Основания и момент возникновения права публичной собственности

3169
 Баланцев Е.В.
Юрисконсульт ФГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г.Ярославль
Появление в бюджетном учете такого объекта учета, как имущество казны, вызвало немало вопросов у бухгалтеров. Разрешение ряда бухгалтерских проблем, связанных с порядком отражения в учете операций с объектами имущества казны, напрямую связано с возникновением права собственности на такое имущество.

Право собственности и бухгалтерский учет

Каждому бухгалтеру известно, что для правильного отражения в учете хозяйственных операций недостаточно знать счета, по дебету и кредиту которых производится запись.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. А в регистрах бухгалтерского учета хозяйственные операции должны отражаться в хронологической последовательности в соответствии со ст. 10 Закона № 129-ФЗ. Таким образом, бухгалтеру важно четко понимать в какой момент необходимо зарегистрировать в учете совершенную хозяйственную операцию.

В соответствии с п. 3 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н), бухгалтерские записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. При этом согласно ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Кроме того, для осуществления контроля проводимых операций бухгалтер проверяет правильность оформления, заполнения и достоверность документов, подтверждающих факты хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтер должен знать, какие документы служат основанием для отражения в учете соответствующих операций.

Несвоевременное и необоснованное отражение в учете хозяйственных операций становится причиной искажения результатов хозяйственной деятельности и, как следствие, приводит к нарушениям налогового и бюджетного законодательства.

Общие положения о публичной собственности

Приобретение объектов имущества казны непосредственно связано с возникновением права собственности публично-правового образования на данный объект.

Напомним, что к собственности публично-правового образования относятся:

  • государственная собственность, т. е. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации);
  • муниципальная собственность, т. е. имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Представлять интересы собственника от имени публично-правового образования, как правило, уполномачиваются соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления. Так, от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В свою очередь, полномочия собственника имущества от имени субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответствующие департаменты по управлению государственным имуществом или комитеты по управлению муниципальным имуществом.

Право собственности на конкретное имущество возникает у публичного образования в связи с обстоятельствами, которые в гражданском праве именуются основаниями возникновения права собственности.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), в качестве оснований возникновения права собственности могут выступать:

  • создание вещи, ранее не существовавшей;
  • сделка;
  • обращение в публичную собственность бесхозяйной вещи;
  • наследование имущества;
  • принудительное отчуждение.

В рамках данной статьи под основаниями возникновения права собственности следует понимать такие обстоятельства, с наступлением которых у конкретного субъекта возникает право собственности на конкретное имущество.

При этом для возникновения права публичной собственности существуют как общие, так и специфичные основания.

Создание вещи, ранее не существовавшей

Вещь, которой прежде не существовало, возникает, например, в случае, когда по заказу учреждения создается программное обеспечение (база данных и т. п.) или возводится здание за счет средств соответствующего бюджета.

Отдельный случай создания ранее не существовавшей вещи - это формирование нового земельного участка.

Формирование нового земельного участка начинается с раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и заканчивается присвоением ему нового, уникального на территории Российской Федерации и не повторяющегося во времени кадастрового номера. При этом согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является та часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Порядок отнесения земельных участков в собственность публично-правовых образований в настоящее время регламентирован Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".

Земельный участок считается созданным с момента присвоения ему кадастрового номера.

В случае создания вещи, которой ранее не существовало, собственник должен зарегистрировать право собственности на эту вещь в установленном законом порядке. Государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ).

При этом государственная регистрация права собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица.

Государственная регистрация права публичной собственности на вновь возведенное здание регистрируется по правилам ст. 25 Закона № 122-ФЗ. Обратите внимание, что законодательством не предусмотрена регистрация права собственности на объекты движимого имущества.

Сделка

Возникновение права собственности на имущество у публично-правового образования в результате сделки является самым распространенным основанием. Под сделкой согласно ст. 153 ГК РФ понимаются действия участников гражданского оборота, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В свою очередь, самым распространенным видом сделок является договор. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Публичное образование, как и любой другой субъект гражданского права, может выступать стороной договора, по которому оно становится обладателем имущества.

Следовательно, право публичной собственности может возникнуть в результате заключения публичным образованием договора купли-продажи, дарения или иного подобного договора. Необходимо помнить, что любое имущество, приобретенное государственным либо муниципальным учреждением (пусть даже от своего имени), автоматически становится государственным (муниципальным) имуществом.

Право публичной собственности на вещь, вытекающее из условий договора, возникает у публично-правового образования с момента ее передачи, а в случае, когда отчуждение имущества требует государственной регистрации -с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Вещь считается переданной:

  • с момента вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
  • с момента предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Подтверждением факта передачи вещи от продавца покупателю могут служить, например, акты приема-передачи, товарные чеки, товарно-транспортные накладные и т. д.

Обращение в публичную собственность бесхозяйной вещи

Отдельным основанием возникновения права публичной собственности является обращение в публичную собственность бесхозяйной вещи. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок принятия бесхозяйных вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580. В соответствии с ним принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

  • Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра (далее - Росрегистрация) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;
  • территориальные органы Росрегистрации - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Постановка недвижимого имущества на учет в органах Росрегистрации производится на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы:

  • подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
  • содержащие описание объекта недвижимого имущества, в т. ч. план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является соответствующее заявление собственника. Подтверждением того, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются, например, документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

В муниципальных образованиях могут быть разработаны и утверждены Положения о порядке признания имущества, находящегося на их территории, бесхозяйным.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в соответствующем подразделении Росрегистрации орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В случае признания имущества в соответствии с действующим законодательством муниципальной собственностью орган по управлению муниципальным имуществом:

  • готовит проект постановления о принятии имущества в муниципальную собственность;
  • вносит имущество в реестр муниципального имущества;
  • осуществляет регистрацию права муниципальной собственности на него в управлении Росрегистрации по соответствующему субъекту Российской Федерации;
  • принимает решение о дальнейшем использовании имущества либо его продаже в соответствии с действующим законодательством.
  • Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Наследование имущества

Отдельным основанием возникновения права публичной собственности на имущество является наследование имущества. Необходимо различать два вида наследования имущества публично-правовым образованием.

Во-первых, имущество может быть передано публичному образованию по завещанию.

Во-вторых, уникальным основанием возникновения права публичной собственности является наследование выморочного имущества. Выморочным считается имущество умершего гражданина в случае, если наследники гражданина как по закону, так и по завещанию, не приняли наследство, отказались от него, либо отстранены от наследования или отсутствуют (п. 1 ст. 1151 ГК РФ). В этом случае имущество, в зависимости от вида, переходит либо в собственность муниципального образования по месту его нахождения (это касается жилых помещений), либо в собственность Российской Федерации (иное имущество). В отличие от других наследников, публичное образование обязано принять наследуемое имущество.

Исключением из общего правила о наследовании выморочного имущества является норма п. 2 ст. 1283 ГК РФ, в соответствии с которой право собственности на входящее в состав выморочного имущества исключительное право на произведение не переходит Российской Федерации, а прекращается, при этом само произведение становится общественным достоянием.

В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Однако такой закон пока не принят.

Тем не менее, в настоящее время действует следующий порядок взаимодействия налоговых органов и Росимущества по принятию в федеральную собственность имущества, перешедшего в государственную собственность в порядке наследования:

  • налоговые органы на основании заявления получают у нотариуса свидетельство о праве государства на наследство, которое затем передают Ро-симуществу;
  • Росимущество от имени государства на основании выданного свидетельства о праве на наследство регистрирует право федеральной собственности на наследуемое имущество и в дальнейшем осуществляет в отношении него полномочия собственника;
  • налоговые органы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью передачи в федеральную собственность выморочного имущества; с этой целью они не реже одного раза в год должны производить проверку наличия такого имущества в нотариальных органах.

Форма выдаваемого нотариусом свидетельства о праве на наследство Российской Федерации, удостоверяющего право на выморочное наследственное имущество, утверждена приказом Минюста России от 10.04.2002 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" (Форма № 12). В соответствии с п. 7 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ финансовые и налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу им свидетельства о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ подлежащее государственной регистрации право собственности (в т. ч. право публичной собственности) на наследуемое имущество возникает с момента открытия наследства, независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество. Эта норма - исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 8 ГК РФ, в силу которого права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Принудительное отчуждение

Право федеральной собственности возникает в случаях принудительного отчуждения принадлежащего иным субъектам гражданского права (гражданам, юридическим лицам) имущества. К случаям такого принудительного отчуждения относятся национализация, конфискация, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, изъятие земельного участка, используемого не в соответствии с его назначением или с нарушением законодательства, реквизиция и т. д.

Конфискация - принудительное обращение в собственность Российской Федерации имущества в качестве санкции за совершенное преступление либо административное правонарушение, а также имущества, использованного для совершения преступления либо административного правонарушения или нажитого в результате их совершения.

Государственными органами, уполномоченными принимать в установленном порядке конфискованное имущество в публичную собственность, являются налоговые органы. Функции по реализации конфискованного имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на Росимущество.

Еще один вид принудительного обращения имущества в государственную либо муниципальную собственность - изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Право публичной собственности в случаях принудительного отчуждения имущества в пользу публичного образования регистрируется на основании вступившего в законную силу соответствующего судебного акта (абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона № 122-ФЗ).

Момент возникновения права собственности

Момент возникновения права собственности на имущество зависит от того, является данный объект имущества движимым или недвижимым. В большинстве случае право собственности на движимое имущество, а также на иное имущество, не требующее государственной регистрации, возникает в момент перехода права собственности по условиям договора. Право публичной собственности на недвижимое имущество, а также на другое имущество, требующее государственной регистрации, в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ возникает с момента государственной регистрации такого права.

Датой совершения государственной регистрации права является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Указанное положение означает, что именно с этого момента публично-правовое образование осуществляет правомочия собственника в отношении имущества.

Каждое из оснований возникновения права публичной собственности имеет свое выражение в виде некоего документа, подтверждающего это основание. Например, свидетельство о праве на наследование выморочного имущества, выдаваемое нотариусом (подтверждает факт наличия выморочного имущества, которое наследуется Российской Федерацией); подписанный сторонами договор купли-продажи; приговор суда, по которому имущество, принадлежащее преступнику, конфискуется в пользу государства и т. д.

Наличие данного документа необходимо для проведения государственной регистрации права публичной собственности. "Материальное выражение" проведенной государственной регистрации права публичной собственности - свидетельство о государственной регистрации, в котором субъектом права собственности названо конкретное публичное образование.

В бюджетном учете поступление имущества в распоряжение публично-правового образования на праве собственности, как правило, фиксируется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), товарно-транспортными накладными, Актом о приемке материалов (ф. 0315004) и другими первичными учетными документами.

На основании первичных учетных документов в бюджетном учете производятся следующие записи:

Дебет 0 10600 000 "Вложения в нефинансовые активы"

Кредит 0 20800 000 "Расчеты с подотчетными лицами" 0 30200 000 "Расчеты по принятым обязательствам"и др.;

Дебет 0 10100 000 "Основные средства" 0 10500 000 "Материальные запасы", 0 10200 000 "Непроизведенные активы" и др.

Кредит 010600 000 "Вложения в нефинансовые активы"0 20800 000 "Расчеты с подотчетными лицами"0 30200 000 "Расчеты по принятым обязательствам"и др.;

Дебет 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны"

Кредит 140101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

Дебет 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны" Кредит 1 40101 180 "Прочие доходы"



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль