Заключение контракта с единственным поставщиком: основания и практика

3027
Правоприменительная практика заключения контрактов с единственным поставщиком требует подробного разбора и анализа. Ошибка при выборе способа размещения заказа грозит штрафом и признанием контракта недействительным.

Частью 1 ст. 10 Федеральногозакона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"(далее — Закон № 94-ФЗ) предусмотрена такая форма размещения заказа, как заключениеконтракта c единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона №94-ФЗ размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услугдля нужд заказчиков осуществляется исключительно в форме торгов. Вместе с тем вст. 55 Закона № 94-ФЗ законодателем предусмотрен исчерпывающий переченьслучаев, в которых допускается заключение контракта без проведения торгов сединственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), основанный на предметеразмещаемого заказа.

Заключение контракта без проведения конкурентных процедур в случаях, предусмотренных ст. 55 Закона № 94-ФЗ, не является обязанностью заказчика, в связи с чем в таких ситуациях им могут использоваться и иные формы размещения заказа.

Рассмотрим ряд оснований для заключения контракта с единственным поставщиком.

Естественным монополиям – особые условия

Согласно п. 1 ч. 2 ст.55 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе размещать заказ путем заключения контракта сединственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если поставкитоваров (выполнение работ, оказание услуг) относятся к сфере деятельностисубъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее — Закон №147-ФЗ).

Cферу деятельности субъектовестественных монополий, с которой должен соотноситься предмет заключаемогоконтракта, ст. 4 Закона № 147-ФЗ определяет следующим образом:

  • транспортировка нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа потрубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортныхтерминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступнойэлектросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передачеэлектрической энергии;
  • услуги пооперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловойэнергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Ведение реестра субъектов естественных монополий осуществляется на основанииприказа ФСТ России от 30.08.2010 № 417-э "Об утверждении Административногорегламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функциипо формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношениикоторых осуществляются государственное регулирование и контроль" приисполнении полномочий, возложенных на ФСТ России постановлением ПравительстваРФ от 30.06.2004 № 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе потарифам".

Важный нюанс

При заключении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ следует не только соотносить предмет контракта со сферой деятельности организации - единственного поставщика, но и проверить наличие указанной организации в реестре субъектов естественных монополий.

Заключение контракта сединственным исполнителем на оказание услуг международной связи ивысокоскоростного доступа к сети Интернет необходимо осуществлять путемпроведения конкурентных процедур.

Согласно ст. 4 Закона №147-ФЗ к сферам действия естественных монополий относятся в т. ч. услуги общедоступнойэлектросвязи. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 "Огосударственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи иобщедоступной почтовой связи" утвержден перечень таких услуг. По данномуперечню к услугам общедоступной связи относятся такие виды телефонныхсоединений, как междугороднее, местное и внутризоновое. В их число не входятмеждународное телефонное соединение и соединение при помощи сети Интернет.

Указанная позиция отражена в письмах МинэкономразвитияРос­сии от 22.12.2009 № Д22-1626 "О разъяснении применения положенийФедерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ" и ФАС России от 10.09.2009№ АЦ/31448 "О разъяснении законодательства".

Исключения для исполнительной власти

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 55Закона № 94-ФЗ право заключения заказчиком контракта с единственнымподрядчиком предоставляется в случае возникновения у него потребности в работахили услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительноорганами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями. А такжеподведомственными им государственными учреждениями, унитарными предприятиями,полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и субъектаРФ.

Указанная норма может быть использована заказчиком вкачестве основания для заключения контракта с единственным подрядчиком илиисполнителем исключительно в случае размещения заказа на выполнение работ илиоказание услуг, но не на поставку товаров.

Пример 1

Основанием для заключения контракта на авиаперевозку груза гуманитарной помощи стало постановление Правительства РФ от 10.05.1995 № 457 "О создании государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Согласно этому документу предприятие создается в целях обеспечения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных авиационных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий как на территории России, так и за ее пределами.

В иных случаях полномочия, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, могут быть определены системой нормативно-правовых актов.

Пример 2

Образцом правомерного заключения контракта с единственным исполнителем - органом исполнительной власти может служить размещение заказа на оказание услуг охраны государственной собственности МВД России.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" осуществлять ее уполномочены федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.
В соответствии с Положением о МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" к его основным задачам относится организация государственной охраны имущества и организаций. Следовательно, государственная охрана имущества и организаций закреплена только в Положении о МВД России. Указанная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 18.01.2008 № Д04-93 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ".

Таким образом, при выбореспособа размещения заказа путем заключения контракта с единственнымподрядчиком (исполнителем) необходимо установить нормативно-правовую базудеятельности потенциального субъекта, выполняющего работы (оказывающего услуги)по такому контракту.

В целях соблюдения заказчикомположений ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ целесообразно установить соответствиепредставленных полномочий организации, с которой заключается контракт, содержаниюпредмета такого контракта, определенного в техническом задании. Упрощениюданной процедуры может служить изучение устава организации, конкретизирующегоее полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Обстоятельства непреодолимой силы

Следует учесть!

Нередки случаи, когда заказчи- ком при заключении контракта с единственным подрядчиком (ис- полнителем) на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, намерен- но расширяется предмет заклю- чаемого контракта путем включе- ния в техническое задание выпол- нения работ (оказания услуг), сходных по своему содержанию с полномочиями, предоставленны- ми нормативно-правовыми акта- ми, но не поименованными в них. Расширение предмета заключае- мого контракта, в свою очередь, приводит к росту цены, а следова- тельно, и неэффективному расхо- дованию средств в части предмета заказа, подлежащего размещению иными способами, предусмотрен- ными Законом № 94-ФЗ, – путем проведения торгов или запроса ко- тировок.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ размещениезаказа у единственного поставщика осуществляется в случае, если возникла потребностьв определенных товарах (работах, услугах) вследствие непреодолимой силы, иприменение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени,нецелесообразно.

Согласно п. 3 ст. 401Гражданского кодекса РФ непреодолимая сила характеризуется признакамичрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следуетпонимать необычность явления для повседневности, отсутствие егосистематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуетсяневозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Традиционно правоприменительная практика относит кнепреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильныеснегопады, цунами и т. д. Признаки чрезвычайности и непредотвратимостинаступления последствий должны наличествовать в совокупности.

В частности, не могут быть признаны непреодолимойсилой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлениемвластных полномочий заказчика. Например, размещение заказа в целях ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера должноосуществляться заказчиком путем предварительного отбора участников размещениязаказа перед проведением запроса котировок по правилам гл. 5 Закона № 94-ФЗ.

Обстоятельства не могут быть квалифицированы какнепреодолимая сила в случае, если заказчик не располагает временными ресурсамидля проведения конкурентных процедур размещения заказа.

Например, положения п. 6 ч. 2ст. 55 Закона № 94-ФЗ не подлежат применению, если установлено, что причинойзаключения контракта с единственным поставщиком при наступлении обстоятельствнепреодолимой силы явилось предыдущее бездействие должностных лиц.

Бездействие могло выражаться в неразмещении заказа всрок, установленный графиком выполнения работ, в т. ч. по профилактике, ремонту,замене и необходимому плановому обслуживанию оборудования, зданий и строений.

Также не является правомернымзаключение контракта по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в случае, еслиобстоятельства носят на первый взгляд признаки чрезвычайности, но на самом делестали следствием халатного отношения к имуществу и исполнению возложенных надолжностное лицо обязанностей по его содержанию.

Согласно письму ФАС России от26.09.2007 № ИА/17413 "О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"поступление бюджетных средств в конце финансового года в сроки, не позволяющиеосуществить использование, размещение бюджетных средств в соответствии спроцедурами, предусмотренными Законом № 94-ФЗ, не может рассматриваться какпотребность в определенных товарах (работах, услугах) вследствие непреодолимойсилы. А значит, не признается основанием для размещения заказа у единственногопоставщика в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Штрафные санкции

За нарушение требований ч. 2ст. 10 Закона № 94-ФЗ предусмотрена административная ответственность. Вчастности, при заключении заказчиком контракта с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем) в случае, если такой контракт должен быть заключенпо итогам проведения торгов или запроса котировок. В соответствии с ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ должностное лицо заказчика, подписавшее указанный контракт,наказывается штрафом в размере 30 тыс. руб.

Важный нюанс

Для освобождения заказчика от ответственности за нарушение положений Закона № 94-ФЗ необходимо установление причинно-следственной связи между предметом заключаемого контракта и обстоятельствами непреодолимой силы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 16.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль