Порядок проведения инвентаризации

1393
Бычкова Н. В.
аудитор
В IV квартале 2007 года все бюджетные учреждения должны инвентаризировать имущество и обязательства. Это необходимо сделать для подтверждения данных, отраженных в отчетности, проверки фактического наличия средств учреждения. Как ее провести? Об этом и поговорим.

 


 


В каких документах сказано об инвентаризацииИнструкция по бюджетному учету № 25н не устанавливает правила проведения инвентаризации. Однако пунктом 7 данной Инструкции определено, что проверку наличия имущества, финансовых активов и обязательств проводят в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. К основным актам, которые регулируют такой процесс, относят:
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49);
— Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ПОДЛЕЖАТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ?

Объектами инвентаризации признают имущество и обязательства учреждения. Что подразумевается под понятием «имущество учреждения»? Это основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы.
Следует отметить, что проверке подлежит и имущество, не принадлежащее учреждению, но числящееся в бухгалтер-ском учете. Например, если актив находится на ответственном хранении или арендован, о нем забывать нельзя.
Отметим, основные средства каждый год можно не пересчитывать. В отношении таких активов это можно делать один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет (это решение следует подтвердить внутренним актом учреждения).
В качестве обязательств можно выделить дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты банков, займы и резервы и т. д.

ПОДГОТАВЛИВАЕМ ДОКУМЕНТЫ

Перед проведением инвентаризации руководитель оформляет приказ о ее проведении. Его заполняют по установленной форме № ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). В приказе указывают:
— дату проведения;
— состав комиссии;
— имущество и обязательства, которые подлежат инвентаризации.

 

 

 


 


Сроки и периодичность инвентаризации
Их устанавливает руководитель учреждения. Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации предусмотрено законодательством или нормативными актами. В частности, такой процедуры не избежать:
— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании ГУПа или МУПа;
— перед составлением годовой отчетности кроме имущества, проверка наличия которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
— при смене материально ответственных лиц;
— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
— в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при ликвидации (реорганизации) учреждения.
 

Образец оформления такого приказа.

 

 

 


 


Приложение

 

 

Унифицированная форма № ИНВ-22
Утверждена постановлением
Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
 
 
Код
 
Форма по ОКУД
0317018
МУЗ «Краснослободская центральная районная больница»
по ОКПО
40062011
организация
 
 
приемное отделение
структурное подразделение
 
 
 
 
 
 
Номер документа
Дата составления
 
 
ПРИКАЗ
36
10.10.2007
(постановление, распоряжение)
о проведении инвентаризации
 
Для проведения инвентаризации
основных средств, материально-производственных запасов
 
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
 
Председатель комиссии
зам. главного врача по экономическим вопросам
 
Сидоренко Ф.М.
 
должность
 
фамилия, имя, отчество
Члены комиссии:
бухгалтер материального отдела
 
Ромашова И.В.
 
должность
 
фамилия, имя, отчество
 
техник
 
Петров А.И.
 
должность
 
фамилия, имя, отчество
 
 
 
 
 
должность
 
фамилия, имя, отчество
 
Инвентаризации подлежит
основные средства, материально-производственные запасы,
 
наименование имущества, обязательства
находящиеся в приемном отделении
 
К инвентаризации приступить    
«11»
 
декабря
2007г.
 
и окончить    
«14»
 декабря
2007г.
 
Причина инвентаризации
 составление годовой бухгалтерской отчетности
 
контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка и т.д.
 
 
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
 
 
не позднее    
«17»
декабря
2007г.
 
Руководитель
главный врач
 
Михайлов
 
В.С.Михайлов
 
должность
 
подпись
 
расшифровка подписи
 

Созданная комиссия действует постоянно. Членами этой комиссии назначают работников администрации, бухгалтерской службы и других специалистов, способных оценить состояние имущества и обязательств фирмы (инженеров, экономистов и т. д.). Кроме того, при необходимости в ее состав можно включать и представителей независимых аудитор-ских организаций.
До начала инвентаризации от материально ответственных лиц следует получить расписки. В них должно быть указано, что все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, выбывшие активы списаны с учета, а все первичные документы сданы в бухгалтерию. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Перед проверкой фактического наличия имущества бухгалтер представляет комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества учреждения. Данная информация есть в отчетах о движении материальных ценностей, а также в регистрах бухгалтерского учета.
На основании этих сведений комиссия определяет стоимость имущества и обязательств учреждения к началу инвентаризации. Полученные данные заносят в соответствующие описи и акты, в графу «По данным бухгалтерского учета». По каждому виду актива оформляют специализированную форму (постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). Например, для основных средств применяют форму по ОКУД 0504087).

ПРОВОДИМ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ

Как нами отмечалось выше, всю работу проводит постоянно действующая комиссия. Помните: необходимо, чтобы при проверках присутствовали все ее члены, иначе результаты инвентаризации могут признать недействительными. Комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления итоговых материалов.
Инвентаризацию активов проводят по их местонахождению и материально ответственным лицам. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Например, при инвентаризации кассы пересчитывают деньги, ценные бумаги и денежные документы. При этом обязательно должны присутствовать материально ответственные лица.
Сведения о фактическом наличии активов и реальности учтенных финансовых обязательств записывают в соответст-вующие описи или акты (не менее чем в двух экземплярах). Данные в эти формы можно вносить как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки.
Обратите внимание: описи должны быть заполнены ясно, без помарок и подчисток. Кроме того, нельзя оставлять незаполненные строки (на последних страницах незаполненные строки прочеркивают).
Документы подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества.
Если в описи нет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации также могут признать недействительными. Напомним, что опись следует хранить в архиве учреждения не менее пяти лет.
На активы, которые находятся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработки, составляют отдельные описи.
В случае расхождения фактических данных с информацией по бухгалтерскому учету суммы отклонений заносят в сличительные ведомости.
Излишки следует оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующую сумму зачислить в состав доходов учреждения. Недостачу в пределах норм естественной убыли относят в состав расходов. При выявлении недостачи сверх норм ее следует списать за счет виновных лиц.
Как быть, если виновные не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них? В этом случае сумму списывают на увеличение расходов учреждения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль