Показатели работы образовательного учреждения

1634
В апреле 2008 г. прошло очередное международное тестирование выпускников из 43 регионов Российской Федерации. Результаты тестирования позволяют по-новому взглянуть на показатели работы образовательных учреждений.

Образовательный процесс и эффективность власти

Указом Президента РФ от 28.06.2007 № 825 был утвержденперечень показателей для оценки эффективности деятельности органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации. Среди 43 показателей,характеризующих деятельность органов исполнительной власти, ряд показателейнепосредственно соотносятся с результатами деятельности образовательных учреждений.

На показатели образовательного учреждения в первуюочередь влияют:

  • удельный вес детей первой и второй групп здоровья вобщей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательныхучреждений;
  • удельный вес лиц, сдавших единый государственныйэкзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственномэкзамене;
  • доля выпускников государственных (муниципальных)учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихсяпо полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников такихучреждений;
  • удовлетворенность населения качеством общегообразования, начального и среднего профессионального образования (процент отчисла опрошенных);
  • доля государственных (муниципальных)общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевоефинансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированнуюна результат.

Очевидно, что для получения положительной оценки по вышеуказаннымпоказателям органы исполнительной власти, в свою очередь, должны создавать условиядля достижения образовательными учреждениями соответствующих результатов. Дляконтроля деятельности учреждений органам исполнительной власти потребуетсяразработать и довести до учреждений критерии, которые объективно характеризуютобразовательный процесс. Анализируя причины изменения результатов деятельности образовательныхучреждений по установленным критериям, органы исполнительной власти могутсвоевременно принять необходимые меры.

Кроме того, вводимые органами исполнительной властипоказатели деятельности образовательных учреждений могут стать основой дляформирования государственного (муниципального) задания. Напомним, что согласноБюджетному Кодексу РФ государственное (муниципальное) задание - это документ,устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям,порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. В своюочередь, финансовое обеспечение бюджетного учреждения осуществляется в соответствиис государственным (муниципальным) заданием за счет средств соответствующегобюджета на основе бюджетной сметы.

Разработка показателей деятельности образовательныхучреждений актуальна и в случае преобразования бюджетных образовательныхучреждений в автономные.

Финансирование инновационных проектов

Тоталитарная эпоха управления образовательным процессомзакончила свое существование в 1992 г. когда свобода выбора была утверждена взаконодательном порядке. Ключевыми для педагогических инноваций сталипоказатели, характеризующие:

  • воспитание в детях инициативности и самостоятельности;
  • учебное сотрудничество;
  • педагогическую поддержку индивидуальности ребенка.

Главное направление педагогических инноваций - переходот репродуктивных методов обучения (знания и умения передаются детям в готовомвиде) к активным и творческим методам, направленным на то, чтобы побуждатьдетей к поиску новых знаний.

Реализация новых программ в сфере образования требуетзначительных денежных вливаний. Уже более трех лет вместо привычной сметыобъем финансирования таких программ определяется по техническому заданию(далее - ТЗ). Это правило установлено приказом Рособразования от 25.04.2005 №309 (далее - приказ № 309).

ТЗ - не единственный новый термин. В ходу у сотрудниковФедерального агентства по образованию - множество других:

  • паспорт приоритетного направления;
  • государственные образовательные стандарты общегообразования второго поколения;
  • модели реструктуризации сети общеобразовательныхучреждений;
  • общенациональная система оценки качества образования;
  • аттестационно-педагогические измерительные материалы;
  • инструментарий и процедуры оценки качества образования;
  • системы анализа качества образования в субъектах РФ;
  • методики формирования нормативов финансированиякоммунальных расходов учреждений общего образования;
  • образовательная адаптация мигрантов.

Система российского образования испытывает сильноевлияние глобализации в связи с вхождением России в ВТО. Неслучайно поэтомуупоминание в приказе № 309 о международных сравнительных исследованиях пооценке качества общего образования: PISA, TIMSS,PIRLS*.Отметим, что использование технологий педагогических измерений, разработанныхведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектомсоздавать в России систему мониторинга качества образования на уровне мировыхстандартов.

TIMSS - оценка конкурентоспособности

В апреле 2008 г. в TIMSS приняли участие около 6 тысяч учащихся из 292 образовательныхучреждений 43 регионов Российской Федерации. Для сравнения учащихся быливыделены три уровня результатов тестирования (табл. 1).

Таблица 1

Уровни тестирования учащихся

Фактически в России впервые была сделана попыткаоценить практическую составляющую подготовки выпускников средней школы спозиций международных приоритетов в решении проблемы социальной адаптацииподростков в современном мире. Также впервые оценивался уровень подготовкилучших выпускников, которые в будущем станут научно-технической элитой страны.Учебные достижения именно этой группы рассматриваются многими странами какпоказатель конкурентоспособности страны в области фундаментальных наук иновейших технологий.

* PISA (Programme for International Student Assessment)- международное сравнительное исследование образовательных достижений учащихся. Проводится раз в три года и оценивает знания и навыки учащихся 15-летнего возраста (начало - в 2000 г., далее в 2003, 2006 гг.). TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования, которое проводится раз в четыре года (начало - в 1995 г., затем в 1999, 2003, 2007 гг.).

PIRLS (The Progress in International Reading Literacy Study) - международное сравнительное "Исследование качества чтения и понимания текста учащимися".

Согласно международным критериям самый высокий уровеньматематической подготовки показали 10% российских учащихся, подготовка 30%наших учащихся отвечает второму уровню, подготовка 60% наших учащихся отвечаеттретьему уровню. Качество естественно-научной подготовки школьников России характеризуетсяследующими показателями: 11% лучших восьмиклассников России достигли илипревысили первый уровень, подготовка 29% учащихся соответствует второмууровню, а 56% учащихся - третьему уровню. Необходимо отметить, что эти результаты значительно ниже по сравнению с лучшимистранами, составившими первую группу.

Исследование выявило существенные недочетыматематической подготовки учащихся школ России:

  • неумение применить полученные знания к реальнымситуациям, характерным для повседневной жизни;
  • недостаточное развитие пространственных геометрическихи вероятностных представлений;
  • неумение интерпретировать количественную информацию,представленную в характерной для средств массовой информации форме таблиц, диаграмми графиков реальных зависимостей.

По предметам естественно-научного цикла российскиешкольники продемонстрировали более высокие знания фактографического материала,умения воспроизводить их и применять в знакомой ситуации. К сожалению, умениеинтегрировать эти знания и применять их для объяснения явлений, происходящих вокружающем нас мире, оказалось существенно ниже.

Стала очевидной необходимость усиления практическойнаправленности изучения вопросов естествознания с учетом мирового опыта.Например, низкие результаты наших школьников по некоторым вопросаместествознания (физиологии человека, диетологии, общей биологии и экологии)объясняются отсутствием большинства этих вопросов в программах основной школы.

Как оказалось, только развитие физического образованияв российской школе соответствует мировым тенденциям. С одной маленькойоговоркой: наши учащиеся перегружены из-за привычки учителей с одинаковойинтенсивностью отрабатывать и основные, и "неосновные" требованияпрограммы.

Отношение к изучаемым предметам

Вбольшинстве стран наблюдается зависимость: чем лучше относится ученик кпредмету, тем выше его результаты. Очень важно, что основная часть школьниковсчитает: успешность в изучении математики существенно зависит не только отприродных способностей (80%), но и от упорных систематических занятий в школе идома (87%). Сравнить показатели работы своей школы с общероссийскими вы можете, воспользовавшись таблицей 2.

Таблица 2

Отношение к изучаемым предметам российских выпускников (в процентах)

Положительно относятся к математике явное большинство выпускников, изучавших углубленный курс математики (83% указали, что математика им нравится, 70% – доставляет удовольствие; считают изучение математики важным для любого человека 84%, собираются связать с математикой свою будущую профессию 64%).

Самооценка способностей к изучению предмета

Почти во всех странах большинство учащихся основнойшколы считает, что они хорошо успевают по математике и естествознанию.Положительная самооценка в таких странах напрямую связана с успешностьютестирования. Однако в азиатских странах, имеющих высокие результаты (Корея,Япония, Гонконг) большинство детей имеет заниженную самооценку, т. е. около 60%учащихся не считают свою успеваемость и по математике и по естествознаниюуспешной.

В России школьники имеют более низкую самооценку поматематике, чем по естествознанию. 40% российских школьников не считает своидостижения успешными. Выявить зависимость результативности обучения от самооценкиможно лишь в отношении отдельно взятого образовательного учреждения.

Желание поступить в вуз

Во всех странах (в т. ч. и в России) учащиеся,собирающиеся поступать в вузы, показали по стране самые высокие результаты. Какоказалось, почти все выпускники российских общеобразовательных школ собираютсяпродолжить образование:

  • поступить в вузы - 62%;
  • поступить в колледжи или техникумы - 19%;
  • поступить в профессионально-технические и другиеучебные заведения - 18%.

Распределение учебных часов

В России результаты тестирования выпускников средней школы заметно возрастали при увеличении времени с трех часов до пяти в неделю на школьные занятия математикой и физикой. Этот факт следует иметь в виду при распределении учебных часов на школьные предметы.

Виды учебной деятельности

Успешность выполнения теста по углубленному курсуматематики и физики оказалась связанной с выполнением на уроках некоторыхвидов учебной деятельности (решение нестандартных задач, обоснование идеи,утверждения, подхода к решению, решение различных уравнений и др.).

Самооценка учителей

Российские учителя больше, чем в других странах, тратятвремени на подготовку к урокам и проверку работ учащихся, на беседы сучащимися и родителями, чтение профессиональной литературы, это составляет дляучителей математики 18,5 ч в неделю (для японских учителей - 15 ч), дляучителей естественно-научных предметов около 15 ч.

К сожалению, большинство российских учителей считают,что общество не ценит их работу, однако большинство из них верит (более 80%),что их работу ценят учащиеся, и поэтому они продолжают самоотверженнотрудиться.

Права ребенка

Многиеобразовательные учреждения отнесутся безболезненно к отсутствию гранта, а вотаккредитация и лицензирование волнуют всех. Чтобы при проверке не возникалопроблем, в показатели деятельности образовательного учреждения следует включитьне только показатели качества той или иной образовательной программы, но ипоказатели соблюдения прав ребенка (табл. 3).

Таблица 3

Показатели соблюдения прав ребенка

Медико-социальные показатели организации учебно-воспитательного процесса

Учитывая массовое снижение здоровья школьников,рассмотрим более подробно медико-социальные показатели организацииучебно-воспитательного процесса. Эта группа показателей характеризует:

  • административно-хозяйственные условия;
  • условия соблюдения воздушно-теплового режима иосвещения;
  • условия соблюдения требований к организацииучебно-воспитательного процесса;
  • условия организации физического воспитания школьников;
  • условия организации питания;
  • условия организации медицинского обслуживания;
  • внешние социальные условия;
  • условия организации здоровьесберегающей среды.

Административно-хозяйственные условия

В первую очередь проверяющие обращают внимание наиспользование учреждением земельных участков, а именно:

  • рациональное размещение зон (спортивной, отдыха,хозяйственной, учебно-опытной);
  • наличие сплошного заграждения (для поддержания чистотыи порядка на территории).

В отношении столов и партпроверяют:

  • обеспеченность;
  • регламентированную цветовую маркировку по ГОСТам.

Соблюдения воздушно-теплового режима и требований к освещенности

Нарушением считается нерегулярность очистки от пыливытяжных вентиляци­онных решеток, а также отсутствие:

  • сквозного проветривания помещений;
  • механической вытяжной вентиляции в школьныхучебно-производственных мастерских, где работа на станках и механизмах связанас выделением большого количества тепла и пыли.

Нарушением естественного освещения считаетсяиспользование темных либо плотных штор. Искусственное освещение несоответствует требованиям, если:

  • неисправна осветительная арматура;
  • несвоевременна замена ламп;
  • приобретены люминесцентные лампы плохого качества.

Соблюдения требований к режиму учебно-воспитательного процесса

В расписании занятий должна быть учтена дневная инедельная динамика умственной работоспособности учащихся. Не допускается:

  • сокращение времени школьных перемен;
  • перерыва продолжительностью в 45 минут между началомфакультатив­ных и последним уроком обязательных занятий;
  • превышения недельной учебно-трудовой нагрузки.

Завучи, психологи и медицинские работники школы обязанывладеть информацией о времени, затрачиваемом учащимися на выполнение домашнегозадания. Информация по этому вопросу должна формироваться через тестирование.

Организация физического воспитания

Положительной оценки проверяющих заслуживают учреждения,в которых организованы занятия специальных медицинских групп с детьми, имеющимиотклонения в состоянии здоровья и нуждающимися в специальных методахоздоровления. Показатель освобождений от физкультуры не должен быть слишкомбольшим, иначе проверяющие сделают вывод о том, что учителя физкультуры иклассные руководители недостаточно подробно вникали в ситуацию и не предлагалиальтернативных методов физического воспитания. Еще один важный показатель -применение метода физкультурных минуток для снятия психической, статической, динамической нагрузки и профилактикипереутомления.

Организация питания

Требованиями санитарных правил и норм предусмотренаобязательная организация одноразового горячего питания для учащихся всехобщеобразовательных учреждений. Рациональная организация питания детей можетбыть охарактеризована работой буфета, кафе. Но в первую очередь проверяющиеоценивают количество посадочных мест в столовых. Также важны следующиепоказатели:

  • бесплатное питание для учащихся из социальнонеблагополучных семей;
  • контроль за качественным и количественным составомпищи;
  • наличие бракеражной комиссии.

Медицинское обслуживание

Врачи-педиатры и средние медицинские работники нередкообслуживают несколько школ. Это затрудняет качественное выполнение ими своихфункциональных обязанностей. Оптимально, если в школе дополнительно введенаставка врача-педиатра. Одним из косвенных показателей качества медицинскогообслуживания можно считать затраты времени медицинских работников (пять раз внеделю, два-три раза, один раз).

Медицинские работники должны анализировать состояниездоровья и данные заболеваемости школьников, в частности:

  • выделять структуру заболеваемости;
  • отслеживать динамикузаболеваемости в течение трех лет.

Организация здоровьесберегающей среды

Важным условиеморганизации здоровьесберегающего образовательного процесса являетсяукомплектованность учреждения такими специалистами, как медицинскимиработниками, психологами, социальными педагогами, учителями ипреподавателями-организаторами ОБЖ, валеологами, учителями физкультуры.Показатели организации образовательного процесса по вопросам здоровья ибезопасности жизнедеятельности представлены в табл. 4, 5.

Таблица 4

Показатели организации здоровьесберегающей среды

Таблица 5

Кадровое обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий труда и учебы в школе № ___

По результатам табл. 5 можно рассчитать индекс медико-психолого-социального обеспечения (МПСО) образовательного учреждения.

Индекс МПСО является количественным показателем, отражающим затраты времени специалистов, оказывающих медико-психолого-социальную помощь, на одного ученика в условиях конкретного образовательного учреждения. Он может быть использован как для оценки уровня кадровой обеспеченности ОУ, так и для сравнения различных ОУ по данному показателю.

Разработка показателей для образовательного учреждения

Положительные результаты, полученные образовательнымучреждением, а, следовательно, и высокая эффективность деятельности органовисполнительной власти во многом будут зависеть от грамотного и продуманногоформирования государственного (муниципального) задания для бюджетных иавтономных учреждений. Поэтому в формировании задания, разработке показателейнеобходимо привлечь всех заинтересованных лиц как со стороны бюджетных и автономныхучреждений, так и органов исполнительной власти.

В некоторых случаях лучше привлечь стороннихспециалистов. Об этом свидетельствуют заключаемые Рособразованиемгосударственные контракты. Например, 14 августа 2007 г. на тендер былвыставлен лот "Разработка и апробация показателей системы лицензирования,аттестации и аккредитации образовательных учреждений дополнительногообразования". Стоимость контракта - 6 млн руб., источник финансирования -федеральный бюджет.

Далеко не каждый распорядитель бюджетных средств может выделить не то, что миллионы - сотню тысяч рублей для привлеченияквалифицированных специа­листов, знакомых с последними тенденциями вобразовании (например, внедрением интернет-технологий). В этом случае нелишним будет ориентироваться не только на опыт педагогов и преподавателей, но ина работу Управления программ развития в сфере образования (Рособразование).Именно управление отвечает за разработку рекомендаций по актуализации исовершенствованию комплексной системыиндикаторов и показателей статистики и мониторинга образования каждой изследующих подсистем:

  • целевые показатели развития образования РоссийскойФедерации, включающие основные индикаторы образования;
  • показатели развития образования, обеспечивающиепроведение международных сопоставлений в сфере образования;
  • показатели реализации образовательной политики,включающей систему показателей эффективности бюджетных расходов на образованиеи подготовку кадров, по целям, задачам, мероприятиям;
  • показатели деятельности образовательных учреждений;
  • тематические индикаторы (индикаторы экономики образования,индикаторы образовательных и экономических стратегий, индикаторы использованияИКТ в сфере образования, индикаторы инновационного развития, индикаторыинтеграции образования и науки, индикаторы интеграции вклада образования вновую экономику);
  • показатели, обеспечивающие проведение межрегиональныхсопоставлений и расчет рейтингов регионов;
  • внесистемные индикаторы (индикаторы, характеризующиевзаимосвязи демографических процессов и развития образования, индикаторы, характеризующиевзаимосвязи образования в формирование человеческого капитала, индикаторы,характеризующие участие населения в непрерывном образовании).

В настоящее время управлениеразрабатывает на основе нового инструментария государственной статистическойотчетности (формы ОУ-1/ОУ-2 и НПО-1/ НПО-2) около 200 ключевых индикаторов ипоказателей (не менее 20 по каждой из подсистем).

Это интересно

Владимирская область вошла в число субъектов РФ, лучшевсего управляющих региональными бюджетами

Минфин России обнародовал данные оценки исполнениярегионами требований Бюджетного кодекса и качества управления региональнымибюджетами на 1 января 2008 г.

По данным министерства, лишь в пяти российских регионахуправление региональными бюджетами ведется без малейших нарушений условийкачества управления. В число этих субъектов федерации вошла и Владимирскаяобласть; кроме нее в пятерке лучших - Алтайский и Краснодарский края, а такжереспублики Мордовия и Адыгея. По этому показателю Владимирская областьобогнала и Москву, и Санкт-Петербург, где были отмечены нарушения четырех из 11 условий качества управления бюджетами.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 24.44%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.89%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.89%
  • Над налоговой отчетностью 22.22%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль