешения для открытия лицевого счета иного получателя средств дляосуществления операций в иностранной валюте не требуется.

Пунктом 16 Инструкции определен перечень документов для открытиялицевого счета получателя средств (за исключением обособленного подразделения),лицевого счета получателя средств для осуществления операций в иностраннойвалюте.

Для открытия лицевого счета получателя средств переченьдокументов не изменился.

Для открытия лицевого счета получателя средств для осуществленияопераций в иностранной валюте главным распорядителем средств в Федеральноеказначейство представляются следующие документы:

  • заявление на открытие лицевого счета (приложение № 1 кИнструкции);
  • копия учредительного документа, заверенная учредителемили нотариально;
  • копия документа о государственной регистрации,заверенная учредителем, или нотариально, или органом, осуществившимгосударственную регистрацию;
  • карточка образцов подписей главного распорядителясредств, подписанная руководителем и главным бухгалтером (инымиуполномоченными руководителем лицами) главного распорядителя средств искрепленная оттиском гербовой печати главного распорядителя средств наподписях вышеуказанных лиц;
  • копия свидетельства налогового органа о постановке научет, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом.

Пунктом 17 Инструкции определены документы для открытия лицевогосчета получателя средств обособленному подразделению (без изменений).

Федеральный орган государственной власти РоссийскойФедерации или его территориальный орган, государственный орган, входящий всудебную систему и систему органов прокуратуры РФ, федеральное бюджетноеучреждение с условным наименованием - войсковая часть, не имеющее собственногоположения (устава) и действующее на основании общего положения (устава),утвержденного в установленном порядке, при открытии лицевого счета распорядителясредств или лицевого счета получателя средств, лицевого счета получателя средствдля осуществления операций в иностранной валюте в ОФК не предоставляют:

  • копию учредительного документа, заверенную учредителемили нотариально;
  • копию документа о государственной регистрации,заверенную учредителем, или нотариально, или органом, осуществившимгосударственную регистрацию.

В ранее действовавшей редакции Инструкции это правилораспространялось только на орган государственной власти Российской Федерацииили его территориальный орган. Хотя письмом Минфина России от 18.03.2003 №03-01-01/12-78 было разъяснено, что данная норма распространяется и нагосударственные органы, входящие в судебную систему, и систему органовпрокуратуры РФ, и на войсковые части.

ОФК в течение пяти рабочих дней после обращения клиентаосуществляет проверку представленных клиентом документов, необходимых дляоткрытия соответствующего лицевого счета. Проверяется соответствие документовтребованиям Инструкции, а также данным Сводного реестра главныхраспорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета вчасти полного наименования, краткого наименования, организационно-правовойформы и формы собственности. Нововведением является проверка соответствия документовданным Сводного реестра.

Обращаем внимание, что распорядители и получателисредств обязаны в пятидневный срок после поступления к ним информации отглавного (вышестоящего) распорядителя средств, в ведении которого онинаходятся, сообщать в письменной форме в ОФК обо всех изменениях в документах,представленных для открытия лицевых счетов (п. 19 Инструкции).

Карточки образцов подписей

Обратите внимание, что в новой редакции Инструкциивезде указано, что карточка образцов подписей может подписываться и заверятьсяне только руководителем и главным бухгалтером, но и иным уполномоченным лицом.

При этом изменились требования по оформлению карточкиобразцов подписей бюджетополучатей Министерства обороны РФ. Пунктом 22Инструкции установлено, что карточка распорядителя средств и получателясредств, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, подписывается вобщеустановленном порядке (п. 21 Инструкции) либо только руководителем данногораспорядителя или получателя средств (иным уполномоченным лицом) и заверяетсяподписью руководителя (иного уполномоченного лица) вышестоящего распорядителясредств и оттиском гербовой печати вышестоящего распорядителя средств всоответствии с данными Сводного реестра. Таким образом, дополнено, что такаякарточка образцов подписей может подписываться не только с учетом особенностей,но и в обычном порядке.

Как и ранее, карточки образцов подписей представляютсяклиентами в орган Федерального казначейства в двух экземплярах. В случаенотариального заверения карточки, заверяется один ее экземпляр, второйпринимается по разрешительной надписи главного бухгалтера (иногоуполномоченного руководителем лица) ОФК после сличения образцов с нотариальнозаверенным экземпляром карточки. Тем не менее, некоторые организации заверяютнесколько экземпляров карточки нотариально. Это не является нарушением, но втоже время, заверяя несколько экземпляров карточки, организации неэффективнотратят деньги.

Карточка подписывается руководителем и главнымбухгалтером клиента, которому открывается лицевой счет. Если в штате нетдолжности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего егофункции), карточка подписывается только руководителем. В этом случае в графе"Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правомвторой подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате непредусмотрен", в соответствии с которой платежные документы считаютсядействительными при наличии в них одной первой подписи.

Переоформление и закрытие счетов

Порядок переоформления счетов при изменении вустановленном порядке структуры номера лицевого счета и при внесении в установленномпорядке главным распорядителем средств в Сводный реестр дополнений, связанных сизменением наименования распорядителя, получателя, иного получателя средств, невызванного их реорганизацией и не связанного с изменением их подчиненности илиорганизационно-правового статуса, не изменился (пп. 27-28 Инструкции).

Добавлен новый п. 29, которым установлено, что приизменении наименования ОФК, не вызванного его реорганизацией и не связанного сизменением подчиненности или организационно-правового статуса, лицевые счета распорядителями получателям средств, открытые в ОФК, должны быть переоформлены.

При таком изменении наименования ОФК, указанный органне позднее следующего рабочего дня после получения данной информации письменноуведомляет об этом распорядителей и получателей средств.

В течение пяти рабочих дней после получениявышеуказанной информации распорядитель или получатель средств обязанпредставить в ОФК заявление на переоформление лицевого счета (приложение № 5 кИнструкции).

Уполномоченный руководителем работник ОФК на каждомэкземпляре карточки образцов подписей и в Книге регистрации лицевых счетовуказывает новое наименование ОФК. При этом каждое изменение должно бытьподтверждено подписью главного бухгалтера ОФК (иного уполномоченногоруководителем лица) с указанием даты изменения.

При реорганизации ОФК (слияние, присоединение,разделение, выделение, преобразование) лицевые счета клиентов, ранее открытые вреорганизуемом органе, подлежат закрытию и открытию во вновь созданном ОФК впорядке, установленном разделами 2 и 3 Инструкции.

Не изменились процедуры, осуществляемые при ликвидацииклиента и при переходе клиента на обслуживание в другой орган Федеральногоказначейства (пп. 30-31 Инструкции).

Исключен п. 31.1, который устанавливал особый(упрощенный) порядок открытия счетов при передаче клиента из ведения одногоглавного распорядителя средств в ведение другого. Часть документов на открытиесчета в таком случае не предоставлялась, карточка образцов подписей оформляласьв упрощенном порядке.

В пункт 32 Инструкции внесено важное уточнение, чтолицевые счета закрываются ОФК при отсутствии на них показателей:

  • по заявлению на закрытие лицевого счета (приложение № 6к Инструкции), представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменениемподчиненности главному распорядителю средств, завершением работы ликвидационнойкомиссии, переходом клиента на обслуживание в другой ОФК и его убытием с меставременной дислокации на место постоянного нахождения;
  • без заявления клиента в связи с исключением распорядителя,получателя, иного получателя средств из Сводного реестра в случаях,предусмотренных Правительством РФ и Минфином России.

Еще одноважное дополнение - счета могут закрываться без заявления клиента.

Закрытие лицевого счета без представления клиентомзаявления на закрытие лицевого счета, при отсутствии показателей на лицевомсчете, осуществляется ОФК в течение пяти рабочих дней со дня получения всоответствии с порядком ведения Сводного реестра главных распорядителей,распорядителей и получателей средств федерального бюджета, установленнымМинфином России, информации о предварительном исключении клиента из Сводногореестра.

Закрытие лицевого счета осуществляется после подписанияруководителем и главным бухгалтером ОФК в поле "Отметка органа Федеральногоказначейства о закрытии лицевого счета" заявления на закрытие лицевогосчета (приложение № 6 к Инструкции),оформленного уполномоченным руководителем ОФК работником, с указанием основаниядля закрытия лицевого счета "без представления клиентом заявления назакрытие лицевого счета в связи с исключением его из Сводного реестра".

Заявление о закрытии лицевого счета подшивается вюридическое дело клиента и служит основанием для осуществления записи озакрытии лицевого счета получателя средств в Книге регистрации лицевых счетов.

Пунктом 33 Инструкции установлено, что клиент при егореорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование)представляет в ОФК для закрытия лицевых счетов только копию решения ореорганизации, принятого его учредителем либо иным уполномоченным на тоучредительными документами органом. Таким образом, существенно сократилсяперечень документов, представляемых при реорганизации клиента.

Добавлен п. 35, устанавливающий, что лицевой счет иногополучателя средств для осуществления операций в иностранной валюте закрываетсяФедеральным казначейством при исключении главного распорядителя средств изПеречня.

В пункт 36 Инструкции внесены изменения. Указано, что при закрытиилицевых счетов порядок передачи ЛБО, принятых бюджетных обязательств, объемовфинансирования и кассовых расходов, остатков неиспользованных объемов финансированияосуществляется в установленном Минфином России порядке.

Исключено из п. 36 положение о том, что с клиентомдолжна производиться сверка произведенных операций по счету.

При наличии на лицевом счете неотозванных ЛБО, объемовфинансирования закрытие лицевого счета осуществляется ОФК после завершенияфинансового года без представления заявления клиента на закрытие лицевого счета.

Бухгалтеру на заметку

Когда необходимо пересчитать выплаченные пособия на детей

ФСС пояснил, в каких случаях необходимо пересчитать уже выплаченные пособия по уходу за ребенком.

Если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработка, не достигает проиндексированного с 1 июля 2008 г. минимального размера пособия, то оно подлежит перерасчету.

В случае если ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное из заработной платы, ограничивалось максимальным размером, то оно подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка, но не выше максимального размера проиндексированного в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2008 № 110-ФЗ.

(Письмо ФСС от 25.07.2008 № 02-10/07-7293)



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль