Как провести реорганизацию бюджетного учреждения

49172
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В настоящем материале будет рассмотрен порядок действий по реорганизации бюджетного учреждения. В том числе мы остановимся подробнее на подготовке документации, вопросах правопреемства и скрытых нюансах, возникающих в процессе реорганизации.

Правовые основы реорганизации

Правовые основы реорганизации юридических лиц установлены положениями части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В частности, ст. 57 ГК РФ предусматривает возможность проведения реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Следует различать указанные понятия:

  • преобразование - это изменение организационно-правовой формы юридического лица;
  • слияние - прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;
  • присоединение - прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;
  • выделение - создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;
  • разделение - прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности реорганизации и ликвидации видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Порядки реорганизации и ликвидации некоторых видов бюджетных учреждений тоже устанавливаются специальными законами, регулирующими их деятельность, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

В связи с тем что учреждение является некоммерческой организацией (т. е. организацией, созданной для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан и в иных целях), на него распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ). В частности, учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, которые установлены данным законом (п. 2 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Следует иметь в виду, что при реорганизации юридического лица подлежат применению и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, государственная регистрация организации, возникшей в результате реорганизации, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

Порядок проведения реорганизационных мероприятий

Приведем стандартный алгоритм преобразования бюджетного учреждения на примере федерального учреждения. Сразу отметим, что все нижесказанные обязательны также для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Но особенности устанавливаются нормативно-правовыми актами соответствующего публично-правового образования.

Итак, если учреждение намерено провести реорганизацию, требуется прохождение следующих этапов.

1. Решение о реорганизации

Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с п.9-12 Постановления Правительства РФ от 26.06.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" решение о реорганизации федерального учреждения принимается в зависимости от вида реорганизации:

  • в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) принимается Правительством Российской Федерации;
  • в форме присоединения  (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации.
  • в иных случаях слияния или присоединения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;
  • если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством Российской Федерации.

Решение о реорганизации должно содержать:

  • наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  • форму реорганизации;
  • наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
  • наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
  • информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
  • перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Важно иметь ввиду: Изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией.

При необходимости в решении о реорганизации отражаются вопросы:

  • передачи имущества реорганизуемого учреждения уполномоченному органу по управлению имуществом;
  • источник финансового обеспечения расходов, связанных с проведением реорганизации.

2. Сообщения и уведомления

Налоговым органам.

Ст. 60 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (т. е. налоговый орган по месту нахождения учреждения), о начале процедуры реорганизации с указанием того, в какой форме производится реорганизация. Если в реорганизации участвуют два и более юридических лица (например, при слиянии), такое уведомление направляет юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации. К уведомлению должно быть приложено само решение о реорганизации. Уведомление о реорганизации подает реорганизуемое учреждение, а не орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Законодательством в прямом виде не установлен предельный срок, за сколько времени до реорганизации должно быть подано уведомление.

На основании упомянутого уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ее реорганизации или ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Такое сообщение направляется по форме С-09-4 (“Сообщение о реорганизации или ликвидации организации”), утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@.

Таким образом, реорганизуемое учреждение должно направить в налоговый орган и уведомление о реорганизации, предусмотренное ст. 60 ГК РФ, и соответствующее сообщение согласно НК РФ. Причем оба документа направляются в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации.

Кредиторам. Особое внимание при реорганизации юридического лица гражданское законодательство уделяет установлению гарантий прав его кредиторов. Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обязано в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Это уведомление составляется в произвольной форме. Очевидно, что это требование относится к учреждениям, прекращаемым в результате реорганизации, а также к учреждению, из которого выделяется новое учреждение, в части передаваемых обязательств. Следует иметь ввиду, что законодательство о регистрации юридических лиц никак не ограничивает перечень "кредиторов". 

СМИ.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации соответствующее юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц подлежат печати в журнале "Вестник государственной регистрации".

Если в реорганизации участвуют два и более юридических лица, то, как и при уведомлении налогового органа о начале процедуры реорганизации, уведомление о реорганизации публикует юридическое лицо, последним принявшее решение о ней, либо определенное решением о реорганизации, и делает это от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описываются порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Уведомление о реорганизации размещает в СМИ само реорганизуемое учреждение, или одно из реорганизуемых учреждений, которое будет назначен учредителем, а не учредитель. Так как размещение информации в СМИ является платной услугой, учредителю следует выделить учреждению средства на эти цели в форме целевой субсидии или разрешить использовать средства субсидии на госзадание.

Внебюджетным фондам.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление о предстоящей реорганизации, направляемое во внебюджетные фонды, также составляется в произвольной форме, но обязательно на бланке учреждения с подписанием уполномоченным лицом и проставлением печати. Представлять такое сообщение можно непосредственно (лично) либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Работникам.

В процессе реорганизационных мероприятий вносятся соответствующие изменения в документы работников, связанные с работой (трудовой договор, трудовую книжку, личную карточку по форме Т-2). Поскольку меняются существенные условия трудового договора, уведомления об изменении таких условий направлять работнику необходимо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.

Уведомление составляется в произвольной форме и вручается работнику лично под расписку, либо оно направляется по месту его жительства заказным письмом с уведомлением о вручении. Сделать это необходимо не позднее чем за два месяца до изменения существенных условий трудового договора (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Вместе с тем ч. 5 ст. 75 ТК РФ устанавливает, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, и поэтому никаких уведомлений направлять не требуется. В таких случаях в трудовые книжки работников просто вносится в установленном порядке соответствующая запись.

3. Передаточный акт

Ранее в нормах гражданского законодательства, регулирующих вопросы реорганизации юридических лиц упоминался "разделительный баланс". С 01.09.2014 в Гражданском кодексе "разделительный баланс" не фигурирует.

Передаточный акт требуется при разделении и выделении (ст.58 ГК РФ). Передаточный акт обязательно предоставляется в органы государственной регистрации при любом создании учреждения при реорганизации (ст.59 ГК РФ, ст.14 129-ФЗ), а также при реорганизации в форме присоединения (п.3 ст.17 129-ФЗ). 

Передаточный акт по реорганизуемому учреждению должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. А также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Установленная законодательством отчетность бюджетного учреждения, составляемая при реорганизации, не содержит достаточно подробных данных, которые должны содержаться в передаточном акте согласно ст.59 ГК РФ. 

4. Завершение реорганизационных мероприятий

Одним из наиболее значимых этапов реорганизации являются регистрационные процедуры, осуществляемые в соответствии с Законом № 129-ФЗ. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается реорганизованным.

Как правило, государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами (подразделениями ФНС РФ) по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (п. 1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Исключение составляет случай прекращения деятельности присоединенного юридического лица, когда регистрация производится уполномоченным органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

В зависимости от формы реорганизации меняется состав документов, которые реорганизуемая организация должна предоставить в регистрирующий орган (см. таблицу).

Перечень документов, предоставляемых реорганизуемой организацией в регистрирующий орган при различных формах реорганизации

Преобразование, слияние, разделение, выделение (ст.14 Закона № 129-ФЗ)

Присоединение (п.3 ст.17 Закона № 129-ФЗ)

1.Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

1.Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

2.Учредительные документы юридического лица.

2.Договор о присоединении.

3.Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3.Передаточный акт.

4.Передаточный акт.

5.Документ об уплате государственной пошлины.

6.Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.

В ст.14 п.1 пп."д"  перечисляется также "разделительный баланс", не предусмотренный нормами Гражданского кодекса РФ. В п.3 ст.17 "разделительный баланс" не упоминается.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Следует помнить, что момент государственной регистрации влечет за собой прекращение/возникновение ряда прав и обязанностей реорганизуемого учреждения.

До внесения регистрационных записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате налогов и сборов. Указанное следует из положений ст. 50 НК РФ:

  • правопреемнику переходит обязанность оплатить всю задолженность по налогам, штрафам, пеням (п.2 ст.50 НК РФ), за исключением реорганизации в форме выделения;
  • сроки по уплате для правопреемника устанавливаются такими же, как были для реорганизованного учреждения (п.3 ст.50 НК РФ);
  • при реорганизации в форме выделения никаких обязательств по уплате налогов, штрафов, пеней к выделенным учреждениям не переходит (п.8 ст.50 НК РФ);
  • при разделении учреждений обязательства по уплате налогов, штрафов, пеней переходят к созданным учреждениям в порядке, определенном в ГК РФ (п.7 ст.50 НК РФ), то есть, в соответствии с передаточным актом (п.3 ст.58 ГК РФ).

Также до даты государственной регистрации и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, что подтверждается п. 4 ст. 10 Закона № 212-ФЗ. В соответствии с законом, если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. При реорганизации плательщика страховых взносов уплату страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляет его правопреемник или правопреемники (п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций (подп. 6 ст. 23 Закона № 125-ФЗ). В частности, прежний работодатель обязан передать новому работодателю не только имущество, но и документацию, в том числе по соответствующему передаточному акту трудовые книжки работников, личные карточки по форме Т-2 и т. д. При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с Росархивом (п. 6, 7 ст. 23).

И наконец, как уже говорилось выше, федеральные законы могут устанавливать отдельные особенности реорганизации некоторых видов учреждений (например, порядок лицензирования и аккредитации реорганизуемых юридических лиц).

Бухгалтеру на заметку

Сдача отчетности

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, для постановки на учет данных подразделений компания может выбрать какую-либо одну инспекцию. Об этом сказано в письме Минфина России от 18.02.2010 № 03-02-07/1-60.

Второе обособленное подразделение в одном МИФНС ставится на учет на основании сообщения. В письме Минфина России от 09.03.2010 № 03-0207/1-100 отмечается, что в случае создания организацией нового обособленного подразделения на территории одного муниципального образования и подведомственной одному налоговому органу, в котором эта организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, учет этого нового обособленного подразделения осуществляется указанным налоговым органом на основании сообщения, представляемого организацией в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×