Операции со средствами бюджета в органах федерального казначейства

1200
Предлагаем вниманию читателей анализ основных изменений, связанных с порядком отражения операций на лицевых казначейских счетах.

Операции на лицевых счетах распорядителей средств

Порядок отражения операций на лицевых счетахраспорядителей средств не изменился (п. 38-42 Инструкции).

В пункт 43 Инструкции внесено уточнение, что сверкаопераций по движению лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) и объемовфинансирования, учтенных на лицевых счетах распорядителей средств, должнапроизводиться ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующегоза отчетным (уточнено - рабочего дня).

Сверка производится путем предоставления органомФедерального казначейства (далее - ОФК) под расписку главному распорядителю,распорядителю средств информации по операциям, отраженным на лицевом счетераспорядителя средств на первое число месяца, следующего за отчетным,сформированной нарастающим итогом с начала года по установленной МинфиномРоссии форме. Информация предоставляется на бумажном носителе с одновременнымпредставлением на машинном носителе без электронной цифровой подписи (далее -ЭЦП). Теперь, согласно новой редакции Инструкции, "Лицевой счет"должен выдаваться не только в бумажном варианте, но и в электронном виде безЭЦП (например, структурированный файл на дискете).

Также этот пункт дополнен тем, что теперь при наличииэлектронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем иОФК порядок представления документов с применением электронной цифровой подписипо системе электронного документооборота определяется соответствующим договором(соглашением) об обмене электронными документами.

Операции на лицевых счетах получателей средств, иных получателей средств

Раздел 4.2 Инструкции посвящен порядку отраженияопераций на лицевых счетах получателей средств, а также иных получателейсредств.

Пунктом 45 Инструкции установлено, что кассовый расходфедерального бюджета представляет собой передачу ОФК в банк, в котором емуоткрыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета, расчетных икассовых документов, оформленных им на основании представленных в надлежащем порядке получателями средств платежных документов, исписании банком сумм платежей со счета ОФК с отражением операции на лицевом счетесоответствующего получателя средств в соответствии с кодами бюджетнойклассификации РФ.

Небольшое, но очень важное дополнение внесено в п. 46Инструкции. Обратите внимание, что кассовые расходы осуществляются в пределахдоведенных ЛБО, срок действия которых наступил. При этом кассовые расходы немогут превышать доведенные с начала финансового года объемы финансирования сучетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых расходов втекущем финансовом году по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.Поясним, что уже не первый год расходные расписания с ЛБО и объемамифинансирования доводятся еще до начала финансового года (в самом документепредусмотрена дата введения в действие расходного расписания - например, с10.01.2008). Поэтому бюджетное учреждение еще до начала следующего года знаетобъем своих прав на заключение договоров на следующий год, но кассовый расходвозможен только после наступления срока действия этих ЛБО.

Исключен п. 47 прежней редакции Инструкции, предусматривающий,что кассовый расход иных получателей средств составлялся на основанииежемесячных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетнымсредствам, составленных иными получателями средств. На практике этот пункт ужедавно не применялся.

Лицевые счета получателя средств (иного получателя средств) для осуществления операций в иностранной валюте

Инструкция дополнена новым разделом 4.3 "Порядокотражения операций на лицевом счете получателя средств для осуществленияопераций в иностранной валюте и лицевом счете иного получателя средств дляосуществления операций в иностранной валюте".

Пунктом 60 Инструкции установлено, что на лицевыхсчетах получателей средств для осуществления операций в иностранной валютеотражаются:

  • доведенные расходными расписаниями главныхраспорядителей ЛБО и объемы финансирования для осуществления операций виностранной валюте;
  • кассовые расходы по перечислению средств федеральногобюджета в иностранной валюте на обслуживание государственного внешнего долгаРоссийской Федерации, иные кассовые расходы в иностранной валюте, которыеосуществляются непосредственно со счета Федерального казначейства на основаниипредставленных главным распорядителем средств заявлений на перевод валютныхсредств;
  • восстановление кассовых расходов в иностранной валютена счет ОФК.

Пунктом 61 Инструкции установлено, что на лицевыхсчетах иных получателей средств для осуществления операций в иностранной валютеотражаются:

  • доведенные расходными расписаниями главныхраспорядителей ЛБО и объемы финансирования для осуществления операций виностранной валюте иным получателям средств, находящимся за пределами РоссийскойФедерации;
  • перечисление средств федерального бюджета в иностраннойвалюте на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации,иные расходы, которые осуществляются со счета, открытого в соответствии сзаконодательством РФ для учета операций со средствами федерального бюджета виностранной валюте (далее - валютный счет) главному распорядителю средств вбанке, на основании представленных главным распорядителем средств заявлений наперевод валютных средств;
  • возврат остатков средств на валютном счете, неиспользованных иным получателем средств, на основании представленных главнымраспорядителем средств расходных расписаний, уменьшающих ЛБО и (или) объемыфинансирования, и копий, приложенных к банковской выписке платежных документовна возврат средств, зачисленных на счет ОФК.

Пунктом 62 Инструкции установлено, что остаток объемафинансирования, учтенный на лицевом счете получателя средств (иного получателясредств) для осуществления операций в иностранной валюте, не может быть меньшерублевого эквивалента суммы иностранной валюты, указанной в заявлении на перевод.В строке "Назначение платежа" заявления на перевод валютных средствуказываются коды бюджетной классификации РФ и номер лицевого счета получателясредств (иного получателя средств) для осуществления операций в иностраннойвалюте.

Возврат задолженности текущего года

Внесено дополнение в п. 48 Инструкции. Указано, что вполе 104 в случае, когда дебитором по платежному поручению является такжеполучатель средств, лицевой счет которого открыт в ОФК, указывается кодбюджетной классификации РФ, соответствующий ранее произведенному кассовомурасходу федерального бюджета, по которому сумма поступления подлежит отражениюв бюджетном учете получателя указанных средств. Как и ранее, суммы возвратадебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств в процессеисполнения расходов федерального бюджета текущего финансового года, учитываютсяна лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода с отражениемпо тем кодам бюджетной классификации РФ, по которым был произведен кассовыйрасход.

Получатель средств информирует дебитора о порядке заполненияплатежного поручения, в котором указываются:

  • в поле "ИНН" получателя значениеидентификационного номера налогоплательщика (ИНН) получателя средств;
  • в поле "КПП" получателя значение кода причиныпостановки на учет (КПП) получателя средств;
  • в поле "Получатель" полное или сокращенноенаименование ОФК, в скобках полное или сокращенное наименование получателясредств и номер его лицевого счета;
  • в поле "Сч. №" получателя номер открытого в банке счетаОФК.

В поле "Назначение платежа" должнасодержаться ссылка на номер и дату платежного поручения клиента, на основаниикоторого ОФК ранее осуществил данный платеж, либо указаны иные причины возвратасредств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации РФ, покоторым ранее был произведен кассовый расход.

Если в платежном поручении дебитора коды бюджетнойклассификации РФ не проставлены, получателем средств в течение десяти рабочихдней может быть представлена заверенная подписями руководителя и главногобухгалтера получателя средств дополнительная информация в письменной форме оназначении платежа, на основании которой ОФК отражает поступившие суммы налицевом счете получателя средств.

Учет задолженности прошлых лет

Изменилось содержание бывшего п. 51 Инструкции (в новойредакции - п. 49), касающегося учета дебиторской задолженности прошлых лет.Новой редакцией этого пункта установлено, что дебитор должен перечислитьзадолженность прошлых лет напрямую в доход федерального бюджета.

Если все-таки суммы возврата дебиторской задолженностипрошлых лет поступили на лицевой счет получателя средств, то они подлежатперечислению в установленном порядке получателем средств в доход федеральногобюджета не позднее пяти рабочих дней со дня их отражения на данном лицевомсчете. Ранее на это давалось получателю средств три дня.

Дополнено положение о том, что ОФК не несетответственность за несоблюдение получателем средств указанного положения.

Санкционирование расходов

Пункт 54 Инструкции (в прежней редакции - п. 56)устанавливает перечень документов, представляемых в ОФК для санкционированиярасходов федерального бюджета.

При оплате денежных обязательств получатель средствпредставляет в ОФК следующие документы:

  • договор (государственный контракт) на поставку товаров,выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной длясовершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установленаопределенная форма;
  • документы, подтверждающие возникновение у получателясредств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная илиакт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненныхработ, счет);
  • иные необходимые для осуществления текущего контроля,установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовымиактами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежныхобязательств у получателя средств.

Сохранена норма, что авансирование поставки товаров,выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством РФпроизводится получателем средств согласно условиям договора.

Напомним, что допустимые размеры авансовых платежей на2008 г. указаны в постановлении Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерахпо реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и наплановый период 2009 и 2010 годов"».

В размере 100% от суммы договора (контракта), как и в2007 г., могут оплачиваться договоры:

  • за услуги связи;
  • за подписку и приобретение печатных изданий;
  • за обучение на курсах повышения квалификации;
  • за приобретение авиа- и железнодорожных билетов,билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
  • за приобретение путевок на санаторно-курортное лечение;
  • за обязательное страхование гражданской ответственностивладельцев транспортных средств (ОСАГО).

Разрешено 100-процентное авансирование договоров,подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и инойприносящей доход деятельности.

Во всех остальных случаях допускается лишь30-процентное авансирование от суммы договора по другим договорам (контрактам),если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Не изменились основания для отказа в приеме платежногодокумента (п. 55 Инструкции):

  • форма платежного документа, подписи или надписи надокументе не будут признаны соответствующими их образцам;
  • коды бюджетной классификации РФ, указанные в платежномдокументе, не соответствуют проводимой операции;
  • суммы, указанные в расчетно-денежном документеполучателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остатокотраженных на его лицевом счете получателя средств лимитов бюджетныхобязательств и объемов финансирования;
  • получателем средств нарушены требования, установленныеп. 54 Инструкции;
  • приостановлены в установленном порядке операции налицевом счете получателя средств.

Говоря о санкционировании расходов, следует напомнитьположение письма Казначейства РФ от 22.11.2007 № 42-7.1-17/5.3-3981 "Оразъяснении отдельных положений по вопросам санкционирования расходовфедерального бюджета". Несмотря на то, что Инструкция изложена в новойредакции, письмо актуально, поскольку не противоречит новой редакцииИнструкции. Письмом разъясняется, что ОФК осуществляют проверку только техреквизитов договора, которые необходимы для отражения кассовых операций налицевых счетах:

  • на соответствие наименования плательщика-получателясредств федерального бюджета, указанного в договоре, учредительным документами данным Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателейфедерального бюджета;
  • соответствие реквизитов поставщика товаров, исполненияработ (услуг), указанных в договоре его наименованию в платежном документе назачислении в бюджет доходов от аренды;
  • наличие даты.

Пунктом 57 (в новой редакции - п. 55) Инструкцииопределен закрытый перечень причин отказа ОФК в приеме платежных документов.Указанным пунктом не предусмотрено основание для отказа в приеме платежныхдокументов в связи с непредставлением документов, подтверждающих правоисполнителя работ (услуг) на осуществление определенного рода деятельности(лицензии).

Если документ по причинам, указанным в п. 57 (в новойредакции - п. 55) Инструкции, не может быть принят к исполнению, то не позднееследующего операционного дня платежный документ возвращается клиенту списьменным обоснованием причин отказа в принятии его к исполнению. При этомдопустимо указание причины отказа на обороте платежного документа,возвращаемого получателю средств бюджета.

Уточнение кода бюджетной классификации

Новым п. 79 Инструкции закреплено право ОФК иполучателя средств в пределах текущего финансового года уточнить кодыбюджетной классификации РФ, по которым операции по кассовым расходамфедерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств. Дляуточнения операции получатель средств представляет в ОФК Уведомление обуточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам(далее - Уведомление). Форма Уведомления дана в приложении № 7 к Инструкции.

Внесение изменений в учетные записи в части изменениякодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем средств кассовымрасходам возможно только в следующих случаях:

  • при изменении принципов назначения, структуры кодовбюджетной классификации РФ, БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете,Минфином России в соответствии с установленными БК РФ полномо­чиями;
  • при ошибочном указании получателем средств в платежномдокументе кода бюджетной классификации РФ, на основании которого был отраженкассовый расход на его лицевом счете.

Копия Уведомления, на основании которого ОФКучитываются операции по уточнению кода бюджетной классификации РФ на лицевомсчете получателя средств, прилагается к выписке из лицевого счета получателясредств и является основанием для оформления исправительных записей вбюджетном учете получателем средств.

Указанные изменения осуществляются при наличии:

  • подписи руководителя (иного уполномоченного им лица) ОФК в поле "Отметка органа Федерального казначейства" Уведомления,представленного получателем средств в ОФК;
  • на лицевом счете получателя средств свободного остаткаЛБО и объемов финансирования по коду бюджетной классификации РФ, на который дан­ныерасходы должны быть отнесены.

Обратите внимание, что при этом также проводитсяпроцедура санкционирования расходов федерального бюджета.

Восстановление кассового расхода

Согласно новому п. 80 Инструкции получатель средствможет восстановить суммы произведенного им кассового расхода с одного кодабюджетной классификации РФ на другой. Для этого получателю средств необходимооформить платежный документ.

При этом указанный платежный документ оформляется сучетом следующих особенностей:

  • в полях "Плательщик" и "Получатель"указываются реквизиты получателя средств;
  • в поле 104 - код суммы бюджетной классификации РФ,подлежащий восстановлению;
  • в поле "Назначение платежа" - код бюджетнойклассификации РФ, кассовый расход по которому увеличивается.

Ссылка на платежный документ, на основании которого былранее осуществлен восстанавливаемый кассовый расход, не требуется.

При этом санкционирование операций по кассовым расходамосуществляется в общем порядке.

Указанный платежный документне подлежит направлению ОФК в банк.

Бухгалтеру на заметку

ФНС внесла изменения в формы документов для постановки на учет

ФНС России внесла изменения в формы документов,используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций ифизических лиц.

Поправки внесены в следующие формы:

  • "Заявление о постановке на учет российскойорганизации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленногоподразделения на территории РФ" (форма № 1-2-Учет),
  • "Заявление о снятии с учета российской организациив налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения натерритории РФ" (форма № 1-4-Учет).

(Приказ ФНС России от 16.07.2008 № ММ-3-6/314@)



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль