Предсказуемость бюджетной политики – залог устойчивости России и регионов

1340
Республика Татарстан – один из наиболее динамично развивающихся регионов России. Бесспорно, что обеспечение его устойчивого роста невозможно без продуманного плана развития всех отраслей, и в первую очередь области управления общественными финансами. Сегодняшний гость нашей постоянной рубрики – министр финансов республики Татарстан Радик Рауфович Гайзатуллин. Радик Рауфович – заслуженный экономист Республики Татарстан, заслуженный экономист Российской Федерации, кандидат экономических наук.

– Радик Рауфович, расскажите, откуда Вы родом?

– Я родился и вырос вТатарстане, в деревне Тинчали Буинского района. Родители мои трудились вколхозе. Мать работала дояркой, отец – а он был, что называется,“мастер–золотые руки” – столярничал, плотничал. Образование у отца было семьклассов школы, но несмотря на это он очень грамотно обращался с цифрами. Этаего способность передалась и нам, детям. В нашем роду много бухгалтеров.

– Кого Вы можете назвать своим учителем – человеком, который повлиял на выбор Вашей профессии.

– После школы я поступил учитьсяв Казанский сельскохозяйственный институт по специальности “Бухгалтерский учети анализ хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве”. Любил больше тепредметы, которые мне легче давались, аэто – “экономика”, “бухучет”, “экономический анализ”. Самый любимыйпреподаватель – Мирсаян Тагирзянович Шабаев – преподавал экономику сельского хозяйства. Также с особой теплотойвспоминаю преподавателя высшей математики Розу Амировну Смирнову. Эти педагогивнесли огромный вклад в мое образование. Когда в 1985 году я получал диплом – язнал, что бухгалтерия – это мое призвание.

- Как затем складывалась ваша карьера?

- После окончания института, в1985–1986 годах, я служил в рядах Советской Армии. После армии два годапроработал главным бухгалтером колхоза "Маяк", в 1988 году былназначен ведущим специалистом по контрольно­ревизионной работе ЛаишевскогоРАПО. Десять лет я работал главнымбухгалтером агрофирмы"Бирюли". В 1999 году был назначен начальником отдела финансированиясельского хозяйства и продовольствия Министерства финансов РеспубликиТатарстан. В последующие годы занимал посты заместителя министра финансов ипервого заместителя министра. Министром финансов республики был назначен в 2002году. Этот ответственный пост я занимаю по сей день.

– Какие изменения происходят сегодня в бюджетной политике республики?

– Известно, что бюджетнаяполитика является основой экономической политики государства и отражает егофинансовые отношения с общественными институтами и гражданами. Предсказуемостьбюджетной политики как государства в целом, так и региональной власти – залог макроэкономической устойчивостиРоссии и регионов.

Немаловажный фактор заключается в том, что Республика Татарстанпереходит сегодня на трехлетний бюджет, то есть сейчас мы представляем бюджетреспублики на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годы.

Характеризуя в целом расходытрехлетнего бюджета, необходимо отметить усиление его социальнойнаправленности, его социальной составляющей. Удельный вес социальных расходов вконсолидированном бюджете республики 2009 года составит 64 процента.

В течение этого года осуществлялся  переход практически всех отраслей социальнойсферы на нормативное финансирование. Первые шаги в организации нормативногофинансирования сделаны в текущем году в отраслях социального обслуживания иобразования. Теперь учреждения будут финансироваться в соответствии с реальнопроизводимыми услугами, бюджетные средства будут следовать за конкретнымполучателем.

Аналогичную методикупланируется использовать при переводе на нормативное финансирование учрежденийкультуры, спорта, дополнительного образования, молодежной политики.

В 2009 году бюджетная сфераперейдет на новые, отраслевые системы оплаты труда. Новизна отраслевых системоплаты труда заключается в том, что онабудет направлена на повышение качества предоставляемых бюджетных услугнаселению. Устанавливается прямая зависимость гарантированной части заработнойплаты бюджетника от результатов его труда, квалификации, сложности выполняемыхработ и условий труда.

Новая система оплаты трудапозволяет объективно оценивать разнообразные виды деятельности работниковбюджетных учреждений и поощрять их за достигнутые качественные показатели.Необходимо подчеркнуть, что при переходе на новые формы оплаты труда ни одинработник бюджетной сферы не будет получать меньше  даже без учета премиальных, при условии егоправильной тарификации.

Усилится самостоятельность учреждений социальной сферыпосредством изменения форм хозяйствования бюджетных учреждений. То есть имеетсяввиду перевод их в автономные учреждения и обеспечение полной самостоятельностив экономической и хозяйственной деятельности.

Среди других особенностейбюджета следует назвать завершение переходного периода реализациизаконодательства о местном самоуправлении и межбюджетных отношениях. Завершениепереходного периода окажет существенное влияние на формирование финансовыхвзаимоотношений бюджета республики и мест­ных бюджетов в 2009 году.

Впервые, с 2009 года 12 вновь образованных поселений со значительным экономическим потенциалом будутформировать самостоятельные бюджеты.

– Какова суть Программы реформирования региональных финансов республики?

– Совершенствование управления системой общественных финансовреспублики осуществляется постоянно. Онадолжна развиваться, с одной стороны, в соответствии сприоритетами, установленными Программой социально­экономического развития Республики Татарстан. С другойстороны, более высокого качества организации системы требуют новации, внесенныев 2007 году в Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в ноябре 2007 года и была принята Программареформирования региональных финансовРеспублики Татарстан на 2007­2009годы.

Планы преобразований,утвержденные на среднесрочнуюперспективу, позволяют увязать новшества с инструментами программно­целевого бюджетирования и новыми организационно­правовыми механизмами оказания государственных услуг.

В качестве ключевого направления выделен блок мероприятий по совершенствованию организации и финансированиягосударственных услуг. Как я уже сказал выше, идет работа по стандартизациипроцесса оказания услуг и реализации системы мер по достижению установленныхстандартов качества за счет внедрения нормативного финансирования.

– Как отражаются межбюджетные отношения в Программе реформирования региональных финансов?

– Развитие механизмов взаимодействия различных уровней бюджетнойсистемы будет идти по пути долгосрочного законодательного закрепления методикраспределения и объемов финансовой помощи, в том числе благодаря переходу натрехлетние бюджеты.

Одновременно развиваетсяпрактика мониторинга качества управления финансами муниципальных образований, ивнедряются различные  механизмыстимулирования повышения качества управления финансами.

В настоящее время всоответствии с Бюджетным кодексом РТ цели и условия предоставления ирасходования субсидий местным бюджетам из бюджета республики, критерии отборамуниципальных образований для предоставления указанных субсидий и ихраспределение устанавливаются нормативными правовыми актами кабинета министровРТ. Для повышения стабильности финансовых взаимоотношений с муниципальнымуровнем власти основные принципы формирования методик предоставления ирасходования субсидий местным бюджетам планируется закрепить на законодательномуровне.

Принципы финансовыхвзаимоотношений с муниципалитетами строятся исходя из регулярного детальногоанализа социально­экономического положения муниципальных образований. В течениекаждого финансового года Министерством финансов РТ анализи­руется исполнение местныхбюджетов, их платежеспособность, качество управления финансами и соблюдениебюджетного законодательства.

Было принято решение о необходимости финансового стимулированияповышения качества управления финансами муниципальных образований. В связи сэтим кабинетом министров утверждена методика годовой оценки качества управленияфинансами и платежеспособности муниципальных образований.

– Какой ожидается результат от реализации программы?

– Мы надеемся, что процессуправления бюджетом будет поднят на качественно более высокий уровень винтересах населения республики при максимально эффективном использованиифинансовых ресурсов. Повысится прозрачность долговой и инвестиционной политики,что будет способствовать созданию благоприятных условий для привлеченияинвестиций в нашу экономику. Будут сокращены нерациональные бюджетные расходы врезультате усиления конкуренции среди поставщиков государственных услуг иповысится экономическая эффективность бюджетных расходов. Повыситсяудовлетворенность потребителей государственных услуг вследствие учета ихпредпочтений при планировании и предоставлении услуг. Будет усилена социальнаязащищенность населения республики и созданы условия для постепенноговыравнивания возможности доступа граждан к основным госуслугам. Повышениеинформированности налогоплательщиков и других заинтересованных субъектов осостоянии системы общественных финансов Татарстана будет способствоватьповышению прозрачности системы управления общественными финансами иответственности за принимаемые решения. Предполагается также повышениеответственности органов государственной власти и местного самоуправления зареализацию проводимой ими бюджетной политики.

Беседу вела С. Родина

Фото из личного архива
Р. Гайзатуллина



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль